Мультфильм «Маша и Медведь»: Какие образы, такое и будущее
Каждый взрослый до сих пор помнит свое нетерпение в ожидании маленького чуда — времени просмотра мультфильмов, где любимые герои жили в каком-то сказочном и увлекательном мире.
Сегодня, всё больше родителей задумываются о пользе мультиков для ребёнка. Пользе, кроме той, что малыша можно занять на время, пока мама готовит ужин или занята другими делами. Некоторые недальновидные родители недооценивают глубокий смысл просмотра мультфильмов для детей. Сегодняшний мир мультфильмов почти не имеет границ, что ставит множество вопросов перед взрослыми.
Мнения психологов и специалистов о пользе и вреде мультфильмов на развитие детей многообразны, но все убеждены, что эта роль огромна. Многие специалисты убеждены, что до трёх лет вообще нежелательно смотреть телевизор и влияние на зрение играет тут далеко не главную роль, поскольку в мультфильмах содержится множество и информации мировоззренческого содержания. Другие предлагают целый комплекс развивающих и обучающих программ для детей уже с 1—1,5 лет. Сызмальства у детей развивается способность копировать и повторять действия других людей и даже животных, поэтому герои мультов, ставшие для ребёнка авторитетом, объектом для подражания, могут в какой-то мере научить сопереживать другим, быть добрым и справедливым или, наоборот, — злым и жестоким. С этой точки зрения мультфильм является мощным средством воздействия на воспитание и развитие мировоззрения детей.
В статье «Какие программы устанавливают мультфильмы в головы наших детей?» мы писали о стереотипах поведения, которые формируют у детей некоторые мультфильмы, и на развитие каких качеств подрастающего поколения направлено их содержание. Объектом же сегодняшнего рассмотрения будет мультсериал «Маша и медведь». Тема эта значима, поскольку сам мультфильм достаточно популярен, персонажи — бренд, американский журнал «Animation Magazine» внёс мультсериал в список из 250 проектов, которые, по их мнению, могут стать классикой будущего, а его продюсер и сценарист Андрей Добрунов назначен новым директором «Союзмультфильма».
В этой публикации мы вспомним:
· какова задача кино и мультипликации в культуре общества;
· какие стадии формирования проходит детская психика; (как формируется детское мировоззрение)
· кто, как и для чего может влиять на этот процесс;
· приведём краткое сравнение пропагандируемых в мультсериале ценностей с традиционными семейными, поскольку в сети достаточно много примеров;
· выясним, что несёт обществу на перспективу те образы и модель поведения, которые преподносятся через мультфильм;
· почему либералам от искусства нужны именно такие мультфильмы.
Мультфильмы — важнейшее из искусств
10 июня 1936 года в Советском Союзе появилась киностудия «Союздетмультфильм». Вероятно, идея его создания принадлежит лично И.В. Сталину. Содержание мультфильмов, как и фильмов он воспринимал как пропаганду, своего рода инструмент для просвещения, обучения, средства донесения определённой информации и формирования у людей того или иного мировоззрения:
«Кино есть величайшее средство массовой агитации. Задача — взять это дело в свои руки».
В наибольшей степени Сталин был склонен программироватьименно кино. И как вид искусства, более государственный, чем другие, то есть требовавший с самого начала работы государственного разрешения на неё и государственных затрат, и потому ещё, что он в своих представлениях об искусстве относился к режиссёрам не как к самостоятельным художникам, а как толкователям, осуществителям написанного.
— вспоминал писатель Константин Симонов.
Иосиф Сталин понимал значимость искусства кино и мультипликации, их силу воздействия на человеческие умы, поскольку люди не рождаются самодостаточными в морально-этическом плане, и до юношеского возраста проходят определённый путь психического становления, в котором нравственности отведено важное место.
Кино, после своего появления, действительно играет важнейшую роль в развитии культуры, но мультфильмы — более важны, поскольку их аудиторией являются только будущие зрители кинематографа, у которых только-только формируется нравственность.
О том, что нравственность в человеке нужно целенаправленно воспитывать утверждали и ранее, например, П. Гольбах:
Говорить, что нравственные идеалы врождённы или представляются результатом инстинкта, — это всё равно что утверждать, будто человек способен читать, не зная ещё букв алфавита.
или Джон Локк:
Нравственные правила нуждаются в доказательствах, следовательно, они не врождённы.
Овидий говорил:
Воспитывать нравственную составляющую человека — основная задача искусства. Искусства смягчают нравы.
Если же под воздействием различных обстоятельств культура искажает искусство, то высока вероятность того, что и общество, живущее в ней, будет неправедным и безнравственным в массовой статистике.
Понимание этого было уже в далёком прошлом. В качестве примера можно привести историю с Диогеном (412 до н.э. — 323 до н.э.), который ходил днём по городу Синопу с зажжённым фонарём и на вопрос о том, что он делает, отвечал: «Ищу человека», чем не признавал людей того общества в полной мере состоявшимися Человеками.
Управление и нравственность
В связи с этим политика Сталина была направлена не только лишь на ликвидацию безграмотности населения (ликбез проводился большевиками с 1919 года), поскольку она сама по себе не решает всех общественных проблем. В управлении любыми процессами важны не только знания и навыки, но и способность применить их в праведном русле развития общества, ответить на вопрос не только о том, каким быть обществу и его культуре, но и для чего им быть — для реализации каких целей, решения каких вопросов и достижения каких задач.
К сожалению нынешние управленцы зачастую не отвечают этому требованию, примером чему является — непрекращающийся кризис во всех сферах деятельности человека — экологической, экономической, социальной, культурной, экологической и т.п. Несмотря на высокие достижения «запада» в области технологий, мы живём в период всеобщего управленческого кризиса, который чаще называют биосферно-культурным.
Владимир Путин так же неоднократно заострял внимание на повышении качества управления. Например, в декабре 2014 года в Послании Федеральному собранию он указывал, что именно от качества управления зависит дальнейшая жизнь страны. При этом он подчёркивал, что это не просто заурядный вопрос, что это вопрос безопасности государства. Напоминал он об этом и в Санкт-Петербурге на Международном Экономическом Форуме: “Одним из важнейших шагов должен стать запуск механизма постоянного совершенствования управленческих кадров.”
Русская народная пословица говорит: Не научился Ванечкой — Иван Иванычем не научишься!
Она в достаточной мере выражает ту суть того, что совершенствование управленческих кадров начинается задолго до поступления в ВУЗы — в раннем возрасте и вся та информация, что человек получает позднее — загружается в уже сформированную систему стереотипов и нравственные установки воспитанные в детстве проецируются на результат управленческой деятельности, опыт и образование будущего общества, поскольку именно нравственность, как система оценок «нравится»/«не нравится»/«безразлично» связывает эти составляющие в психике каждого человека.