Тигрица (немного о женском образе)
Теперь обсудим одного из персонажей неистовой пятёрки – тигрицу. Образ тигрицы в этом мультфильме – единственный минус мультфильма с точки зрения нравственных посылов. Она – сильная, независимая, она знает, чего хочет, знает, как идти к своей цели, она старательно и прилежно занимается кунг-фу. Она – бесспорно, лучший ученик мастера Шифу. Тигрица всё положила на алтарь своих устремлений к высшей цели – стать воином дракона, то есть, говоря современным языком, главное для неё – карьера. Но нельзя забывать, что Тигрица – это женский образ, и, как видим, образ этот не несёт в себе ничего женского: ни стремления стать матерью, ни стать хорошей женой, ни найти свою вторую СИЛЬНУЮ половинку. Она – будущий воин дракона, и не нуждается ни в чьей поддержке и заботе.
Тигрица ради достижения мастерства в кунг-фу, ради звания «воин дракона» пожертвовала абсолютно всем, даже своей женственностью. По сути, тигрица – это прототип современной бизнес-леди, которая стремится выполнять далеко не самые женские функции: построение карьеры, занятие руководящих постов, зарабатывание денег, стремление к «самостоятельности», «независимости», к «атрибутам успеха» (машины, дорогие аксессуары, дорогие мобильные телефоны и т.д.). Понятно, что, для достижения таких целей семья и перспектива семейного быта – только помеха.
И тут происходит самое страшное в её жизни: несмотря на все свои старания, Тигрица не становится воином дракона, им становится некий По – неуклюжая панда, которая не имеет никакого представления о боевых искусствах. И эта панда должна остановить могущественного Тай Лунга! Тигрица, исходя из своего типажа, конечно же, не может смириться с таким решением. Она идёт против воли мастера Угвея, против воли судьбы, и решает в одиночку противостоять Тай Лунгу. Она полна ответственности и решимости и готова заплатить за свою ошибку жизнью. Вопрос: но почему в одиночку? Почему она сама не попросила своих товарищей, членов неистовой пятёрки, помочь ей? Может, потому, что просить о помощи – это есть проявление слабости (читай женственности), что не свойственно настоящему воину дракона, каковым она себя до сих пор считает.
Естественно, такой образ деструктивен для психики девочки, которая ещё только вырабатывает для себя ценностные ориентиры и шаблоны ЖЕНСКОГО поведения. Такой образ формирует представления о том, что девочкам вовсе необязательно стремиться к материнству, к тому, чтобы создать семью, чтобы обрести вторую половинку и стать чей-то второй половинкой. Возможно и другое целеполагание – построение успешной карьеры, причём абсолютно на любом поприще без опоры на кого или что-либо, главное – не уступать мужчинам, не давать слабинки.
Конечно, это не относится к случаям, когда родители хотят воспитать свою дочь именно в таком ключе. Но всё же, если родители хотят, чтобы и их дочери узнали счастье материнства и принесли им внуков, то лучше в них с детства закладывать правильные женские образы, формирующие представления о семье, о необходимости стать матерью, о внутрисемейных отношениях и обязанностях. В этом смысле стОит обратить внимание на наши русские сказки, где задан эталон такой женственности.
Панда по имени По
Для того, чтобы наиболее понятно раскрыть персонаж главного героя – панды По, мы начнём повествование с момента, когда он ещё не был воином дракона.
По воспитывается приёмным отцом. Отец его, господин Пинг, содержит забегаловку общественного питания – лапшичную. Готовить лапшу и продавать её – это истинное призвание Пинга, чего нельзя сказать о По. По явно не нравится работать продавцом лапши, и он всячески отлынивает от этой работы. По грезит совершенно о другом: он хочет изучать кунг-фу, стать членом неистовой пятёрки, которые являются его безусловными кумирами. Ведь недаром фильм начинается со сна, где По предстаёт в лице настоящего мастера кунг-фу. Ведь это не просто его сон – это ещё и мечта. Но, увы, жизнь в лице его приёмного отца – отличного повара лапши и в части отсутствия, на первый взгляд, соответствующих задатков определила его участь.
Меняет всё одно событие – церемония назначения воина дракона. По, проявляющий острый интерес к кунг-фу, естественно, хочет попасть на это мероприятие. Пинг отправляет его туда торговать лапшой, но По хочет посмотреть, кого выберут воином дракона. В своём желании попасть на церемонию он доходит до крайности: садится на тележку с фейерверками. Отец застаёт его за этим занятием, и далее идёт очень важный момент:
Отец спрашивает: Я не понимаю, ведь сегодня ты видел лапшичный сон?
По отвечает: Я соврал. Не лапша мне приснилась, пап. Я люблю кунг-фууууууу!!!
Эта главная метаморфоза, которая происходит в панде по имени По. По начинает чётко понимать, чего он хочет в жизни, и честно признаётся в этом отцу. Именно это событие и определяет его дальнейшую судьбу, как героя. Он очень этого хотел, и судьба дала ему такой шанс. Но не наоборот. Именно в такой последовательности: сначала персонаж САМ определился, чего он хочет в жизни, и готов пожертвовать ради этого своим прежним комфортным существованием, а затем уже его преобразование в настоящего героя.
Часто бывает совсем иначе. Сначала главному герою окружающие постоянно твердят, что он избранный, но при этом он не проявляет никаких желаний и стремлений к тому, чтобы таковым стать. Более того, в своей повседневной жизни он не проявляет никаких особенных талантов, зачастую, послушно прогибается под любыми ударами судьбы, что уже не характеризует его как героя, способного изменить ход вещей. Но постоянная мантра об избранности, постоянное сваливание на главного героя всех проблем, так как, по мнению окружающих, только он способен их решить, и случай делают своё дело – герой и вправду становится таковым. Мы вернёмся к этой теме при анализе третьей части, где уже будут совершенно иные посылы.
Становление героя
Итак, По, волею случая, становится воином дракона. Как уже говорилось ранее, мастер Угвей видит в этом не просто случайность и послушно принимает «подарок судьбы». Но мастер Шифу, столько лет готовивший неистовую пятёрку, абсолютно не согласен с принятым решением. Он начинает строить против По настоящие козни, чтобы тот сам отказался быть воином дракона.
И это первая проверка характера По. Он послушно терпит все удары (в буквальном смысле) и насмешки со стороны окружающих. В какой-то момент он уже почти готов сдаться, но, получив мудрое наставление от мастера Угвея, всё же решает остаться и продолжить обучение.
И в этом очень важный посыл, особенно детям. Очень часто бывает так, что далеко не всё сразу начинает получаться, иногда приходится набить изрядное количество шишек, прежде чем достигнуть желаемого. Это проверка на решительность, на непреклонность сформировавшегося намерения. Важно не бросать начатое, а упорно добиваться поставленных целей, работая над собой каждый день.
С другой стороны, мастер Угвей даёт и мудрое наставление мастеру Шифу по поводу того, что ему необходимо выработать подход к обучению панды. Диалог очень образный, и просто пропитан восточной философией, предлагаем ещё раз им насладиться:
Шифу: Панда не может быть воином дракона. Его вообще здесь не должно было быть. Это – случайность!
Угвей: Случайности – не случайны.
Шифу: Да, я знаю. Вы это уже говорили. Дважды.
Угвей: Что ж, и это тоже не случайность.
Шифу: Трижды.
Угвей: Друг ты мой старинный, панда не выполнит своего предназначения, а ты своего, пока не расстанешься с иллюзией, будто всё в этом мире зависит от тебя.
Шифу: С иллюзией?
Угвей: Да. Взгляни на это дерево, Шифу. Я не заставлю его цвести, когда мне будет угодно или принести плоды раньше срока.
Шифу: Но кое-что от нас зависит (бьёт ногой по дереву). Я захотел, и этот плод упал. И от меня зависит, где посадить семя (разбивает плод и кладёт косточку в лунку), и это вовсе не иллюзия мастер.
Угвей: Да, но что бы ты ни делал, из этого семени вырастет персиковое дерево. Ты можешь хотеть, чтобы выросла яблоня, но вырастет персиковое.
Шифу: Персиковое дерево способно победить Тай Лунга?
Угвей: Может, и способно, если ты пожелаешь направить его, взрастить, поверить в него.
и т.д.
Шифу в какой-то момент и сам начинает понимать свою проблему, как учителя – он не знает, как из толстой, ленивой панды сделать воина дракона, в чём честно признаётся По. Но затем опять же случай преподносит ему решение: оказывается, По очень любит кушать, и ради еды готов преодолевать любые преграды, карабкаться на любые стены, сидеть в идеальном шпагате. Этот стимул и начинает впоследствии использовать мастер Шифу для тренировки своего нового ученика. Сначала это похоже не на процесс обучения, а как на некую дрессировку, в которой панда бездумно следует за своими инстинктами и рефлексами, не вникая в суть происходящего, подобно собаке Павлова, но сцена с пельмешкой, когда По в конце отдаёт её своему учителю, говорит о том, что По прекрасно понимает, что происходит, и делает он всё это не только ради того, чтобы покушать – он реально хочет научиться кунг-фу.
Идея с едой нужна лишь для того, чтобы обозначить очень важную мысль: в обучении большую роль играют не только способности ученика, но ещё и подход учителя. От учителя в процессе обучения также зависит очень многое, без качественно выстроенной учебной методики даже способный ученик может не достигнуть желаемого результата. Это ещё один важный аспект темы учитель-ученик.
Путь обучения По завершён, его уже познакомили с секретным свитком, где, как оказалось, ничего нет. Проторенные дорожки позади. Теперь перед воином дракона стоят новые задачи: разгадать тайну секретного свитка и победить Тай Лунга. Мастер Шифу возлагал на секретный свиток большие надежды, но они не оправдались, поэтому он предлагает По вместе с остальными жителями покинуть долину, а он попытается остановить своего бывшего ученика.
То, какое решение примет По, и определит его дальнейшую судьбу: станет ли он настоящим воином дракона или будет скрываться в тени грозного Тай Лунга.
Сражение с Тай Лунгом
Беседа с отцом помогает ему По понять тайну свитка. Она состоит в том, что никакого секрета нет, и всё зависит только от него самого. Никто, кроме него, воина дракона, не сможет победить Тай Лунга, и суть состоит лишь в том, готов ли он взять на себя всю полноту ответственности за свои действия, не перекладывая её на чужие, пусть даже более опытные и мудрые, плечи мастера Шифу.
По принимает верное решение – он вступает в бой с Тай Лунгом. И именно бой с Тай Лунгом раскрывает По, как настоящего героя. Так, например, демонстрируется, что бойцы неистовой пятёрки были зажаты в традициях, отформатированы правилами. По, в свою очередь, обладает более живым умом, способен мыслить нестандартно (сцена с кастрюлями на ходулях – явная адаптация палочек с пельмешкой к реальным боевым условиям), так как не настолько погружён в обрядовость и ритуалы. Он умело начинает использовать свои недостатки (свою неуклюжесть, свою полноту) в борьбе с Тай Лунгом, превращая их в свои достоинства. И верхом его достоинств, как героя, становятся его пытливый ум и любознательность, благодаря которым он САМОСТОЯТЕЛЬНО освоил специальный захват уси. С помощь этого захвата По и одерживает окончательную победу над своим врагом.
Кунг-фу Панда 2 (2011)
О сюжете
Во второй части франшизы у воина дракона По появляется новый враг – павлин лорд Шэнь. На этот раз По предстоит не только победить врага, но и столкнуться со своим прошлым, узнать, как погибли его родители, определиться в отношениях со своим приёмным отцом – господином Пингом.
Скелет второй части во многом похож на скелет предыдущей:
1. В первой части панда по имени По должен был освоить кунг-фу и, познав тайну свитка дракона, стать настоящим воином дракона. Для решения этой задачи По должен был осознать, кто он есть на самом деле, научиться использовать свои недостатки как достоинства. Во второй части По предстоит новая задача – обрести внутренний покой, и для этого он должен столкнуться со своим прошлым и осознать его.
2. В первой части направлял По мастер Угвей, отчасти мастер Шифу, во второй части роль наставника сыграла вещунья и отчасти мастер Шифу.
3. Победа над врагом в обеих мультфильмах лежит в плоскости решения внутренних противоречий: в первой части По решает, достоин ли он, неуклюжая, неповоротливая панда, быть воином дракона; во второй части По необходимо смириться со своим прошлым, «переварить» столь значимые и трагичные события его жизни.
Как увидим далее, скелет третьей части также во многом похож на предыдущие. Теперь посмотрим на героев мультфильма.
Лорд Шэнь
Как уже было сказано ранее, новый враг По – павлин лорд Шэнь. В самом начале мультфильма рассказывается целая предыстория того, как лорд Шэнь встал на тёмный путь. Павлины изобрели фейерверки, благодаря чему стали правителями провинции Гун Мэнь. Но у фейерверков была и обратная сторона: они могли быть использованы как порох для оружия, вместо красоты и света могли нести разрушение и смерть. Это открытие и сделал лорд Шэнь, что очень огорчило его родителей. Они решили обратиться к вещунье за помощью. Вещунья предсказала, что если лорд Шэнь продолжит идти по тёмному пути, то будет повержен чёрно-белым воином.
Отступление. Тут снова надо отдать должное создателям картины за такое детальное погружение в историю Китая, ведь, как известно, именно в Китае изобрели фейерверки и порох.
Лорд Шэнь решил изменить свою судьбу, но следующий поступок определил её. Он уничтожил всех панд, в том числе, как мы узнаем в дальнейшем, и родителей По, за что и был изгнан из провинции Гун Мэнь. Но лорд Шэнь обещал вернуться.
По ходу мультфильма мы наблюдаем, как тщеславие, высокомерие и жажда власти постепенно заполняют душу лорда Шэня – ему уже недостаточно провинции Гун Мэнь, ему уже нужен весь Китай. С изобретением грозного оружия, которое способно остановить любого мастера кунг-фу, лорд Шэнь ощущает своё всесилие, поэтому погружается в абсолютную вседозволенность.
Вещунья пытается вразумить Шэня, указывая на то, что даже покорение всего Китая не заполнит его внутренней пустоты, не наполнит бездонную чашу тщеславия. Но лорд Шэнь её не слышит, считая, что счастье можно только завоевать.
Путь становления лорда Шэня, как главного злодея, абсолютно логичен. Зло предстаёт как зло, без каких-либо оправданий непониманием окружающих, недооценки способностей и безапелляционного осуждения содеянных поступков. Тут лишь мнимое высокомерие, крайне завышенная самооценка, постоянно подогревающая идею, что Шэнь достоин бОльшего. Лорд Шэнь сам принимает решение идти по такому пути, сам, всё больше и больше «подкармливая не того волка», погружается в состояние злобы ко всем окружающим, даже к собственным родителям. Жажда власти также не появляется на пустом месте:
«Безудержная жажда власти – психологическая проблема. И решается она тоже через психологию. Достаточно создать условия, чтобы она не возникала, и никаких проблем нет. А главные условия – правильное воспитание, не позволяющее возникать никаким комплексам неполноценности. Этот комплекс – главная движущая сила самого явления безудержной жажды власти. Ведь кем чувствует человек с этой самой жаждой, когда власть теряет? Правильно! Неполноценным!» «Последний американец» А.Богатырёв
И лорд Шэнь сам взращивает это в себе. Эгоизм и психологические проблемы – и есть самое главное уязвимое место Шеня. Вследствие своего высокомерия он недооценивает воина дракона По, считая его глупым, слабовольным и жалким. Именно поэтому он обречён на поражение.
Господин Пинг
Во второй части нам немного раскрывается этот персонаж. Рассказывается целая история, как молодой Пинг нашёл маленькую панду в коробке с редиской и решился взять её на воспитание. Однако по поводу этого персонажа, несмотря на всю его добродетель, возникает несколько вопросов. Ну, например, почему у него нет семьи, жены, своих собственных детей?
Вообще, по ходу мультфильма, можно заметить, что Пинг – это единственный персонаж, у которого абсолютно стёрты гендерные признаки. Если, например, его бы называли не господином Пингом, а ГОСПОЖОЙ, и говорил бы он женским голосом, от женского лица, то это не вызвало бы никакой диссоциации – было бы всё тоже самое: гусыня, стоящая на кухне в непонятной шапочке, которую заботит лишь состояние сытости своего дитя. И очень важно, что это – ОБРАЗ, пусть и приёмного, но ОТЦА! Запомним эту мысль, она будет дополнять картину при анализе третьей части.
Тигрица
Если персонаж господина Пинга от мультфильма к мультфильму теряет гендерные признаки, то Тигрица всё более обретает черты мужественности. Во второй части По несколько раз вступает с ней в поединок и всё время проигрывает, и не потому, что Тигрица относится к слабому полу, а потому, что она реально сильнее его.
Один показательный поединок произошёл на корабле, когда По бьёт Тигрицу в руку, не причиняя ей никакого вреда, а сам корчится от боли. Тигрица объясняет это тем, что она отрабатывала удары в роще железных деревьев у дворца, поэтому совсем не чувствует боли. Причём занималась она этим двадцать лет, за что По назвал её бронёй (почти железной леди). Победив По буквально одной рукой, Тигрица говорит ему следующее: «А потом, мне кажется, ЖЁСТКИЕ стили – это не твоё!» То есть, стало быть, её?! И это ЖЕНСКИЙ образ!!! И снова в голове встаёт вопрос: «Почему она при всём её упорстве (двадцать лет набивала руки в роще железных деревьев), МУЖЕСТВЕННОСТИ (к ней применимо это слово), силе (воин дракона в противостоянии с ней ни разу не одержал победы, а таковых схваток во второй части было две) не стала воином дракона?»
Очевидно, что образ стальной леди – это маска, которую Тигрица надела, и при общении наедине с По в ней мелькнуло желание её снять, но оно было перебито друзьями из неистовой пятёрки, которые вмешались в этот откровенный разговор. Она настолько привыкла её носить, что эта маска вросла в неё и почти стала её истинным лицом, фактически убив надежду на пробуждение какой-либо женственности.
Кульминацией уничтожения в Тигрице всякого женского начала стала сцена объятий с По в конце мультфильма. По обнимает Тигрицу, но на её лице появляется удивление, дискомфорт. Оказавшись в объятиях, она ощущает себя не в своей тарелке. У её товарищей из неистовой пятёрки при виде такой картины также на лице не возникает ничего кроме удивления – они понятия не имеют, как их броневая подруга отреагирует на такие нежности.
Тема приёмных родителей
Ещё с первой части мультфильма понятно, что Пинг – ненастоящий отец По. Но в первой части он не признаётся в этом своему приёмному сыну-панде, да и сама история с родителями остаётся не освещённой. Во второй части эту тему создатели картины раскрывают «во всей красе».
На деревню, где жили его родители, напал лорд Шэнь со своим войском, так как, исходя из предсказаний вещуньи, хотел уничтожить всех потенциально возможных чёрно-белых воинов. Отец По встал на защиту своей семьи, а мать, спасаясь бегством, оставила По в ящике с редиской. В таком виде По нашёл Пинг.
Пинг рассказывает По об этом. И в какой-то момент По запутывается в своём отношении к приёмному родителю – он не знает, называть ли Пинга отцом, относиться ли к нему как к отцу.
Пинг: Не уходи, По.
По: Я должен идти. Я – воин дракона. Работа у меня такая – спасать кунг-фу. Если не пойду, кто я после этого.
Пинг: Ты – мой сын… Верно?
По не знает, что ответить Пингу, поэтому просто говорит: Ээ, пока.
Эта ещё одна вещь, которую он должен «переварить», чтобы обрести внутреннюю гармонию.
После осознания своего прошлого, обретения душевного равновесия и победы над лордом Шэнем По возвращается домой. Он понял, кто есть Пинг для него. Конечно же, он – его отец, несмотря на то, что приёмный. По теперь понимает, что именно благодаря Пингу он выжил, вырос и стал тем, кто он есть.
По: Я узнал, почему я оказался в корзине с редиской.
Пинг: Узнал?
По: Я знаю кто я.
Пинг: Знаешь?
По: Я – твой сын. Я люблю тебя, пап.
Пинг: Я тоже тебя люблю, сынок.
Мысль, конечно, очень правильная. Если приёмные родители хорошо относятся к своим приёмным детям, любят их, воспитывают, то почему приёмные дети должны относиться к ним как-то иначе, чем как к своим родителям? Это очень важный, серьёзный вопрос, который поднимают создатели мультфильма, пытаясь донести до детей, до всего общества, что приёмные родители – это такие же родители, что они также хотят быть любимыми и востребованными, что они тоже хотят, чтобы их считали мамами и папами.
Внутренний покой
Вся красота философии второй части мультфильма «Кунг-фу панда» раскрывается в этом аспекте. Теперь воину дракона недостаточно простых тренировок кунг-фу, недостаточно освоения новой супертехники кунг-фу или нового суперприёма. Ему необходимо достичь внутреннего равновесия, духовной гармонии.
Мастер Шифу, демонстрируя последнее упражнение мастера Угвея с каплей, объясняет По, что каждый мастер должен найти свой путь к внутреннему покою. Один из путей – это непрерывная медитация в пещере без еды и воды в течение пятидесяти лет, другой – через боль и страдание.
Кстати, сама сцена с каплей очень ярко демонстрирует всю эстетику и глубину восточной философии и восточных боевых искусств в целом, что также говорит о детальной проработке той культуры, куда погружают зрителя.
Напутствие мастера Шифу оказывается пророческим, и По находит своё испытание, преодолев которое он обретёт внутренний покой. Лорд Шэнь – не просто его враг, он – есть встреча По с потрясениями прошлого. И мы видим, что ещё с первой схватки с павлином По сильнее его физически, но при виде символа, впечатанного в его память с самого детства, он начинает испытывать страх, теряет равновесие, поэтому уступает Шэню.
Для По гибель родителей – это настолько пугающие воспоминания, что он заблокировал их, поэтому почти ничего не помнит. «Удивительно, что ты помнишь так мало, – говорит вещунья, – может, ты всё-таки помнишь?»
Но отказ от прошлого, попытка похоронить те события в глубинах своей памяти может быть опасна для психики. По начинают сниться кошмары – столь значимые и трагичные воспоминания пытаются вырваться наружу, нарушая внутреннюю гармонию. Основным мотивом, почему он отправляется остановить лорда Шэня вместе с неистовой пятёркой, как раз и является попытка разобраться в себе. На вопрос Тигрицы, почему он отправился с ними, По отвечает: “Я узнал, что мой папа совсем мне не папа”.
Вот, что движет главным героем, а вовсе не желание одолеть очередного врага.
Не разобравшись в себе, пытаясь остановить лорда Шеня, По, как и следовало ожидать, терпит поражение. Теперь он оказывается в руках мудрой вещуньи, которая помогает найти По путь к внутреннему покою и гармонии. Её напутствие звучит так: «Это прошлое твоё, прими его».
И снова перед По мелькают картины прошлого, но он уже не вздрагивает в испуге, не вскакивает в холодном поту, как от кошмара, он делает последнее упражнение Угвея…
Теперь По возвращается абсолютно готовый встретиться со своим главным кошмаром – убийцей своих родителей – лицом к лицу. Он не испытывает перед ним ни страха, ни злости, нет в нём желания отомстить – он обрёл гармонию, он принял события прошлого, понимая, что уже не сможет их изменить. Теперь он готов двигаться дальше, осознавая, что именно поступки в настоящем определяют, кто ты есть…
Лорд Шэнь: Как ты обрёл внутренний покой? Я лишил тебя родителей, лишил всего. Эти шрамы на всю жизнь.
По: Так в этом всю дело Шэнь… Раны затягиваются… Шрамы исчезают. Ты должен перестать жить прошлым, потому что то, что было, уже не важно. Важен твой нынешний выбор, кем ты хочешь быть сейчас.
Это, пожалуй, главная мысль, которую несёт в себе мультфильм.
Кунг-фу Панда 3 (2016)
В 2016 году на экраны вышел третий мультфильм франшизы Кунг-фу Панда. На этот раз главному герою, панде по имени По, предстоит новое сражение со злодеем по имени Кай. Кай – это огромный бык с большими рогами, который не только мастерски владеет нефритовыми ножами на цепи, но и ещё умеет управлять энергией ци и даже отнимать её. Кай придёт из царства мёртвых и оживит события дней минувших, дней, когда мастер Угвей и Кай были лучшими друзьями. Воину дракона По для победы снова предстоит встать на путь познания, на этот раз он должен научиться управлять энергией ци.
На фоне основного сюжета, как и в предыдущих частях, снова развивается целая история о семье По. Однако в третьей части появляются некоторые моменты, которые в корне отличают эту серию от первых двух, хоть и линия повествования, скелет сценария остаются схожими. Для того чтобы понять, что в третьей части не так, надо немного погрузиться в детскую психологию.
Ребёнок рождается, имея в распоряжении лишь информацию, записанную в своих генах, в плане социального опыта и понимания принципов существования человека среди других людей – он абсолютно чист. И с самого момента рождения он начинает познавать этот мир, формируя в своём мировоззрении образы, а в своей голове – нейронные связи. Чем взрослее ребёнок становится, тем более устойчивы эти образы и менее подвержены каким-либо изменениям. Поэтому крайне важно то, какой мир, какая КУЛЬТУРА окружает ребёнка с самого детства, какие образы они несут.
Под термином «культура» следует понимать, прежде всего, всю ту информацию (знания и теоретически неформализованные навыки), которая в обществе есть, но не передаётся от поколения к поколению в готовом для употребления виде на основе работы генетического аппарата; культура передаётся от поколения к поколению на основе взаимоотношений людей в обществе и на основе «артефактов» — памятников культуры, носителей информации, что в совокупности составляет культурную среду общества в целом.
Чем чаще культура, окружающая дитя, транслирует определённые стереотипы, тем больше вероятность того, что ребёнок станет носителем именно этих стереотипов, и начёт ретранслировать их, воспроизводя ту культуру, в которой он вырос. Поэтому также крайне важно обеспечить определённую чистоту информационного поля ребёнка с самого его рождения, поддерживать те хрупкие образы культуры, которые знакомят маленького человечка с такими понятиями как: добро, любовь, справедливость, честь, ответственность, правда и, конечно же, семья. Именно такие понятия и формируют из биологического материала гомо сапиенс настоящего человека с большой буквы «Ч».
С определённого возраста ребёнок начинает себя самоидентифицировать, определять своё место в социуме. Первая социальная ячейка, с которой сталкивается малыш – это семья. Ребёнок начинает формировать и закреплять в своём мировоззрении, что такое семья, из кого она состоит, кто и какую роль в семье выполняет. Проявляется эта самоидентификация в постоянном поиске членов семьи (пап, мам, братьев, сестёр, бабушек, дедушек) во всех сюжетах, картинках, которые попадают в поле зрения малыша. Об этом прекрасно знали наши предки, поэтому наши сказки несут в себе этот образ.
Посмотрите на сказку «Три медведя» – она очень показательна с точки зрения формирования образа семьи. Девочка попадает в дом к медведям и там находит три чашки, три стула, три кровати – побольше, поменьше и самые маленькие, соответственно. Все эти вещи принадлежат разным членам семьи медведей. Самые большие принадлежат отцу, поменьше – матери, самые маленькие – их ребёнку. Таким образом, сказка рассказывает, что такое семья, из кого она состоит. И важен финал этой сказки. В финале, напомним, девочка ложится в кроватку Мишутки. Сказка таким образом объясняет роль и место ребёнка в семье, помогает читающему (скорее слушающему, так как читают родители) её малышу разобраться, кто он в своей семье, понять, что он – ребёнок и у него есть родители.
Почему так важно заложить в ребёнка образ нормальной, полноценной семьи? Потому что именно такой образ семьи обеспечит воспроизводство потомства – будущих носителей нашей культуры, языка, наших традиций. Именно поэтому важно этот образ постоянно культивировать в среде массмедиа.
Итак, это было небольшое отступление. Оно поможет нам более полно сформировать картину происходящего. Вернёмся к мультфильму Кунг-фу Панда 3.
По сюжету, в долине, где живёт По, появляется его настоящий биологический отец – Ли Шань. По и Ли быстро находят общий язык, так как они оба – панды, и имеют схожие биологические потребности в еде, сне и т.д. Приёмный же отец По быстро оказывается на втором плане, и на этом якобы выстраивается некий конфликт двух отцов: биологического и приёмного.
Далее отцам всё же удаётся найти общий язык друг с другом. Да и сам По одинаково хорошо относится к обоим «родителям». В какой-то момент, видя их слаженную работу в драке с врагами, По даже восклицает: «Ай, да папы!»
И, вроде бы, всё правильно – так и должен поступить сын, обретя родного отца. Но есть одно «но» – это правильно и нормально выглядит в глазах взрослого человека с уже устоявшимися и укоренившимися образами и взглядами на семью. Для ребёнка всё выглядит несколько иначе: ребёнок, как уже сказано было выше, пытается идентифицировать семью – он хочет найти папу, маму и их дитя. Он ещё занимается формированием образа нормальной семьи и ищет примеры в мире, который его окружает. И тут возникает ещё одна вещь, которая, безусловно, в предыдущих частях была изъяном с точки зрения воспитательной функции, но здесь обретает более серьёзное значение – это та вещь, которую мы просили запомнить, а именно: полное стирание гендерных признаков у приёмного отца По.
И если настоящий отец По выглядит мужчиной, то Пинг с этой точки зрения не совсем понятно кто. К тому же в сложившейся «семейной идиллии» Ли Шань и Пинг неплохо дополняют друг друга, так как Пинг выполняет больше роль не отца, а матери: в мультфильме он постоянно готовит, следит за тем, чтобы По не был голодным, собирает еду ему в дорогу, даже есть момент, когда он бегает за ним с тарелкой.
Таким образом, вырисовывается не совсем чёткое и явное, но достаточно осязаемое распределение гендерных ролей между приёмным и биологическим отцом По. В результате этого ребёнок, который, как мы помним, стремится сформировать в своей голове законченный образ семьи, может легко посчитать Пинга – мамой, Ли Шаня – отцом, а По – их ребёнком. И, видя в мультфильме, радостную реакцию По на сложившуюся ситуацию («ай, да папы!») ребёнок, уж будьте уверены, также легко перенесёт её в жизнь. И самая главная опасность здесь состоит в том, что ребёнок, столкнувшись с такой семьёй, состоящей из двух пап, вполне может нормально к этому отнестись, поскольку он уже это где-то видел. И там, где он это видел, это не выглядело как-то необычно, не вызывало какого-то удивления или неодобрения, напротив, всё выглядело очень даже празднично и весело.
Если такой образ в сознании ребёнка будет поддерживаться и подкрепляться массовой культурой, то ребёнок может вырасти уже с совсем иными представлениями о нормальной семье, что мы видим во многих европейских странах (не за год же они стали настолько толерантными, что официально разрешили однополые браки – это результат многолетней работы).
Никто сейчас не говорит и даже не намекает на то, что Ли Шань и Пинг – педерасты, никто не говорит о том, что По либо его отцы как-то неправильно поступили в данной ситуации. Речь сейчас совершенно о другом. Речь о детском восприятии и об образе семьи, формируемом в мультфильме. И этот образ далёк от таковых в традиционных сказках и классических детских произведениях, и может аукнуться в будущем, когда на головы уже взрослых людей, воспитанных на подобных творениях, рухнет очередной законопроект о легализации однополых браков с призывами соблюдать права секс-меньшинств.
В конце мультфильма есть интересный момент: По отправляется в мир духов. Родной отец По предлагает всем собраться в круг и помочь По в потустороннем мире. При этом каждый в круге поднимает ладонь и произносит, кто он есть по сути. Звучит такая фраза: «По, ты открыл нам, кто мы есть по своей сути.» И по сути выходит следующее: биологический отец По произносит «отец», приёмный отец По произносит «семья» (но он тоже отец, его По признал отцом ещё во второй части), и кадр с Пинга снова переносится на Ли Шаня (ребёнку без слов объясняют это – семья). Сие действие происходит на фоне самого острого по переживанию момента картины: По вот-вот должен погибнуть, но в области сердца у него появляется светящаяся ладонь, и он оживает.
Здесь стОит задаться вопросом: «А случаен ли этот момент в мультфильме?» Или это всё-таки вброс в сознание ребёнка определённого ОБРАЗА СЕМЬИ, привязка определённых слов и действий к яркому переживанию, так называемое якорение.
“Якорь получается, когда на пике состояния происходит какое-то событие. И мозг связывает событие (теперь это уже можно называть стимулом или триггером) и состояние – и получается якорь. Например, если в тот момент, когда человек испытывает сильную радость, дотронуться до его плеча, то после при точно таком же прикосновении к его плечу, он опять будет испытывать радость. Как у собаки в экспериментах Павлова текла слюна, когда звенел звонок”.
И всего сказанного следует, что с точки зрения формирования образа нормальной здоровой семьи мультфильм Кунг-Фу Панда 3 не только не полезен, но и можно с полной уверенностью утверждать, несёт определённый вред.
Из этого не следует, что ребёнок, посмотрев такой мультфильм, обязательно станет педерастом и создаст однополую семью. Как уже говорилось ранее, ребёнок ещё только формирует свои стереотипы и если эти стереотипы постоянно подпитываются внешней средой, его окружающим миром, только в этом случае они становятся устойчивыми. Если ребёнок живёт в нормальной здоровой семье, если он помещён в среду, где образ такой семьи преобладает, то и стереотип у него будет соответствующий, и мультфильм, возможно, не особо повлияет на его мировоззрение. Но сейчас уже ни для кого не секрет, что из себя представляет современная массмедиакультура, и какой удар она наносит по институту семьи, постоянно подкрепляя псевдонаучными передачами, статьями, художественными фильмами, медийными персонажами совсем иные образы семьи, мужчины, женщины, материнства, отцовства как такового. Поэтому стереотип, который вбрасывается в детское сознание, ещё неспособное критично мыслить, через вот такой вот мультфильм, может вполне получить подпитку в будущем, и поэтому желательно с самых ранних лет и до определённого возраста ограждать своё чадо от подобных образов и ситуаций.