Посвящение во взрослые «помойные» СМИ (-)
«Зверополис» также явно нацелен на посвящение зрителей во взрослые, деструктивные медиа-продукты.
Мультфильм содержит отсылки к «недетскому» контенту: фильму «Крестный отец» и сериалу «Во все тяжкие». В мультфильме есть соответствующий сленг из взрослого кино: «Главное, не делай больших ставок на этот «глухарь», «Прошу передать привет моей покойной бабушке», «Услуга за услугу» и т.п. Образы бандитов здесь абсолютно недетские: это мистер Биг с помощниками, Фенёк, Хорьковиц.
Также напомню, что рекламные постеры мультфильма были сделаны с отсылками к взрослым фильмам: «50 оттенков серого», «Звездные войны», “Парк Юрского периода” и т.д.
В результате в фан-группах «Зверополиса» мы можем увидеть совершенно взрослый фан-арт, например, Джуди в стиле «Дэдпула», Джуди и Ник в стиле «Мистера и миссис Смит» и пр. Создатели продукта такого эффекта и добивались. Максимального сокращения разрыва между рейтингом 6+ и 21+ и скорейшего посвящения детей в помойку под названием современный, взрослый кинематограф.
Агрессия (-)
Мультфильм содержит ряд напряжённых и пугающих моментов, связанных с агрессией (случаи «одичания» хищников, сцены борьбы главных героев с заговорщиками и пр.).
Теперь, справедливости ради, отразим оставшуюся позитивную сторону мультфильма. Помимо тех частично позитивных идей, что уже упоминались выше: расширение возможностей и преодоление природы – если рассматривать это в разумных границах, «Зверополис» содержит и несколько других позитивных идей, которые хоть и хороши, но, к сожалению, не имеют решающего значения и не перевешивают негативные.
Вера в свою мечту и целеустремленность (+)
Личная история Джуди – это классическая история веры в свою мечту, преодоления себя и достижения своих целей. То, как упорно героиня следует зову сердца, является во многом положительным примером. Джуди на своём пути слышит множество отговорок, но не перестает верить в себя.
Поскольку она верит в себя, судьба постоянно подкидывает ей удачные случаи (Барашкис узнаёт, что Джуди будет искать Выдрингтона, что спасает главную героиню от увольнения; мистер Биг помогает Джуди, поскольку Джуди до этого спасла его дочку и др.).
Этот смысловой слой мультфильма во многом является положительным: верь в себя, не позволяй своим и чужим сомнениям тебя сбивать, и тогда удача будет на твоей стороне, и всё получится.
Позитивное мышление (+)
Ещё один хороший момент мультфильма – это позитивное мышление. Как мы видим, Джуди постоянно сталкивается с непониманием и непринятием, но это почти никогда не сбивает её ход мыслей. Она практически никогда не реагирует на оскорбления или сомнения других, показывая положительный пример самообладания.
· Джуди в ответ на «Если не рвёшься в высоту, шишек не набьёшь»: «Я не боюсь шишек».
· В ответ на «В полиции ещё не было ни одного кролика»: «Ну, тогда придётся мне быть первой, поскольку я наверняка могу там пригодиться».
· «Говорят, бояться надо лишь одного – своего страха».
· После первого неудачного рабочего дня: «Утро вечера мудренее».
Дружба (+)
Дружеские отношения Джуди и Ника также отчасти являются позитивным направлением мультфильма.
К сожалению, никакие положительные моменты в «Зверополисе» не перевешивают центральной деструктивной идеи мультфильма, оставаясь лишь на периферии сюжета. Важно помнить, что в мультфильмах, скрыто продвигающих вредные идеи в массы, положительные идеи нужны по большей части в качестве «ширмы» или отвлекающего манёвра. Если бы создателям таких продуктов можно было бы распространять деструктивные идеи без скрытого манипулирования смыслами, то, поверьте, они бы так и делали. Реальных целей воспитать что-то хорошее в зрителях в таких м/ф никогда не преследуется.
Подведём итоги
Наркотики
Присутствует сцена с химической лабораторией, которая является копией лаборатории из сериала «Во все тяжкие», где производились наркотики.
Секс
Присутствуют женские сексуализированные персонажи (мимика и язык тела Джуди в некоторых сценах, образ певицы Газелии). Присутствует сцена с нудистами, в которой подразумевается видение главной героиней «деталей» наготы зверей-нудистов.
Насилие
Присутствие пугающих сцен, связанных с насилием и агрессией (в основном – случаи одичания хищников).
Мораль
Отрицательные стороны:
· мультфильм продвигает «толерантное (социальное) слабоумие». Показывая социальную группу нереалистичных нехищных хищников (отсылающих к неубивающим убийцам, неворующим ворам, непьющим алкоголикам, необманывающим обманщикам и всё в этом же стиле), мультфильм работает на неразличение зрителем опасных социальных групп и неопасных, подготавливает размытое «социальное зрение» и социальную неразборчивость (все – хорошие и все друзья, кроме нетолерантных отрицателей). Главной опасной социальной группой изображаются нетолерантные граждане (Барашкис и компания), которые восстанавливают главную характеристику хищной социальной группы – делают хищников хищными. Это отсылает к корректному восприятию опасного опасным, хищного хищным, восприятие убийцы – убийцей, афериста – аферистом, вора – вором и т.д. Мультфильм запутывает зрителя и подводит к идее, что такое восприятие – плохое и неправильное, а опасное может и не быть опасным. Также проводится ложная мысль, что миссия правильного общества, исключив нетолерантность – дружески и толерантно соединять все социальные группы и явления, какими бы они ни были.
· продвигается неразличение добра и зла (положительная главная героиня использует сомнительные методы работы, характерные больше для злых персонажей, и воспринимает зло как добро. В положительном ключе изображена мафия. Один из главных героев, Ник, представляет собой типаж «доброго зла», что оправдывает для зрителя зло, показывает, что оно может быть допустимо, и что за зло в ком-то могут нести ответственность другие).
· дискредитируется понимание важности труда и изображается, что цель оправдывает любые средства (принижаются рядовые работы, которые важны для общества, и возвышаются работы престижные и «пафосные». При этом трудовые методы на престижных работах изображаются сомнительные (шантаж, пытки и пр.).
· продвигается превосходство женщин над мужчинами. В мультфильме нет ни одного достойного и сильного мужского персонажа, центральный же женский обладает характерными мужскими чертами.
· через ряд пошлых моментов воспитывается дурновкусие
· через большое количество сленга и ругани формируется соответствующий «низкий» стиль речи.
· через ряд отсылок к взрослым медиа-продуктам («Крёстный отец», «Во все тяжкие», рекламная кампания мультфильма: «50 оттенков серого», «Звездные войны», «Парк Юрского периода») мультфильм заинтересовывает маленьких зрителей деструктивными взрослыми СМИ и подготавливает сознание к позитивному их восприятию.
Смешанные стороны:
· образ семьи и родительства содержит как позитивные стороны, так и негативные. Присутствует образ полной семьи, однако утрированный за счёт количества детей в семье (271). Главная героиня очень любит своих родителей, а родители – её. Однако они не обеспечивают дочь достаточной поддержкой в достижении её мечты, сомневаются в её потенциале, не видят её истинных талантов. В родительской паре также присутствует гендерная перестановка: отец главной героини изображён более слабым, чем мать.
· продвигается понимание профессионального пути, не зависящего от традиций (новаторство), и преодоление или расширение природных возможностей.
Положительные стороны:
· изображается вера в себя и в свою мечту, готовность целенаправленно достигать осуществления своей мечты,
· продвигается положительное мышление и оптимизм,
· изображается дружба.
К сожалению, положительные идеи не имеют решающего значения и не перевешивают отрицательные смыслы мультфильма.
Евгения Кумрякова
«Иван Царевич и Серый волк»