Мультфильм «Головоломка»: Воинствующий антиинтеллектуализм
К просмотру не рекомендуем
Фильм предназначен для детей шести лет и старше. Приведем его описание: Это очень необычный мультик, так как одними из главных героев мультфильма будут эмоции, да именно они, которые и контролируют наши поступки и слова. Это Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость – все они живут у нас внутри и руководят нами как большой машиной. У Райли период взросления, ей и так не просто да к тому же новая школа, новые одноклассники. Теперь девочка полностью под властью эмоций, они живут в центре контроля Райли, где эмоции каждый день управляют ею.
Сюжет мультика таков – это история одной одиннадцатилетней девочки Райли Андерсон и её семьи. Её папа получает новую работу в Сан-Франциско, и вся семья вынуждена переехать со Среднего Запада в новый город.
Фильм смотреть интересно. Сюжет увлекательный, захватывающий. Компания Дисней в очередной раз подтвердила, что продукты, ею выпускаемые, по-прежнему имеют высокий знак качества.
Но когда я говорю про качество, то имею в виду именно исполнение, форму. А вот содержание последних диснеевских фильмов частенько вызывает большие сомнения. И «Головоломка», к сожалению, не исключение. С одной стороны, мультфильм, в принципе, вызывает положительные эмоции у детей и взрослых. Но с другой стороны оказывается, что он сообщает детям совершенно ложные представления о человеке.
Авторы рассказывают, что человеком правят пять эмоций: радость, страх, гнев, грусть и брезгливость. Почему-то отдельно добавляется отвращение именно к человеку. Вопрос в сторону: зачем рассказывать шестилетним детям о брезгливости по отношению к человеку?
Вообще список человеческих эмоций довольно широк, но создатели фильма сводят их к пяти самым ранним, самым примитивным эмоциям и именно их предлагают в главные и единственные, управляющие человеческой жизнью.
За пультом управления мозгом находятся только они – эти пять эмоций. Ровно такие же эмоции есть и у животных. Да, дальше показывается, что с процессом взросления пульт усложняется, воспоминания становятся разноцветными, а не одноцветными. Нам как бы показывают, что эмоциональный мир у девочки становится разнообразным. Такие же пять “управленцев” есть у кошечек и собачек, как сообщают нам в фильме. И родителями Райли управляют все те же пять примитивных эмоций.
Вот такой портрет человека – ни разум, ни смыслы, ни идеи не участвуют в управлении человеком. Одни только примитивные животные эмоции.
Объективности ради надо сказать, что по ходу фильма нам показывают и другие составляющие психики человека: Радость и Печаль, путешествующие по внутреннему миру девочки, попадают в область воображения, в сны, в память… примечательно, что память тоже почему-то представлена в виде капсул с эмоциями.
Но вот только все, что не связано с эмоциями, показано как бы вскользь, неприглядно, а то и просто в негативном свете. Например, мир мышления и абстрактных понятий – это очень опасное место, в которое заходить нельзя. Эмоции в мире абстрактных понятий истончаются и практически исчезают – так считают авторы фильма. Примитивные, свойственные животным эмоции возможно и подвергаются трансформации. А вот высшие, культурно обусловленные эмоции или чувства – нравственные, моральные, эстетические – связаны и часто вызываются к жизни как раз абстрактными понятиями. Восхищение литературным произведением, чувство долга, любовь к Родине т.д. – это как раз те эмоции (или чувства, четкого разделения в этих понятиях нет), что отличают человека от животного.
Само противопоставление мира эмоций миру понятий, идея о том, что они не могут существовать вместе, разрушительны для процесса истинного познания.
Великий немецкий философ Вильгельм Дильтей считал, что никакое гуманитарное знание невозможно без переживаний. Настоящее понимание, говорил он, заключается в соединении чувственного опыта и разума.
Но авторы фильма отвергают разум: в «Головоломке» интеллект, знания, мышление не только не участвуют в управлении жизнью человека, они выставляются как нечто незначительное либо опасное и разрушительное.
Да, кстати, хотелось бы спросить у авторов: а куда же делась, например, такая эмоция, как интерес? Это тоже одна из примитивных, свойственных уже младенцам эмоция. Почему брезгливость есть, а интереса нет? Интерес тесно связан с интеллектуальным развитием. В зрелом состоянии интерес превращается в любознательность, он движет человеческим развитием, побуждает человека к познанию. Так почему брезгливость оказалась важнее?
Еще одна особенность фильма, на которой хотелось бы остановиться – это так называемая инверсия гендерных ролей. Сейчас чуть ли не в каждом голливудском фильме персонажам приписываются особенности и роли, свойственные противоположному полу. Девочки часто представляются активными и бесстрашными, а мальчики – пугливыми и пассивными. Так Райли занимается подчеркнуто мужским видом спорта – хоккеем. Она активно носится по льду и лупит клюшкой по шайбе. А испуганный мальчик сидит на трибуне и пассивно наблюдает. О том, что подобные сюжеты – это не дань моде, а четко сформулированная и осознанно поселяемая в головы детей (и взрослых тоже) идеологема, я уже писала.
Итого: в милый, вроде бы, даже добрый и теплый мультфильм помещаются весьма странные идеи. Почему авторы исключают, делают мало значимым, а то и дискредитируют все те составляющие, что развивают человека или выделяют его из мира животных? Вопрос риторический.
Воинствующий антиинтеллектуализм давно уже стал трендом в современном масскульте. У масскульта одна цель – сформировать квалифицированного потребителя, ни в коем случае не руководствующегося разумом. Потребителем должны руководить примитивные эмоции. Главное – не думать и не сомневаться.