Родители «плохого» ребенка» («Жертвы обстоятельств»)

Это нечасто встречающаяся категория родителей, которые изначально считают ребенка «неудачником». Они как бы говорят:

«Ну вот, я так и знала, что он хуже других!». Такие родители могут объяснять неудачи ребенка особыми обстоятельствами, которые часто являются результатами рационализации травмирующего события, связанного с рождением или развитием ребенка.

Именно этим родителям, несмотря даже на объективно низкие результаты, необходимо помочь поверить в своего ребенка. Показать, что именно эмоциональное участие поможет малышу в его учебе. Найти все его достоинства и нераскрытые возможности. Можно даже показать, что основой его некоторых неудач является определенный ограниченный недостаток, с которым можно работать целенаправленно. Надо сказать, что именно эта категория родителей чаще нуждается в психотерапии. Кстати, в данном случае может отлично сыграть известный психотерапевтический вопрос: «Что хорошего в том, что Ваш ребенок именно такой, какой он есть?».

6. «Бросающие» родители. Иногда это не только родители–маргиналы. На консультации гораздо чаще встречаются вполне добропорядочные родители, которые, с одной стороны, знают о проблемах своего ребенка, а с другой – надеются, что «все обойдется без них». Они могут прикладывать значительные усилия, чтобы обеспечить ребенка компетентной помощью специалистов, но сами предпочитают избегать целенаправленной работы со своим малышом. В этом случае особенно важно подчеркнуть значение содержательных контактов ребенка именно с родителями. Акцент на материальном обеспечении иногда может быть индикатором «реакции ухода» от проблем, связанных с ребенком.

7. Наконец, можно выделить категорию «симбиотичных родителей».

Такие родители всегда в курсе эмоциональных и познавательных проблем своего малыша. Они упорно с ним занимаются, иногда даже оставив работу, оберегают от различных, с их точки зрения нежелательных, контактов. Они пытаются как бы вылепить из своего ребенка свой идеал. Ребенок растет в «оранжерейных» социальных условиях, тоскуя по детским играм со сверстниками. Иногда такие дети становятся настоящими деспотами для своих матерей. Те обычно жалуются на «неуправляемость» или «неудачливость» ребенка, причины которой для них оказываются настоящей жизненной проблемой.

Можно восхищаться самопожертвованием таких родителей, но всегда следует помнить, что в таких случаях ребенок оказывается жертвой проекции родительских проблем. Лишенные права на автономную эмоциональную жизнь, такие дети быстро теряют интерес к учению и часто производят впечатление «ненаигравшихся».

Безусловно, перечисленные категории родителей не являются исчерпывающими и Вы, возможно имеете об этом собственные представления.

Практически для всех родителей работает универсальная формула консультации:

ПОДДЕРЖКА – АНАЛИЗ – ДИАЛОГ – РЕКОМЕНДАЦИИ – ПОДДЕРЖКА

Это означает, что недопустимо говорить только о недостатках ребенка, также как и недопустимо начинать с недостатков.

Это означает, что нельзя просто перечислить родителю итоговые результаты тестирования ребенка.

Это означает, что нельзя выступать в роли «третейского судьи» в консультации.

Это означает, что диагностическая картина должна быть дополнена конкретными рекомендациями по развитию тех или иных способностей. Диагноз без лечения не имеет смысла.

Это означает, что в итоге у родителя должен остаться оптимистический настрой, даже несмотря на получение информации о прогнозируемых проблемах в школе у ребенка.


8. Общие принципы опосредованной коррекционной работы

Далеко не всегда родители имеют желание или возможность пригласить для длительной коррекционной работы с их ребенком специалиста. Поэтому необходимо дать родителям некоторые теоретические представления о самостоятельной коррекционной работе с малышом. Воспитатели детского сада или родители могут, на основании данных консультации, более целенаправленно использовать предлагаемые в настоящее время различные коррекционно-развивающие упражнения и игры.

Одной из главных задач психолога на консультации является поэтому объяснение «устройства» коррекционных заданий, чтобы родители могли самостоятельно и более целенаправленно подбирать игры и упражнения из предлагаемых в настоящее время книжным рынком.

Поскольку «профиль» развития способностей у каждого ребенка достаточно индивидуальный, Вашей задачей как консультанта является:

  • выявление проблемных зон развития;
  • выявление сохранных и/или опережающих зон развития;
  • подбор коррекционных упражнений в соответствии с выявленными проблемными зонами и с учетом возможностей сохранных или опережающих зон.

Основными принципами подбора коррекционных упражнений являются следующие:

  • опора на сохранные зоны развития;
  • организация многоканального восприятия информации ребенком;
  • организация положительной мотивации к упражнениям ребенка и родителей.
  • постепенное усложнение упражнений.

Выявить «проблемные» и «сохранные» зоны Вам поможет используемая Вами «форма заключения» (Приложение1).

Введение количественных оценок также является эффективным методом анализа.

Эмпирически выявлены следующие основные комплексы проблем у детей 6–8 лет:

Недостаточность речевого развития, в т.ч. речевой памяти;

Недостаточность зрительных и зрительно–пространственных представлений;

Недостаточность развития мелкой моторики руки;

Недостаточность развития внимания;

Недостаточное развитие произвольности;

Недостаточность или нарушение формирования учебной мотивации;

Проблемы эмоционально–личностного развития (страхи, агрессия) и проблемы поведения (гиперактивные дети, демонстративные дети и др.);

Высокая утомляемость.

Если первые четыре группы проблем можно отнести к преимущественно к компетенции логопеда, то остальные проблемы (кроме последней) – решаются преимущественно психологическими методами, иногда совместно с логопедом, дефектологом или психоневрологом. Иными словами, психолог может направлять самостоятельную коррекционно-развивающую работу воспитателей детского сада (или родителей) в той мере, в какой выявленные проблемные зоны развития ребенка соответствуют его компетенции.


9. Общие рекомендации для родителей, или что примерно говорить родителям

Главный акцент в консультации должен, разумеется, быть поставлен на соотношение сохранных и/или опережающих зон развития и проблемных зон. Исходя из общего профиля развития ребенка, вы строите свою консультацию и рекомендации, подбираете соответствующие коррекционные и/или развивающие упражнения.

Большинство детей, как правило, развиваются неравномерно. Развитие одних способностей опережает развитие других. К сожалению, бывает так, что опережающее развитие некоторых способностей может оказаться невостребованным в начальной школе. Скажем, раннее развитие абстрактного мышления оказывается более важным в более старшем возрасте. Зато другие способности, теряющие свое значение в старших классах, могут серьезно испортить жизнь и самому малышу, и его родителям. Например, развитие мелких мышц руки («тонкая моторика»). Надо сказать, что такое сочетание неодинаково развитых способностей встречается часто. У такого «недооцененного» ребенка в начальной школе может даже сложиться свой «комплекс неполноценности». Ведь в начальной школе дети формируют свое представление о себе на основе оценки учителя и родителей. Позднее, в старших классах, негативную самооценку бывает очень трудно исправить. При этом далеко не всем известно, что именно стойкий неуспех в учебе снижает интерес к учению, и тогда ребенок со временем будет искать себя где–то вне школы, чаще всего – в уличной компании.

Поэтому помочь ребенку овладеть школьными навыками – это задача, решение которой может определить всю дальнейшую жизнь вашего малыша. Сведения, полученные родителями во время психологической консультации, помогут понять его сильные и слабые стороны, возможные трудности, на которые нужно обратить особое внимание. Основным принципом в самостоятельной работе родителей со своим ребенком является принцип опоры на более сформированные функции для развития недостаточно сформированных. Надо сказать, что данные многих исследований свидетельствуют, что наиболее успешными в школе оказываются дети с относительно равномерным развитием. Опыт общения в детском коллективе, занятий в группе детей со взрослым также очень важен. И, наконец, самое главное: жизнерадостность, активность, любознательность, способность фантазировать, а также сочувствовать и сопереживать для ребенка оказываются более важными, чем сниженный фон настроения, чрезмерная послушность, подчиняемость в прогнозе дальнейших жизненных успехов. Некоторые родители могут сказать: «Мы не специалисты в педагогике, и это дело учителя – обучить и воспитать ребенка». Да, в наше трудное время, когда родителям приходится много работать, чтобы одеть и накормить своих детей, часто не хватает времени и сил на нормальное общение с ними. Тем не менее, хотя бы стремление расширить и углубить контакты с ребенком может сослужить хорошую службу. Очевидно, что учитель, каким бы талантливым профессионалом он ни был, не может охватить всех нуждающихся детей «индивидуальным подходом»: ведь это каждодневная, кропотливая работа, на которую в современных условиях у учителя просто физически не хватает времени. Существующие педагогические системы в какой–то мере могут компенсировать этот недостаток. Но всегда в классе будут оставаться дети, которым требуется особое внимание и которые в идеале могли бы очень неплохо учиться. Восполнить этот объективно существующий недостаток в индивидуальном подходе могут только сами родители. Надо приготовить себя к тому, что хотя бы первые две четверти в школе Вам придется быть рядом с Вашим малышом, когда он будет выполнять свои первые домашние задания. Ваша эмоциональная поддержка своего ребенка в этот трудный для него период очень важна.

О важности внимания для учения говорить не приходится. Известно также, что большинство первоклассников имеют проблемы со вниманием. Ребенок 6–7 лет, как правило, способен произвольно удерживать внимание около 20 минут. После этого наступает утомление и учителю приходится использовать особые приемы для того, чтобы ребята были работоспособны в течение всего урока.

Таким образом, внимание ребенка связано, во-первых, с его работоспособностью. Некоторые дети утомляются крайне быстро. Чаще это те дети, мамы которых имели осложнения беременности и родов, однако встречаются и другие причины.

Утомление у всех детей чаще всего бывает двух видов: одно проявляется «классически»: уставший ребенок начинает зевать, становится сонным, работу продолжает выполнять формально, если не дать ему отдых; например, через переключение на другую, более привычную и интересную деятельность.

Другой вид утомления может обескураживать: некоторые родители считают, что их ребенок вообще не устает: настолько он подвижен, активен. Утомление у таких детей проявляется парадоксально: чем больше ребенок устал, тем более подвижным он становится. Утомление у таких ребят проявляется также в большой отвлекаемости внимания: они начинают реагировать на все случайные стимулы, движения руки становятся все более размашистыми и выполняемая работа также приобретает черты формальности. Таких детей невозможно, да и вредно заставлять сидеть тихо: набегавшись, активный ребенок постепенно сможет вернуться к сложной работе учения.

Наконец, время от времени встречаются дети, которые прежде, чем устанут, начинают испытывать пресыщение, или скуку: они начинают как бы уходить в мир своих игр и фантазий, все меньше реагируя на цели задачи и требования учителя.

Мы можем говорить о следующих характеристиках внимания, которые начинают ухудшаться при утомлении у детей:

– переключение внимания: уставший ребенок не способен следовать за мыслью учителя;

– концентрация внимания: уставший малыш пропускает «мимо ушей» сказанное учителем, делает все больше ошибок при самостоятельной работе, становится все более отвлекаемым;

– распределение внимания: ребенок испытывает все большие затруднения при необходимости совмещения двух видов работы, например, при списывании текста, при работе по образцу.

У разных детей могут быть «слабыми» различные стороны (характеристики) внимания. От этого зависят и рекомендации, которые получат родители от психолога.

Внимание также связано с т.н. произвольностью, или волей. Если ребенок предпринимает специальные усилия, чтобы выполнить ту или иную работу, ставит перед собой определенную цель – можно говорить о произвольном внимании. Именно способность к произвольному вниманию является главной в учебной деятельности. Говоря о ребенке «невнимательный», мы имеем в виду именно это произвольное внимание.

Произвольность же обусловлена общим развитием ребенка в особенности – речевым. Способность к произвольному вниманию, способность следовать заранее поставленной цели формируется постепенно. В первую очередь это происходит в процессе игры. Наверное, вы обратили внимание, что игры детей меняются с возрастом. Когда ребенок научился играть в ролевые игры (дочки-матери, например), и, тем более, в игры с правилами – «резиночка», игры с фишками, шашки, шахматы – тогда и можно говорить о достаточном развитии произвольности, в том числе произвольности внимания. Поэтому психологи и педагоги рекомендуют родителям обеспечить условия для игры ребенка со сверстниками. Игра для ребенка есть его «работа», как потом его «работой» станет учение.

Произвольность, или способность следовать поставленной цели, зависит также от способности сформулировать, представить себе цель. Для этого надо научиться мысленно представлять себе не только цель, но и конкретные способы ее достижения. Эта способность, во-первых, обусловлена развитием воображения (через игру!), а также развитием так называемого «внутреннего плана деятельности»: «Это действие я сделаю вначале, это действие – потом, чтобы получить такой-то результат». А сформированность внутреннего плана деятельности, в свою очередь, зависит от речевого развития, т.е. умения анализировать и обобщать информацию при помощи слов, а также запоминать ее.

Умение представить себе цель и способы ее достижения предполагают способность сравнивать полученный результат с планируемым. Поэтому еще одной важной стороной произвольности поведения является способность сравнения и оценки, Если постановка цели связана с будущим, то оценка – с прошлым временем, умением вернуться назад. При недостаточном развитии внимания у ребенка коррекция направлена в первую очередь на развитие критичности, наблюдательности, а также речи.

Часто недостаточность внимания влияет на наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие. Происходит это примерно так: чтобы рассмотреть предмет, мы должны обвести его взором. У невнимательных людей движение взора является неполным. Поэтому они не успевают рассмотреть детали, и в памяти у них остается только искаженный образ. А недостаточность зрительных представлений влияет на плохое запоминание образа буквы, что приводит к ошибкам при письме.

Поэтому психологи могут также рекомендовать упражнения по развитию умения «слышать» и «видеть».

Вы, видимо, обратили внимание на то, как все способности тесно переплетены между собой. Задачей психолога является найти ту основную причину, которая вызывает или может вызвать у ребенка трудности, а также выработать конкретные пути решения этой трудности. Можно говорить о существовании трех типов коррекционных программ: одни направлены на развитие данной способности, другие – на компенсацию недостатка, но обычно имеет место соединение обоих подходов.

Опыт показывает, что в возрасте 6–8 лет многие дети пишут некоторые буквы и числа зеркально. При этом также наблюдается «зеркальное» чтение (перестановка букв в словах) и затруднения в лево–правой ориентировке в пространстве.

С возрастом, по мере овладения навыками чтения и письма, эти затруднения, как правило, проходят. Тем не менее, остается группа детей, которые продолжают «зеркалить». Кроме того, «зеркальность» при обучении письму и чтению затрудняет овладение этими навыками. Чаще всего упорно «зеркалят» левши или так называемые «скрытые левши». Поэтому представляется целесообразным ввести дополнительные, косвенные упражнения, направленные на коррекцию этих сложностей.

Процесс овладения чтением и письмом очень сложен. В нем задействованы многие системы мозга. Для того, чтобы понять, насколько непросто научиться читать и писать, представьте себя изучающими арабскую или китайскую письменность.

При обучении чтению и письму ребенок должен запомнить зрительный образ буквы, запомнить, какому изображению соответствует определенный звук, а также должен научиться анализировать звуковой и буквенный состав слова. «Зеркалящие» дети могут путать похожие буквы: «б» и «д» и т.п., путать числа, скажем, 17 и 71. Понятно, что такая путаница не способствует письму и счету без ошибок.

Кроме того, ребенок должен усвоить, что при письме и чтении звуки и буквы нужно как бы нанизывать на бусы по очереди, в строго определенной последовательности. Ребенок должен научиться удерживать в памяти предыдущие буквы и звуки, уметь объединять их, а затем соотнести полученное сочетание звуков с определенным смыслом.

Как видите, овладеть таким сложным умением впору только академику. Тем не менее, наши малыши, как правило, справляются с таким сложным делом, а ведь им параллельно нужно научиться быть усидчивым и внимательным, научиться слушать взрослого – иначе ребенок будет оставаться в своем мире игры, а взрослый со своими лучшими побуждениями приобщить ребенка к взрослой жизни – сам по себе.

Ниже предлагается комплекс общих рекомендаций для родителей и некоторые упражнения, которые желательно ненавязчиво, в игровой форме, например, на прогулке проводить с ребенком.

Рекомендации для родителей при совместном выполнении с ребенком домашнего задания

  1. Старайтесь эмоционально поддерживать своего ребенка. Не говорите ему: «Другие дети могут, а ты – неспособный». Скажите ему, что у него получается неплохо, хотя есть и отдельные недостатки. Но ведь он для того и учится, чтобы получилось замечательно. Обязательно отмечайте его успехи. Покажите ему, что Вы «с ним вместе». Подчеркивайте его позицию школьника, взрослого.
  2. Не старайтесь выполнить за ребенка его задание: ему нужно постепенно научиться работать самому. Предлагайте ему оценить результаты его работы самому. Это очень важное умение – научиться оценивать свою работу. Если он сделал ошибки, пусть попробует найти их самостоятельно. Если ребенок испытывает затруднения, помогите ему (по принципу «горячо–холодно»). Если Вы видите, что Ваш малыш увлечен работой – отойдите от него на время. Но в конце обязательно совместно с ним оцените его труд.
  3. Длительность занятий с ребенком в первом классе не должна превышать 15–20 минут. В общей сложности за день время занятий не должно превышать 60 минут.
  4. При тренировке чтения желательно, чтобы ребенок читал по 15–20 минут, но каждый день. То же касается письма.
  5. Не заставляйте ребенка «вначале потренироваться на черновике». Он быстро устанет, и писать будет все хуже. Утомительный монотонный труд только отваживает от учения.
  6. При письме важно, чтобы ребенок проговаривал звуки слова. Пусть он бубнит» – это полезный навык на начальном этапе обучению письму и дополнительная гарантия, что он не напишет букве лишнюю «палочку».
  7. Позвольте своему ребенку играть в игрушки. Старайтесь чаще играть с ним совместно: некоторые дети даже в первом классе все еще недостаточно фантазируют, недостаточно умеют играть сами. Помогите своему ребенку научиться играть. Стимулируйте своего ребенка к занятиям через совместную с вами игру на первых порах, например, игру «в школу».

Для тренировки определенных способностей полезно упражняться с ребенком в неспецифической (т.е. не связанной непосредственно с учением) форме. Такие «неспецифические» упражнения создают базу для развития школьных навыков и могут применяться как до школы, так и во время обучения.

В этом случае важно, чтобы у ребенка сохранялся интерес к этим упражнениям. Старайтесь разнообразить их форму, придумывать игровые элементы. Если ребенок не хочет больше играть в «игру», не настаивайте. Предложите ему другую. Помните, что в любой игре ребенку важно Ваше участие.

Педагогический опыт и исследования психологов показывает, что успешно приспосабливаются к школе те дети, которые научились хорошо играть в игры «с правилами», или ролевые игры.

Это такие игры, как «Дочки–матери», «Магазин» и т.п. Некоторые дети даже к началу школы не умеют играть в игры по правилам. Поэтому родителям следует обратить внимание на игру своего ребенка. Если ребенок не умеет или не любит играть с ребятами, или в игре всегда предпочитает более выгодные» роли – скажем, в игре в дочки–матери девочка всегда выбирает роль мамы, конфликтуя при этом с другими детьми, переиначивает по–своему вплоть до конфликта сюжет игры – это может свидетельствовать о возможных будущих сложностях при адаптации к школьным правилам.

В этом случае желательно, пользуясь всякой возможностью, научить играть своего ребенка: поиграйте сами со своим ребенком.

Дети часто просят родителей поиграть с ними: старайтесь не отказываться, покажите своему малышу, как надо играть. Вспомните, каким насыщенным играми было ваше детство! Наши дети и не подозревают о том, какие раньше были игры. Важно при этом, чтобы малышу Ваша игра тоже была интересна.

Ролевые игры не только формируют у ребенка умение управлять своим «хочу» и «надо», но и развивают способность к сочувствию, сопереживанию, умению поставить себя на место другого.

Как вы думаете, сможет ли ваш ребенок отгадать ваши три заветных желания?


Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоваться также и некоторыми упражнениями, предложенными ниже.

1. Игра в «солдатики». В эту игру можно играть дома и на улице во время прогулки. По приказу «командира» – взрослого «солдатик» – ребенок поворачивается налево и направо, поднимает левую (правую) руку. По аналогии можно играть в «робота», когда ребенок должен дотронуться до левого (правого) уха, глаза и т.п. Если ребенок испытывает затруднения при выполнении команды, ему можно помочь: например, повернуться налево вместе с ним, держа ребенка за плечи. Желательно напоминать ребенку, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.

2. «Убиральная машина». Обычно родители хорошо знают, как заставить своего ребенка убирать за собой игрушки. Однако требование беспрекословного выполнения не только сложно (ведь ребенок еще не научился подчиняться необходимости), но и опасно, так как формирующаяся воля ребенка может «сломаться» на всю жизнь. Тем не менее переходить от «хочу» к «надо» необходимо хотя бы для школы.

Мы предлагаем Вам вариант игры, где «хочу» и «надо» соединяются: пусть Ваш малыш побудет «убиральной машиной». «Включите» его, а сами периодически проверяйте, хороша ли «убиральная машина». Иногда ее приходится «чинить». Дети могут в роли «машины» совершать настоящие чудеса. Эта игра хороша для тех ребят, у кого еще не сформирована собранность, или произвольность, как называют ее психологи.

3. Очень важно приучать ребенка «чувствовать время». Есть даже исследования, в которых утверждается, что чувство времени связано с интеллектуальным развитием. Категорию времени ребенок осваивает долго. Пожалуй, о сформированности временных представлений можно говорить только к 10 годам. Тем не менее проблемой временных представлений заниматься надо. В целом это задача педагога. Ощущение времени тесно связано с умением планировать свою деятельность, контролировать результаты. Следовательно, ощущение времени связано с произвольностью. Время – это цепь событий, выражение их последовательности. Формирование ощущения времени связано с развитием «последовательных» видов деятельности: чтения, письма.

Дошкольник видит мир как бы вне времени, целиком. Для него безразлично, где начало и где конец. При освоении чтения или письма ребенок может, как при рисовании, начать читать или писать в обратном порядке, а может и в прямом. Для него этот порядок пока не важен. Только с освоением элементов времени усваивается и строгий порядок чтения и письма. Поэтому, развивая способность ребенка чувствовать время, Вы способствуете развитию его лево–правой ориентировки, а также способности следовать поставленной цели. Кроме того, освоение категории времени связано с формированием абстрактных моделей реальности: обратите внимание на то, что у взрослых за понятием «минуты» или «часа» стоит некая обобщенная картинка, неподвижная или движущаяся.

Формировать у ребенка чувство времени можно не только как отдельную задачу (представление о временах года, месяцах, сутках), но и во время любых занятий ребенка. Скажите своему малышу, что, скажем, играть в компьютерные игры он может ровно полчаса: это половина круга, который пройдет большая (минутная) стрелка. Пусть ребенок сам скажет Вам, прошли полчаса или нет. Проверьте его. Аналогично можно использовать другие занятия малыша, которые требуют собранности или временных ограничений (за исключением игры и рисования, где ограничивать ребенка нежелательно). При выполнении домашнего задания (чтение) объявите ребенку, что читать надо 15(20) минут. Покажите ему на часах, как изменит свое положение стрелка.

Во время игр на улице, когда малышу уже пора домой, скажите ему, что он должен идти домой, скажем, через 5 минут – это ровно столько, сколько времени ему надо, чтобы обойти дом и т.п.

Помните, что чем большее пространство самостоятельно освоил ребенок, тем легче ему представить длительный временной промежуток.

4. «Зеркало». Если Ваш ребенок «зеркалит», то вспомните, что подобное можно «вылечить» подобным. Продиктуйте ему буквы, цифры и числа, которые он обычно изображает неправильно. А потом приставьте зеркало. Пусть ребенок сравнит зеркальное изображение с написанным. Пусть напишет буквы и цифры так, как они видны в зеркале.

5. Последовательные картинки: разложить по порядку и придумать рассказ. Такие картинки часто встречаются в детских журналах. Можно взять старые «Веселые картинки» и вырезать оттуда сюжетные иллюстрации, перепутав порядок.

6. Рисование историй (последовательность событий): придумать и нарисовать сказку, или нарисовать последовательные картинки к существующим сказкам: что было вначале, что – в конце.

7. Упражнение «Зеркало–2»: повторить позу партнера в зеркальном порядке.

8. Игры с фишками (развивают представление о натуральном ряде чисел, внимание, зрительное восприятие, умение работать в группе).

9. Игра в лото: развивает внимание, логическое мышление, произвольность.

10. «Почта»: разделить лист бумаги на 4 квадрата. Попросить ребенка нарисовать простую картинку (треугольник, кружок, цветок, рыбку и т.п.) по адресу, например:

«Нарисуй красный кружок в левом верхнем углу нижнего правого квадрата». Начинать с наиболее простых адресов, заканчивая сложными. Если ребенок испытывает затруднения, можно начать игру в «почту» с цельного листа бумаги: «Нарисуй рыбку в верхнем левом углу» и т.п.

11. Отыскивание букв по «Азбуке»: работать можно с группой детей, тогда «Азбука» должна быть большая и висеть на доске. Аналогично предыдущему заданию: «Какая буква находится на две буквы вниз и одну букву направо от буквы М ?» (по методике Зак)

12. «Левее–правее»: вариант игры «Горячо–холодно». Наряду со словами «горячо–холодно» говорим «левее–правее», пока ребенок ищет спрятанный сюрприз.

13. «Отгадай число». Взрослый задумывает число (в пределах десятка или сотни, в зависимости от подготовки ребенка), а ребенок пытается его отгадать за возможно меньшее количество ходов. Тот, кто загадал число, может отвечать только «больше» или «меньше». Потом партнеры меняются. Когда число загадывает взрослый, он может объяснить ход своих рассуждений и даже нарисовать картинку числового ряда (можно взять для этого портновский сантиметр):»Я называю число «5», так как оно находится посередине числового ряда от 1 до 10. Затем я следующий отрезок делю пополам, и так далее, пока не отгадаю».

14. «Поиск клада». Нарисуйте приблизительный план комнаты (с мебелью) или квартиры. На нем обозначьте место, где Вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность малыша словами «горячо–холодно», а также «левее–правее», «выше–ниже» и т.п.

15. «Придумай и отгадай загадку»: вы с ребенком по очереди отгадываете придуманные загадки, например: «Белое, холодное, пушистое ? – снег» и т.п.

16. Предложите ребенку найтивсе круглое, все квадратное, деревянное и т.п. Похвалите за усилия. В такие игры лучше играть совместно с другими детьми.

Во все эти игры можно играть на прогулке, по дороге в магазин, дома. Чем чаще и с большим удовольствием будете играть, тем лучше.

Тренировка навыков письма

Для успешного развития тонкой моторики руки желательны следующие психолого-педагогические условия:

– введение дополнительных прописей–чистовиков, где ребята, имеющие трудности с тонкой моторикой, могут упражняться дополнительно и оцениваться родителями (или педагогом при договоренности), исходя из более щадящих требований: оцениваться должны усилия, а не соответствие общему «стандарту», обязательно положительно оцениваться должны даже небольшие успехи.

– не следует торопиться переходить к письму слов и фраз: в дополнительной тетради можно сосредоточится на письме отдельных букв.

– ни в коем случае не заставляйте ребенка переписывать набело! У него будет получаться все хуже и хуже.

– соблюдение принципов постепенности и умеренности нагрузки, развитие моторики в игре, чередование нагрузки на мышцы руки, чередование нагрузки с релаксационными упражнениями.

– упражнения по тренировке моторики должны доставлять ребенку удовольствие и не должны превышать 10–15 минут.

1. Тренировку навыков письма необходимо начать с постановки руки: многие дети, имеющие трудности с письмом, неправильно держат карандаш или ручку. Можно воспользоваться известным способом «метки»: поставить кружки на точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. У вас получится три метки: одна – на ручке, одна – на подушечке указательного пальца, третья – на боковой поверхности среднего пальца, где правильно ложится ручка.

2. Упражнения по штриховке выполнять по принципу воз растающей трудности. Ребенку предлагают обвести карандашом небольшое лекало или другую несложную плоскую форму. Затем ребенок должен полученный контур заштриховать (по вертикали, горизонтали, наискось). Родители обязательно должны показать образец штриховки.

3. Раскраска. Ребенок раскрашивает рисунок карандашами,стараясь работать как можно более аккуратно. Взрослый обязательно должен оценивать успехи ребенка, поддерживая его даже малейшие успехи: при этом можно поиграть «в школу».

4. Копирование контура булавкой. Ребенку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также небольшая подушечка из поролона. Полученный рисунок можно потом раскрасить (убрав поролон).

5. Завязывание – развязывание узелков и бантиков, заплетание-расплетание косы: работа с бельевой веревкой, со шнурками. Можно попросить ребенка работать на «скорость». По мере освоения упражнения веревка становится все более тонкой. Девочки могут заплетать косы своим куклам, если у тех достаточно длинные волосы.

6. Вырезание фигур ножницами по контуру (бумажной куклы, например).

7. Изготовление мелких поделок из бумаги (кораблики, тюльпаны) Для этого вида работы можно взять соответствующую книгу в детской библиотеке.

8. Работа с мелким конструктором, мозаикой. Работа по образцу (важно!).


«Пальчиковая гимнастика»

1. Массаж пальчиков. Ребенок сам или с помощью взрослого делает массаж каждого пальчика левой и правой руки, начиная с кончиков пальцев через поглаживающие движения, растирающие движения, круговые движения. Повторять массаж (самомассаж) пальчиков обеих рук в течение 1-2 минут, заканчивать поглаживающими движениями. Массаж пальчиков проводится в начале, середине (при возникновении усталости) и в конце работы.

Массаж ведущей руки делается чаще.

2. «Приветствие футболистов»: Дотронуться до каждого пальчика – «члена команды» и поздороваться: «Здравствуйте! Здравствуйте!». Ребенок последовательно, в нарастающем темпе, соединяет большой палец руки с указательным, средним, безымянным, мизинцем и обратно. Упражнение повторять около 5 раз.

3. «Волны»: ребенок пытается сделать «волны» кистями рук (как «умирающий лебедь»). Повторить обеими руками 2–3 раза.

4. «Крестики–нолики»: ребенок поочередно делает «крестики» из указательного и среднего, безымянного пальца и мизинца, а затем повторяет упражнение 2 для этих же пальцев.

5. «Колокольчики»: ребенок в течение 30 –60 секундпотряхивает кистями рук.

6. Упражнение «змейка»: ребенок пытается дотронуться кончиками указательного, среднего и остальных пальчиков в отдельности то до основания этого же пальчика, то как можно дальше до ладони. Повторить упражнение обеих рук 3–4 раза.

7. «Музыка»: ребенок совершает волнообразные движения (вверх–вниз) всеми пальцами руки так, как будто играет на фортепиано. Повторить упражнение обеими руками 3–4 раза.

8. «Ножницы»: ребенок пытается соединить пальчики парами и развести пары как можно дальше. Повторить 5 раз. Затем ребенок пытается отвести указательный пальчик от остальных, крепко сжатых. Повторить 5 раз.

9. «Круги»: ребенок пытается рисовать «круги» в воздухе каждым пальчиком обеих рук. Повторить 5 раз.

10. Повторение упражнений 3, 5, затем – массаж. При возможности можно провести игру «театр теней». После проведения пальчиковой гимнастики можно поиграть с ребенком, обучив его изображать из рук различные персонажи теневого театра (собаку, утку, лань). Для этой игры удобно использовать фильмоскоп (без пленки).

Пальчиковую гимнастику желательно проводить каждый день, обязательно до и после выполнения упражнений по штриховке и письму. Количество повторений упражнений можно уменьшить или увеличить в зависимости от желания ребенка.


Наши рекомендации