Коррекция оптической дисграфии
КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Конспекты занятий для логопедов
Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества
России
Рекомендовано Министерством образования и науки
Самарской области
Москва 2006
ВВЕДЕНИЕ
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.). предлагают различные методики коррекционной работы.
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В комплект входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований.
При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу и поможет отследить.динамику состояния письменной речи ребенка.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии логопеду нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей. После проведения комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий, а также параллельно ведется работа по индивидуальным тетрадям. При устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо:
1. Уточнить и расширить объем зрительной памяти.
2. Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.
3. Развивать зрительный анализ и синтез.
4. Развивать зрительно-моторные координации.
5. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.
6. Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.
Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:
- ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить
по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И. Лалаева);
- конструировать и реконструировать буквы из элементов
(В. А. Ковшиков);
- ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;
- проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
Коррекционная работа проводится в четыре этапа.
1-й этап. Организационный. Цели и задачи
1. Проведение первичного обследования.
2. Оформление документации и планирование работы.
4 Методические рекомендации
3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы). Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября. На
данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование
(первичное и углубленное), выступления на родительских
собраниях и т.д.
2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи
1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.
- Развитие зрительного гнозиса:
а) развитие восприятия цвета;
б) развитие восприятия формы;
в) развитие восприятия размера и величины.
— Развитие буквенного гнозиса:
а) развитие восприятия цвета букв;
б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;
в) дифференциация расположения элементов букв.
2. Развитие зрительного анализа и синтеза.
3. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):
а) развитие запоминания формы предметов;
б) развитие запоминания цвета;
в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).
4. Формирование пространственного восприятия и представлений:
а) ориентировка в схеме собственного тела;
б) дифференциация правых и левых частей предмета;
в) ориентировка в окружающем пространстве.
5. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
6. Развитие зрительно-моторных координации.
Методические рекомендации 5
Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий по альбому 1.
3-й этап. Основной. Цели и задачи
1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.
2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
- Дифференциация гласных букв:
а) изолированно (написание);
б) в слогах и в словах;
в) в словосочетаниях;
г) в предложениях и тексте.
- Дифференциация гласных и согласных букв:
а) изолированно;
б) в слогах и словах;
в) в словосочетаниях;
г) в предложениях и тексте.
- Дифференциация согласных:
а) изолированно;
б) в слогах и в словах;
в) в словосочетании;
г) в предложениях и тексте.
Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2.
4-й этап. Заключительный. Цели и задачи
1. Закрепление полученных навыков.
2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.
Работа на данном этапе проводится в конце обучения.
Для удобства работы педагога все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.
ЗАНЯТИЕ 1
Тема: Дифференциация букв о - а.
Задачи: научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах; учить дифференциации букв о - а в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь.
Оборудование: буквы о-а (на доске); таблицы букв (на доске); модели слов; кроссворд; карточки для индивидуальной работы - «Нотки», альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1. Знакомство с таблицами.
Логопед: Рассмотрите таблицы букв (вывешиваются на доске) и найдите сходные по начертанию буквы. Запишите их парами.
2. Сравнение букв, сходных по начертанию.
Логопед предлагает детям (поочередно) назвать записанные пары букв и сравнить их между собой.
Дифференциация букв «о — а» 9
II. Основная часть занятия
1. Сравнение букв, сходных по начертанию (задание 1. с.3*). Знакомство с парой букв о - а. Запись темы занятия. Прослушивание сказки о буквах сестричках. Логопед:Послушайте сказку о буквах-сестричках.
«Жили-были две буквы-сестрички (логопед выставляет на доску стилизованное изображение букв о - а). Сестрички были очень похожи. Чтобы не перепутать своих дочерей, мама заплетала косичку одной дочери, а вторая ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: в некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Так они и жили. Со временем люди научились их различать — увидев сестёр издалека, они кричали: «Посмотрите, это буква а — сестрёнка с косичкой, а вот и буква о- без косички ».
2.Сравнение элементов и целых букв о- а
(задания 2. 3. с. 3).
Буква а - состоит из двух элементов, буква о - из одного овала. Сравнение артикуляции звуков о- а. При произнесении звука а - рот широко раскрывается, при произнесении о - рот напоминает по форме овал. Соотнесение звуков с буквами и символами для обозначения на письме.
Логопед: Рассмотрите геометрические фигуры-символы (задание 2, с. 3), расположенные рядом с буквами о-а. Подумайте и скажите, какой фигурой удобнее обозначать на письме букву а, а какой - букву о? Какого цвета фигуры и почему? (красный овал для буквы о, красный треугольник для а).
Соедините элементы букв так, чтобы получились буквы о - а (задание 3, с. 3). Запишите эти буквы поэлементно.
3.Развитие фонематического восприятия (упражнение «Нотки» ).
Логопед: Посмотрите на карточки. Назовите нотки. Запишите только те, в названии которых есть буквы о - а.
* Здесь и далее: даны ссылки на пособие Е.В. Мазановой «Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии у младших школьников» (М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006). Обозначен как «альбом 2».
10 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
4. Дифференциация букв о- а в словах (задание 5. с. 4).
Логопед: Рассмотрите цветочки: на них записаны слова с пропущенными буквами о - а. Проводите каждую пчёлку на ее цветок. Прочитайте слова. Укажите наличие букв о — а в словах при помощи символов. Объясните значение слов: полк, шлак.
4. Работа на уровне слова.
Упражнение «Занимательные модели».
Логопед: Рассмотрите схемы слов. Подставляйте на первое место слева предлагаемые ниже согласные буквы (по одной), а на второе место - сначала букву а, потом о. Прочитайте полученные слова. Запишите их. С какими буквами у вас получилось два слова? С какими одно?
6.Работа со словами-паронимами.
Логопед: Назовите только те слова из предыдущего задания, из которых можно составить пары (почка - пачка, дочка — дачка, точка - тачка, кочка — качка, вол — вал, дол - дал).
Сравните слова в каждой паре по написанию, значению и звучанию.
7.Развитие логического мышления.
Логопед: Отгадайте слова кроссворда и запишите имена весёлых человечков.
1. Этот весёлый человечек хорошо рисует, ему в этом помогает его нос.
2. Этот весёлый человечек ничего не знает.
8. Этот весёлый человечек сделан из дерева, он любит папу, но не хочет ходить в школу.
Дифференциация букв «о — а» 11
4. Этот весёлый человечек смешит на площади народ. Это любимая кукла артистов.
5. Эта маленькая девочка улетела с ласточкой в тёплые края.
6. Этот человечек - большой мастер и выдумщик. У него вместо рук и ног пружинки, а вместо носа - лампочка.
Ответы: Карандаш, Незнайка, Буратино, Петрушка, Дюймовочка, Самоделкин.
III. Итог занятия
Логопед: Вспомните, чем похожи буквы о - а? Приведите примеры слов, в которых пишутся эти буквы. (Логопед помогает подобрать такие слова, где эти буквы пишутся в сильной позиции.)
ЗАНЯТИЕ 2
Тема:Дифференциация букв о - а в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Задачи:закрепить знания детей о буквах о - а; учить детей дифференцировать изучаемые буквы в словосочетаниях, предложениях и тексте; обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза; развивать у детей умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях; тренировать в языковом и звуковом анализе; развивать зрительное восприятие.
Оборудование:демонстрационные буквы о - а на доске; наборы букв о - аи символы для обозначения изучаемых букв на письме (на каждого ребенка); модели слов на кар-
12 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
точках; карточки со словосочетаниями для индивидуальной работы; запись стихотворения (на доске); альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1. Закрепление, знаний об изучаемых буквах о - а.
Логопед: Из элементов (деталей) букв, которые лежат у
вас на столе, соберите буквы а, о. Вспомните и назовите слова на каждую букву.
2.Запись букв о - а.
Логопед предлагает детям вспомнить внешнее сходство и различие этих букв, обозначение на письме.
II. Основная часть занятия
1.Развитие фонематического восприятия и слогового анализа.
Логопед: Послушайте слова и запишите ударный слог каждого слова. Выделите в этих слогах буквы о - а.
Слова: палец, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашка, марки, норка, молоко, весна.
2. Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Логопед: Прочитайте слоги и составьте из них слова. Слоги: ПА, РОК, КО, МАР, КА, РОМ, МА, КАР, У. Примерные слова: урок, комар...
3. Дифференциация букв о- а в словах. Работа со словами-паронимами.
Логопед: Прочитайте слова с опорой на схематическое изображение букв.
4.Развитие зрительной памяти.
Логопед: Назовите пары слов из предыдущего задания. Объясните значения всех слов. Запишите только те, что оказались новыми для вас.
Пары слов: стал - стол, сам - сом, кратко - кротко, почка - пачка, полки - палки, вол - вал.
5.Физминутка.
Дети выполняют движения по заданию логопеда.
6.Развитие зрительного восприятия и моторной координации (задание 4. с. 3).
Логопед: Рассмотрите облака, из которых идет буквенный дождь. Проведите дорожки от каждой буквы к слову и прочитайте получившиеся слова. В каком облаке прячется два слова? Какие это слова?
7. Развитие навыка согласования слов (задание 6. с.4). Логопед: Вставьте в слова пропущенные буквы о - а и
прочитайте слова. Составьте из слов групп 1 и 2 словосочетания. Запишите словосочетания. Выделите буквы о - а.
1. ЗАП_МНИЛ, ПЛ_ЧЕТ, СК_ЧЕТ, СК_РЫЙ, СП_ЛИ.
2. К_ШКИ, СК_ЗКУ, ПЛ_КСА, К_НЬ, П_ЕЗД.
8. Работа на уровне предложения (задание 7.с. 4-5). Логопед: Зашифруйте предложения при помощи букв о - апо образцу.
Образец. Скоро сказка сказывается.
О – О А – А А – А – А.
Астры зацветут осенью.
Ровный асфальт радует людей.
Смолк соловей в лесной чаще.
Лампа погасла внезапно.
Старая лодка ушла на дно.
14 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
9. Дифференциация букв занятия на уровне триста (задание 8. с. 5).
Логопед: Вставьте буквы о- а в слова и прочитайте текст. Запишите текст, выделяя буквы о- а и отмечая их соответствующими символами.
Т_м к_тик ус_тый И л_почкой к_тик
П_ с_дику бр_дит, Ум_ет св_й р_тик,
А к_злик рог_тый А к_злик сед_ю
За к_тиком х_дит. Трясёт бород _ю.
III. Итог занятия
Логопед: Назовите из стихотворения сначала слова с буквой а, а затем - с буквой о.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема:Дифференциация букв у -и.
Задачи:познакомить детей с буквами у - и; учить детей сотно-сить звуки у-ие буквами у - и и символами (для обозначения на письме); познакомить детей со словами-перевёрты-шами; учить различать буквы у — и изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза, логическое мышление, зрительное восприятие.
Оборудование:карточки с изображениями букв у - и и элементами букв у - и, серия сюжетных картинок к сказке «Лиса и журавль»; демонстрационные картинки с изображением героев сказки «Лиса и журавль»; текст загадок; сетка кроссворда, нарисованная на доске; индивидуальная тетрадь.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1. Развитие оптических представлений (задание 1.с. 5).
Логопед: Рассмотрите элементы букв исоставьте буквы. Какие буквы у вас получились?
Элементы букв:
Дифференциация букв «у — и» 15
Дети: Получились буквы у - и.
2. Сформулировать и записать на доске тему занятия.
II. Основная часть занятия
1.Сравнение букв занятия по начертанию.
- Сколько элементов используется при написании каждой буквы?
- Какие элементы одинаковые?
- Чем отличаются эти буквы?
Логопед предлагает детям продолжить строку букв и - у(задание 3, с.5).
2. Соотнесение буквы со звуком.
3. Соотнесение букв с символами для обозначения на письме.
4.Развитие фонематического восприятия.
Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Логопед: Послушайте звуки, слоги и слова и поднимите соответствующую букву - у или и.
Звуки: и. А, У, И, Щ, И, У, В, О, И, И, У.
Слоги: ПО, ПИ, ТУ, ВУ, ВИ, ЛИ, ЛУ, ЖУ, ЦУ, ЧИ.
Слова: лужа, книга, куры, лист, минута, очки, уроки.
5. Развитие логического мышления и зрительной памяти.
Логопед: Посмотрите на картинки в тетради (задание 2, с. 5).
Как зовут этих героев? Из какой они сказки? Рассмотрите сюжетные картинки. Разложите картинки в соответствии с развитием сюжета.
Картинки: Лиса угощает журавля. Журавль потчует лису. Лиса идёт в гости к журавлю. Лиса ссорится с журавлём.
6. Дифференциация букв и — у на уровне слова.
Развитие логического мышления.
Логопед: Послушайте загадки и отгадайте их. Назовите букву занятия, которую нужно написать в слове.
16 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
Под метлой-метёлкой Растут на грядке
Виснут пряди шёлка. зелёные ветки,
(Кукуруза) А на них красные детки.
(Помидоры)
Вырос я на грядке, Летом рад я свежей
Мой характер гадкий: Ягоде медвежьей;
Куда не приду, А сушёная в запас
Всех до слёз доведу. От простуды лечит нас.
(Лук) (Малина)
Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зелёным листом.
(Редис)
Какое слово лишнее? Почему? (Малина. Это ягода, а не овощ.)
7,Физминутка.
Дети читают стихи и выполняют действия. Прыгают кузнечики, Поднимают плечики. Раз, два. Раз, два -Закружилась голова.
8. Развитие логического мышления. Работа с кроссвордом.
Логопед: Отгадайте слова кроссворда.
1. Домашняя птица.
Дифференциация букв «у — и» 17
2. Она носит на себе свой дом.
3. Зимующая птица с жёлтой грудкой.
4. Это есть у собаки и у якоря.
5. Хищник, похожий на хорька.
6. Разбойник на море.
7. Овощ, растущий на огороде.
8. Предмет мебели.
Ответы: курица, улитка, синица, коготь, норка, пират, огурец, кровать.
9. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Логопед: Рассмотрите буквы, записанные у лисы и журавля. Постарайтесь составить как можно больше слов из этихбукв: И, Р, Г, У, А, Ш, К. (Рука, рак, игра, круг, уши, шкура, ушки, Шура, игрушка.)
III. Итог занятия
Логопед: Прочитайте получившиеся слова. Назовите те слова, которые подходят для лисы. А теперь те, которые подходят для журавля.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема:Дифференциация букв у - и в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цели:закрепить знания детей о буквах у - и; научить детей дифференциации букв у — и в словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать у детей логическое мышление, умение составлять словосочетания и предложения поданному слову, зрительное восприятие, навыки звуко-буквенного анализа; обучать детей составлению рассказа по серии картин.
Оборудование: карточки с изображениями букв у - и; демонстрационные картинки «Лиса» и «Журавль»; карточки для индивидуальной работы; серия сюжетных картинок для составления рассказа.
18 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Орг. момент
1.Развитие умения подбирать антонимы (задание 5. с. 6).
Логопед: Прочитайте слова в тетради и подберите «слова наоборот».
широкий твёрдый старый
скучный бесполезный неряшливый
Из первых букв подобранных слов составьте слово. (Умница.)
2. Определение темы занятия (задание 6. с. 6 ).
Логопед: Вспомните по 5 слов с буквами и — у.
Запишите их в тетрадь. Догадайтесь, какие буквы мы сегодня будем учиться различать? (Буквы и — у.)
II. Основная часть занятия
1. Развитие буквенного анализа. Дифференциация изучаемых букв на уровне слова (задание 7. с. 6).
Логопед: Лиса и журавль играли со словами. Они вставляли буквы и - у в слова. Каждый, из них хотел вставить в слова именно свою букву. Помогите героям. Вставьте буквы и прочитайте слова.
...Л...ТКА ...Ч...ТЕЛБ Ш...ТК ЧЕН....К
...ГР...ШКА ...ТК... К...Р...ЦА ЖЁЛ...Д...
В...ЛК... ...Л...ЦА Ш...ШК... Д...ДК....
М...Х... ТР...БОЧК... ...ДОЧК...
2.Работа на уровне слова (задание 4. с. 6).
Логопед: Отгадайте ребусы и запишите слова-отгадки. Отметьте символами буквы и ~ у в каждом слове. Ответы: Рубашка, ушки, кулак.
4. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Развитие связной речи (задание 8. с. 6-7).
Логопед: Составьте тексты по сериям сюжетных картин. Прочитайте рассказ на с. 6-7. Запишите его по памяти.
Дифференциация букв «у — и» 19
Собака Пушок
У Саши была собака Пушок. Однажды Саша ушёл в школу. А Пушок остался дома один. Пушок - шалун: он сорвал салфетку со стола. На пол упали чашки и чайник. Пришёл из школы Саша. Мальчик очень расстроился. Он поругал собаку.
III. Итог занятия
Назовите слова для журавля и лисы. Вспомните и скажите, чем похожи и чем различаются буквы у -и.
ЗАНЯТИЕ 5
Тема: Дифференциация букв и ~ у в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цели:познакомить детей с начертанием букв и - у; научить детей соотносить звуки и - у с буквами и символами для обозначения на письме; развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку, зрительное восприятие и внимание; закрепить у детей знания правил орфографии; формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов; устранять у детей кинетические нарушения.
Оборудование:карточки с изображением элементов букв и - у; пособие «Зашифрованные слоги»; слова с пропущенными буквами у - и на карточках; пособие «Домики» (изображение двух домиков с написанными буквами: на одном - и, на другом - у); картинки с изображением людей различных профессий; пособие «Угадай пословицу»; альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1.Развитие навыков конструирования.
Логопед: Рассмотрите элементы букв и постройте из них две буквы, чтобы они различались вторыми элементами и обозначали гласные звуки.
2. Сформулировать и записать на доске тему занятия (Буквы и-у).
20 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
II. Основная часть занятия
1. Сравнение букв занятия по начертанию. Соотнесение букв с символами.
Логопед: Для и - выбрали красный кружок. Для у - красный овал.
2. Развитие зрительного внимания. Дифференциация букв занятия на уровне слога.
Логопед: Прочитайте слоги, зашифрованные при помощи символов.
Дети: им, ин, ир, иш, ик, из, ум, ун, ур, уш, ук, уз.
3. Соотнесение звука с буквой.
Логопед: Рассмотрите домики на доске и помогите словам выбрать верно, кому, куда нужно идти?
Карточки со словами:
Запишите в тетрадь слова в два столбика и укажите в них наличие букв занятия.
4. Физминутка. «Кузнечики» (см. занятие 3).
Дифференциация букв «у — и» 21
5. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.
Логопед: Вставьте в слова буквы и — уи прочитайте слова.
Л...ПА Л...ЖА Л...ДА
Д...МА М...НА КЛ...МБА Р...ЧКА
6. Развитие словаря. Закрепление знаний о профессиях.
Логопед: Рассмотрите картинки и скажите, кем работают изображённые люди?
Показывает детям картинки с изображениями: уборщицы, футболиста, хоккеиста, гитариста, скрипача, учителя, строителя, трубочиста.
Какие профессии можно объединить в одну группу? Почему? (Скрипач, гитарист - музыканты; футболист, хоккеист - спортсмены.)
7. Составление словосочетаний.
Логопед: Составьте с каждым из слов предыдущего задания словосочетание и запишите его, укажите в этом словосочетании буквы занятия.
7. Развитие логического мышления и зрительного восприятия. Составление предложений.
Логопед: Посмотрите, в таблице скрылась фраза.
Дети: Хорошая книга - лучший друг. Логопед: Запишите пословицу и укажите в словах наличие букв занятия.
Что это за фраза? Отгадать загадку вам поможет этот ключ:
22 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
8. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания (задание 9, с. 7).
Логопед: Попробуйте прочитать этот текст.
КножевдеМ
акножевдем илсенирп укинтохО
лисуртс ен коножевдем ,утанмок в вапоП
ондобовс ясеб лавовтсвучоп нО
акабос яьчинтохо алшов онтемазен утанмок В
акножевдем алавовтсвучоп узарс анО
метсог микьнелам дереп укйотс алаледс акабоС
ьтертомс латс и логу в яслибаз коножевдеМ
уноротс в алшото и оге алахюноп акабоС
улгу в лунсу и яслиокопсу ,хитаз коножевдеМ
Что, не получается? Как же справиться с этой задачей? Может, попробовать сделать всё наоборот: прочитать его не слева направо, а справа налево? Что у вас получилось? Запишите текст, укажите буквы занятия.
Медвежонок.
Охотнику принесли медвежонка.
Попав в комнату, медвежонок не струсил.
Он почувствовал себя свободно.
В комнату незаметно вошла охотничья собака.
Она сразу почувствовала медвежонка.
Собака сделала стойку перед маленьким гостем.
Медвежонок забился в угол и стал смотреть.
Собака понюхала его и отошла в сторону.
Медвежонок затих, успокоился и уснул в углу.
III. Итог занятия
Логопед: Назовите из рассказа слова с буквой, состоящей из двух одинаковых элементов, слова со сходной с ней по начертанию буквой, слова с обеими буквами.
ЗАНЯТИЕ 6
Тема:Дифференциация букв и — ув словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цели:закрепить у детей знания о буквах у -,и; научить
Дифференциация букв «у — и» 23
детей дифференцировать сходные по начертанию буквы ц - у; развивать у детей логическое мышление, мелкуюмоторику, зрительное восприятие, зрительное внимание. Оборудование: предметные демонстрационные картинки на доске; карточка в виде телеграммы; кроссворд; карточки для индивидуальной работы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Орг. момент
1.Знакомство с героями занятия.
Логопед: Сегодня к нам на занятие заглянули мошенники и жулики. (Логопед выставляет картинки с изображением героев занятия Криса и Руди.) Они замышляют ужасное злодейство. Давайте попытаемся разгадать их планы и помешать совершить злодейство.
Но прежде необходимо записать число и тему занятия.
Посмотрите на майки разбойников и угадайте тему занятия. (Буквы и-у.)
2.Припоминание обозначения букв на письме и звуков, которые они обозначают.
3.Сравнительная характеристика букв и - у.
II. Основная часть занятия
1. Дифференциация букв занятия на уровне слов.
Логопед: Я случайно подслушала разговор бандитов и узнала, что они решили выкрасть маленького мальчика и попросить за него огромный выкуп. Злодеи приготовили список необходимого.
Послушайте, что решили взять с собой мошенники и определите, как они поделят вещи. Запишите слова в два столбика и укажите наличие букв занятия.
Слова на карточках: КОРЗИНА, СУМКА, КИРПИЧ, ПЕРЧАТКИ, МАУЗЕР.
2.Работа с деформированным предложением.
Логопед: Разбойники похитили мальчика Вилли. Но откуда им было знать, какой озорник, шалун и драчун этот
24 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
мальчишка! Вскоре он их совсем замучил... Были у мошенников карточки с предложениями, которые они очень любили перечитывать много раз. Мальчик перепутал все слова в предложениях, теперь злодеи ничего не могут понять. Помогите горе-разбойникам - распутайте предложения.
- В, плавает, реке, уточка.
- Собака, луну, ночью, лает.
- Клоун, цирке, малышей, взрослых, и, веселит, в.
3. Развитие логического мышления.
Логопед: Мошенники уж и не рады своей добыче, просят старика забрать обратно своего озорника-сына. Но не тут-то было, старик почему-то не торопится с возвращением сыночка. Отгадайте кроссворд, и вы узнаете, какое условие поставил старик-отец похитителям.
1. Гора, из вершины которой извергаются огонь и пепел.
2. Небольшое животное коричневого цвета, живущее в воде и напоминающее крота.
3. Нитки сматывают в....
4. Раздувается позади головы кобры, когда она сердится.
5. Большая неядовитая змея, по-другому называющаяся удав.
Ответы: вулкан, выхухоль, клубок, клобук, питон. Какое слово спряталось по вертикали? (Выкуп.)
4. Индивидуальная работа по карточкам.
Логопед: Прочитайте послание старика-отца мошенникам и попробуйте догадаться, о чём он писал?
Стар..к., опорой б..дь,
Малышей не дай в об..д...,
Уст..пай больном... п...ть
И скамейк нвал...д... .
Дифференциация букв «у — и» 25
5.Физминутка.
Логопед: Проказник Вилли издевался над разбойниками как только мог: он бросался камнями, плевался, заставлял их чистить зубы и даже делать зарядку. Вот эту. Вот какая стрекоза -Очень круглые глаза. . Вертится как самолёт: Вправо, влево, вверх, вперёд.
6. Закрепление правил орфографии. Дифференциация букв и-у в тексте.
Логопед: Однажды ночью, когда Вилли спал, разбойники решили бежать куда глаза глядят и никогда больше не возвращаться в этот город, чтобы не встречаться с проказником Вилли. Они дали клятву исправиться и никогда больше не заниматься разбоем. Потихоньку они написали записку отцу Вилли и на цыпочках подкрались к двери пещеры, в которой жили последнее время.
Запишите в тетрадь письмо грабителей и постарайтесь не перепутать буквы и — у, тогда Вилли не заметит исчезновения злодеев и сможет вернуться утром к отцу.
Текст слухового диктанта:
«Уважаемый папа Вилли! Ваш сын ужасный забияка. Пожалуйста, возьмите его обратно. Мы извиняемся и просим у вас прощения. Мы заплатим выкуп. До свидания!
Похитители».
Слова для справок на доске: уважаемый, забияка, пожалуйста, похитители.
III. Итог занятия
Логопед: Назовите из текста слова с буквами занятия. В каких словах для обозначения букв вам понадобился овал красного цвета, где вы воспользовались красным кружком?
26 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
ЗАНЯТИЕ 7
Тема: Дифференциация букв и - ш.
Цели: закрепить у детей знания о буквах, сходных по начертанию; познакомить детей с буквами и - ш; научить дифференцировать буквы изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей логическое мышление, навыки звукового анализа и синтеза, зрительный гнозис; учить соотносить букву, звук и символ для его обозначения.
Оборудование: карточки с изображениями элементов букв и - ш; ребусы; карточки с буквами для составления слов, альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Орг. момент
1. Развитие зрительного гнозиса.
Логопед: Рассмотрите элементы и отгадайте буквы:
- начинается с элемента ;
- в первой букве таких элементов два, она обозначает гласный звук (И.);