Советское киноискусство 1950-1960-х годов

Постсталинская «оттепель». Относительная либерализация в области духовной жизни. Активизация творческой инициативы художественной интеллигенции. Увеличение кинопроизводства. Изживание бесконфликтности, схематизма, парадности в творческой практике и догматизма в теории кино и кинокритике. Противоречивость этого процесса, в котором участвуют как известные киномастера, так и молодые кинематографисты «фронтового» поколения: осуждение культа личности Сталина, но романтическая приверженность идеям социализма.

Успехи на пути реалистического изображения на экране повседневной жизни рядового человека, его внутреннего мира. Творческое восприятие позитивного опыта советского киноискусства 1920-1930-х годов и некоторых сТоррн эстетики итальянского

Неореализма.

Приход в кино новой генерации молодых кинематографистов - «детей войны» - в конце 1950-х - в 1960-е годы.

Процесс обновления выразительных средств в советском и мировом киноискусстве. Освоение новых принципов сюжетосложения, монтажа, способов съемки с целью более углубленного художественного исследования внутреннего, духовного мира человека. Усиление авторского начала в киноискусстве.

Два основных направления жанрово-стилевых поисков «документальное» и «живописно-поэтическое». Творческие обретения и просчеты.

Развитие вертовских принципов («киноправда», «жизнь врасплох») в кинодокументалистике. Обогащение выразительных средств научно-популярного кино. Отказ от натурализма, тематическое и жанровое разнообразие мультипликационного кино.

Синтез традиционных жанров, освоение и формирование новых жанровых форм. Обогащение проблемно-тематического и жанрово-стилевого потенциала различных видов киноискусства.

Влияние на развитие киноискусства 60-х годов эстетики и философских идей итальянского постнеореалистического кино, французской «новой волны», польской школы и ряда других направлений западного кинематографа. Свойственное многим фильмам этого периода преодоление идеологических рамок соцреализма, выход к утверждению общечеловеческих ценностей.

Широта проблемно-тематического диапазона, активизация аналитического начала в экранном воплощении материала современной действительности. Новый уровень постижения героики и трагизма войны в фильмах о Великой Отечественной войне, их антивоенный гуманистический пафос. Поиски новых подходов к разработке историко-революционной темы. Актуальность нравственной проблематики в экранизациях литературной классики.

Интенсивное развитие киноискусства союзных республик. Успехи национальных кинематографий на международных кинофестивалях.

Создание Союза кинематографистов СССР. Техническое обновление кинематографа Существенное отставание в этой области от мирового уровня. Достижения и потери Московских международных кинофестивалей.

Становление новых форм пропаганды киноискусства: народные университеты культуры, киноклубы. Зарождение кинолюбительского движения. Общественная роль кино, его взаимоотношения с телевидением.

Противоречия кинопроцесса. Реанимация бюрократических и субъективистских методов руководства искусством в середине и второй половине 1960-х годов. Цензурные трудности на пути становления талантливых, неординарных замыслов. Драматическая судьба фильмов « Застава Ильича» («Мне 20 лет»), «Страсти по Андрею» («Андрей Рублев»), «Комиссар», «История Аси Клячиной...», «Долгие проводы» и др.

Художественные Фильмы о современной действительности

Углубление социально-нравственной проблематики, обращение к художественному анализу значительных, острых жизненных конфликтов. Активизация внимания к личности индивидуальности современника. Расширение типологии героев. Утверждение новых подходов к художественному постижению современности в борьбе с рецидивами дидактики, схематизма, бесконфликтности.

«Возвращение Василия Бортникова» (1953, по роману Г.Николаевой «Жатва», реж. В.Пудовкин, опер. С.Урусевский). Драматизм личных судеб героев. Образы Василия (С.Лукьянов), Авдотьи (Н.Медведева), Степана (Н.Тимофеев). Монтажно-пластическая выразительность фильма. Неубедительное, шаблонное решение навязанной фильму «производственной» сюжетной линии.

Кинотрилогия режиссера И.Хейфица: «Большая семья» (1954, по роману В.Кочетова «Семья Журбиных», авт. сцен. В.Кочетов и С.Кара), «Дело Румянцева» (1956, авт. сцен Ю.Герман, И.Хейфиц), «Дорогой мой человек» (1958, авт. сцен. Ю Герман, И.Хейфиц). Утверждение высоких моральных принципов, обличение гражданской пассивности,




трусости. Образы молодых героев в исполнении А.Баталова.

«Урок жизни» (1955, авт. сцен. Е.Габрилович, реж. Ю.Райзман). Отражение общественных противоречий в «семейной» проблематике фильма. Нравственный смысл конфликта между Сергеем Ромашко (И.Переверзев) и Наташей (В.Калинина). Элементы дидактики в сюжете картины.

«Весна на Заречной улице» (1956, авт. сцен. Ф.Миронер, реж. М.Хуциев и Ф.Миронер). Лиричность, тонкий психологизм в развертывании этического конфликта Образы Саши Савченко (Н.Рыбников) и Тани Левченко (Н.Иванова). Обыденность житейских ситуаций и поэтический пафос фильма. Правдивый показ повседневного быта рядовых людей. Операторская работа П.Тодоровского и Р.Василевского.

Современная тема в фильмах М.Калатозова «Первый эшелон» (1956, авт. сцен. Н.Погодин) и «Неотправленное письмо» (1960, авт. сцен. Г.Колтунов, В.Осипов, В.Розов). Кинематографическая выразительность ряда режиссерских и операторских (опер. Ю.Екельчик, С.Урусевский) решений и шаблонность драматургии в «Первом эшелоне». Трагедийность основной коллизии и романтический пафос фильма «Неотправленное письмо». Патетический строй, повышенная экспрессия звуко-зрительной образности. Особенности типизации образов героев. Актерский ансамбль: И.Смоктуновский, Е.Урбанский, В.Ливанов, Т.Самойлова. Значение фильма в развитии живописно-поэтического направления.

«Высота» (1957, авт. сцен. М.Папава, по одноименному роману Е.Воробьева, реж. А.Зархи). Личные и общественные конфликты в драматургии фильма. Образы Николая Пасечника (Н.Рыбников) и Кати (И.Макарова). Поверхностное решение некоторых линий фильма.

«Чужая родня» (1956, по повести В.Тендрякова «Не ко двору», реж. М.Швейцер) Реалистическое изображение быта современной деревни. Образы Федора Соловейкова (Н.Рыбников) и Ряшкиных (Н.Сергеев и А.Денисова). Образ Стеши (Н.Мордюкова). Фильм М.Швейцера «Тугой узел» («Саша вступает в жизнь», 1957, ВЭ - 1989, по повести В.Тендрякова). Социальная острота конфликтов. Образы секретаря райкома Мансурова (В.Авдюшко) и председателя колхоза Гмызина (Н.Сергеев). Экранный дебют О.Табакова в роли Саши Комелева. Драматическая судьба фильма.

Фильмы С.Ростоцкого «Земля и люди» (1956, по очерковому циклу Г.Троепольского «Записки агронома»), «Дело было в Пенькове» (1958, по одноименной повести С.Антонова). Тематическое и жанровое различие фильмов. Тракторист Матвей («Дело было в Пенькове») в исполнении В.Тихонова.

Фильмы Л.Кулиджанова «Это начиналось так» (1956, совместно с Я.Сегелем, авт. сцен. С.Гарбузов, Л.Кулиджанов, Я.Сегель). «Отчий дом» (1959, авт. сцен. Б.Метальников), «Когда деревья были большими» (1962, авт. сцен. Н.Фигуровский). Общественная значимость морально-этических конфликтов, психологизм актерского исполнения, достоверность в показе среды и атмосферы действия.

«Поэма о море» (1958) А.Довженко, Ю.Солнцевой. История постановки. Сценарий А.Довженко и фильм, осуществленный Ю.Солнцевой. Жанровые и стилевые особенности. Принцип «внутреннего монолога» и субъективная образность. Образы Зарудного (Б.Андреев), генерала Федорченко (Б.Ливанов), Кравчины (Е.Бондаренко), Голика (Л.Тарабаринов) и др. Декларативность, ложный пафос ряда постановочных и изобразительных решений.

Фильмы режиссера В.Скуйбина «Жестокость» (1959, по одноименной повести и сценарию П.Нилина), «Чудотворная» (1960) и «Суд» (1962, сорежиссер А.Манасарова) по одноименным повестям В.Тендрякова. Проблемы нравственного выбора и гражданской совести.

Художественное осмысление на экране противоречий общественного развития страны, лоследствий культа личности. Выдающаяся роль в этом направлении фильмов «Чистое небо» (1961, авт. сцен. Д.Храбровицкий, реж. Г.Чухрай) и «Председатель» (1964, авт. сцен. Ю.Нагибин, реж. А.Салтыков). Активная гражданственность авторской позиции. Публицистический пафос фильмов. Психологическая разработка характеров и дра­матических судеб героев. Летчик-герой Астахов («Чистое небо») в исполнении Е.Урбанского и председатель колхоза Трубников («Председатель») в исполнении М.Ульянова.





Фильмы С.Герасимова «Люди и звери» (1962) и «Журналист» (1967). Проблемы нравственной ответственности в «Людях и зверях», становления личности молодого человека в «Журналисте». Особенности сюжетосложения и композиции. Документальность фактуры. Образы современников в исполнении актеров: Н.Еременко-старшего, Т.Макаровой, Ж.Болотовой («Люди и звери»), Ю.Васильева, Г.Польских («Журналист»).

Фильм М.Хуциева «Мне 20 лет» («Застава Ильича», 1964, авт. сцен. Г.Шпаликов, М.Хуциев). История постановки. Тема становления гражданского и нравственного сознания молодых современников в пору «оттепели». Жанровые особенности фильма. Образы Сергея (В.Попов), Николая (Н.Губенко) и Славы (С.Любшин). Активность лирического авторского начала. Поэтичность документальной изобразительной стилисти­ки фильма (опер. М.Пилихина).

«Июльский дождь» М.Хуциева (1967, авт. сцен. А.Гребнев и М.Хуциев). Эволюция авторского мироощущения. Социальные проблемы и нравственный конфликт. Образы Лены (Е.Уралова) и Володи (А.Белявский). Образ времени в фильме. Своеобразие поэтики и стилистики. Особенности изобразительного решения (опер. Г.Лавров).

«Девять дней одного года» М.Ромма. (1962, авт. сцен. М.Ромм и Д.Храбровицкий). Тема судеб научного познания, нравственной позиции ученого в современном мире. Образы физиков Гусева (А.Баталов) и Куликова (И.Смоктуновский). Своеобразие драматургической композиции фильма. Особенности изобразительного решения (опер. Г.Лавров, худ. Г.Колганов). Черты нового в творческом стиле М.Ромма.

«Твой современник» Ю.Райзмана (1968, авт. сцен. Е.Габрилович, Ю.Райзман). «Производственный» конфликт и нравственная позиция героя. Образы Губанова (И.Владимиров) и Ниточкина (Н.Плотников). Документальная стилистика фильма (опер. И. Ардашников). Активность выражения гражданской позиции авторов.

Фильмы В.Шукшина (1929-1974) «Живет такой парень» (1964), «Ваш сын и брат» (1966), «Странные люди» (1970). Национальная самобытность творчества Шукшина -писателя, режиссера, актера. Актерские работы В.Шукшина в фильмах «Два Федора» М.Хуциева, «Простая история» Ю.Егорова, «Когда деревья были большими» Л.Кулиджанова и др. Русская деревня и ее люди в фильмах В.Шукшина. Проблема сохранения духовных и нравственных ценностей. Образы, созданные в фильмах В.Шукшина Л.Куравлевым, С.Никоненко, В.Санаевым и др. актерами. Характерные черты и способы выявления национального характера.

Фильмы Л.Шепитько (1938-1979). «Зной» (1963, по мотивам повести Ч.Айтматова «Верблюжий глаз», авт. сцен. И.Ольшанский). Нравственное противоборство Кемаля (Б.Шамшиев) и Абакира (Н.Жантурин). Документализм изобразительной манеры (опер. Ю.Сокол, В.Архангельской). «Крылья» (1966, авт. сцен. Н.Рязанцева). Драматизм образа героини фильма Надежды Петрухиной (М.Булгакова). Смысл метафорического финала фильма. Особенности режиссерского почерка Л.Шепитько.

Фильмы К.Муратовой. «Наш честный хлеб» (1965, авт. сцен. И.Бондин, реж. К. и А.Муратовы). Критика бюрократизма и волюнтаризма в руководстве сельским хозяйством. Острота драматического конфликта. «Короткие встречи» (1968, авт. сцен. Л.Жуховицкий и К.Муратова) и «Долгие проводы» (1970, ВЭ -1987, авт. сцен. Н.Рязанцева). Особенности драматургии. Психологические и нравственные конфликты. Принципы режиссуры и изобразительного решения. Современные женские характеры, созданные К.Муратовой, Н.Руслановой («Короткие встречи»), З.Шарко («Долгие проводы»). Драматическая судьба фильмов.

Фильм А.Михалкова-Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж, потому что гордая была» (1967, ВЭ -1988, авт. сцен. Ю.Клепиков, опер. Г.Рерберг). Современная деревня на экране. Документальное и игровое начала в образной структуре фильма. Образ Аси (И.Саввина) и образы, созданные «неактерами» Драматическая судьба фильма.

Фильм Т.Океева «Небо нашего детства» (1967, авт. сцен. Т.Омыркулов и Т.Океев). Проблема национальных традиций и научно-технического прогресса в фильме. Образ Бакая в исполнении М.Рыскулова. Поэтичность изобразительного строя (опер. К.Кыдыралиев).

Художественное исследование важных аспектов духовной жизни, нравственного

становления молодого человека в фильмах «Нежность» (1967) и «Влюбленные» (1969) Э.Ишмухамедова по сценариям О.Агишева, «Листопад» О.Иоселиани (1968, авт. сцен. АТигнадзе). «Три дня Виктора Чернышева» М.Осепьяна (1968, авт. сцен. Е.Григорьев). Способы воплощения авторской гражданской позиции. Своеобразие жанровых и стиле­вых решений этих картин.

Фильмы о Великой Отечественной войне

Новые аспекты в художественной трактовке военного материала, в толковании подвига. Пристальное внимание к драматическим судьбам и психологии рядовых уча­стников войны. Новый подход к характеристике образов врагов. Этапное значение фильмов «Летят журавли», «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Дом, в котором я живу», «Иваново детство». Выдающийся международный успех этих фильмов.

«Солдаты» (1957, по повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда», авт. сцен. В.Некрасов, реж. А.Иванов (1898-1984), опер. В.Фастович). Простота, безыскусственность решения героической темы. Правдивое изображение будней войны, фронтового быта. Рядовые защитники Сталинграда в исполнении В.Сафонова, И.Смоктуновского, В.Соловьева, Н.Погодина, Л.Кмита и др.

«Летят журавли» (1957, авт. сцен. В.Розов, реж. М.Калатозов). Новаторство драматургического замысла и его экранного воплощения. Массовые сцены в композиции фильма. Взаимосвязь внешнего и внутреннего конфликтов. Образы Вероники (Т.Самойлова) и Бориса (А.Баталов). Новаторский характер изобразительного решения (оператор С.Урусевский). Значение фильма в дальнейшем развитии образного языка киноискусства.

«Дом, в котором я живу» Л.Кулиджанова и Я.Сегеля (1957, авт. сцен. И.Ольшанский). Новое в решении военной темы. Образ времени и среды. Актерский ансамбль.

«Судьба человека» (1959, по одноименному рассказу М.Шолохова, авт. сцен. Ю.Лукин, Ф.Шахмагонов, реж. С.Бондарчук). Судьба героя и судьба народа. Образ Андрея Соколова, созданный С.Бондарчуком. Пластическое решение фильма (опер. В.Монахов). «Баллада о солдате» (1959, авт. сцен. В.Ежов, Г.Чухрай, реж. Г.Чухрай). Своеобразие драматургической композиции. Солдат Алеша Скворцов - В. Ивашов. «Балладность» образного строя. Особенности изобразительного решения (опер. В.Николаев, Э.Савельева).

«Мир входящему» А.Алова и В.Наумова (1961, авт. сцен. А.Алов, Л.Зорин, В.Наумов). Напряженность действия. Антивоенный пафос фильма. Образы Ямщикова (В.Авдюшко), Ивлева (А.Демьяненко), Рукавицина (С.Хитров). Выразительность монтажно-изобразительного решения (опер. А.Кузнецов, худ. Е.Черняев).

«Иваново детство» А.Тарковского (1962, по мотивам рассказа В.Богомолова «Иван», авт. сцен. В.Богомолов и М.Папава). Переосмысление жанра и стиля литературного первоисточника. Особенности композиции. Тема трагизма войны. Образ Ивана (Н.Бурляев). Метафоричность образного языка. Экспрессивность изобразительного реше­ния (опер. В.Юсов, худ. Е.Черняев). Новаторство режиссуры.

«Повесть пламенных лет» Ю.Солнцевой (1961, по сценарию А.Довженко). Жанр и стиль. Способы выявления авторского начала. Образ Ивана Орлюка (Н.Винграновский). Изобразительное решение (опер. Ф.ГТроворов, А.Темерин, худ. А.Борисов). Декларативность, внешний пафос некоторых постановочных решений.

«Живые и мертвые» (1964, по роману К.Симонова, реж. А.Столпер). Роман и фильм. Образ народной войны на экране. Трагедия первых дней отступления. Тема стойкости и мужества. Образы Серпилина (А.Папанов) и Синцова (К.Лавров). Документализм изобразительного решения (опер. Н.Олоновский, худ. С.Волков).

Художественно-публицистический фильм «Обыкновенный фашизм» М.Ромма (1965, авт. сцен. М.Ромм, М.Туровская, Ю.Ханютин).

«Отец солдата» (1965, авт. сцен. С.Жгенти, реж. Р.Чхеидзе). Народность и национальность образа Махарашвили (С.Закариадзе).

«Никто не хотел умирать» (1966, авт. сцен, и реж. В.Жалакявичюс). Особенности жанрового решения. События и характеры. Актерский ансамбль: Д.Банионис, Р.Адомайтис, Ю.Будрайтис, Б.Оя и др. Изобразительное решение (опер. И.Грицюс).





Значение этих и других фильмов о Великой Отечественной войне в развитии киноискусства в республиках.

Историко-революционная тема

Героико-романтическое звучание дебютных фильмов середины 50-х годов о гражданской войне, о судьбах молодежи первых послереволюционных лет, новизна ситуаций и конфликтов: «Школа мужества» (1954, авт. сцен. С.Розен, К.Семенов, реж. В.Басов и М.Корчагин), «Они были первыми» (1956, авт. сцен. Ю.Принцев, реж. Ю.Егоров), «Тревожная молодость» (1955, авт. сцен. В.Беляев и М.Блейман), «Павел Корчагин» (1956, авт. сцен. У.Исаев, по роману Н.Островского) и «Ветер» (1958) режиссеров А.Алова и В.Наумова.

Новаторское значение фильмов «Сорок первый» (1956) и «Коммунист» (1958). Отказ от стереотипов, стремление к осмыслению некоторых реальных драматических конфликтов революции. Обогащение гуманистического потенциала фильмов.

«Сорок первый» Г.Чухрая (авт. сцен. Г.Колтунов, по одноименному рассказу Б.Лавренева). Социально-психологический конфликт фильма. Образы Марютки (И.Извицкая) и Говорухи-Отрока (О.Стриженов). Поэтичность изобразительно-музыкального строя (опер. С.Урусевский, комп. Н.Крюков).

«Коммунист» Ю.Райзмана (авт. сцен. Е.Габрилович). Бытовое и героическое в драматургии фильма. Новое в трактовке традиционного героя. Василий Губанов в исполнении Е.Урбанского.

Интерес кинематографистов к личности В.И.Ленина. Стремление осветить на экране новые факты его биографии. Трактовка личности и деятельности Ленина в рамках официальной мифологии и злободневных идеологических установок. Иллюстративность, идеологическая заданность большинства фильмов ленинианы. Наиболее интересные с художественной точки зрения фильмы этой тематической группы.

«Рассказы о Ленине» (1958) С.Юткевича. Неравновценность двух новелл, составляющих фильм. Новизна биографического материала, попытка раскрытия внутреннего мира Ленина во второй новелле - «Последняя осень» (авт сцен. Е.Габрилович). Образ Ленина, созданный М.Штраухом. Роль изобразительного решения (опер. Е.Андриканис, худ. А.Бергер, П.Киселев) и музыки Рахманинова и Танеева в создании эмоциональной атмосферы фильма.

«Ленин в Польше» (1966, авт. сцен. Е.Габрилович, реж. С.Юткевич, производство «Мосфильм», СССР и «Студио», Польша). Особенности художественного строения фильма. Оригинальное воплощение принципа «внутреннего монолога».

«Шестое июля» (1966, авт. сцен. М.Шатров, реж. Ю.Карасик). Фильм как политическая документальная драма. Новый подход к трактовке политических оппонентов Ленина. Образы Ленина (Ю.Каюров) и Марии Спиридоновой (А.Демидова). Эстетика кинохроники 20-х годов в изобразительной стилистике фильма (худ. Б.Бланк, опер. М.Суслов).

Постижение диалектики революционных процессов и трагизма гражданской войны в киноискусстве второй половины 60-х годов. Поиски нового художественного языка.

«Первый учитель» (1965, по одноименной повести Ч.Айтматова, авт. сцен. Ч.Айтматов и Б.Добродеев при участии А.Михалкова-Кончаловского, реж. А.Михалков-Кончаловский). Образы Дюйшена (Б.Бейшеналиев) и Толганай (Н.Аринбасарова). Трактовка среды. Особенности изобразительного решения фильма (опер. Г.Рерберг).

«Начало неведомого века» - киноальманах (1967, ВЭ - 1987). «Ангел» (по мотивам новеллы Ю.Олеши, авт. сцен. Б.Ермолаев, И.Суслов, М.Суслов, реж. А.Смирнов, опер П.Лебешев). Трагедийный пафос киноновеллы. Притчевая природа ее сюжетной структуры. Жизненная достоверность и символика персонажей. Актерский ансамбль: Л.Кулагин, Н.Губенко, Г.Бурков и др. «Родина электричества» (по мотивам рассказа А.Платонова, авт. сцен, и реж. Л.Шепитько, опер. Д.Коржихин). Поиски экранных эквивалентов стиля писателя. Переосмысление финала рассказа. Образ Жаренова (Е.Горюнов). Повышенная экспрессия образного строя.

«Комиссар» (1967, ВЭ -1987, по мотивам рассказа В.Гроссмана «В городе Бердичеве», авт. сцен, и реж. А.Аскольдов, опер. В.Гинзбург, худ. С.Серебряков, комп. А.Шнитке). Нравственная проблематика фильма и его гуманистический пафос. Образы,

составляющих фильм. Новизна биографического материала, попытка раскрытия внутреннего мира Ленина во второй новелле - «Последняя осень» (авт. сцен. Е.Габрилович). Образ Ленина, созданный М.Штраухом. Роль изобразительного решения (опер. Е.Андриканис, худ. А.Бергер, П.Киселев) и музыки Рахманинова и Танеева в создании эмоциональной атмосферы фильма.

«Ленин в Польше» (1966, авт. сцен. Е.Габрилович, реж. С-Юткевич, производство «Мосфильм», СССР и «Студио», Польша). Особенности художественного строения фильма. Оригинальное воплощение принципа «внутреннего монолога».

«Шестое июля» (1966, авт. сцен. М.Шатров, реж. Ю.Карасик). Фильм как политическая документальная драма. Новый подход к трактовке политических оппонентов Ленина. Образы Ленина (Ю.Каюров) и Марии Спиридоновой (А.Демидова). Эстетика кинохроники 20-х годов в изобразительной стилистике фильма (худ. Б.Бланк, опер. М.Суслов).

Постижение диалектики революционных процессов и трагизма гражданской войны в киноискусстве второй половины 60-х годов. Поиски нового художественного языка.

«Первый учитель» (1965, по одноименной повести Ч.Айтматова, авт. сцен. Ч.Айтматов и Б.Добродеев при участии А.Михалкова-Кончаловского, реж. А.Михалков-Кончаловский). Образы Дюйшена (Б.Бейшеналиев) и Толганай (Н.Аринбасарова). Трактовка среды. Особенности изобразительного решения фильма (опер. Г.Рерберг).

«Начало неведомого века» - киноальманах (1967, ВЭ - 1987). «Ангел» (по мотивам новеллы Ю.Олеши, авт. сцен. Б.Ермолаев, И.Суслов, М.Суслов, реж. А.Смирнов, опер. П.Лебешев). Трагедийный пафос киноновеллы. Притчевая природа ее сюжетной структуры. Жизненная достоверность и символика персонажей. Актерский ансамбль: Л.Кулагин, Н.Губенко, Г.Бурков и др. «Родина электричества»- (по мотивам рассказа А.Платонова, авт. сцен, и реж Л.Шепитько, опер. Д.Коржихин). Поиски экранных эквивалентов стиля писателя. Переосмысление финала рассказа. Образ Жаренова (Е.Горюнов). Повышенная экспрессия образного строя.

«Комиссар» (1967, ВЭ- 1987, по мотивам рассказа В.Гроссмана «В городе Бердичеве», авт. сцен, и реж. А.Аскольдов, опер. В.Гинзбург, худ. С.Серебряков, комп. А.Шнитке). Нравственная проблематика фильма и его гуманистический пафос. Образы, созданные в фильме Н.Мордюковой, Р.Быковым, Р.Недашковской, В.Шукшиным. Лаконизм й метафоричность образного строя фильма. Запрет фильма.

«В огне брода нет» (1967, авт. сцен. Е.Габрилович и Г.Панфилов, реж. Г.Панфилов). Особенности драматургии. Притчевое начало. Юная художница Таня Теткина в исполнении И.Чуриковой. Нравственный смысл спора комиссара (А.Солоницин) и Фокича (М.Глузский). Особенности изобразительного решения (опер. ДДолинин, худ. М.Гаухман-Свердлов).

Наследие национальной культуры на экране

Активный интерес киноискусства к интерпретации литературной классики. Дискуссии об экранизации. Стремление воплотить содержательные аспекты литературного источ­ника, отвечающие духовным запросам современности. Новый уровень постижения наследия А.П.Чехова в ряде экранизаций. Обращение кинематофафистов к крупнейшим эпическим произведениям Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и к романам классиков советской литературы (М.Шолохова, А.Толстого, Л.Леонова и др.).

Наиболее значительные экранизации этого периода: «Попрыгунья» (1955, авт. сцен, и реж. С.Самсонов). Истолкование идеи и стиля рассказа А.П.Чехова. Образы Дымова (С.Бондарчук) и Ольги Ивановны (Л.Целиковская).

«Дама с собачкой» (1960, авт. сцен, и реж. И.Хейфиц). Гуров и Анна Сергеевна в исполнении А.Баталова и И.Саввиной. Чеховская атмосфера в фильме. Изобразительное (опер. А.Москвин) и музыкальное (комп. И.Симонян) решения,

«Идиот» (1-я сер. «Настасья Филипповна», 1958, авт. сцен, и реж. И.Пырьев, опер. В.Павлов). Принцип прочтения романа. Образы князя Мышкина (Ю.Яковлев) и Настасьи Филипповны (Ю.Борисова). Элементы театрализации. Упрощенная трактовка некоторых образов.

«Братья Карамазовы» (1969) - последний фильм И.Пырьева. Сценарий И.Пырьева и роман Ф.Достоевского. Основная проблематика фильма. Отеци братья Карамазовы в





исполнении М.Прудкина, М.Ульянова, К.Лаврова, А.Мягкова, В.Никулина.

«Преступление и наказание» (1970, авт. сцен. Н.Фигуровс'кий, Л.Кулиджанов, реж Л.Кулиджанов). Идейно-художественная концепция фильма. Стилистика фильма и поэтика Ф.Достоевского. Нравственная проблема в романе и фильме. Г.Тараторкин в роли Раскольникова. И.Смоктуновский - Порфирий Петрович, М.Булгакова - Катерина Ивановна.

«Скверный анекдот» реж. А.Алова и В.Наумова (1966, авт. сцен. А.Алов, В.Наумов, Л.Зорин). Экспрессивность и гротеск в образном языке фильма. Образы генерала Пралинского (Е.Евстигнеев) и Пселдонимова (В.Сергачев). Спорность авторского истолкования рассказа Ф.Достоевского. Драматическая судьба фильма.

«Война и мир» (1966-1967, авт. сцен. В.Соловьев, реж. С.Бондарчук). Четыре серии фильма - «Андрей Болконский», «Наташа Ростова», «1812-й год», «Пьер Безухое». Изобразительное решение (опер. А.Петрицкий, худ. М.Богданов, Т.Мясников). Поиски звуко-зрительных эквивалентов литературной образности. Актерские работы С.Бондарчука (Пьер Безухое), Л.Савельевой (Наташа Ростова), А.Кторова (старик Болконский), В.Тихонова (Андрей Болконский), Н.Трофимова (капитан Тушин) и др.

Кинотрилогия «Тихий Дон» (1957-1958, авт. сцен, и реж. С.Герасимов). Отражение судеб донского казачества. Эпичность повествования и психологический анализ характеров. Изображение эпохи, среды, быта в фильме. Трагедийность образа Григория (П.Глебов). Образ Аксиньи в исполнении Э. Быстрицкой.

«Тени забытых предков» С.Параджанова (1964, по мотивам одноименной повести М.Коцюбинского). Фольклорно-поэтический строй фильма. Образы Ивана (И.Миколайчук) и Марички (Л.Кадочникова). Образная выразительность изображения (опер. Ю.Ильенко, худ. М.Раковский, Г.Якубович).

Поверхностное, иллюстративное истолкование классики («Анна на шее», «Княжна Мери», «Герой нашего времени», «Накануне», «Три сестры», «Назар Стодоля» и др.).

Обращение советских кинематографистов к мировой литературе, экранизация ее шедевров.

«Отелло» (1956, авт. сцен, и реж. С.Юткевич). Традиции и новаторство в истолковании трагедии. Драматургическое и изобразительное решение фильма (опер. ЕАндриканис, худ. А.Вайсфельд, В.Доррер, М.Карякин). Отелло в исполнении -С.Бондарчука.' Музыка А.Хачатуряна в фильме.

«Дон Кихот» (1957, авт. сцен. Е.Шварц, реж. Г.Козинцев). Драматургические и режиссерские принципы экранизации. Изобразительное решение (опер. А.Москвин, А.Дудко, Й.Грицюс, Э.Розовский, худ. Е.Еней). Дон Кихот и Санчо Панса в исполнении Н.Черкасова и Ю.Толубеева.

«Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971) реж. Г.Козинцева. Шекспир в творческой биографии Г.Козинцева. Своеобразие режиссерской трактовки «Гамлета». Изобразительное решение фильма (опер. Й.Грицюс, худ. Е.Еней). Гамлет в исполнении И.Смоктуновского.

Гуманистическая концепция фильма «Король Лир». Образы Лира (Ю.Ярвет), Гонерильи (Э.Радзиня), Реганы (Г.Волчек), Корделии (В.Шенд'рикова), Шута (О.Даль). Изобразительное решение фильма (опер. Й.Грицюс, худ. Е.Еней, В.Улитко, С.Вирсаладзе). Использование традиций классической живописи. Роль музыки Д.Шостаковича в этих экранизациях.

Поиски новых принципов кинематографической интерпретации духовного наследия прошлого в фильмах о выдающихся деятелях национальной культуры.

«Андрей Рублев» («Страсти по Андрею», 1966, ВЭ- 1971,.авт. сцен. А.Михалков-Кончаловский, А.Тарковский, реж. А.Тарковский). Философско-нравственная проблематика. Особенности композиции, жанра и стиля фильма и традиции русской национальной культуры Образ Руси XIV-XV веков и образ Рублева (А.Солоницын). Спор Рублева и Феофана Грека (Н.Сергеев). Значение новеллы «Колокол», образа Бориски (Н.Бурляев) в идейно-художественной концепции фильма. Новаторство режиссуры, изо­бразительного решения (опер. В.Юсов, худ. П.Черняев, при участии И.Новодережкина и С.Воронкова) и музыкального решения (комп. В.Овчинников). Статья А.Тарковского «Запечатленное время» и специфика образности фильма «Андрей Рублев». Значение фильма в развитии киноискусства, в творческой биографии мастера.

осмеяния. Использование эксцентрических приемов немой «комической». Серийные характеры-маски. Актерское трио-Ю.Никулин, Е.Моргунов, Г.Вицин. «Бриллиантовая рука» (1969). Пародийно-сатирические и приключенческие элементы сюжета. Разнооб­разие комедийных приемов.

Кинокомедии режиссера ПДанелия: лирическая «Я шагаю по Москве» (1964, авт. сцен. Г.Шпаликов); сатирическая «Тридцать три» (1866, авт. сцен. В.Ежов, В.Конецкий); трагикомедия «Не горюй!» по мотивам романа К.Тилье «Мой дядя Бенджамен» (1969, авт. сцен. Р.Габриадзе). Своеобразие комедийного почерка Г.Данелия.

Организация Всесоюзного сатирического киножурнала «Фитиль» (1962). Расширение круга сатирических персонажей. Многообразие короткометражных сюжетных форм -игровых, документальных, мультипликационных.

Фильмы для детей и юношества

Увеличение выпуска фильмов для детей. Экранизация книг популярных детских писателей.

«Чук и Гек» (1953, по одноименной повести А.Гайдара, авт. сцен. В.Шкловский, реж. И.Лукинский), «Кортик» (1954, по одноименной повести А.Рыбакова, авт. сцен. А.Рыбаков, И.Гомелло, реж. В.Венгеров, М.Швейцер), «На графских развалинах» (1958, по одноименной повести А.Гайдара, авт. сцен. И.Болгарин, реж. В.Скуйбин), «Армия Трясогузки (1964) и «Армия Трясогузки снова а бою» (1968, авт. сцен. А.Власов, А.Млодик, реж. А.Лейманис), «Неуловимые мстители» (1968, авт. сцен. С.Ермолинский, Э.Кеосаян, реж. Э.Кеосаян).

Обращение к острым проблемам жизни школы. Протест против равнодушия, казенщины, ханжества в деле воспитания. Утверждение бережного отношения к внутреннему миру, духовным запросам детей и подростков в фильмах «А если это любовь?» (1961, авт. сцен. И.Ольшанский, Н.Руднева, реж. Ю.Райзман), «Друг мой, Колька» (1961, авт. сцен. А.Хмелик, реж. А.Митта и А.Салтыков), «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964, авт. сцен. С.Лунгин и Н.Нусинов, реж. Э.Климов), «Звонят, откройте дверь» (1966, авт. сцен. А.Володин, А.Митта, реж. А.Митта).

«Доживем до понедельника» С.Ростоцкого (1968, авт. сцен. Г.Полонский), Проблематика фильма. Психологизм в раскрытии характеров старшеклассников и их воспитателей. Учитель Мельников в исполнении В.Тихонова. Драматизм конфликтов и лирическая атмосфера. Значение фильма как произведения, противостоящего традиционным решениям школьной темы.

Эксцентрическая музыкальная комедия Р.Быкова «Айболит - 66» (1967, авт. сцен. В.Коростелев, Р.Быков). «Многоадресность» фильма. Сказочность и пародийность. Образы Айболита (О.Ефремов) и Бармалея (Р.Быков). Творческое использование театральной условности.

Проблема современной интерпретации фольклорного материала.

Фильмы-сказки реж. А.Роу: «Марья-искусница» (1960, авт. сцен. М.Чуприн), «Морозко» (1965, авт. сцен. М.Вольпин и Н.Эрдман), «Варвара краса - длинная коса» (1970, авт. сцен. М.Чуприн) и реж. А.Птушко: «Сказка о царе Салтане» (1966, авт. сцен. А.Птушко при участии И.Гелейна), «Руслан и Людмила» (1973, авт. сцен. А.Птушко при участии С.Болотина).

Заключение

Борьба в киноискусстве 1950 - 1960-х годов идейно-художественных тенденций, рожденных атмосферой «оттепели», и рецидивов схематизма, парадности, бесконфликтности. Основные сюжетно-обраэные мотивы кинематографа периода «оттепели». Достижения всех видов многонационального советского кино на пути постижения жизненной правды, внутреннего мира личности. Обновление художественного языка киноискусства, расширение его жанровых и стилевых возможностей. Трудности и потери, связанные с идеологической регламентацией и цензурой.





КИНОИСКУССТВО 1970-х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1980-хГОДОВ

Нарастание кризисных явлений в социально-экономическом развитии страны, в сфере культуры, литературы и искусства.

Противоречивость развития киноискусства 1970-х- первой половины 1980-х годов. Свойственные лучшим фильмам этого периода гражданский пафос, критика общественных недугов, смелые поиски в области киноязыка.

Приход на кинопроизводство нового поколения творческой молодежи, выпусников ВГИКа, Высших курсов режиссеров и сценаристов, кинофакультетов Тбилисского и Киевского театральных институтов.

Организация Всесоюзного научно-исследовательского института киноискусства. Выпуск 4-томной «Истории советского кино». Публикация теоретического наследия классиков советского кино.

Мелочная опека киностудий со стороны Госкино, бюрократизм и перестраховка в оценке сценариев и фильмов, цензурные препятствия на пути талантливых кинопроизведений.

Отсутствие гласности в оценке фильмов, произвол в решении судеб картин. Увеличение потока «серых» фильмов. Резкое падение числа кинопосещений в середине 70-х годов. Низкий художественный уровень многих фильмов. Ориентация на закупку и широкий прокат западной киномакулатуры. Отсутствие на экранах значительных произведений мастеров западного кино.

Серьезные недостатки в развитии кинокритики. Свойственный многим критическим выступлениям ведомственный подход, благодушие в оценке кинопроцесса. Снижение эстетических критериев по отношению к художественно слабым, но идеологически «правильным» фильмам.

Характеристика основных тенденций в кинематографе этого периода.

Современность и современник на экране

Попытки художественного осмысления исторического опыта страны и ее научно-технических достижений в фильмах «Укрощение огня» (1972, авт. сцен, и реж. Д.Храбровицкий), «Сибириада» (1979, авт. сцен. В.Ежов, реж. А.Михалков-Кончаловский), «Вкус хлеба» (1979, авт. сцен. А.Лапшин, Р.Тюрин, В.Черных, реж. А.Сахаров). Трактовка истории в рамках официальных идеологических и политических установок. Иллюст­ративный подход к жизненному материалу. Образы Башкирцева (арт. К.Лавров, «Укрощение огня»), Сечкина (арт. С.Шакуров, «Вкус хлеба»), Алексея Устюжанина (Н.Михалков, «Сибириада»),

Жанровые особенности «Сибириады», поиски ярких экспрессивных решений в сфере пластики, монтажа, цвета (опер. Л.Пааташвили, худ. Н.Двигубский, А.Адабашьян).

Активный интерес киноискусства к «производственной теме». Фильмы «Здесь наш дом» (1974, по пьесе Н.Дворецкого «Человек со стороны», реж. В.Соколов), «Человек на своем месте» (1973, авт. сцен. В.Черных, реж. А.Сахаров), «Самый жаркий месяц» (1974, авт. сцен. Г.Бокарев, Ю.Карасик, реж. Ю.Карасик), «Премия» (1975, авт. сцен. А.Гельман, реж. С.Микаэлян), «Обратная связь» (1978, авт. сцен. А.Гельман, реж. В.Трегубович), «Надежда и опора» (1982, авт. сцен. Ю.Черниченко, реж. В.Кольцов) и др.

Публицистичность в постановке производственно-экономических, хозйственно-управленческих и т.п. проблем. Ограниченность возможностей социальной критики. «Производственное» и нравственное в художественной структуре фильмов. Образы «деловых людей» - Чешков (В.Заманский), Семен Бобров (В.Меньшов), Виктор Лагутин (Л.Дьячков), Курков (Ю.Демич) и др.

«Премия» - наиболее значительный фильм «производственной» темы. Острота социально-нравственного конфликта. Своеобразие сюжетной структуры и режиссерского решения. Образ бригадира Потапова (Е.Леонов). Образы начальника стройтреста Батарцева (В.Самойлов), главбуха (М.Глузский), главного инженера (А.Джигарханян), секретаря парткома (О.Янковский).

Эксплуатация сложившихся сюжетных схем в многочисленных «производственных» фильмах конца 70-х начала 80-х годов. Исчерпанность старых подходов, угасание

интереса кинематографистов к «производственной» теме.

Социально-нравственная проблематика фильмов С.Герасимова «У озера» (1970) и «Любить человека» (1973).

Дальнейшая разработка жанровой формы «фильма-размы

Наши рекомендации