Советское киноискусство в послевоенный период
Трудности развития советской кинематографии в первые послевоенные годы. Реэвакуация киностудий и восстановление киносети. Влияние на кинопроцесс установок тоталитарного режима, культа личности Сталина. Постановления ЦК ВКП(б) 1946-1948 годов по идеологическим вопросам. Сокращение кинопроизводства. Ориентация ведущих режиссеров на исторические и историко-биографические темы. Недостаточное внимание к проблемам современной жизни. Бесконфликтность, схематизм, парадность * художественном творчестве. Развитие позитивного опыта советского киноискусства в некоторых фильмах этого периода. Отсутствие притока в кино творческих сил. Урон, нанесенный «малокартиньем» развитию искусству кино. Непоследовательность и поверхностность критики «теории бесконфликтности» в редакционной статье «Правды» «Преодолеть отставание советской драматургии» (1952).
Фильмы о Великой Отечественной войне
Тема героизма и патриотизма в послевоенных фильмах о Великой Отечественной войне. Ориентация на изображение подвига как жертвы, прославление героев войны. Проблема художественной типизации документально-биографического материала. Издержки на этом пути.
«Молодая гвардия» (1948, по одноименному роману А.Фадеева, авт. сцен, и реж. С.Герасимов, опер. В.Рапопорт, комп. Д.Шостакович). История постановки фильма. Принципы экранизации романа. Образы молодогвардейцев - Олег Кошевой (В.Иванов), Уля Громова (Н.Мордюкова), Сергей Тюленин (С.Гурзо), Любовь Шевцова (И.Макарова). Документальная достоверность атмосферы военного времени и героико-романтический пафос фильма.
«Повесть о настоящем человеке» (1948, по одноименной повести Б.Полевого, авт. сцен. М.Смирнова, реж. А.Столпер). Образы Мересьева (П.Кадочников) и комиссара (Н.Охлопков). Особенности изобразительного решения фильма (опер. М.Магидсон, худ. И.Шпинель).
«Подвиг разведчика» (1947, авт. сцен. М.Блейман, К.Исаев, М.Маклярский, реж. Б.Барнет). Драматическая напряженность детективной фабулы и разработка характеров. Образ советского разведчика Федотова (П.Кадочников). Психологическая достоверность образов, созданных А.Бучмой, Д.Милютенко, П.Романовым, Б.Барнетом и другими актерами.
Лирико-драматическое воплощение военной темы в фильме «Звезда» (1949, ВЭ -1953, по одноименной повести Э.Казакевича, реж. А.Иванов). Камерность сюжета. Трагедийный финал. Лиризм в психологических характеристиках персонажей, достоверность среды действия, деталей фронтового быта (опер. В.Рапопорт, С.Иванов). Запрет фильма и его последующий выпуск с измененным финалом (ложно понятый оптимизм).
«Художественно-документальные» фильмы, воссоздаюЩие крупнейшие стратегические операции Великой Отечественной войны. Противоречивость исходных посылок -стремление к развитию опыта советского эпического кинематографа 1920-1930-х годов и оценка событий войны в духе культа личности Сталина.
«Третий удар» (1948, авт. сцен. А.Первенцев, реж. И.Савченко, опер. М.Кириллов). Драматизм и кинематографическая выразительность батальных эпизодов. Реалистические образы участников битвы за Крым - матрос Чмыга (М.Бернес), генерал Захаров (С.Блинников) и др. Влияние культа личности в изображении деятельности Генштаба, в трактовке образа Сталина (А.Дикий).
«Сталинградская битва» (1949, авт. сцен. Н.Вирта, реж" В.Петров, опер. Ю.Екельчик). Пространственная масштабность изображения основных событий Сталинградской битвы. Документальность стиля. Схематизм образов участников сражения. Ошибочность общей концепции фильма.
«Падение Берлина» (1950, авт. сцен. П.Павленко, М.Чиаурели, реж. М.Чиаурели, опер. Л. Косматое). Постановочный размах, иллюстративность, и схематизм драматургии, помпезность стиля. Утверждение культа личности Сталина, искажение исторической правды. Воплощение той же идейной концепции и стилистики в фильмах М.Чиаурели «Клятва» (1946) и «Незабываемый 1919-й» (1952), Мифологизированная трактовка истории страны и личности Сталина (М.Геловани) в фильмах М.Чиаурели.
Идеология «холодной войны» и фильмы «о борьбе за мир»: «Русский вопрос» (1947, ВЭ - 1948, по одноименной пьесе К.Симонова, реж. М.Ромм, опер. Б.Волчек), «Секретная миссия» (1950, авт. сцен. К.Исаев и М.Маклярский, реж. М.Ромм, опер. Б.Волчек), «Встреча на Эльбе» (1949, реж. Г.Александров, авт. сцен. бр. Тур и Л.Шейнин, опер. Э.Тиссэ), «Заговор обреченных» (1950, авт. сцен. Н.Вирта, реж. М.Калатозов, опер. М.Магидсон). Выразительность рада изобразительных и актерских решений. Политическая предвзятость и схематизм драматургии.
Фильмы о современности
«Сельская учительница» (1947, авт. сцен. М.Смирнова, реж. М.Донской, опер. С.Урусевский). Особенности драматургии. Учительница Мартынова в исполнении В.Марецкой. Гуманизм и лиризм фильма. Изобразительное решение (опер. С.Урусевский). Иллюстративность ряда эпизодов. Широкий общественный резонанс фильма.
«Сельский врач» (1952, авт. сцен. М.Смирнова, реж. С.Герасимов). Образы Тани Казаковой (Т.Макарова) и Арсеньева (Г.Белов). Ослабленность конфликта в фильме.
«Донецкие шахтеры» (1951, авт. сцен. Б.Горбатов и В.Алексеев, реж. Л.Луков), «Кавалер Золотой Звезды» (1952, по одноименному роману С.Бабаевского, авт. сцен. Б.Чирсков, реж. Ю.Райзман). Влияние теории бесконфликтности на драматургию фильмов. Поверхностное, парадное изображение послевоенной жизни советских людей.
Сокращение выпуска комедийных фильмов. Ослабленность социального содержания.
«Весна» (1947, авт. сцен. Г.Александров, А.Раскин, М.Слободский, реж. Г.Александров). Роль изобразительного решения и музыки в фильме (опер. Ю.Екельчик, комп. И.Дунаевский). Актерский ансамбль: Л Орлова, Н.Черкасов, Р.Плятт, Ф.Раневская и другие.
«Сказание о земле Сибирской» (1948, авт. сцен. И.Пырьев и Н.Рожков, реж. И.Пырьев). Роль музыки Н.Крюкова и изобразительной трактовки оператора В.Павлова. Жанровые признаки фильма-концерта в мелодраматическом повествовательном сюжете.
«Кубанские казаки» (1950, авт. сцен. Н.Погодин, реж. И.Пырьев). Жанровые особенности фильма. Мастерство монтажно-ритмического и музыкального решения (комп. И.Дунаевский). Председатели соседних колхозов Пересветова и Ворон в
исполнении М.Ладыниной и С Лукьянова. Жанровые особенности фильма. Оперетта, лубок, сказка, будущее вместо насущного - стиль картины, которую станут обвинять в «лакировочном изображении быта послевоенного колхозного села».
Историко-биографические фильмы
Использование опыта исторических фильмов 30-х годов.'
«Адмирал Нахимов» (1947, авт. сцен. И.Луковский, реж. В.Пудовкин). История постановки. Нахимов в исполнении А.Дикого. Высокая изобразительная культура фильма (опер. А.Головня, Т.Лобова, худ. В.Егоров, А.Вайсфельд). «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы» (1953, авт. сцен. А.Штейн, реж. М.Ромм).
«Алишер Навои» (1948, авт. сцен. А.Спешнев, И.Султанов, С.Уйгун и В.Шкловский, реж. К.Ярматов). Образ гениального ученого, поэта и государственного деятеля в исполнении Р.Хамраева. Исторический и национальный колорит эпохи в изобразительном решении фильма (худ. В.Еремян, опер. М.Краснянский).
«Мичурин» (1949, авт. сцен, и реж. А.Довженко, опер. Л.Косматое, Ю.Кун, худ. М.Богданов, Г.Мясников). Первоначальный авторкий замысел. Сценарий А.Довженко. «Жизнь в цвету» как «поэма о творчестве». Мичурина в исполнении Г.Белова и тема драматизма творческого поиска. Образ природы в художественной структуре фильма. Драматургическая роль цвета. Многочисленные переработки сценария и фильма по требованию идеологического руководства.
«Академик Иван Павлов» (1949, авт. сцен. М.Папава, реж. Г.Рошаль). Включение в драматургическую композицию научного материала. И.П.Павлов в исполнении А.Борисова. «Выпрямление» личности и жизненного пути великого ученого.
«Мусоргский» (1950, авт. сцен. А.Абрамова и Г.Рошаль, реж. Г.Рошаль). Мусоргский в исполнении А.Борисова. Музыка в фильме (комп. Д.Кабалевский). Упрощенность истолкования жизненной драмы Мусоргского. Иллюстративность в изображении творческого процесса и образов соратников композитора.
«Тарас Шевченко» (1951, авт. сцен, и реж. И.Савченко). Шевченко в исполнении С.Бондарчука. Драматизм и кинематографическая выразительность эпизодов пребывания поэта в Аральской ссылке. Мастерство режиссера. Выразительность формы (опер. А.Кальцатый, Д.Демуцкий, И.Шеккер, худ. Л.Шенгелия, Б.Немечек). Иллюстративность и схематизм петербургских и украинских эпизодов.
Культурно-познавательное и эстетическое значение лучших историко-биографических фильмов, их патриотическое звучание. Иллюстративность, дидактика, модернизация истории, ориентация на драматургические штампы во многих историко-биографических картинах.
Заключение
Апогей культа личности Сталина в первые послевоенные годы. Жесточайшая идеологическая регламентация духовной сферы. Малокартинье. Отдельные творческие удачи и общий кризис многонациональной кинематографии.