Зрительное соотнесение цветов
Зрительное соотнесение цветов происходит не только тогда, когда
предметы находятся рядом, но и на расстоянии. В основе такого
соотнесения лежит не просто различение, а восприятие цвета. В то
же время можно сказать, что и восприятие цвета, и различие
не всегда связаны со знанием названий цвета. Таким образом в
задания можно включать любые цвета и оттенки.
Действуя с цветом, дети начинают запоминать и сами цвета, и
их названия. Однако бессмысленно говорить им название цвета,
если они не выделяют его зрительно, не отличают от другого.
Поэтому игры и упражнения строятся так, чтобы ребенок сначала
вычленил цвет как значимый признак и выполнил задание. Только
после этого нужно назвать цвет. Сначала даются названия основ-
ных цветов: желтый, красный, зеленый, синий, а также белый и
черный, а затем дополнительных цветов и оттенков.
Бегите ко мне
Цель. Продолжать учить осуществлять выбор цвета по образцу,
действовать по цветовому сигналу, развивать внимание.
Оборудование. Флажки трех цветов, бубен.
Ход игры. Педагог раздает детям флажки трех цветов. По
сигналу бубна они разбегаются по комнате. Педагог говорит: «Бе-
гите ко мне» — и поднимает красный флажок. Дети с красными
флажками подбегают к педагогу и поднимают их вверх. Игра пов-
торяется. Все вновь разбегаются. Педагог поднимает флажок дру-
гого цвета или сразу два флажка, например белый и красный. Дети
с такими же флажками подбегают к нему и поднимают их вверх.
В конце игры педагог поднимает все три флажка и дети подбегают
к нему.
Оденем кукол
Цель. Та же.
Оборудование. Три куклы в разных юбочках — красного,
синего и белого цвета (или синего, голубого и зеленого и др.), по
4 кофточки, 4 банта, т. е. кофточек и бантов больше, чем юбочек.
Ход игры. Педагог вносит в группу кукол в рубашках и
юбочках, рассказывает детям, что куклы хотят красиво одеться,
так, чтобы у них все было одного цвета — юбочка, кофточка и
бант в волосах. Но сами они не могут это сделать и просят помочь
детей. Достает платья и ленты и раскладывает их на столе впере-
мешку. Дети подходят по одному и одевают кукол. В конце педа-
гог подводит итог: «Куклы одеты красиво. У одной все: и кофта,
и юбочка, и бант красные, у другой — голубые, у третьей — бе-
лые». Предлагает детям поплясать с куклами.
Найди свою пару^г
Цель. Та же •
Оборудование. Парные флажки разного цвета (например,
два красных, два оранжевых, два желтых и т.д.), бубен.
Ход игры. Педагог раздает детям флажки — по одному каж-
дому ребенку. По сигналу бубна дети разбегаются по комнате, за-
тем по другому сигналу педагога останавливаются и ищут каждый
свою пару — ребенка, у которого флажок такого же цвета. Дети с
одинаковыми флажками берутся за руки, пары встают друг за другом
и под удары в бубен маршируют по комнате.
По мере усвоения игры задание усложняется: когда дети прой-
дут парами по комнате, они снова разбегаются, а педагог под-
ходит к ним и поочередно меняет флажки. Дети должны найти
новые пары, ориентируясь на другой цвет флажка.
Найди свое место
Цель. Та же.
Оборудование. Парные цветовые карточки (количество цве-
тов соответствует количеству играющих), стулья по количеству
детей, бубен.
Ход игры. Дети сидят на стульях, расставленных в ряд. Пе-
дагог раздает им карточки, и они под бубен разбегаются по ком-
нате. Педагог раскладывает на стулья другой комплект таких же
цветовых карточек, которые есть у детей. По сигналу дети бегут
к тем стульям, на которых лежат карточки такие же, как у них.
Педагог проверяет правильность выбора.
Подарим куклам бусы
Цель. Учить выполнять чередование цветов по образцу, раз-
вивать целенаправленность и внимание при выполнении задания.
Оборудование. Куклы, мишки, зайки по числу детей, круп-
ные бусы двух цветов, леска или тонкая проволока для нанизы-
вания бус, подносики по числу детей.
Ход игры. Педагог показывает детям бусы из 6—8 крупных
бусин, чередующихся по цвету (например, красные и синие или бе-
лые и голубые). При рассматривании помогает детям определить,
что бусы состоят из бусин (шариков) двух цветов, которые рит-
мично чередуются. Затем достает куклу и надевает на нее бусы.
Кукла радуется, благодарит, говорит, что она стала нарядная,
красивая. Педагог раздает всем играющим другие игрушки и пред-
лагает детям сделать такие же бусы и подарить их куклам, зве-
рятам. Каждому ребенку дают поднос с бусинами двух цветов, леску
или проволоку. Педагог еще раз просит рассмотреть готовые
бусы и сделать точно такие же. Дети выполняют задание. Педагог
по необходимости помогает им, указывая на ошибки и сопоставляя
с образцом. Когда бусы нанизаны, дети надевают их на кукол,
педагог помогает завязать бусы. Куклы благодарят детей.
Лото(узнавание цвета)
Цель. Продолжать выбирать цвет по образцу; учить воспри-
нимать и определять не только резко различные, но и близкие цве-
та и оттенки; закреплять знание названий основных цветов.
Оборудование. Листы лото с четырьмя квадратами разного
цвета. На каждом листе различное расположение квадратов, могут
отсутствовать те или иные цвета (например, на одном — красный,
оранжевый, желтый, зеленый; на другом — оранжевый, зеленый,
красный, желтый; на третьем — голубой, синий, фиолетовый, зе-
леный и т.д.), маленькие карточки тех же цветов или покры-
ваются квадраты на листах лото.
Ход игры. Детям раздают лото. Педагог поднимает по одной
маленькой карточке и спрашивает: «У кого такая?» Всем, пра-
вильно опознавшим цвет, раздают маленькие карточки, ими накры-
ваются соответствующие по цвету квадраты. Тому, кто неверно
опознал цвет, также дают маленькую карточку, и он путем непо-
средственного соотнесения (приложения) проверяет результат.
Только после этого можно спросить ребенка, правильно ли он вы-
брал цвет. Тем, кто сделал правильный выбор, тоже следует вре-
мя от времени предлагать проверить свой выбор приложением,
иначе вопрос «Правильно ли ты выбрал?» они будут воспринимать
как указание на ошибку и подлинное соотнесение цветов не будет
осуществляться. В конце педагог обобщает результат игры.
При повторном проведении игры каждому ребенку дают 2—3
больших листа. Один и тот же цвет может повторяться в них два
или даже три раза, т. е. ребенок должен просить у педагога еще
одну или две маленькие карточки.
Времена года(занятие)
Цель. Продолжать действовать в соответствии с образцом;
формировать представление о том, что каждое время года имеет
свой определяющий цвет: у зимы — белый, у осени — желтый, у
весны — зеленый, у лета — пестрый; учить детей соотносить со вре-
менем года одежду людей; развивать внимание, интерес к резуль-
тату действий, целенаправленность.
Оборудование. Большой лист бумаги (голубой или серый
фон) для панно, плоскостные изображения (трава; земля, покры-
тая снегом; земля, покрытая желтой травой и листьями; дерево с
зелеными листьями; дерево, покрытое снегом; дерево с желтыми
листьями; девочка в шубе, теплой шапке, валенках и варежках;
девочка в осеннем пальто, шапочке, туфлях или сапожках; девочка
в легком платье и туфельках с носочками), листы бумаги (поло-
вина альбомного) для детей, те же плоскостные изображения, но
меньшего формата для каждого ребенка, подносики для распо-
ложения форм.
Ход занятия. 1-й вариант. «Зима».
1-е занятие. Педагог располагает на доске лист бумаги и
говорит детям, что сейчас они все вместе будут создавать красивую
картину о зиме. Просит всех посмотреть в окно и сказать, какая
сейчас земля — черная, зеленая или белая. Дети подходят к окну
и говорят, что земля белая, покрыта снегом, потому что сейчас
зима. Затем садятся на места, а педагог берет белую полоску
бумаги и наклеивает на нижний край листа. Потом дети смотрят
снова в окно и рассматривают зимнее дерево, лишенное листьев
и покрытое белыми хлопьями снега. Педагог выкладывает на столе
плоскостное изображение трех деревьев (с зелеными листьями, с
желтыми листьями и без листьев, на ветках снег), просит ребенка
выбрать такое дерево, которое нужно для их картины — зимнее
дерево. На лист наклеивается изображение дерева. Потом на столе
раскладываются фигурки девочек в зимней, осенней и летней одеж-
де. Педагог спрашивает, какая из этих девочек может пойти гулять
зимой. Кто-либо из детей выбирает нужную фигурку девочки, и
она также наклеивается на лист. Педагог рассматривает с детьми
полученное изображение: «На картине зима. Все белое — земля,
дерево. На земле и на дереве лежит белый снег. Холодно. Девочка
надела теплую шубу, шапку, валенки, варежки и пошла гулять».
2-е занятие. Педагог раздает детям листы бумаги и ставит
перед каждым ребенком поднос с плоскостными фигурками. У
каждого на подносе по два элемента для выбора: у одного — зе-
леная и белая полоски для земли, дерево с желтыми листьями и
покрытое снегом, девочка в зимней и осенней одежде; у другого
ребенка, кроме необходимых элементов для зимней картины,—
желтая полоска. Педагог выставляет на доске панно «Зима», вы-
полненное на прошлом занятии, и просит детей сделать такие же
картинки на своих листах. В ходе работы по мере необходимости
помогает детям. В заключение говорит: «Мы сделали красивые
картинки про зиму. Зимой везде лежит белый снег — на земле, на
деревьях. Все бело. Красиво. Девочка гуляет в шубе, теплой шапке,
валенках и варежках, потому что зимой холодно».
2-й вариант. «Весна».Проводится так же на двух занятиях:
на первом выполняется панно «Весна», на втором дети выклады-
вают картинки о весне по образцу панно.
3-й вариант. «Осень».Проводится так же на двух занятиях:
на первом выполняется панно «Осень», на втором дети выклады-
вают картинки по образцу панно.