Обучение игре добрый доктор айболит
Цель. Учить детей играм с элементами сюжета, в процессе которых расширяется и уточняется активный словарь. Продолжать работу по развитию фразовой речи в форме простого распространенного предложения; совершенствовать структуру слова, фонетическую сторону речи, ее грамматический слой.
Пособия. Набор «Доктор Айболит». Игрушки: кукла, мишка, зайка, халатик и шапочка для врача.
Ход занятия. В игре принимают участие 4 ребенка.
На детском столе лежит набор «Доктор Айболит»: термо
метр, шприц, «таблетки» в коробочке, бинт, немного ваты
в баночке, вода в пузырьке, пипетка, детский крем, трубка
для врача; стоят кроватка и стул из комплекта игрушеч
ной мебели. Около стола логопед ставит стулья для врача
и ребенка. На небольшом расстоянии от этого стола ста
вятся стулья для больных, ожидающих очереди к врачу.
Логопед приводит детей и говорит: «Дети, мы будем иг
рать. Коля у нас врач». Дает ребенку халат и шапочку, по
могает одеться и сажает за стол, где он будет вести прием.
Логопед берет куклу, дает первому ребенку и говорит: «Та
ня, твоя кукла заболела. У нее болит рука». Спрашивает
у ребенка: «Что болит у твоей куклы?» Ребенок отвечает;
«У моей куклы болит рука». Следующему малышу дает
зайчика и говорит: «У твоего зайчика болит ушко». Задает
вопрос: «Что болит у зайчика?» Он отвечает. Третьему ре
бенку дает мишку, говорит, что у мишки болит голова, и
задает тот же вопрос, на который ребенок отвечает полным
ответом. . , .
Все дети с игрушками садятся на стульчики. Взрослый повторяет: «Коля у нас врач. Он будет лечить ваших кукол. Нина, иди к врачу, он полечит твою куклу». Ребенок садится около врача Коли, тот спрашивает: «Что болит у куклы?» — «У моей куклы болит рука». — «Посади куклу на агул». Ребенок сажает куклу на игрушечный стул и вытягивает ее руку вперед. Врач смазывает руку и завязывает бинтом: «У куклы рука скоро заживет». Нина благодарит врача и возвращается на свой стул. Аналогично врач лечит зайчика, у которого болит ушко: ему закапывают капли, кладут компресс и забинтовывают. Затем Коля принимает мишку, у него болит голова. Врач измеряет температуру, слушает его трубочкой, делает укол. Мишка выздоравливает.
Во время занятия логопед направляет ход игры, помогает детям выполнить те или иные действия, подсказывает, что нужно говорить при этом, следит за речью детей. На последующих занятиях дети меняются ролями.
Магазин игрушек
Цель. Та же.
Пособия. Раздкчнс»1е*йгр^эд»к»; --кореянки для каждо
го ребенка, .
Ход занятия. Логопед ставит на детский стол игрушки. На небольшом расстоянии от стола ставит 3—4 стульчика так, чтобы всём сидящим детям игрушки были хорошо видны. Сам садится за стол с игрушками и геворит: «Дети, это магазин. В магазине игрушки». Спрашивает; «Что продают в магазине?» Дети отвечают: «В магазине продают игрушки». Если малыши' затрудняются, то взрос* лый дает образец фразы, которую они повторяют. Он задает другой вопрос: «Сколько игрушек в магазине?» Дети отвечают: «В магазине много игрушек». Логопед продолжает: «Я буду продавцом. Продавец продает игрушки. А вы, дети, покупатели. Покупатели покупают игрушки». Раздает всем детям корзинки, подзывает к себе одного из них, просит встать сбоку около стола так, чтобы все хорошо, видели, как он будет покупать игрушки. Спрашивает ребенка: «Ира, что ты хочешь купить?»—-«Я хочу купить куклу, дай мне куклу». Логопед дает ребенку куклу, которую малыш кладет в корзинку. «Ира, что ты еще хочешь купить?» Ребенок отвечает: «Я хочу купить собачку. Дай мне собачку». Получив собачку, ребенок благодарит, кладет предмет в корзинку и садится на свое место. Каждый малыш покупает по 2—3 игрушки.
После этого логопед просит каждого ребенка назвать, что он купил в магазине. Дети перечисляют игрушки, лежащие в их корзиночках. Затем корзиночки ставятся на полку.
Магазин «Одежда»
Цель. Та же.
Пособия. Куклы и кукольная одежда. Ход занятия. Логопед раскладывает на столе одежду для кукол. На некотором расстоянии от стола стоят стулья, на них сидят дети. В руках у каждого ребенка кукла-голыш. Логопед объясняет: «Это магазин. Здесь можно купить для кукол трусы, майки, платья, носочки, колготки, шапочки. Все это можно надеть на куклу». Просит ребенка подойти к столу: «Таня, посмотри и скажи, что. ты хочешь купить в магазине для своей куклы. Что тебе дать?» Таня говорит: «Дай мне платье». — «А что ты еще наденешь на куклу?» — спрашивает логопед. «Я надену на куклу майку и трусы. Дай мне майку и трусы». Логопед дает девочке предметы одежды. Потом он приглашает к столу другого ребенка и спрашивает: «Лена, что ты хочешь купить для своей куклы? Что тебе дать?» — «Дай мне платье, носки
и шапку». Таким образом взрослый подзывает к себе поочередно всех детей, они «покупают» одежду. Затем логопед сажает детей за стол, и каждый ребенок самостоятельно или с помощью логопеда одевает свою куклу. Нарядных кукол сажают в кукольный уголок.
Примечание. Подобным образом могут проводиться такие игры, как «Магазин мебели», «Магазин посуды», «Приготовим куклам обед» и т, п.
Цель. Учить детей делать постройки по образцу из строительного материала. В процессе обыгрывания построек продолжать работу по формированию фразовой речи в виде простых распространенных предложений, совершенствовать структуру сло&а, фонетику и грамматический строй речи.
Пособие. По 3 бруска — для ребенка и логопеда; маленькая машина, которая должна свободно проезжать через ворота, не разрушая их.
X о д з а н я т и я. Логопед кладет на стол около ребенка 3 бруска и спрашивает: «Что это?» Тот отвечает: «Это кирпичики». Логопед говорит: «Мы будем строить ворота. Посмотри, как я строю ворота». Берет 1 брусок, ставит его на короткую узкую грань. Другой брусок ставит на таком расстоянии от первого, чтобы сверху можно было перекрыть третьим бруском плашмя. Взрослый говорит: «Я построила ворота. Теперь ты построй ворота». Ребенок действует по образцу. Если он затрудняется, то логопед ему помогает. Малыш называет постройку: «Я построил ворота». Логопед дает ребенку машину и предлагает несколько раз провезти через ворота, сопровождая действия фразой: «Машина едет». В конце игры взрослый просит малыша дать ему машину и положить бруски в коробку.
Построим машину
Це л ь. Та же.
Пособия. Кубик и два бруска.
Ход занятия. Логопед показывает ребенку кубик, спрашивает: «Что это?» — «Это кубик». — «А это что?» ~ спрашивает логопед, указывая на брусок. «Это кирпичик»,— говорит ребенок. Взрослый объясняет: «Я сейчас буду строить машину. Беру кирпичик и кладу его на стол
(кладет на широкую грань). Другой кирпичик я поставлю около этого кирпичика (ставит на короткое узкое ребро, вплотную к первому бруску). Теперь к этому кирпичику я поставлю кубик вплотную к бруску, стоящему на ребре».
Ребенок строит по образцу. Логопед спрашивает: «Что ты построил?» — «Я построил машинку». Логопед предлагает малышу покатать зайку. Ребенок сажает зайку и подталкивает машину. «Что ты делаешь?» — спрашивает логопед. «Я катаю зайку», — отвечает ребенок.
Сделаем лесенку
Цель. Та же.
Пособия. 6 кубиков, игрушки; петушок, собачка, кошка.
Ход занятия. Логопед строит лестницу: берет 3кубика и ставит один на другой. Потом вплотную к ним ставит башню из 2 кубиков и приставляет к ней еще 1 кубик. «Вася, посмотри, какую большую лесенку я построила,— говорит логопед. — Построй и ты такую же лесенку». Ребенок строит по образцу.
Затем логопед ставит на верхнюю ступеньку кошку: «Прибежала кошка, села на ступеньку и замяукала. Вот бежит петя-петушок». Показывает. «Сел он на другую ступеньку и запел: ку-ка-ре-ку». Ставит петушка на вторую ступеньку. ,«А вот бежит еще собачка. Она тоже села на ступеньку и залаяла: ав-ав». Ставит собачку на первую ступеньку.
Логопед спрашивает ребенка: «Кто сидит на лесенке?» Тот отвечает: «На лесенке сидят петушок, кошка и собачка».
Построим комнату для куклы
Ц ел ь. Та же.
Пособия. По 2 кубика и 5 брусков — для ребенка и логопеда; мелкие игрушки; кукла, посуда.
&од зан-ятия. Логопед показывает ребенку куклу и спрашивает: «Кто это?» — «Это кукла». Логопед сажает куклу на стол: «Построим для куклы стол, стул и кровать». Ставит на стол коробку со строительным материалом и предлагает малышу: «Построй кукле стол». Ребенок должен взять 1 кубик И 1 кирпичик (стол он уже строил раньше). Если малыш затрудняется, взрослый демонстрирует действия. Так же строятся стул и кровать, затем они обы-
грываются: логопед предлагает ребенку взять куклу, посадить на стул, покормить ее и уложить спать. Все свои действия ребенок сопровождает речью: «Я построил стул. Я построил стол. % построил кровать». Выполнение инструкции логопеда сопровождается также речью: «Кукла сидит на стуле. Кукла кушает кашу. Кукла спит» и т. п.
На протяжении всего занятия логопед следит за правильностью действий ребенка и их речевым оформлением.