Понятие о величине положи кукол спать

Цель. Закреплять в активном словаре ребенка назва­ния величины предмета; большой, маленький. Совершенст­вовать зрительное восприятие величины предмета, расши­рять способы выполнения заданий. Продолжать фор­мирование фразовой речи, включающей простые распространенные предложения. Совершенствовать струк­туру слов, фонетическую сторону речи, ее грамматический строй.

Пособия. Большая и маленькая куклы и соответствую­щие им по величине кровати с постельными принадлежно­стями.

Ход занятия. Логопед ставит перед ребенком 2 кро­
вати: большую и маленькую. Спрашивает: «Какая это кро­
ватка?» — указывает сначала на большую, затем на ма­
ленькую кровать. Малыш отвечает. Аналогичные вопросы
взрослый задает ребенку, показывая ему двух кукол. Затем
предлагает положить спать сначала большую куклу и кон­
статирует действия ребенка: «Правильно, Саша, ты поло­
жил большую куколку спать н.а большую кроватку». Затем
ребенок укладывает на маленькую кровать маленькую
куклу. '

Чем отличаются картинки?

Цель. Та же.

Пособия. Предметные картинки, на которых изобра­жено по 2 одинаковых предмета, отличающихся величиной.

Ход занятия. Логопед показывает ребенку предмет­ную картинку с изображением 2 матрешек, контрастных по величине. «Кто это?» — спрашивает логопед, указывая на матрешек. «Это матрешки», — отвечает ребенок. «Посмот­ри, какие красивые матрешки! Это большая матрешка, а это маленькая», — говорит взрослый, соответственно ука­зывая на матрешек. Обращается к малышу: «Покажи ма­ленькую матрешку». Ребенок показывает. «А эта матрешка большая или маленькая"?» — продолжает логопед. «Это большая матрешка», — отвечает малыш.

Логопед кладет карточку, на которой нарисованы

2 контрастных по величине цветка. «Что это?» — спрашива­
ет логопед. «Это цветочки», — отвечает ребенок. «Какой это
цветок, большой или маленький?»—спрашивает взрослый,
указывая на большой цветок. Ребенок должен назвать ве­
личину цветка. Если он ошибся в определении величины,
логопед поправляет его и вновь ставит тот же вопрос, но
при этом указывает уже на маленький цветок.

Таким же образом обыгрываются предметные картинки с изображением 2 контрастных по величине предметов. На одном занятии может быть обыграно до 4—5 предметных картинок.

Постепенно логопед переходит к предметным картинкам, на которых изображено по 3—4 однородных предмета: 2—

3 из них одной величины, а один поменьше (побольше).





Цель. Та же.

Пособия. 2 мишки разной величины и соответствую­щие им 2 машины.

Ход занятия. Аналогичен предыдущему,

Куклы идут гулять

Цель. Та же.

Пособия, 2 куклы, отличающиеся величиной, ,и соот­ветствующие предметы одежды.

Ход занятия. Аналогичен предыдущему,

Пирамидка

Цель. Учить складывать пирамидку с учетом величины колец.

Пособия. Пирамидки из 3—5 колец, у которых разни­ца в величине ярко выражена.

Ход занятия. Занятие проходит в 2 этапа. Первый этап — выполнение задания по инструкции. Логопед ставит перед ребенком пирамидку из 5 колец. Проводит рукой по ее поверхности сверху вниз. «Вот какая горка». Предлагает малышу тоже провести рукой по пирамидке, чтобы ощутить, как она расширяется книзу. Затем ребенок по просьбе лого­педа разбирает пирамидку. Снятые кольца логопед пере­мешивает и обращается к малышу: «Возьми большое колеч-

ко». Ребенок берет. «Какое ты взял колечко?» — спраши­вает логопед. «Я взял большое колечко», — отвечает ребе­нок. Колечко надевается на стержень пирамидки. После этого логопед вновь обращается к ребенку: «Возьми боль­шое колечко и надень на пирамидку». Ребенок выбирает из оставшихся колец большее и надевает его. Так каждое по­следующее его действие предваряет инструкция взрослого: «Возьми большое колечко и надень на пирамидку». Нако­нец, когда остается последнее кольцо, логопед спрашивает: «Какое это колечко?» — «Маленькое», — отвечает малыш. Когда пирамидка собрана, логопед предлагает ребенку вновь провести рукой по ее поверхности, чтобы ощутить гор­ку, почувствовать, как пирамидка постепенно расширяется. На втором этапе ребенок начинает складывать пира­мидку самостоятельно или с небольшой помощью взрос­лого.

.Вначале малышу предлагается пирамидка из 3 колец, Логопед говорит: «Сними все колечки, а потом собери пи­рамидку правильно». Если ребенок ошибается, взрослый говорит: «Ты неправильно надел это колечко. Положи его на стол, найди большое колечко». Ребенок, сравнивая вели­чину колец, должен найти необходимое кольцо и надеть его на пирамидку.

Постепенно количество колец увеличивается до 4—6.

На этом этапе совершенствуется способ выполнения за­дания: от проб ребенок переходит к примериванию и зри­тельному соотнесению.

Для той же цели, т. е. закрепления в активном словаре названия величины (большой, маленький) и совершенство­вания способа выполнения задания, может служить 3— 4-местная матрешка.

Положи правильно

Цель. Учить классифицировать предметы по величине без учета цвета.

Пособия. 2 группы кругов (по 5 шт. в каждой) раз­ной величины. Круги окрашены в основные цвета: желтый, красный, синий, зеленый. 2 дощечки: на одной в левом вер­хнем углу наклеен большой круг, на другой — круг мень­шего размера, оба круга-образца одного цвета.

Ход занятия. Логопед кладет дощечки вплотную друг к другу, чтобы ребенку легче было соотносить пред­меты по величине. Показывая образцы, он спрашивает ма­лыша: «Что это?» — «Это кружочки», — отвечает ребенок*

«Покажи, где большой кружок? Где маленький"?» — просит логопед. Ребенок показывает, Взрослый выкладывает впе­ремешку круги. «Посмотри, сколько кружков. Все они раз­ные: и большие, и маленькие», — говорит логопед, обращая внимание ребенка на величину кругов. «Возьми большой кружок. На какую дощечку ты его положишь?» Ребенок показывает и говорит: «Я положу кружок сюда». Логопед просит малыша взять еще большой круг и положить на со­ответствующую дощечку, а затем взять маленький круг (во избежание стереотипности в действиях ребенка).

Затем взрослый предлагает малышу взять одновремен­но большой и маленький круги и разложить их по дощеч­кам. «Какие ты взял кружочки?» — спрашивает логопед. «Я взял большой и маленький кружки», — отвечает ребе­нок. Взрослый просит малыша показать, на какие дощечки он положит взятые им кружочки. Если ребенок с заданием справляется, логопед предлагает ему разложить оставшиеся круги по дощечкам самостоятельно.

Таким же образом группируются по величине и квад­раты;

Закрой окошки

Цель, Учить классифицировать предметы по величине.

Пособия. Доска с 3 большими (диаметр 7 см) и 2 маленькими (диаметр 5 см) круглыми отверстиями, а также с 2 большими (6 смХб см) и 2 маленькими (4 смХ4 см) квадратными отверстиями. Соответствующие отверстиям вкладыши, на каждом из которых имеется не­большая ручка, чтобы детям было удобнее брать их (рис, 77).

Ход занятия. Логопед ставит перед ребенком доску, указывает на отверстия в ней: «Это окошки». Обращает внимание ребенка на то, что окошки разные, просит на­звать их форму и величину. «Это большой кружок, а это маленький кружок. Это большой квадратик, это маленький квадратик», — говорит малыш. Логопед раскладывает вкладыши. «Что это?» — спрашивает он ребенка, указывая на вкладыши. «Это квадратики, кружочки», — отвечает ре­бенок. «Этими квадратиками, кружочками надо закрыть окошки, Я возьму кружок и закрою им вот это маленькое окошко», — говорит взрослый и вставляет вкладыш. Пред­лагает ребенку взять большой кружок и закрыть им соот­ветствующее окошко. Так закрываются все отверстия. По просьбе логопеда малыш сопровождает свои действия

речью, например: «Я взял большой кружок», или: «Я за­крыл большое окошко» и т. п.

Логопед следит за правильностью выполнения задания, в частности — чтобы маленькие вкладыши не вставлялись в большие окна той же формы.

Примечание. Если ребенок вставляет круглый вкла­дыш относительно легко, то вкладывание квадратных вкла­дышей дается ему, как правило, с трудом — мешают углы. Можно наблюдать, как малыш силой пытается протолкнуть квадрат в соответствующее отверстие, пользуясь способом проб и ошибок. Поэтому логопед при выполнении задания должен не один раз показать ему, как надо расположить квадратный вкладыш относительно отверстия, научить вы­полнять задание способом примеривания,

Матрешки

Цель. Та же.

Пособия. 3 большие карты, на которых нарисованы матрешки разных размеров, и 18 маленьких карточек с изо­бражением одежды, посуды, игрушек разной величины.

Ход занятия. Логопед показывает ребенку большие карты, спрашивает: «Что здесь нарисовано?» Ребенок отве­чает: «Здесь нарисованы матрешки». Взрослый просит его показать вначале большую матрешку, а потом маленькую. Ребенок, указывая на большую матрешку, говорит: «Это большая матрешка. А это маленькая матрешка». Показыва­ет и на маленькую матрешку. «Положи матрешек по росту. Возьми большую матрешку и положи ее сюда», — говорит взрослый, указывая определенное место. Остальные 2 мат­решки путем зрительного соотнесения малыш последова­тельно кладет по росту.

Логопед дает ребенку по 3 карточки с изображением платья и платка. «Какое платье ты отдашь большой матреш­ке?» — спрашивает логопед. Ребенок берет карточку с большим платьем и говорит: «Большое платье я отдам боль­шой матрешке», — и кладет карточку рядом с большой матрешкой. «Дай и этим матрешкам платья», — говорит ло­гопед. Ребенок раскладывает около матрешек карточки с платьями, зрительно ориентируясь на величину объектов.

Так обыгрываются и остальные карточки с изображе­нием платка, посуды и игрушек.

Вариант. Занятие проводится с 3 детьми. Логопед вы­кладывает на середину стола 3 большие карты с матрешка­ми— с учетом величины одну под другой. Каждому ребен-

ку взрослый раздает маленькие карточки с изображением предметов одной логической категории.

Обращаясь к детям, говорит: «Проснулись утром матреш­ки и стали одеваться. Что наденут матрешки?» Ребенок, у которого картинки с платьями и платками, говорит: «Ма­трешки наденут платья и платочки. Большое платье, боль­шой платочек наденет большая матрешка». Кладет кар­точки рядом с большой матрешкой. «Это платье и платочек наденет вот эта матрешка», — указывает на среднюю матрешку и кладет рядом с ней соответствующие карточки. «Маленькое платье и маленький платочек наденет малень' кая матрешка», — говорит ребенок.

Логопед продолжает игру: «А теперь матрешки будут кушать. Нужно дать им чашку и ложку». Малыш, у кото-дого карточки с посудой, должен разложить их в соответст­вии с величиной матрешек.

«А у тебя что нарисовано на картинках?» — спрашивает логопед третьего ребенка. «На картинках нарисована пира­мидка», — отвечает и показывает он. «Матрешки хотят играть, — говорит логопед. — Дай им пирамидку». Малыш раскладывает около матрешек картинки и поясняет: «Большой матрешке я дам большую пирамидку». Аналогич­но действует со средними и маленькими матрешками и пи­рамидками.

Один ребенок выполняет задание, а остальных логопед привлекает к анализу его действий, для чего периодически спрашивает их, правильно ли тот положил картинку, пра­вильно ли он сказал и т. д.

ПОНЯТИЕ О ЦВЕТЕ Собери пирамидку

Цель. Закреплять в активной речи названия основных цветов (красного, синего, желтого, зеленого) в процессе установления тождества и различия предметов по цвету; выделять названный цвет из 2—3 других; самостоятельно определять цвет предмета по инструкции логопеда. Продол­жать работу по формированию фразовой речи, состоящей из простых распространенных предложений. Совершенст­вовать структуру слова, фонетическую сторону речи, ее грамматический строй.

Пособия. Пирамидки 4 основных цветов из 3 колец каждая.

Ход занятия. На столе находятся пирамидки крас­ного и синего цвета. Логопед показывает ребенку красную

пирамидку и спрашивает: «Какого цвета пирамидка?» Тот отвечает: «Красная». Логопед дает образец ответа: «Это красная пирамидка». Ребенок повторяет. «А эта какого цве­та?» — спрашивает логопед, указывая на синюю пирамидку. Если малыш ошибается при назывании цвета, взрослый отвечает сам.

Логопед предлагает ребенку снять с пирамидки кольца и положить их на стол. Оба стержня пирамидок ставятся перед ребенком. Взрослый перемешивает кольца и просит ребенка вновь поочередно собрать пирамидки, подбирая кольца не только по цвету, но и по величине. Если ребенок при складывании пирамидки ошибается, логопед его по­правляет, «Неправильно. Сними колечко, положи его на стол и посмотри, какое колечко надо надеть на эту пи­рамидку».

В зависимости от характера допущенной ошибки взрос­лый обращает внимание малыша на цвет или величину не­правильно надетого кольца.

Аналогично обыгрываются пирамидки зеленого и жел­того цвета.

Наши рекомендации