Большой кубик — в большую коробочку

Цель. Обращать внимание детей на различие предме­тов по величине. Формировать понимание слов большой и маленький. Вводить данные слова в активный словарь. Учить понимать и выполнять инструкции: возьми кубик, положи кубик в коробку. Побуждать ребенка к повторению фраз.

Пособия. 2 коробки и несколько однотипных кубиков, отличающихся величиной.

К»

Ход занятия. На столе 2 коробки, отличающиеся ве­личиной. Логопед обращает внимание ребенка на то, что одна коробка большая, а другая — маленькая. Просит: «Таня, покажи большую коробку». Ребенок показывает. При этом логопед комментирует: «Это большая коробка». Ребенок повторяет фразу. Логопед просит показать ма­ленькую коробку, аналогично сопровождая действие слова­ми. Ребенок повторяет. Затем взрослый ставит 2 контраст­ных по величине кубика, указывает на это различие: «Это большой кубик. Это маленький кубик. Таня, покажи, где большой кубик, где маленький кубик?» Девочка показы­вает и называет: «Вот большой кубик. Вот маленький ку­бик».

Логопед ставит на- стол еще несколько больших и ма­леньких кубиков и просит ребенка: «Возьми большой ку­бик и положи в большую коробку». Помогает малышу правильно выполнить задание. Затем просит ребенка взять маленький кубик и положить в маленькую коробку. Остав­шиеся предметы ребенок по образцу раскладывает по ко­робкам. В конце игры логопед просит дать ему большую и маленькую коробки с кубиками; ребенок дает и говорит: *//а большую коробку. На маленькую коробку».

Большая и маленькая собачки

Цель. Фиксировать внимание детей на величине пред­метов и ее словесном обозначении. Расширять активный словарь каждого ребенка за счет качественных прилага­тельных (большой, маленький).

Пособия. 2 игрушечные собачки, отличающиеся вели­чиной, и тарелки, соответствующие им по величине.

Ход занятия. Логопед поочередно ставит на стол собачек, обращает внимание на их величину: «Это большая собачка. Это маленькая собачка. Нина, покажи, где ма­ленькая собачка?» Ребенок показывает. «А это большая или маленькая собачка?» —спрашивает логопед, указывая на большую игрушку и побуждая ребенка к произнесению слова большая. «Собачки хотят кушать. Нина, покорми сё-бачек». Взрослый поочередно ставит на стол тарелки. «Это —большая тарелка. Это — маленькая тарелка. Нина из какой тарелки будет кушать эта собачка, из большой или из маленькой?» — спрашивает логопед, указывая на большую собачку. «А эта?»—указывает на маленькую со­бачку, побуждая ребенка к употреблению прилагательных большой, маленький.




ПОНЯТИЕ О ЦВЕТЕ Найди такой же кубик

Цель. Познакомить детей с 2 основными цветами, их словесным обозначением. Учить соотносить предметы по цвету.

Пособие. По 3 кубика красного и синего цвета.

Ход занятия. Логопед ставит на стол синий и крас­ный кубики на некотором расстоянии друг от друга. В ко­робочке лежат остальные кубики. Логопед обращается к ребенку: «Миша, возьми из коробки вот такой же красный кубик». Указывает на предмет, лежащий на столе. «Поло­жи его около красного кубика». Ребенок выполняет инст­рукцию. Затем логопед говорит, показывая на синий кубик: «Возьми из коробочки такой же синий кубик и положи его около синего кубика». Указывает на предмет. Таким обра­зом раскладываются остальные кубики. Когда малыш до­стает предмет из коробки, он, повторяя за логопедом, на­зывает его цвет.

Таким, образом можно обыгрывать шарики, палочки и другие однотипные предметы,

Надень шапочку

Цель. Учить детей соотносить предметы по цвету, вы­делять и называть красный цвет и выполнять инструкции покажи, надень. Познакомить с понятием зеленый цвет.

Пособия. Пирамидки и колпачки 2 цветов: красного и зеленого.

Ход занятия. Логопед показывает ребенку красную пирамидку: «Красная пирамидка». Подчеркивает название цвета интонацией голоса. Ставит на стол зеленую пирамид­ку: «Это зеленая пирамидка». Просит ребенка показать, где красная пирамидка, а где зеленая. Если малыш ошиба­ется, показывает сам, добиваясь от него правильного вы­полнения задания.

Логопед показывает ребенку красный колпачок: «Вот красная шапочка. Я надену красную шапочку на красную пирамидку». Надевает. Аналогично демонстрирует зеленый колпачок. Затем снимает колпачки с пирамидок. Дает ре­бенку красный колпачок и спрашивает: «Какого цвета ша­почка?» Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого называет цвет. «Вова, надень красную шапочку на красную пирамидку». После того как ребенок выполнит задание, ло­гопед снимает с пирамидки красный колпачок и дает ре-




бенку зеленый: «Вова, надень зеленый колпачок, на зеле­ную пирамидку». После выполнения ребенком инструкции логопед кладет перед ним сразу оба колпачка и просит на­деть их на пирамидки.

Аналогичная работа проводится с другими основными цветами.

Игра повторяется 3—4 раза. При этом полезно менять порядок подачи колпачков и расположение пирамидок, что­бы малыш ориентировался при выполнении задания имен­но на цвет, а не механически надевал колпачки на пира­мидки.

Цветныепредметы

Цель. Фиксировать внимание детей на тождестве предметов по цвету, словесном их обозначении. Учить вы­делять и называть красный и желтый цвета, выполнять действия: возьми, поставь, покажи.

Пособия. Кубики желтого и красного цвета, соответ­ственно окрашенные дощечки.

Ход занятия. Логопед кладет на стол дощечки, на­зывает их цвет. Берет красный кубик: «Это красный ку­бик-». Обращается к ребенку: «Вова, покажи красную до­щечку*. Если ребенок ошибается, логопед подносит к до­щечке кубик: «Красный кубик и дощечка красная». Берет желтый кубик: «Это желтый кубик. Вова, попроси у меня кубик». — «Дай кубик». Логопед отдает предмет: «Поставь желтый кубик на желтую дощечку»,

Затем логопед дает ребенку красный кубик. «Какого цвета кубик?» —спрашивает он и сам же отвечает: «Это красный кубик. Поставь красный кубик на красную до­щечку». Ребенок выполняет инструкцию. Перед ним ста­вится коробка с кубиками. «Вова, поставь желтые кубики на желтую дощечку, красные кубики — на красную до­щечку», Всякий раз, когда малыш берет в руку предмет, логопед называет его цвет, побуждая ребенка к повторе­нию. Когда кубики будут разложены по дощечкам, логопед просит: «Вова, дай мне желтые кубики». Ребенок дает. Ло­гопед берет с дощечки красный кубик и вновь спрашивает: «Какого цвета кубик?» — стремясь к тому, чтобы ребенок назвал его цвет.

Для закрепления понятия красный цвет, введения этого понятия в активный словарь ребенка логопед при обыгры­вании 2 других основных цветов (зеленого и синего) вклю­чает предметы и красного цвета.

Каждой палочке свое колечко

Цель. Учить устанавливать тождество предметов по цвету.

Пособия. По 2 стержня на подставках: красный и си­ний, зеленый и желтый; по 5 колец основных цветов.

Ход занятия. Логопед ставит перед ребенком под­ставку с красным и желтым стержнями и раскладывает вперемежку кольца. Затем берет красное колечко, показы­вает ребенку, говорит: «Это колечко — красное». Подносит к красному стержню: «И палочка красная. Красное колеч­ко я надену на красную палочку». Надевает и обращается к малышу: «Возьми красное колечко и надень на красную палочку». Ребенок надевает. «А теперь возьми вот это ко­лечко, — говорит логопед, показывая на синее колечко. — Это синее колечко. Покажи синюю палочку. Надень на нее колечко». Ребенок надевает. «Правильно», — говорит взрос­лый.

Указывая на красное колечко на стержне, логопед про­сит ребенка назвать его цвет. Малыш называет. «А теперь положи вот сюда все красные колечки». Ребенок отбирает красные кольца. «А эти колечки какого цвета?» — спраши­вает взрослый. Ребенок самостоятельно или повторяя за логопедом называет цвет колец — синий.

«А где синяя палочка?» — спрашивает взрослый. — На­день синие колечки на синюю палочку, красные колечки на красную палочку». После того как ребенок закончит зада­ние, логопед просит его показать красные и синие кольца и назвать их цвет. Если малыш сам этого сделать не может, взрослый помогает ему.

Затем логопед ставит следующую подставку с зеленым и желтым стержнями, выкладывает кольца и ребенок под контролем взрослого надевает кольца на стержни. Анало­гично называется цвет колец и стержней.

Наши рекомендации