Какую идею воплощает этот герой?

Какие ассоциации приходят на ум с этой идеей? Хорошо ли я подумал об ассоциациях и уверен ли, что они подходят моему герою?

Какой контекст у моего героя? Если я изменю или расширю контекст, это поможет углубить характер героя?

Как герой соотносится с универсальной историей жизни зрителей? Если у меня мифический герой, я продумал все элементы мифа и сделал его понятным каждому?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нереалистические герои определяются четырьмя критериями:

- До какой степени они воплощают идею?

- Как именно контекст помогает определить характер героя?

- Какие ассоциации этот герой вызывает у зрителей?

- Помогает ли этот герой зрителям понять смысл их собственной жизни?

Существуют примеры очень удачных нереалистичных героев в романах и рассказах («Черная красавица», сказки братьев Гримм и Андерсена, Шарлотта в «Паутинке Шарлотты»), в фильмах («Инопланетянин», «Кинг-Конг», «Близкие контакты третьей степени») и в сериалах («Альф», «Лэсси», «Рин-тин-тин»).

Недавние хиты, такие как «Бэтмен», «Супермен», «Тернер и Хуч», «Призрак оперы» показали, что на такие истории есть большой спрос, а значит, и есть нужда в сценаристах, способных придумывать нереалистичных героев.

Глава 9. ВЫХОДИТЕ ЗА РАМКИ СТЕРЕОТИПОВ

Художественная литература может обладать внушительной силой. Герои способны влиять на нашу жизнь на многих уровнях. Они могут нас вдохновлять, мотивировать наше поведение, помогать нам понимать самих себя и других людей, расширять наш внутренний кругозор, и даже становиться ролевыми моделями - ведя нас к новым решениям относительно нашей жизни.

Впрочем, герои могут воздействовать на нас как в положительном, так и в отрицательном плане. Есть много доказательств, что поведение преступников порой скопировано с телевизионных программ. Многочисленными исследованиями установлена взаимосвязь между насилием на телеэкране и насилием среди детей и взрослых. Кроме того, есть свидетельства, что стереотипирование может заставить зрителей испытывать отрицательное впечатление от целой группы личностей (воспринимать их отрицательно). Для писателя, создающего многомерных, объемных героев, крайне важны понимание стереотипирования и разрушение стереотипов.

Мы можем определить стереотип как непрерывное графическое изображение группы людей с использованием одинакового небольшого набора характеризующих черт. Обычно стереотип является негативным. Он показывает культурные склонности героя относительно характерных черт какой-либо культуры, отображая героев вне данной культуры ограниченными, а порой – и просто отвратительными.

Кто же попадает в «стереотипный образ»? Любой, хоть в чем-то отличный от нас. Любой, кого мы не понимаем. Это может включать этнические меньшинства, например: темнокожих, выходцев из Азии, испаноговорящихили коренных американцев-индейцев, если вы сами – белый писатель, или же белых – если вы писатель из этнических меньшинств. Люди с физическими недостатками (инвалиды) часто оказываются включенными в рамки стереотипов, точно так же, как и калеки по причине недоразвитости, эмоционально неуравновешенные личности, умственно-больные люди.

Очень часто стереотипирование применяется к религиозным группам, причем совершенно не важно – мусульмане ли они, католики, иудеи, фундаменталисты, «классические» протестанты, индусы или буддисты.

Могут подвергнуться стереотипированию и лица противоположного пола, неважно – мужчины или женщины. Стереотипы вешают на людей с нетрадиционной (не похожей на вашу) сексуальной ориентацией – гомосексуалистов, лесбиянок, а иногда – и гетеросексуалов.

Очень часто стереотипируются люди старше или моложе нас по возрасту, так же как и носители любой иной культуры.

Для различных групп используются различные стереотипы. Женщины и представители меньшинств часто отображаются в виде жертв. Во многих фильмах, в частности, они имеют тенденцию быть «расходным материалом»: они либо первыми погибают, либо нуждаются в спасении «белым человеком».

Люди с физическими недостатками часто рисуются как «ужас-инвалиды», у которых физические увечья символизируют деформацию души. Либо они представлены как вызывающие сострадание жертвы, или в качестве «супер-калеки» (термин, иногда используемый людьми с физическими ограничениями - соотнесено с «Супермен» или «Супервумен» - Прим. переводчиков), который совершает невероятные подвиги и способен преодолеть свое физическое несовершенство при помощи волшебных средств.

Темнокожих часто изображают в комическом плане, или главными героями анекдотов, либо как исполнителей преступлений. Азиатских женщин очень часто покажут «экзотически-эротичными», азиатских мужчин – бездумными ордынцами, или иногда – даже в качестве образцового меньшинства: состоятельными и примерного поведения. И пусть последний пример вовсе не кажется отрицательным, он все равно загоняет в рамки и стереотипирует, поскольку не признает, что выходцы из Азии страдают от тех же самых проблем, что и любая другая группа людей.

Подумайте, как часто коренные американцы, краснокожие индейцы, отображались в виде кровожадных дикарей либо трусливых пропойц, объявленных вне закона. И как часто испаноязычные «латинос» изображаются членами шайки или бандитами, или, по ироничным словам Луиса Вальдеса/Luis Valdez (Луис Вальдес - американский актер, режиссер и сценарист – Прим. переводчиков): «Существует мнение, что действие латиноамериканских художественных произведений может происходить лишь на юго-западе США за саманными стенами и под черепичными крышами».

И даже образ «настоящего белого человека» не избежал стереотипирования. Особо выделенная черта – «готовность к решительным действиям», будь то «молчаливый здоровяк» или «супер-мужик-мачо» - отрицает целую группу мужских образов, которые несут свою исключительную идентичность. Такие мужчины, как «отцы семейства и хранители домашнего очага», «специалисты по массажу» и «школьные учителя» могут ощутить, что оценка их вклада в «развитие человеческого общества» является не по праву заниженной. Человеку мыслящему или сострадающему очень редко доводится встретить адекватный образ, соответствующий его собственной сути.

Большинство общественных групп – от секретарш до блондинок, от баскетболистов до «хозяев-угнетателей», от ветеранов вьетнамской войны до юристов - в свое время изображались в стереотипной манере. Очень немногие человеческие формации избегли участи быть подвергнутыми упрощению своих сложных человеческих качеств по столь естественному желанию остального общества. Никто не остался незапятнанным.

Тип героя - не то же самое, что стереотип. «Престарелый папаша-размазня» или «солдат-бахвал» - это типы героев, а не стереотипы, потому что их изображение подается уравновешенно с другими образами отцов и солдат. Читатели и зрители не приходят к выводу, что «все отцы – престарелые (и потому жалкие)» или «все солдаты – хвастуны» в результате восприятия данного образа.

Тип героя вовсе не означает, что все представители конкретной группы лиц (например, отцы семейства) будут иметь те же самые черты и качества (престарелость, склонность к хныканью). А стереотип – означает.

ВЫХОД ЗА РАМКИ СТЕРЕОТИПА

Несмотря на добрые намерения многих писателей, художественные герои - в основном белые, что неточно отображает реальность. Население США состоит на 12% из темнокожих, 8,2% - испаноязычных, 2,1% выходцев из Азии и 2% коренных американских индейцев; кроме того порядка 20% всего населения имеют определенные ограничения (по состоянию здоровья), но в художественной литературе, большей частью, вырисовывается совсем иная картина реальности.

В проведенном недавно анализе телепередач – исследовании Комиссии США по гражданским правам – выявлено, что хотя белое мужское население составляет 39,9% от всего населения страны, на телеэкране белые мужчины имеют 62,2% от общего числа всех героев.

Несмотря на то, что население США на 41,6% состоит из белых женщин, а еще 9,6% составляют женщины из различных этнических меньшинств, телевизионная драматургия представляет женские меньшинства в гораздо меньших количествах. По данным анализа, белые женщины составляют 24.1% от всего числа телегероев, и лишь 3,6% отводится для женщин, представляющих различные меньшинства.

В стране, где 95% всех женщин работают вне дома в течение жизни, стереотип «женщины в домашней среде» более не соответствует действительности. В стране, где женщины составляют 40% от числа всех студентов, изучающих теологию и право, представляется искажением действительности лишь эпизодическое изображение в фильмах и на ТВ женщин в роли юристов, судей или министров. В стране, где женщины работают летчиками, механиками или ремонтниками телефонной аппаратуры - а также служителями культа, - для точного изображения общества следовало бы показывать женские герои именно в этих ролях.

Демонстрация в основном лишь идеального героя «белый мужчина» по родовому признаку является игнорированием присутствия в нашей культуре разнообразного множества личностей.

Подобная статистика могла бы быть полезной для автора в принятии решения, какого типа героев следует добавить в текст. Это хорошая исходная позиция, даже если состав общества и меняется в зависимости от города. Если вы собираетесь правдиво отобразить реальность в повести о Сан-Франциско, то вам следует увеличить среди героев количество выходцев из Азии и геев. Если же вы пишите о происходящем в Лос-Анджелесе, то следует добавить побольше испаноязычных героев. А для рассказа, место действия в котором – Детройт или Атланта, следует увеличить количество темнокожих героев.

Выход за рамки стереотипов означает тренировку нашего сознания видеть не только «белого человека». Создание героев частично является новым тренингом наших способностей к наблюдению. При любом раскладе мы настроены на восприятие в первую очередь превалирующих человеческих групп. Например, если бы вы посетили мой родной город Пештиго, штат Висконсин (с населением 2 504 человека) в 50-х годах прошлого столетия, вы могли бы с легкостью стереотипировать его как городок с мирным сообществом из белого населения среднего класса, в котором протестантов и католиков почти поровну и еще есть несколько жителей, которые «вообще не ходят в церковь».

Если бы вы всмотрелись внимательней, вы бы разглядели разнородность внутри этого сообщества. В те годы в Пештиго была лишь одна еврейская семья, владевшая местным хозяйственным магазином, одна семья, приехавшая из Латвии после Второй мировой войны, несколько мексиканцев, которые летом были заняты на уборке огурцов для ближайшего заводика по изготовлению маринованных овощей; изредка появлялись индейцы племени меномини из соседней резервации, закупавшие товары в аптеке у отца, один человек «мелкого плана» который помогал детям переходить через улицу после уроков в школе, одна умственно-отсталая пятиклассница, одна восьмиклассница, которой ампутировали руку по причине рака, четыре очень богатых семьи и три семьи очень бедных.

Если бы, спустя несколько лет, вы вновь взглянули на кажущийся мирным городок, где не происходит ничего особенного, то заметили бы новые детали, разрушающие стереотип. В число этих деталей вошли бы три банковских грабителя, которых поймали спустя 6 часов после ограбления ими Пештигского Государственного банка (пытаясь выехать из города, они выбрали единственную дорогу, ведущую в тупик!), а также министр, активно выступающий против войны, который (к недовольству своих избирателей) возглавлял местные марши протеста во время войны во Вьетнаме. За последние годы добавились еще три фигуры национального уровня: юрист Ф. Ли Бейли, у которого есть второй дом в соседнем городке, сержант Медина, который имеет отношение к вьетнамскому инциденту в Май Лей (В 1968 году во Вьетнаме произошла резня 500 мирных жителей – стариков, женщин и детей, американскими солдатами в селении Май Лей/My Lai - Прим. переводчиков), и наемник Юджин Хасенфус.

Как можно заметить из описания Пештиго, многие из этих людей определяются не своей этнической принадлежностью (еврейская семья, протестант), а по роли в обществе (владелец магазина, министр).

В качестве исходной точки, рассмотрение многообразия героев в рамках собственного контекста может подтвердить общее исследование, которое вы уже провели. Любой из людей ваших «фоновых знаний» может послужить прекрасной моделью для создания ваших героев - представителей меньшинств.

Совсем несложно вводить «людей меньшинств» в повести или рассказы: вы просто их «вписываете». Может показаться, что вставка доктора-индийца или механика-корейца в драматическое произведение является чисто кастинговым решением. Часто так и есть – и дело принимает серьезный оборот, потому что режиссеры и кастинг-директора вовсе не помышляют о включении в сценарий представителей меньшинств. Однако есть определенные шаги, которые обязан предпринимать сам автор.

Шелли Лист/Shelley List, бывший главный продюсер и ведущий автор телесериала «Кегни и Лейси/Cagney & Lacey», говорит: «Из-за того, что мне небезразлично, как отображены меньшинства, я обычно включаю в свои произведения представителей меньшинств. Вместо общего подхода или передачи данного аспекта на усмотрение директора по кастингу, я, например, особо подчеркиваю, что ученики этой школы - азиатские, темнокожие и белые. Либо я упоминаю латиноамериканского судью, темнокожего инженера или азиатскую телеведущую. На телевидении обычно никаких вопросов не возникает, порой там вообще никакого внимания на это не обращают. Сценарий передают кастинг-директору, который просто следует заданным описаниям героев».

Некоторые из сыгранных ролей, получивших наибольшее признание критики за последние годы, как раз из числа «представителей меньшинств», при этом - «не характерных для меньшинств», т.е – эти роли, которые могли бы сыграть белые актеры. Роль Эдди Мерфи в фильме «Полицейский из Беверли-Хилз» изначально писалась для Сильвестра Сталлоне. Роль Луи Госсета в фильме «Офицер и джентльмен» была написана для белого актера. Роль Сигурни Уивер в фильме «Чужой» писалась сначала для мужчины. Многие из недавних ролей Вуппи Гольдберг не были «характерны» для представительницы темнокожих, а некоторые из этих ролей – даже не предназначались для женщины. Играя каждого из этих героев, актеры добавляли что-то особое, основываясь на своем собственном культурном фоне, пусть даже роль и не была задана «под пол» или «под культуру» или «под этнический аспект».

Большинство представителей общественных меньшинств предпочитают играть именно таких героев, нежели чем выступать в роли темнокожего актера, играющего темнокожего героя, или инвалида, играющего человека с физическими ограничениями.

УПРАЖНЕНИЕ:Вы ставите воображаемую сцену в гостинице в крупном американском городе, в которой, по статистике, могли бы остановиться самые различные люди. Каких чернокожих героев вы введете? Латиноамериканцев? Инвалидов? Представителей каких профессий? Их возможный пол? Возраст? Религия?

Наши рекомендации