Республика Беларусь: краткие сведения
ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ
(ТЕКСТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ I КУРСА ПЕРЕВОДЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ)
Минск 2017
ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Республика Беларусь: краткие сведения
Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР) была образована 1 января 1919г.
Территория Беларуси составляет 207,6 тыс. км. кв. По площади Беларусь занимает 13 место в Европе. Население Республики Беларусь 9 млн. 481 тыс. чел. ( на 1.01.2011 г.) Столица – г. Минск.
Республика Беларусь находится в центре Европы. Она граничит:
на западе – с Польшей, на севере и северо-западе – с Латвией и Литвой, на севере и востоке – с Россией, на юге – с Украиной.
Территория Республики Беларусь разделяется на 6 областей: Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Могилевская, Минская и 118 районов.
В состав Беларуси входит 102 города, 110 посёлков городского типа.
Брестская область. Находится на юго-западе Беларуси. Граничит с Польшей и Украиной. Центр – г.Брест (1019 г.).
Витебская область. Расположена на севере Беларуси, граничит с Латвией, Литвой и Россией. Центр – г.Витебск (974 г.).
Гомельская область. Расположена на юго-востоке Беларуси. Граничит с Россией и Украиной. Центр – г. Гомель (1142 г.).
Гродненская область. Находится на западе Беларуси. Граничит с Польшей и Литвой. Центр – г. Гродно (1127 г.).
Могилевская область. Расположена на востоке Беларуси. Граничит с Россией. Центр – г. Могилёв (1267 г.).
Минская область. Находится в центре Беларуси. Центр – г. Минск (1067 г.).
19.9.1991 г. Верховный Совет (высший орган законодательной власти Беларуси в то время) принял решение изменить название страны с Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР) на Республику Беларусь или Беларусь.
2. История Беларуси как наука и учебная дисциплина. Периодизация истории Беларуси
История(от греческого historia – рассказ о прошедшем) – это наука, которая изучает прошлое человечества. Она отвечает на вопросы: что, когда и где, почему происходило, какие этапы в своем развитии прошло общество. С помощью истории можно определить место своей страны среди других стран и народов.
При изучении истории Беларуси использовалось несколько подходов к её периодизации. Это: археологический, этнографический, государственно-политический, формационный. В современной периодизации истории Беларуси применяют цивилизационный подход. Человеческое общество на территории Беларуси прошло следующие этапы своего развития.
Древнее общество: (40 тыс. лет до н.э. – IV—V вв. н.э.) Этот период разделяется на три этапа:
а) каменный век: (40 тыс. лет до н.э. – IV—III тыс. лет до н.э.).
б) бронзовый век: (около 3 – 2 тыс. лет до н.э. – начало I тысячелетия до н.э.).
в) железный век: ( начало I тысячелетия до н.э. – IV—V в. н.э.).
Средневековье: конец V—XV в.
Новое время: XVI – начало XX в.
Новейшее время: с 1917 г. до настоящего времени.
ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РАННЕФЕОДАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ (IX – XIII вв.)
Культура белорусских земель в IХ-первой половине XIII веков.
В культуре белорусов выделяется устное творчество, которое было связанно с работой на земле. Это проявляется в многочисленных праздниках белорусов.
Важным в развитии культуры Беларуси являлось принятие христианства в 988 г. Новая религия содействовала развитию архитектуры, письменности, образования. Широко распространялись ремесла, велось летописание.
Наиболее известными представителями древней культуры Беларуси являются Климент Смолятич, Кирилл Туровский и особенно Ефросинья Полоцкая.
Таким образом, культура Беларуси 1Х-Х1П веков являлась частью европейской и мировой культуры.
Словарь
русский | английский | китайский |
летопись | chronicle | 编年史 |
проникать | to penetrate | 传播 |
поселение | settlement | 居民点 |
концепция | conception | 概念 |
предки | ancestors | 袓先 |
народность | nationality, people | 民族 |
княжество | principality, princedom | 侯国 |
жестокость | cruelty, savageness | 残酷 |
повинность | servitude | 义务 |
содействовать | to cooperate, to help | 促进 |
Вопросы для самоконтроля
1. Что вы знаете о славянах?
2. Какие этнические общности проживали на территории Беларуси?
3. Какие первые государственные образования были на Беларуси?
4. В чём особенности политического развития Полоцкого и Турово- Пинского княжеств?
5. Как развивалась культура Беларуси в IX—ХIII вв.?
ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО.
1. Причины и образование ВКЛ
Причинами образования Великого княжества Литовского (ВКЛ) были: Внешнеполитические – необходимость защиты от внешних врагов. Внутриполитические – необходимость ликвидировать феодальную раздробленность. Экономические причины были связаны с ликвидацией натурального хозяйства и развитием торговли с другими территориями.
Образование ВКЛ началось в середине XIII в. на территории современной северо-западной Беларуси (Гродненская область) и на юго-восточных землях современной Литовской Республики. Здесь жили восточнославянские и балтские племена.
Первым руководителем ВКЛ был Миндовг, который пришел со своей дружиной в Новогрудок. В 1253г. Миндовг стал королём ВКЛ.
При Витене (1295—1316 гг.) Полоцкая и Брестская земли вошли в состав ВКЛ.
Гедимин (1316—1341 гг.) включил большую часть современных белорусских земель в ВКЛ. Его территория увеличилась почти в 3 раза. При нём в состав ВКЛ вошло Витебское княжество. Государство стало называться «Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское». В 1323 г. он перенес столицу из Новогрудка в Вильно (сегодня Вильнюс — столица Литовской Республики).
Дальнейшее развитие ВКЛ было связано с деятельностью великого князя Ольгерда (1345—1377 гг.), который значительно расширил границы ВКЛ. После битвы с татарами на р. Синие Воды в 1362 г. земли Киевщины и Подолья вошли в состав ВКЛ. Ольгерд трижды (в 1368, 1370, 1372 гг.) совершал военные походы на Москву, но без успеха.
После смерти Ольгерда великим князем стал его сын Ягайло(1377—1392 гг.) В борьбе за власть он стремился укрепить свое положение. Ягайло рассчитывал на помощь Польши. В 1385 г. была заключена Кревская уния — договор об объединении ВКЛ и Польского королевства. После этого Ягайло стал польским королем Владиславом II.
Витовт (1392—1430 гг.) стремился сохранить государственную самостоятельность ВКЛ. Он активно боролся против распространения католичества. Между Ягайло и Витовтом в 1392 г. было заключено Островского соглашения о разделе власти. При Витовте ВКЛ занимало территорию от Балтийского до Чёрного моря.
В 1430г. великим князем литовским стал Свидригайло. При нем главную роль играют православные феодалы. Это приводило к недовольству феодалов-католиков ВКЛ. Они объявили великим князем ВКЛ Сигизмунда Кейстутовича (1432—1440 гг.). Это разделило ВКЛ на 2 части и в 1432 – 1436 гг. началась гражданская война между сторонниками Свидригайло и Сигизмунда. Она закончилась победой Сигизмунда, который стал великим князем ВКЛ.
Словарь
русский | английский | китайский |
способствовать | to contribute (to) | 促进 |
переносить | to transfer | 搬到 |
расширять | to widen, to extend | 扩大 |
укреплять | to consolidate, to fortify | 加强 |
недовольство | discontent, dissatisfaction | 不满 |
сторонник | follower, supporter | 支持者 |
совещательный | advisory, consultative | 协商的 |
распорядительный | administrative | 有处理事务才干的 |
чиновник | official | 官员 |
повинности | servitudes | 官员 |
закрепощение | enslavement | 奴役 |
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные причины образования ВКЛ.
2. Как развивалось ВКЛ во второй половине XIII – первой половине XVI вв.?
3. Расскажите о политическом развитии ВКЛ во второй половине XIII – первой половине XVI вв.
4. Что такое «магдебургское право»?
5. Какую внешнюю политику проводит ВКЛ в XIV – первой половине XVI вв.?
6. Какие повинности крестьян существовали в ВКЛ?
ОБРАЗОВАНИЕ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
Словарь
русский | aнглийский | китайский |
приобретать | to acquire, to obtain | 得到 |
проявляться | to become apparent | 显出 |
ограничивать | to confine, to limit (to) | 限制 |
стихийный | spontaneous, natural | 自发 |
интервенция | intervention | 干涉 |
изделия | articles, goods | 产品 |
Вопросы для самоконтроля
1. Какое значение для ВКЛ имела Люблинская уния 1569 г.?
2. Расскажите о политическом развитии Речи Посполитой.
3. Какие отношения были между Речью Посполитой и Москвой?
4. Что вы знаете о войнах, которые вела Речь Посполитая в середине и второй половине XVII в.?
5. В чём сущность аграрной реформы 1557 г. Сигизмунда II Августа?
6. Какие изменения происходят в промышленности и торговле Беларуси в XVI – XVIII вв.?
Словарь
русский | английский | китайский |
управление | control, administration | 管理处 |
вмешиваться | to interfere, to intervene | 干涉 |
лозунг | slogan | 口号 |
косить (коса) | to mow, to cut (scythe) | 割; 镰刀 |
раздавать | to distribute | 分给 |
прибыль | profit, benefit | 利润 |
Вопросы для самоконтроля
1. В чём причины экономического и политического кризиса Речи Посполитой?
2. Какая территория Беларуси отошла к России по 1, 2, 3 разделам Речи Посполитой?
3. Какую политику проводит Российская империя на белорусских землях?
4. Расскажите о причинах и сущности реформы в сельском хозяйстве.
5. Что нового появилось в экономике Беларуси в первой половине 19 века?
Словарь
русский | английский | китайский |
собственность | property | 财 产 |
пережитки | vestige, remnants | 遗毒 |
наёмный труд | wage labour | 雇佣劳动 |
ускорять | to accelerate | 加快 |
специализация | specialty | 专门化 |
размещать | to accommodate | 安顿 |
акционерное общество | joint-stock company | 股份 公司 |
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите причины отмены крепостного права.
2. Что вы знаете о Манифесте 19 февраля 1861 г.?
3. Как вы понимаете «прусский» путь развития капиталистических отношений?
4. Что нового появляется в сельском хозяйстве и промышленности после реформы 1861 г.?
5. Объясните, почему строительство железных дорог играло огромную роль в экономическом развитии страны?
БЕЛАРУСЬ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Словарь
русский | английский | китайский |
разрушать | to destroy | 破坏 |
община | community | 公社 |
закреплять | to strengthen | 巩固 |
переселение | migration | 移居 |
противоречия | contradictions | 矛盾 |
повод | reason | 理由 |
возглавлять | to lead | 率领 |
беженство | refugee | 逃难 |
Вопросы для самоконтроля
1. В чём сущность Столыпинской аграрной реформы?
2. Какие особенности в проведении реформы на Беларуси?
3. Почему реформа Столыпина не была завершена?
4. Каковы основные причины Первой мировой войны?
5. Как вы понимаете «военное положение»?
6. Как проходили военные действия на Беларуси в 1915—1916 гг.?
7. Каковы итоги Первой мировой войны для Беларуси?
Го века
Создание белорусской государственности было связано с белорусским национальным движением. Его представители начали подготовку к Всебелорусскому съезду, который прошел в декабре 1917 г. в Минске. Некоторые делегаты съезда хотела объявить Беларусь самостоятельной (независимой) республикой. Другие предлагали автономию Беларуси в составе Советской России. Съезд принял резолюцию о создании Всебелорусского Совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов. Это означало, что участники съезда высказались против Советской власти. По решению руководства большевиков в ночь с 17 на 18 декабря 1917 г. съезд был распущен.
Участники Всебелорусского съезда не остановили начатой работы и создали Исполнительный комитет (Исполком) съезда. Он в условиях наступления Германии 21 февраля 1918 г. обратился к народам Беларуси с первой Уставной грамотой и объявил себя временной властью на Беларуси. Исполком 9 марта 1918 г. во второй Уставной грамоте провозгласил Белорусскую Народную Республику (БНР) и образовал Раду БНР. Она 25 марта 1918 г. в третьей Уставной грамоте объявила о независимости БНР.
По условиям Брестского мира, подписанного 3 марта 1918 г. между Советской Россией и Германией, часть Беларуси была занята германскими войсками.
Германское правительство не признало БНР.
Провозглашение БНР и её независимости являлось попыткой реализовать идею создания на демократической основе белорусской государственности.
Образование БССР
Процесс формирования белорусского государства проходил в конце 1918 г. на VI Северо-Западной областной конференции РКП(б) в Смоленске. Конференция 30 декабря 1918 г. объявила себя I съездом Коммунистической партии (большевиков) Беларуси (КП(б)Б). 1 января 1919 г. был издан Манифест Временного рабоче-крестьянского правительства Беларуси об образовании Социалистической Советской Республикой Беларуси (ССРБ). Руководителем временного рабоче-крестьянского правительства Беларуси стал Дмитрий Жилунович (Тишка Гартный). В состав республики вошли Минская, Витебская, Гродненская, Могилёвская, а также части Смоленской, Виленской, Ковенской и Черниговской губерний.
Однако вскоре Витебская, Могилёвская и Смоленская губернии были переданы РСФСР.
2—3 февраля 1919 г. на I Всебелорусском съезде Советов в Минске была принята первая Конституция ССРБ. По предложению правительства РСФСР съезд принял решение об объединении Беларуси и Литвы в Литовско-Белорусскую Советскую Социалистическую Республику (ЛитБел). ЛитБел просуществовала до сентября 1919 г., когда её территория была захвачена польскими войсками во время польско-советской войны 1919—1920 гг.
После освобождения территории Беларуси войсками Красной Армии 31 июля 1920 г. была принята Декларация о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Беларуси (ССРБ).
Политики (НЭП)
За годы Первой мировой войны, германской и польской интервенции хозяйство Беларуси было разрушено. Западная Беларусь по условиям Рижского мира 18 марта 1921 г. вошла в состав Польши. Витебская и Могилёвская губернии еще в 1919 г. отошли к Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (РСФСР). Положение ухудшалось в результате политики «военного коммунизма». В годы гражданской войны у крестьян для Красной Армии забирался почти весь урожай, что вызывало их недовольство. В городах существовало уравнительное распределение, отменялась плата за транспорт, квартиры и т.д.
После гражданской войны крестьяне стали выступать против этой политики.
Введение новой экономической политики (нэпа) было необходимо для восстановления экономики. В 1921 г. X съезд партии большевиков принял решение об изменении экономической политики.
С введением НЭПа повысилась материальная заинтересованность крестьян в результатах своего труда. В деревне разрешалась аренда земли и использование наёмного труда. НЭП позволил к 1927 г. полностью восстановить сельское хозяйство.
В 1924 г. была проведена денежная реформа.
В промышленности все предприятия были разделены на четыре группы. Первая – это предприятия, которые находились в собственности государства. Вторая группа – это средние и мелкие промышленные предприятия, которые передавались государством в частную собственность. Третья группа – это предприятия, которые консервировались. Четвертая группа – это предприятия, которые закрывались. Рабочие с этих предприятий распределялись на другие фабрики и заводы.
В городах вводилась оплата за проезд, коммунальные услуги, квартиры. На предприятиях заработная плата определялась в зависимости от качества и количества труда.
Однако во второй половине 1920-х гг. НЭП стал постепенно свёртываться. Причинами этого явилось появление большого количества тех, кто занимался частной торговлей, а также отрицательных явлений как проституция, наркомания, безработица. Кроме этого государство не выполнило планов по закупке зерна у населения. Государственные цены на эту продукцию были очень низкими, поэтому крестьяне перестали продавать хлеб государству. А эта продукция была основной в получении валюты, которую использовали для закупки машин и оборудования за границей.
5. Общественно-политическая жизнь в БССР в 1920-е годы. Участие БССР в образовании СССР.
Советская общественно-политическая система характеризовалась укреплением однопартийной системы. Постепенно прекращали деятельность различные политические партии и организации.
В 1923 г. была объявлена амнистия (прощение вины) белорусским политическим деятелям и деятелям культуры, которые не выступали против Советской власти. Многие из них вернулись в Беларусь.
В 1920-е годы шел поиск новых форм объединения советских республик в одно государство. Для построения социализма Необходимо было объединить материальные, финансовые и людские ресурсы.
И. В. Сталин предложил идею автономизации. Все советские республики входят в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) как автономные республики. Этот план не был поддержан руководителями коммунистических партий республик. В. И. Ленин предложил другую форму объединения — федерацию, в которой на равноправных условиях объединялись все советские республики. Каждая из них имела право свободного выхода из этого союза и образования самостоятельного государства.
30 декабря 1922 г. на I Всесоюзном съезде Советов в Москве делегация БССР во главе с А. Г. Червяковым подписала Декларацию и Договор о создании Союза Советских Социалистических Республик — СССР. Таким образом, БССР на равноправной основе объединялась с РСФСР, УССР, ЗСФСР.
В 1924 и 1926 гг. произошло расширение территории БССР. Ей были переданы районы Витебской, Гомельской, Смоленской губерний. В результате территория БССР увеличилась более чем в два раза. Количество населения достигло 4,2 млн. человек.
В 1924—1929 гг. в БССР проводилась политика белорусизации, которая была направлена на развитие культуры Беларуси, белорусского языка и образования. Государственными языками объявлялись белорусский, русский, еврейский и польский. Обучение в школах переводилось на белорусский язык. Начался выпуск газет, журналов, учебников и книг на белорусском языке. Была открыта Белорусская государственная библиотека (теперь Национальная библиотека Республики Беларусь). На работу в партийные и советские органы власти в основном выбирались представителей белорусской нации. Для подготовки рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в высшие учебные заведения были созданы рабочие факультеты (рабфаки). Благодаря политике белорусизации была ликвидирована неграмотность среди взрослого населения.
Проводилась научно-исследовательская работа по изучению Беларуси. В 1922 г. открылся Институт белорусской культуры (Инбелкульт), который в 1929 г. стал Белорусской Академией Наук.
В годы белорусизации успешно развивалось белорусское искусство. Был открыт Первый белорусский государственный театр (теперь Национальный академический театр имени Янки Купалы). В Витебске действовал Второй белорусский государственный театр (теперь Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа). В Гомеле работал Третий драматический театр, который был образован на основе передвижного театра В. Голубка.
Значительных успехов достигла белорусская литература и белорусское кино.
Словарь
русский | английский | китайский |
отречение | abdication | 退位 |
свергнуть | to dethrone | 推翻 |
автономия | authonomy | 自治 |
национализация | nationalization | 国有化 |
провозглашение | proclamation | 宣布 |
раскол | split | 分裂 |
пытаться | to try | 试图 |
обнародовать | to promulgate | 颁布 |
уравнительный | equalitarian | 平均主义的 |
заинтересованность | interest, concernment | 利害关系 |
регулировать | to regulate | 调整 |
ресурсы | resources | 资源 |
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы итоги Февральской революции 1917 г.?
2. Что означает «двоевластие»?
3. Назовите основные итоги Октябрьской революции 1917 г..
4. Что вы знаете о провозглашении БНР?
5. Расскажите об образовании ССРБ.
6. В чём сущность новой экономической политики?
7. Расскажите об образовании СССР.
8. Что такое политика белорусизации?
БЕЛАРУСЬ В 1920—1930-е гг.
Словарь
русский | английский | китайский |
индустриализация | industrialization | 工业化 |
благосостояние | prosperity, welfare | 福利 |
добровольность | voluntariness | 自愿 |
закупочные цены | purchase prices | 收购价格 |
принуждать | to force | 强迫 |
обеспечить | to provide | 供给 |
Вопросы для самоконтроля
1. В чём необходимость индустриализации?
2. Чем отличалась индустриализация в СССР и западных странах?
3. В чём особенность индустриализации в БССР7
4. Каковы итоги индустриализации в БССР?
5. Как проходила коллективизация сельского хозяйства в БССР?
6. Каковы итоги развития культуры Беларуси в 1930-е гг.?
Словарь
русский | английский | китайский |
разворачиваться | to break out, to develop | 改变方向 |
осваивать | to explore, to reclaim | 掌握 |
таран | ramming, ram attack | 对头撞击 |
разграбление | plunder, pillage | 抢光 |
крушения | defeats, ruins | 颠覆 |
координация | coordination | 协调 |
Вопросы для самоконтроля
1. В чём причины отступления Красной Армии на первом этапе войны?
2. Как проходили оборонительные бои на территории Беларуси?
3. Что означал «новый порядок» на оккупированной территории?
4. Какие методы борьбы использовали партизаны и подпольщики Беларуси?
5. Как проходила операция «Багратион»?
Словарь
русский | английский | китайский |
означать | to mean | 意味着 |
вклад | contribution | 贡献 |
обязательства | responsibilities | 义务 |
репрессировать | to repress | 惩罚 |
отстранить | to suspend | 推开 |
половинчатый | vague, half and half | 分为两半的 |
ориентировать | to orientate | 判定方向 |
Вопросы для самоконтроля
1. Какое значение имело образование ООН?
2. Какие последствия имела Великая Отечественная война для Беларуси?
3. Назовите главные задачи первого послевоенного пятилетнего плана развития народного хозяйства.
4. Какие изменения произошли в стране после смерти И.Сталина?
5. Как развивалось народное хозяйство Беларуси в 1950-е – начале 1980-х годах?
Словарь
русский | английский | китайский |
соответствовать | to correspond, to suit | 符合 |
ускорение | speed-up, acceleation | 加速 |
перестройка | reorganization | 改革 |
денонсировать | to denounce | 声明废止 |
референдум | referendum | 全民投票 |
заботиться | to take care | 关心 |
привлекать | to attract | 吸引 |
Вопросы для самоконтроля
1. Какие изменения произошли в экономике во второй половине 1980-х годов?
2. Что означала перестройка народного хозяйства?
3. Какие важные политические события произошли летом и зимой 1991 года?
4. Какие решения принял белорусский народ в результате референдумов 1995 и 1996 годов?
5. В чём особенности социально-экономического развития Беларуси на современном этапе?
Вопросы для повторения курса «История Беларуси»
для студентов I курса переводческого факультета
(иностранное отделение)
1. Республика Беларусь: общая характеристика.
2.Древнее общество на территории Беларуси. Основные концепции происхождения белорусов.
3. Полоцкое и Турово-Пинское княжества – первые государственные образования на территории Беларуси.
4. Принятие христианства и его влияние на развитие культуры Беларуси в X—первой половине XIII вв.
5. Причины образования Великого княжества Литовского.
6. Государственный строй ВКЛ и внешняя политика Княжества во второй половине XIV – первой половине XVI вв.
7. Социально-экономическое развитие ВКЛ в XIV – первой половине XVI вв.
8. Люблинская уния 1569 г. и её значение.
9. Политическое развитие Речи Посполитой.
10. Внешняя политика Речи Посполитой в XVI – начале XVIII вв.
11. Социально-экономическое развитие Беларуси в составе Речи Посполитой.
12. Три раздела Речи Посполитой.
13. Политика России в отношении Беларуси после присоединения к Российской империи.
14. Отмена крепостного права и другие буржуазные реформы на Беларуси.
15. Развитие капитализма в сельском хозяйстве и промышленности Беларуси после отмены крепостного права.
16. Беларусь в годы Первой мировой войны.
17. Беларусь в период революций 1917 года. Установление Советской власти на Беларуси.
18. Образование БССР.
19. Беларусь в годы Новой экономической политики (НЭП).
20. Общественно-политическая жизнь в БССР в 1920-е годы. Участие БССР в образовании СССР.
21. Беларусь в период социалистической индустриализации 1920 – 1930-е годы.
22. Коллективизация сельского хозяйства и развитие культуры Беларуси в 1920 – 1930-е годы.
23. Начало Великой Отечественной войны. Установление германского оккупационного режима на Беларуси.
24. Партизанское движение на Беларуси в годы Великой Отечественной войны. Освобождение Беларуси.
25. Участие Беларуси в основании Организации Объединённый Наций (ООН).
26. Восстановление и развитие народного хозяйства Беларуси в 1944 – первой половине 1980-х годов.
27. Особенности социально-экономического развития Республики Беларусь на современном этапе.
28. Политическое и культурное развитие Республики Беларусь на современном этапе.
ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ
(ТЕКСТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ I КУРСА ПЕРЕВОДЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ)
Минск 2017
ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Республика Беларусь: краткие сведения
Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР) была образована 1 января 1919г.
Территория Беларуси составляет 207,6 тыс. км. кв. По площади Беларусь занимает 13 место в Европе. Население Республики Беларусь 9 млн. 481 тыс. чел. ( на 1.01.2011 г.) Столица – г. Минск.
Республика Беларусь находится в центре Европы. Она граничит:
на западе – с Польшей, на севере и северо-западе – с Латвией и Литвой, на севере и востоке – с Россией, на юге – с Украиной.
Территория Республики Беларусь разделяется на 6 областей: Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Могилевская, Минская и 118 районов.
В состав Беларуси входит 102 города, 110 посёлков городского типа.
Брестская область. Находится на юго-западе Беларуси. Граничит с Польшей и Украиной. Центр – г.Брест (1019 г.).
Витебская область. Расположена на севере Беларуси, граничит с Латвией, Литвой и Россией. Центр – г.Витебск (974 г.).
Гомельская область. Расположена на юго-востоке Беларуси. Граничит с Россией и Украиной. Центр – г. Гомель (1142 г.).
Гродненская область. Находится на западе Беларуси. Граничит с Польшей и Литвой. Центр – г. Гродно (1127 г.).
Могилевская область. Расположена на востоке Беларуси. Граничит с Россией. Центр – г. Могилёв (1267 г.).
Минская область. Находится в центре Беларуси. Центр – г. Минск (1067 г.).
19.9.1991 г. Верховный Совет (высший орган законодательной власти Беларуси в то время) принял решение изменить название страны с Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР) на Республику Беларусь или Беларусь.
2. История Беларуси как наука и учебная дисциплина. Периодизация истории Беларуси
История(от греческого historia – рассказ о прошедшем) – это наука, которая изучает прошлое человечества. Она отвечает на вопросы: что, когда и где, почему происходило, какие этапы в своем развитии прошло общество. С помощью истории можно определить место своей страны среди других стран и народов.
При изучении истории Беларуси использовалось несколько подходов к её периодизации. Это: археологический, этнографический, государственно-политический, формационный. В современной периодизации истории Беларуси применяют цивилизационный подход. Человеческое общество на территории Беларуси прошло следующие этапы своего развития.
Древнее общество: (40 тыс. лет до н.э. – IV—V вв. н.э.) Этот период разделяется на три этапа:
а) каменный век: (40 тыс. лет до н.э. – IV—III тыс. лет до н.э.).
б) бронзовый век: (около 3 – 2 тыс. лет до н.э. – начало I тысячелетия до н.э.).
в) железный век: ( начало I тысячелетия до н.э. – IV—V в. н.э.).
Средневековье: конец V—XV в.
Новое время: XVI – начало XX в.
Новейшее время: с 1917 г. до настоящего времени.