Беларусь - смешанная республика

По форме правления современное белорусское государство является республикой, о чем говорит его официальное название - Республика Беларусь. Идея республики как формы институционализации политической власти столь естественна для сознания белорусов, что практически ни у кого не возника­ет вопроса: возможно ли было избрание монархии в какой-либо ее разновидности в качестве формы правления в создаваемом белорусском государстве? Ответ на него однозначен: нет, не­возможно. В момент образования белорусского национального государства монархия как форма правления не предлагалась ни одной политической группировкой. Напротив, сама идея бе­лорусской государственности вызревала как альтернатива еди­ноличной форме правления. Практически все участники бело­русского движения в свои программные установки включали положения о создании белорусской республики — либо в фор­ме национально-государственной автономии в составе Россий­ской Федеративной Республики, либо в форме суверенного на­ционального государства. Реальное белорусское национальное государство — ССРБ, БССР — по форме правления являлось республикой.

Однако следует заметить, что в преддверии революционных событий 1917 г. группа политических деятелей Беларуси социал-демократической ориентации во главе с братьями И. и А. Луцкевичами выступила с идеей политической независимо­сти Литвы и Беларуси в виде воссоздания Великого княжества Литовского, которое было исторически конкретной формой монархии. Для осуществления этой цели осенью 1915 г., когда западная часть Беларуси была оккупирована германскими вой­сками, ими было создано объединение «Конфедерация Велико­го княжества Литовского», в состав которого вошли представи­тели белорусских, литовских, польских и еврейских политиче­ских организаций [17]. Правда позже, весной 1916 г. ими уже была выдвинута идея создания не княжества, а более широкого союза восточноевропейских народов в форме Балтийско-Чер­номорской конфедерации, которая должна была объединить в едином союзном государстве Литву, Беларусь, Латвию, Украи­ну и Польшу [ 18]. По прошествии почти восьмидесяти лет обе идеи — и воссоздания некоторых государственных форм Вели­кого княжества Литовского, и образования Балтийско-Черно­морского союза государств — были реанимированы в начале 1990-х гг. идеологами национал-радикализма [19]. Однако ни в начале XX в., ни в конце его, эти идеи не получили сколько-ни­будь ощутимой поддержки со стороны широких категорий белорусского народа из-за их очевидной цели — оторвать бело­русов от братского русского народа. Кстати, идея воссоздания Великого княжества Литовского в последний раз — как полити­ческий нонсенс — прозвучала из уст некоторых участников международной научно-практической конференции на тему «Белорусская национальная идея», состоявшейся в апреле 1999 г. в Гродно [20].

Республика Беларусь с момента ее провозглашения в 1991 г. апробировала все три разновидности республиканской формы правления. С августа 1991 г. по 15 марта 1994 г. она являлась парламентарной республикой. Ее законодательным органом (парламентом) являлся Верховный Совет, который был избран прямым народным голосованием. Коллективным президентом Республики Беларусь в тот период являлся Президиум Верхов­ного Совета, который избирался из числа депутатов. Верхов­ный Совет утверждал Правительство — Совет Министров Рес­публики Беларусь во главе с его Председателем. С 15 марта 1994 по 24 ноября 1996 г. Беларусь являлась президентской рес­публикой. Согласно Конституции в редакции 1994 г. Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполни­тельной власти. Он избирался непосредственно народом и сам создавал кабинет Министров как свой рабочий орган. Парламент — Верховный Совет — не вправе был отправить в от­ставку Кабинет Министров, а Президент - распустить Парла­мент. С 24 ноября 1996 г. Беларусь по форме правления являет­ся смешанной, или полупрезидентской республикой.

Что говорит в пользу вывода о смешанной форме правления в Республике Беларусь, а не классической президентской рес­публики?

С одной стороны, Президент Республики Беларусь, избира­емый прямым народным голосованием, является Главой госу­дарства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Для осуществления этих обя­занностей Президент наделен широкими полномочиями, в том числе и в области функционирования институтов исполнитель­ной власти. Он определяет структуру правительства, формиру­ет его состав, согласовывая с парламентом лишь кандидатуру премьер-министра, отправляет в отставку министров, может председательствовать на заседаниях Правительства и вправе от­менять акты Правительства. Все это — элементы президентской формы правления.

С другой стороны, Президент Республики Беларусь вправе досрочно прекратить полномочия Палаты представителей при отказе в доверии к Правительству, выражении вотума недове­рия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Он вправе досрочно прекра­тить полномочия Палаты представителей либо Совета Респуб­лики на основании заключения Конституционного Суда в слу­чае систематического или грубого нарушения палатами Парла­мента Конституции Республики Беларусь. В свою очередь, Па­лата представителей вправе выразить вотум недоверия Прави­тельству. Все перечисленное в данном абзаце есть элементы парламентарной республики.

Таким образом, из всего изложенного следует однозначный вывод о смешанной, или полупрезидентской, форме правления в Республике Беларусь. Прилагательное «полупрезидентская» не должно вводить в заблуждение, что такая форма правления будто бы менее активна по сравнению с классической прези­дентской республикой. «Заимствование» элементов парламен­тарной республики ведет скорее не к ослаблению власти Прези­дента, а к ее усилению. Такое положение некоторые авторитет­ные аналитики (например, американский политолог С. Хан­тингтон) считают предпочтительным в кризисные моменты или в переходные периоды развития общества [21]. В настоя­щее время смешанные формы правления существуют также в России, Польше, Франции и других государствах.

Унитарное государство

Унитаризм (от лат.— единство) как принцип государственного устройства Беларуси никогда не являлся предметом политических разногласий. Белорусское государство- как в виде БССР, так и в виде Республики Беларусь — является унитарным: оно не имеет в своей внутрен­ней структуре других государственных образований. В Респуб­лике Беларусь действует одна Конституция, единая система за­конодательства и судебной организации, единое гражданство, один парламент и одно правительство. Республика Беларусь, как и всякое унитарное государство, имеет лишь администра­тивно-территориальное деление. Ныне ее территория поделена на 6 областей - Брестскую, Витебскую, Гомельскую, Гроднен­скую, Могилевскую, в составе которых 118 сельских и 24 город­ских района. Причем, все ее административные единицы, пред­ставляя собой части единого целого, располагают только теми полномочиями, которые предоставлены им конституцией стра­ны; никакими дополнительными государственно-властными прерогативами они не обладают.

Унитарный характер государственного устройства Респуб­лики Беларусь обусловлен не относительно небольшими терри­торией и численностью ее населения, как ошибочно полагают многие из тех, кто задумывается над этим вопросом. Бельгия и Швейцария являются федеративными государствами, хотя чис­ленность их населения сравнима с численностью населения Бе­ларуси, а территория каждого из них в несколько раз меньше территории нашей страны. Крупные государства, например многоэтнический Китай, не обязательно являются федератив­ными. Унитарный характер территориального устройства бело­русского государства предопределен тем, что оно возникло в результате самоопределения относительно однородной этни­ческой — общности белорусов — путем ее выделения из полиэт­нического российского государства. Теперь же принцип унита­ризма является благом для Республики Беларусь, которое она должна беречь, в том числе охранять посредством закона. Каж­дое унитарное государство, как известно, всячески препятству­ет сепаратистским проявлениям, то есть стремлению каких-ли­бо групп населения к автономии или отделению.

Существуют ли такого рода угрозы единству белорусского на­рода и территориальной целостности Республики Беларусь? От­ветим на него так: ни одно государство от них не застраховано, поскольку в мире не существует полностью гомогенных (однородных) в этническом и конфессиональном отношении наций. В на­шей стране такие угрозы дали о себе знать в кризисные 1990-е гг. в виде роста «пропольских», «пролитовских», «проукраинских» и «прорусских» настроений среди части населения приграничных регионов. Правда, по мере преодоления кризисного состояния об­щества и улучшения экономического положения страны они ста­ли угасать и теперь практически не проявляются. Это говорит о том, что нельзя недооценивать возможности появления вновь подобных умонастроений при соответствующих условиях.

В этой связи сохраняет свою актуальность политика, направленная на сохранение и укрепление единства нации и уни­тарного характера белорусского государства. Как считает из­вестный российский исследователь В.А. Тишков, дальновидно поступают политические элиты тех государств, которые приме­нительно ко всему их населению употребляют только понятие «нация», а не «многонациональный народ» [22]. Известно, что ни относительно населения Российской империи, ни относи­тельно населения Советского Союза не применялось понятие «нация». Считалось, что это многонациональные (вместо полиэтнические) государства. И это был один из важнейших факто­ров идеологического и психологического характера, способ­ствовавших распаду сначала российской государственности в ее дореволюционном виде, а затем и советской государственности. Он же выступает потенциальной угрозой нациестроительству в постсоветских государствах. В некоторых странах, например Индии, Малайзии, Индонезии, существует огромное расовое, этническое и религиозное разнообразие населения, однако как на элитном, так и массовом уровне сознания там присутствуют понятия индийской, малайзийской и индонезий­ской нации. Понятие «нация» наряду с гимном, флагом и гер­бом служит символом и во всех государствах используется в це­лях обеспечения консолидации населения [23].

Изложенный подход к регулированию отношений между различными этническими группами внутри государства имеет в своей основе тот факт, что этнокультурная принадлежность не дается человеку с рождением, а он определяет ее сам в про­цессе своего становления как личности. Гражданин может со­знавать свою принадлежность к нескольким культурам, оказы­вать предпочтение той или иной из них в зависимости от жиз­ненной ситуации. Власти же не вправе поощрять или подавлять в каких бы то ни было формах волеизъявление личности отно­сительно своей этнокультурной принадлежности; они могут лишь содействовать созданию благоприятных условий для со­хранения и развития культурной самобытности различных групп населения страны. Напоминаем, что именно в таком смысле может быть истолкована статья 50 Конституции Рес­публики Беларусь, в которой провозглашается право граждан на сохранение своей национальной принадлежности.

В то же время прямая обязанность властей — сохранение на­ционального единства и территориальной целостности страны. Поэтому главной целью политики государства в области этнонациональных отношений является обеспечение оптимального сочетания интересов каждого гражданина (создание условий для реализации его прав и свобод), этнических групп (создание условий для реализации ими права на сохранение и развитие своей культурной самобытности) и народа, или нации, как по­литического сообщества (обеспечение национальной безопас­ности, территориальной целостности государства, и всесторон­него развития нации). Основными путями достижения данной цели являются демократизация общественно-политической жизни, гуманизация межличностных и межэтнических отно­шений, обеспечение социально-экономического прогресса.

Наши рекомендации