Тематический цикл «Продукты питания»

(двенадцатая неделя)

Дети должны усвоить:основные названия продуктов питания, из чего они сделаны, что из них можно приготовить, где их хранят.

Лексический материал:пища, повар, виды продуктов, блюдо, завтрак, обед, полдник, ужин; печь, пробовать, наливать и т.д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

• «Чем угостишь друга?» Усвоение категории творительного падежа.

Дети по образцу составляют предложения: «Я угощу...» •«Что из чего?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом из:

сыр делают из молока;

хлеб делают из теста;

компот варят из фруктов;

суп готовят из овощей и т.д.

• «Пирог». Логопед предлагает детям закончить предложения в стихотворении.

Я захотел устроить бал

И я гостей к себе... (позвал).

Я взял муку и взял творог,

Испек рассыпчатый... (пирог).

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости... (не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек... (откусил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту... (съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек... (не нашли).

Д. Хармс

Развитие связной речи

• Составление рассказа «Гости» по опорным предметным картинкам:

«У Сони день рождения. К ней пришли гости. Мама испекла творожный пирог. Бабушка сварила клубничное варенье. Папа ку­пил овсяное печенье. Брат подарил сливочное мороженое. А гос­ти принесли фруктовый торт. Всем было весело».

Психоречевая гимнастика

• «Подумай и ответь»:

Котлеты варят или жарят?

Хлеб ломают или режут?

Сок пьют или едят?

• Речевая подвижная игра «Точильщики». Импровизация движений.

Точим нож, точим нож,

Будет очень он хорош,

Будет резать он припасы:

Масло, сало и колбасы,

Помидоры, огурцы.

Угощайтесь, молодцы!

• Считалка под мяч:

Пек Мишутка пирожки,

Вышли чудо-пирожки.

Уточнение артикуляции и произношения звука [у]

•Характеристика звука (гласный — поется, губы «хобот-ком»).

• Повторение слоговых цепочек:

У-у-ум; У-у-мууу; ум-ув;

у-у-ух; У-у-тууу; ук-уп;

у-у-ув; У-у-вууу; у-ум-ув;

у-у-уп; у-у-пууу; у-уп-ух.

• Выделение начального ударного гласного в произношении слов по картинкам: утка, ухо, улица, ужин, усики, угол,

Звук [у] подчеркнуть растянутым длительным произношением.

• «Мы со звуком У играем». Чтение сопровождается показом предметных картинок:

Мы со звуком У играем:

У-у-у — мы повторяем,

Утка, ухо, улица,

Угол, узел, умница.

• Воспроизведение слоговых рядов:

ук-ук-ук-сук;

ук-ук-ук-жук;

ук-ук-ук-лук;

ук-ук-ук-бук.

• «Сколько раз я назову звук [у]?»

У; у-у; у; у-у-у; у-у-а; а-у-а.

• Повторение и анализ звукокомплекса ау.

Логопед. Какой первый звук? Какой второй звук? Сколько всего звуков? Как кричат в лесу, когда заблудятся?

•Речевая подвижная игра «За грибами» (см. тему «Грибы»).

Тематический цикл «Зима»

(тринадцатая неделя)

Дети должны усвоить:основные признаки зимы, как и когда она наступает. На прогулке воспитатель вместе с де­тьми наблюдает за свойствами снега и деревьев.

Лексический материал:зима, зимние забавы, снег, снежинки, пурга, метель, лед, сосульки, холод; замерзать, кружить­ся; пушистый, ледяной и т.д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

• «Где это бывает ?» Усвоение категории предложного падежа с предлогом на.

Где лежит снежинка?

Где висит сосулька?

Где замерз лед?

Где катаются дети?

Где висит игрушка?

Где слепили снеговика?

Где стоят санки?

•«Хлопни в ладоши». Логопед произносит предложение. Дети находят подходящие по смыслу слова и повторяют их, хлопая в ладоши.

Снежинка тает, горит, падает, идет, кружится, ложится, ежится, вьется, воет, стучится.

Лед трещит, тает, гудит, ломается, горит, бежит, плывет, говорит, тонет.

Развитие связной речи

• Рассказ по сюжетной картинке «Петя и снеговик»:
«Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом — средний, а затем—маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа — морковку, вместо рта —веточку. Снеговик получился красивый».

Психоречевая гимнастика

•«Отшагай скороговорку»:

Такой мороз, такой мороз.

Берет за нос, дерет до слез.

•Считалка под мяч «Снегопад»:

Снего-снего-снегопад,

Каждый очень, очень рад,

Будут лыжи и коньки,

Будут санки и снежки.

•Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений:

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Ножками потопаем

И себя похлопаем.

Уточнение артикуляции и произношения звука [и]

• Характеристика звука (гласный, значит поется, губы растянуты в улыбке, видны зубы).

• Повторение слоговых цепочек:

и-и-им; и-и-миии; им-ив;

и-и-их; и-и-хиии; ик-ип;

и-и-ив; и-и-виии; и-им-ив;

и-и-ип; и-и-пиии; и-ип-их.

• Выделение начального ударного гласного в словах: Ира, Игорь, имя, ива, иглы, искры.

• Повторение и анализ звукокомплексов.

Как кричат в лесу? (Ау!)

Как кричит ребенок? (Уа!)

Как кричит ослик? (И-а!)

Какой первый звук (второй, последний, сколько всего звуков) (А-у-и)?

• «Какое слово получилось ?»

Дети произносят звук [и], а логопед договаривает слово. И-зюм, и-голка, и-грушка, и-кра, и-риска, и-ндюк, и-ва.

• Выделение слов, начинающихся со звука [и]: иголка, елка, игра, нора, ишак, кушак, Ира, Шура, Игорь, угорь.

Наши рекомендации