От одного из двух экзаменационных вопросов могут быть освобождены некоторые студенты, если они
1. активно работали на практических занятиях;
2. успешно справлялись с лекционными тестами;
3. написали контрольную работу на «5» или «4» (если таковая была проведена);
4. лидировали на заключительном практическом занятии (т.е. фактически исполняли роль докладчика-эксперта).
На экзамене можно пользоваться текстами произведений и читательским дневником, включающим только имя автора, название произведения, список действующих лиц, указание на время и место действия.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ*
*В экзаменационные билеты, кроме историко-литературных вопросов(имеется в виду характеристика направлений, художественных методов, творческих путей ведущих авторов), включены художественные произведения для анализа из обязательного списка, а также философская, эстетическая или публицистическая работа (работы) писателей(см. соответствующий список).
- Модернизм в зарубежной литературе 10-х – 20-х годов: теория и литературная практика модернизма.
- Первая мировая война в зарубежной литературе 10-х – 20-х годов и проблемы «потерянного поколения». Место Хемингуэя, Олдингтона, Ремарка в литературе «потерянного поколения» (общая характеристика).
- «Американская мечта» и творчество писателей США первой половины ХХ века – Фицджеральда, Драйзера, Стейнбека, Фолкнера, О’Нила, Т. Уильямса и др. (общая характеристика).
- Английские писатели первой половины ХХ века о «доме, где разбиваются мечты»: Шоу, Голсуорси, Во, Лоренс, Хаксли и др. (общая характеристика).
- Творческий путь Роллана: тема творческой личности в прозе Роллана. Эволюция взглядов писателя на роль интеллигенции в обществе – от «Жана-Кристофа» к «Очарованной душе».
- Творчество Мориака. Место христианских мотивов в романах Мориака. Романы писателя: «Тереза Дескейру», «Клубок змей» и др.
- Неопросветительский взгляд Сент-Экзюпери на человека и общество. Произведения писателя: «Планета людей», «Маленький принц» и др.
- Экзистенциализм во французской литературе и творчество Сартра. Драматургия Сартра – от «Мух» к «Альтонским затворникам».
- Творческий путь Камю: период «абсурда» («Миф о Сизифе», «Посторонний») и период «бунта» («Бунтующий человек», «Чума»).
- Французская драма первой половины ХХ века. Творчество Ануя: проблематика и художественное своеобразие основных драматургических циклов. Драмы «Эвридика», «Антигона», «Жаворонок» и др.
- «Театр абсурда» и творчество Ионеско и Беккета (см. текст лекции Т.М. Кривиной).
- Поэзия Луи Арагона и Поля Элюара в контексте «литературы Сопротивления».
- Творческий путь Г. Манна: пророческие мотивы прозы Г. Манна: «Учитель Гнус», «Верноподданный». Иносказательный смысл исторической дилогии о Генрихе IV. Место публицистики в творческом наследии писателя.
- Творческий путь Т. Манна: нравственно-философское содержание и художественное своеобразие его романов - от «Будденброков» к «Доктору Фаустусу». Новеллистика Т. Манна; место новеллы «Марио и волшебник» в антифашистской немецкой литературе. Тема творческой личности в прозе писателя. Эссе Т. Манна о литературе.
- Творчество швейцарского писателя Гессе: проблемы личности в прозе Гессе, писатель о судьбе культуры; «Степной волк», «Игра в бисер». Просветительское содержание публицистики Гессе.
- Новеллистика и художественные биографии австрийского писателя Ст. Цвейга.
- Место драматургии Гауптмана в рассматриваемом периоде. Драма «Перед заходом солнца».
- Творческий путь Фейхтвангера. Писательская концепция истории. Романы Фейхтвангера об историческом прошлом: от «Безобразной герцогини» к «Гойе». Романы о современности: «Успех», «Братья Лаутензак» и др.
- «Эпический театр» Брехта: теория и художественная практика. Личность и общество в драмах Брехта, социально-нравственное содержание произведений. Драмы «Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж», «Жизнь Галилея» и др.
- Творческий путь Лорки. Проблематика и художественное своеобразие поэзии Лорки.
- Творчество одного – двух поэтов ХХ века (см. соответствующий список авторов).
22. Основные тенденции в зарубежной литературе второй половины ХХ – начала ХХI века. Новое в «географии» послевоенной литературы. Своеобразие художественного метода зарубежной литературы второй половины ХХ – начала ХХI века. Соотношение реалистических и модернистских тенденций в литературе рассматриваемого периода. Постмодернизм: теория и художественная практика.
Основные темы и проблемы послевоенной зарубежной литературы (общая характеристика):