Школы структурализма ХХ века.
Понятие речевой деятельности, языка и речи в концепции Ф. де Соссюра
Одно из основных положений теории Ф. де Соссюра — различение между языком и речью.
Языком (la langue) Соссюр называл общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке; речью (la parole) — конкретные высказывания индивидуальных носителей языка.
Речевая деятельность, речевой акт, согласно Соссюру, имеет три составляющие: физическую (распространение звуковых волн), физиологическую (от уха к акустическому образу, либо от акустического образа к движениям органов речи), психическую (во-первых, акустические образы — психическая реальность, не совпадающая с самим звучанием, психическое представление о физическом звучании; во-вторых — понятия).
Речь — часть психической составляющей речевого акта, — вызывание понятием акустического образа. Язык — также составляющая речевой деятельности. Язык отличается от речи как (1) социальное от индивидуального; (2) существенное от побочного и случайного. Язык представляет собой не деятельность говорящего, а готовый продукт, пассивно регистрируемый говорящим. Это «социальный продукт, совокупность необходимых условностей, принятых коллективом, чтобы обеспечить реализацию, функционирование способности к речевой деятельности»; «это клад, практикой речи отлагаемый во всех, кто принадлежит к одному общественному коллективу», причём язык полностью не существует ни в одном человеке, но лишь в целом коллективе; это система знаков, состоящих из ассоциативно связанных понятия и акустического образа, причём оба эти компонента знака в равной мере психичны. Психическая природа акустического образа (в отличие от всего речевого акта) даёт возможность обозначить его зрительным образом (на письме).
Хотя язык вне речевой деятельности индивидов не существует («это не организм, это не растение, существующее независимо от человека, он не имеет своей собственной жизни, своего рождения и смерти»[3]), тем не менее изучение речевой деятельности следует начинать именно с изучения языка как основания всех явлений речевой деятельности. Лингвистика языка — ядро лингвистики, лингвистика «в собственном смысле слова».
Школы структурализма ХХ века.
Структу́рная лингви́стика — языковедческая дисциплина, предметом которой является язык, изучаемый с точки зрения своего формального строения и организации его в целом, а также с точки зрения формального строения образующих его компонентов как в плане выражения, так и в плане содержания. На возникновение С. л. значительное влияние оказали труды И. А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. Ф. Фортунатова, и особенно Ф. де Соссюра, деятельность Московского лингвистического кружка. В 20-40-е гг. ведущими направлениями С. л., сыгравшими существенную роль в разработке концепций и методов С. л.: пражская, копенгагенская, Йельская.
1 этап в развитии С. л. (до 50-х гг.) характеризовался повышенным вниманием к формальному описанию языка, игнорированием его содержательной стороны, за что С. л. подвергалась критике. С 50-х гг. в рамках С. л. интенсивно развиваются исследования языкового значения, разрабатываются структурные методы описания смысла (компонентный анализ, порождающая семантика, интерпретативная семантика). В 70-е гг. С. л., по-видимому, перестаёт существовать как обособленное направление; разработанные С. л. методы исследования наряду с другими применяются и в др. лингвистических дисциплинах.
Пражская лингвистическая школа была первой по времени образования среди школ структурного языкознания. Школа создана по инициативе В. Матезиуса и Р.О. Якобсона. Основные теоретические положения пражцев впервые были сформулированы в коллективных «Тезисах Пражского лингвистического кружка». Взгляды членов ПЛК формировались под влиянием идей Соссюра, Бодуэна де Куртенэ и Фортунатовской школы. Все его члены принимали разграничение языка и речи. Лингвисты ПЛК выделяли в качестве ключевых для своей концепции понятия структуры и функции. Первое объединяло их с другими направлениями структурализма, второе – противопоставляло этим направлениям, в связи с чем, совокупность взглядов пражцев часто определяется как «пражский функционализм». Функция понималась в ПЛК не в математическом смысле, а как цель, ради которой употребляются языковые единицы. Тем самым язык рассматривался как система, связанная с реальностью и используемая для достижения определенных целей. Среди функций языка в первую очередь выделялась функция общения людей; выделялась поэтическая функция, направленная на сам знак.
Функциональный подход ПЛК в полной мере проявился в фонологии. Для ПЛК фонемы – это звуковые единицы, обладающие совокупностью признаков (глухость/звонкость, твердость/мягкость). Эти признаки служат прежде всего целям смыслоразличения. Трубецкой помимо выполняемой фонологическими единицами функции смыслоразличения выделял функцию указания на границы слов и функцию выделения вершины слова. Основное место в фонологическом анализе ПЛК занимает анализ оппозиций, служащих целям смыслоразличения (противопоставление т/д дом-том). Система оппозиций составляет фонологическую систему языка.
В области грамматики члены ПЛК также стремились разрабатывать концепцию смыслоразличительных оппозиций и дифференциальных признаков, которые, прямо связаны со значением; именно так Р.Якобсон пытался описывать систему русских падежей. В области синтаксиса большое значение имела концепция актуального членения предложения. Трубецкой сформулировал задачи морфонологии как особой дисциплины.
Датский структурализм (глоссематика) В 1931 г. был основан Копенгагенский лингвистический кружок, во главе которого стоял Луи Ельмслев. Он формировался под влиянием идей Соссюра, Московской фортунатовской школы, Женевской школы, ПЛК. Многие датские структуралисты понимали язык как структуру, а именно как целое, состоящее из взаимообусловленных явлений, из которых каждое зависит от других. В рамках КЛК сложилась глоссематика как строго формализованное в духе требований математики, логики, семиотики и философии воззрение на язык. Глоссематика является попыткой создать аксиоматическую теорию лингвистики при помощи исчисления фигур и функций. Фигуры - это признаки единиц, функции- это зависимости м\у членами функций.
Соссюровская дихотомия “язык — речь” заменяется четырёхчленым противопоставлением “схема — норма — узус — акт речи”. В языке выделяются план выражения и план содержания. Языковые элементы признаются не более как результаты пересечения отношений. Язык сводится к сети зависимостей. Анализ осуществляется сверху, от текста и доводится его до нечленимых далее элементов. Границы между разными уровнями языка снимаются.
Глоссематики сформулировали жёсткие методологические требования к описанию, опирающиеся на принцип непротиворечивости, принцип исчерпываемости и принцип предельной простоты.
Дескриптивная лингвистика одно из направлений лингвистического структурализма, господствовавшее в американском языкознании в 30-50-е гг. 20 в. У истоков Д. л. стоят американские языковеды Л. Блумфилд и Э. Сепир, выступившие с пересмотром идей младограмматической доктрины. Язык представлялся дескриптивистам в виде совокупности речевых высказываний, которые и были главным объектом их исследования. В центре их внимания оказались правила научного описания текстов: изучение организации и классификация их элементов. Формализация аналитических процедур в области фонологии и морфологии привела к постановке общих вопросов лингвистического моделирования. Невнимание к плану содержания языка, а также парадигматической стороне языка не позволило дескриптивистам достаточно полно и правильно интерпретировать язык как систему. Не было и последовательной философской базы. Преодоление дескриптивизма связано с резкой критикой его методологических основ со стороны теории порождающей грамматики языка.
Форма и содержание языка.
Форма в языке – это внешняя, воспринимаемая органами чувств, наблюдаемая сторона языка; способ членения экстралингвистической действительности; видоизменение, разновидность языкового знака. Иначе говоря, форма в языке – это и наблюдаемая, и представляемая, и модифицируемая ипостась языковых явлений, обладающих содержанием.
Содержанием языка является все то, что возбуждает мысль человека. Но язык может передавать это содержание, только расчленяя его на известные составные части, которые затем соединяются в речи одна с другой. Это соединение или сочетание есть одно из средств образования формы. Расчленение содержания совершается, разумеется, не в самом языке, который только передает результаты этого расчленения, а в области мысли. Известная мысль является у нас обыкновенно разом, как готовый образ, который можно назвать сложным представлением. Желая передать ее в язык, наше мышление уже разлагает этот готовый образ, эту цельную картину на ее составные части или отдельные, частные представления, которые выражаются в языке в известных сочетаниях отдельных форм.
Наличие асимметрии между формой и содержанием – главное условие развития и совершенствования языковой системы.
Содержание языковой формы неисчерпаемо по своей природе, как неисчерпаемо само познание человеком своего внутреннего и окружающего мира. Меняющееся соотношение формы и содержания языка в целом и отдельных его элементов превращает язык в неисчерпаемый источник научного познания. Диалектическая взаимосвязь формы и содержания в языке образует достаточно противоречивое единство, которое проявляется: в стабильности формы и изменчивости содержания; в асимметричном дуализме языкового знака (т.е. в несоответствии формы и содержания); в обязательности языковой формы для всех членов данного этноязыкового сообщества и индивидуальности выражения говорящим отдельных аспектов языкового содержания; в развитии языкового содержания в направлении от наглядно-чувственного отражения предмета мысли к абстрактному, тогда как языковая форма стремится к конкретности.
Следует отметить взаимопереходный характер формы и содержания, что проявляется в следующем: то, что в одном языке является содержанием, в другом может выступать в качестве элемента формы.
Таким образом, системность языка в целом и отдельных его составляющих характеризуется:
· определенным множеством функционально-значимых элементов, являющимся субстанцией языковой системы;
· закономерными и упорядоченными связями и отношениями между элементами, их функциональным взаимодействием и координацией, образующими в своей целостности структуру языковой системы;
· взаимообусловленностью свойств целого и свойств его отдельных частей, целостным назначением элементов в системе языка, их функциональным единством.