Образ Петербурга в поэме «Медный всадник» А.С.Пушкина

Оглавление.

1. Введение ………………………………………………………………….. стр.3

2. Образ Петербурга в поэме «Медный всадник» А.С.Пушкина ………....стр.4

3. Петербург в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» ……………......стр.13

4.Сравнительная характеристика образов Петербурга у поэтов ………...стр.18

5.Заключение ………………………………………………………………. стр.21

6. Библиография ……………………………………………………………стр.22

Введение

Я родилась и живу в Санкт-Петербурге и люблю свой город, во-первых, за его красоту, которая известна многим. Действительно, архитектура города не оставит никого равнодушным. Во-вторых, история Санкт-Петербурга заслуживает глубокого почтения, ведь Санкт-Петербург пережил немало наводнений, а город-герой Ленинград выстоял в блокаду во время Великой Отечественной войны. В-третьих, Санкт-Петербург известен не только своей непредсказуемой погодой, но и белыми ночами, которые служат источником вдохновения для поэтов. Поэтому с точностью можно сказать, что Санкт-Петербург один из самых красивых и загадочных городов мира.

Многие писатели и поэты посвящали Петербургу свои произведения, каждый по-своему разгадывал тайну этого города. Н.В.Гоголь, А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов, Ф.М.Достоевский, А.А.Ахматова - эти известные личности не раз упоминали о Санкт-Петербурге в своих произведениях.

В этом году на уроках литературы мы познакомились с такими произведениями, как «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина, «Петербургские повести» Николая Васильевича Гоголя, «Поэма без героя» Анны Андреевны Ахматовой, «Белые ночи» Фёдора Михайловича Достоевского. Безусловно, в каждом из них присутствует образ Петербурга. Меня заинтересовала тема моего любимого города в творчестве великих поэтов, поэтому я и выбрала её в качестве темы исследования.

Цель моей работы – выявить особенности петербургской темы в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.

Перед собой я ставлю следующие задачи:

1.Подробно прочитать и разобрать такие произведения, как «Медный всадник» Пушкина и «Петербургские повести» Гоголя.

2.Подробно прочитать и изучить комментарии к этим произведениям.

3.Произвести сравнительную характеристику образов Петербурга у этих писателей.

4.Сделать выводы.

Образ Петербурга в поэме «Медный всадник» А.С.Пушкина

Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» имеет подзаголовок «Петербургская повесть», а в предисловии автор пишет: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом».

Нет ничего случайного в художественном произведении, тем более в произведениях Пушкина. Что хочет сказать автор читателю, отсылая его к «уточнению» жанра («петербургская повесть»), к «тогдашним» журналам и книге историка В. Н. Берха «Подробное историческое известие о всех наводнениях, бывших в Санкт-Петербурге»(1826)? На этот вопрос отвечали многие литературоведы, в частности Н.В. Измайлов в исследовании «Медный всадник» А. С. Пушкина: история замысла и создания, публикации и изучения». Нас же этот вопрос интересует прежде всего потому, что перед читателем именно «повесть» о том, что происходило в Петербурге, городе на Неве, Северной Венеции, городе, созданном ПетромПервым, во времена пушкинские бывшим столицей государства Российского.

Уже во «Вступлении»знаменитые пушкинские строки, которые, наверняка, знает каждый житель северной столицы, строки, которые посвящены Санкт-Петербургу:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит…

В этих строках ярко показано отношение самого автора к городу. А.С.Пушкинпризнается в любви Санкт-Петербургу и пишет, что влюблен в каждую составляющую его часть, т.е. теченье Невы, гранит, узор оград и так далее.Также нетрудно заметить, что А.С.Пушкину очень нравятся морозы, которые в зимний период царят в городе:

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз,

Бег санок вдоль Невы широкой…

А.С. Пушкин не только ценитель красот города, он еще и знаток истории Санкт-Петербурга и настоящий её почитатель:

Люблю воинственную живость

Потешных Марсовых полей,

Пехотных ратей и коней…

Оканчивается вступление торжественными строками, в которых поэт призывает любимый город оставаться таким же красивым, стойким и воинственным:

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо как Россия.

Но «Вступление» к «Медному всаднику» написано в торжественном, классическом стиле и резко отличается от всех других частей поэмы.Такое противоречие в литературе называется антитезой, и такое противоречивый образ Петербурга находим в стихотворении Пушкина 1828 года:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит —

Всё же мне вас жаль немножко,

Потому что здесь порой

Ходит маленькая ножка,

Вьется локон золотой.[1]

Противоречивое отношение к Петербургу заявлено Пушкиным в первых строках «Вступления» к «Медному всаднику». Но чтобы увидеть это, необходимо обратиться к черновикам поэмы (пунктуация черновиков сохранена):

***

На берегах Варяжских волн

Стоял глубокой думы полн

Великий Петр. Пред ним катилась

Уединенная <река?>

***

Однажды близ пустынных волн

Стоял задумавшись глубоко

Великий муж. Пред ним широко

Неслась пустынная Нева.

***

Однажды близ Балтийских волн

Стоял задумавшись глубоко

Великий царь. Пред ним широко

Текла пустынная Нева.

Перед нами три варианта начала поэмы. Однако в конечном варианте Пушкин замещает имя Петра на местоимение «он», которое к тому же выделяет курсивом:

****

На берегу пустынных волн

Стоял Он, дум великих полн,

И вдаль глядел.

За местоимением «он» скрывается либо Христос, либо Антихрист. Кто же для Пушкина, автора поэмы, Пётр и как этот образ связан с образом Петербурга?

Если проследить, как называет Пушкин в поэме Петра, то возникает следующий лексический ряд: он (в черновых редакциях вступления к поэме - великий Петр, великий муж, великий царь) - кумир на бронзовом коне - кумир с простертою рукой - строитель чудотворный - мощный властелин судьбы - державецполумира - горделивый истукан - грозный царь - Всадник Медный. Здесь, безусловно, кроется отношение поэта к образу Петра. Особо стоит уточнить значение слова «кумир», которым к концу поэмы Пушкин постепенно вытесняет слово «великий». В современном восприятии молодого читателя слово «кумир» значит «образец». Но в поэме значение слова другое: «кумир» - тот, кого превозносят, а «великий» – это сущность человека. Поэтому в поэме «кумир» синоним слову «истукан» ( у Пушкина «горделивый истукан»), «идол». «Словарь иностранных слов» даёт следующее толкование данного понятия: «идол- гр. [eidolon] - 1) название (осуждающее), исстари даваемое христианами изображениям богов нехристианских религий; изображения своих богов и святых христиане называют иконами; по существу же и. и икона - одно и то же; 2) предмет особенного, часто безрассудного поклонения; 3) в бранном смысле: болван, чурбан».[2]

( Вспомним героя русских былин – Идолище Поганое.)

Таким образом, Пётр назван Пушкиным в поэме мнимым, ложным богом, а «град Петров» - город, созданный кумиром – идолом.В поэме наименования города Петра, на которых делает акцент Пушкин, выстраиваются следующим образом:

1. Северная Пальмира (наименование, которое звучит как «полмира») Град, созданный по плану Петра, «державцаполумира»
2. Петрополь, Петроград Царский град, град Петра
3. Град Антихристов Петр, как обезличенная сила, бесчеловечная, бездушная, кумир, идол.
4. Северный Рим (наименование имеет анаграмму «мир») Идея перемещения столицы мира («Все флаги будут в гости к нам»)

Постепенно, через значения великого города, возникает город бессмысленный, уязвимый, в котором под угрозой поставлены волей Петра обыкновенные люди, которыми пренебрегает Медный всадник.

В первой части поэмы автор упоминает о бедственной стороне Петербурга. В городе достаточно часто случались наводнения, которые он переживал, но выходил город из них с большими потерями и жертвами:

…Он также думал, что погода

Не унималась; что река

Все прибывала; что едва ли

С Невы мостов уже не сняли…

В дальнейшем в первой части автор ярче описывает наводнение, которое уже прибыло в Санкт-Петербург. Нева - герой поэмы, ей присваивается немало прилагательных, которые в большей степени можно было бы отнести к человеку, она действует и живет самостоятельно, затопляя город. Жители Петербурга быстро реагируют на происходящее:

…Теснился кучами народ,

Любуясь брызгами, горами

И пеной разъяренных вод.

Затем от красочного величественного описания города автор с каждой строкой все мрачнее и мрачнее представляет читателю Санкт-Петербург, описывая весь ужас, который переживают его жители во время беды:

…Обломки хижин, бревны, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища

Плывут по улицам!

Поэт упоминает памятники и скульптуры, которые принадлежат городу, оживляя их, тем самым Пушкин дает Петербургу отдельную от народа, другую жизнь:

…Где дом в углу вознесся новый,

Где над возвышенным крыльцом

С подъятой лапой, как живые,

Стоят два льва сторожевые…

Заканчивает автор первую часть поэмы воспоминанием о Петре, но Пушкин не преклоняется перед ним, ведь он основал могучий град, который губит «маленького человека»:

…Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне.

Вторая глава не обделена присутствием в ней темы Петербурга. Она знаменуется долгожданным успокоением водной стихии. Нева, как и до этого, предстает перед читателем героем поэмы:

Но вот, насытясь разрушеньем

И наглым буйством утомясь,

Нева обратно повлеклась,

Своим любуясь возмущеньем…

Далее описывается катастрофа, которая происходила в Петербурге на тот момент. Разного рода грабежи, насилье, тревога, брань, разруха, страх, который испытывают граждане. Санкт-Петербург не узнать:

…Глядит…идет…еще глядит.

Вот место, где их дом стоит,

Вот ива. Были здесь вороты,

Снесло их, видно. Где же дом?

Наутро петербуржцы уже передвигались по улице, некоторых уже отпустила тревога и они вели себя, как ни в чем не бывало. Опять же упоминается пристань, сторожевые львы, Петр, площадь. Заканчивается поэма описанием Медного Всадника:

…За ним несется Всадник Медный

На звонко скачущем коне…

Пушкин предостерегает, показывает, как слаб человек в этом мире Петра. И град Петра принадлежит только Петру.Пушкин заканчивает поэму описанием все той же бедной природы с ветхим домишкой и рыбаком. Этим он подчеркивает, что не все в нашем городе настолько велико и прекрасно, что не человек властвует над природой, а она над ним.

Петербург Пушкина – это слава России, но человек в нем, в огромном городе, – песчинка, а Медный всадник, как писал литературовед и учитель Дмитрий Мурин, - « geniusloci, дух города Санкт-Петербурга – олицетворение вечного вопроса к России:

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?»

Таким образом, в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» звучит не только идея, что Петербург – город-предостережение, но и то, что Петербург – город-слава, и эти две ипостаси неразделимы в понимании историко-культурного образа города.

Пушкин завершает историю гибелью Евгения, но не завершает тему «маленького человека», остающуюся современной и сегодня: государство и власть, как инструмент насилия подавляет человека, он бесправен по большому счету и ничего не может противопоставить произволу власти, пока «зубы стиснув, пальцы сжав, как обуянный силой черный» человек не начнет противостоять ей.

После Пушкина к образу медного всадника обращались многие поэты: А.Блок воспевал как стража своего города, ближе к Пушкину будет Максимилиан Волошин. «О, Бронзовый Гигант! Ты создал призрак - город» - его стихотворение сочится кровью и предсказаниями невинных жертв, отданных данью за город - призрак.

В.Брюсов написал «К медному всаднику»; В.Маяковский «Последняя Петербургская сказка», где есть неубедительная, на мой взгляд, попытка выставить Петра даже в смешном виде тоскующего узника, закованного в собственном городе; Б.Пастернак написал «Вариации на тему «Медного всадника», используя некоторые строчки Пушкина:

Песком сгущенный,

кровавился багровый вал.

Такой же гнев обуревал Его,

и чем-то возмущенный,

Он злобу на себе срывал

Но все это было потом, после Пушкина. Каждая эпоха добавляет свое видение Петербурга и Медного всадника, но в годы испытаний именно строки Пушкина - «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия» - поддерживали людей в блокадном Ленинграде.

Петербург в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»

Первым из значительных писателей, кто продолжил пушкинскую тему Петербурга, был Николай Васильевич Гоголь. Он создал цикл «Петербургские повести», в котором главной темой стала тема «маленького человека» в большом городе, в столице Российского государства. Наиболее остро эта тема раскрыта Гоголем в повести «Шинель». Но Гоголь не просто продолжает пушкинскую тему Петербурга, а по-своему развивает её, пользуясь иронией и сатирой.

Гоголь показывает Петербург мелких чиновников и «значительных лиц», бюрократических канцелярий и мрачных многоквартирных доходных домов, угрюмое бесчеловечие столицы, которое не в силах прикрыть блестящая, но «лгущая» «выставка» Невского проспекта. Это тот Петербург, который в дальнейшем в его острых социальных контрастах с такой взволнованной силой покажет в своих романах и повестях Достоевский. В письме к матери от 30 апреля 1829 года Гоголь писал о чуждом ему безнациональном характере столицы: «Петербург вовсе не похож на прочие европейские столицы или на Москву. Каждая столица вообще характеризуется своим народом, набрасывающим на нее печать национальности, - на Петербурге же нет никакого характера: иностранцы, которые поселились сюда, обжились и вовсе не похожи на иностранцев, а русские в сою очередь обыностранились и сделались ни тем ни другим». Вот против этого враждебного народу бюрократически-безнационального Петербурга, уродующего человеческие души, холодно-бесстрастного, подчинявшего все жизненные функции чину, «меркантильности», и выступил писатель в своих повестях, написанных в защиту «простого» маленького человека от ничтожной, бесплодной жизни, на которую обрекал город департаментов и власти чистогана.

Я остановлюсь на анализе повести «Невский проспект», открывающей цикл «Петербургские повести».

Для любого петербуржца, да и для многих, кто бывал в нашем городе, Невский проспект – это не просто центральная улица, это средоточие культуры города, его необыкновенного, таинственного духа.

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!» - так начинается повесть, и неискушённый читатель может подумать, что её автор восхищён Петербургом. Но те, кто знаком с творчеством Н. В. Гоголя прекрасно чувствуют иронию. Эта авторская ирония становится все откровеннее, его восхищение приобретает язвительный характер.

Гоголевский Невский проспект – это зеркало столицы, отражающее ее контрасты. За блестящей парадностью Невского проспекта еще сильнее и трагичнее ощущается изнанка жизни, ее безобразные и мучительные стороны.

Невский проспект является «выставкой», местом для показа всего наглого, пошлого, лицемерного, что отличает обладателей чинов и богатства. После двадцати часов на Невском проспекте появляются те, кто отличается «благородством своих занятий и привычек», как насмешливо говорит Гоголь, - люди, имеющие «прекрасные должности и службы». «В это благословенного время от двух до трех часов пополудни, - иронизирует Гоголь, - которое может назваться движущеюся столицею Невского проспекта, происходит главная выставка всех лучших произведений человека. Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой – греческий прекрасный нос, третий несет превосходные бакенбарды, четвертая – пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку, пятый – перстень с талисманом на щегольском мизинце, шестая – ножку в очаровательном башмачке, седьмой галстук, возбуждающий удивление, осьмой – усы, повергающие в изумление». «Лучшие произведения человека» - это лишь внешние его признаки – его одежда и черты его наружности: щегольской сюртук, греческий нос, превосходные бакенбарды, усы, галстук, повергающие в удивление. За всем этим нет человека, его внутреннего содержания – вернее, человек здесь исчерпывается этими внешними, показными чертами.

Блеск и великолепие Невского проспекта – лишь видимость, лишь ложь и фальшь. За его парадною внешностью скрывается или трагическая судьба скромного труженика, или чудовищный эгоизм и пошлость преуспевающих поручиков Пироговых. С беспощадной резкостью Гоголь показывает картины нищеты и падения, неизбежных спутников большого города. С суровой простотой написана обстановка грязного притона, в котором жила красавица Пискарева: «…жилище жалкого разврата, порожденного мишурною образованностью и страшным многолюдством столицы». «Мебели, довольно хорошие, были покрыты пылью; паук застилал своею паутиною лепной карниз», «голые стены и окна беззанавес» - такова была грубая «существенность».

Говоря о «необыкновенном благородстве» и «чувстве собственного достоинства» людей, прохаживающих по Невскому проспекту, автор заключает: «Тут вы встретите тысячу непостижимых характеров и явлений. Создатель! Какие странные характеры встречаются на Невском проспекте! Есть множество таких людей, которые, встретившись с вами, непременно посмотрят на сапоги ваши, и если вы пройдете, они оборотятся назад, чтобы посмотреть на ваши фалды. Я до сих пор не могу понять, отчего это бывает. Сначала я думал, что они сапожники, но, однако же, ничуть не бывало: они большею частию служат в разных департаментах, многие из них превосходным образом могут написать отношение из одного казенного места в другое; или, же люди, занимающиеся прогулками, чтением газет по кондитерским, - словом, большею частию все порядочные люди». Эти «порядочные люди» на самом деле являются праздными бездельниками и лицемерами!

Для Гоголя «призрачность» и лживость Невского проспекта выражают самую реальность общественных отношений, несоответствие внешнего великолепия и внутренней пустоты и бесчеловечности. Поэтому столь часты в повести образы, подчеркивающие эту призрачность, неуловимость, эфемерность Невского проспекта: вечернее освещение, искусственный свет ламп придают всему «какой-то заманчивый, чудесный свет». Именно в эту пору Пискарев принимает свою незнакомку за «Перуджинову Бианку»: ведь даже ее очаровательная улыбка, так очаровавшая художника – результат обманчивого света фонаря!

Эта мысль об обманчивости, иллюзорности той внешней красивости и эффектности, которая служит лишь для прикрытия антигуманистической, жестокой, меркантильной сущности Невского проспекта, выражена в конце повести: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется. Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртучке, очень богат? – Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка…Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того, чтобы показать все не в настоящем виде».

Петербург Гоголя — фантасмагорический, полупризрачный город,«город двойного бытия» (Н. П. Анциферов), в котором странное переплетается с повседневным, реальное — с фантастическим, величественное — с низким, красивое — с безобразным.Одновременно с этим в произведениях Гоголя присутствует глубоко реалистическое видение Петербурга.

В дальнейшем эту традицию (сочетание социальной сатиры с фантасмагорией) продолжили писатели-символисты (Андрей Белый в романе «Петербург»), а затем и Михаил Афанасьевич Булгаков (в романе «Мастер и Маргарита», в силу известных историко-культурных закономерностей, эту важную функцию Петербурга наследует от него Москва).

Наши рекомендации