Поэма Пушкина «Медный всадник».

Краткий пересказ поэмы:

Вступление: на берегу пустынных волн стоит Он, смотрит на убогие хижины финских рыболовов и думает грозить отсюда шведу. Следующий кадр: 100 лет спустя. Пышный город, сады, дворцы, толпы кораблей в порту, парады на Марсовом поле, пьянки с шипучим вином, Пушкин, пишущий свои стихи во время белых ночей. Крысота.

Часть первая: бедный петербуржец Евгений думает о своей прекрасной невесте по имени Параша. Думает, в частности, то, что из-за непогоды снимут мосты, и он не сможет с ней встретиться ближайшие несколько дней. Потом думает, как они поженятся, он поступит на службу, и будут они жить долго и счастливо. Тут подул ветер, и река обратилась вспять. Народ сначала стоял на берегах и глазел, а потом вдруг взял и поплыл. Царь Николай печально смотрит с балкона Зимнего дворца на плывущие по улицам лодки и гробы с размытого кладбища, его генералы плавают на лодках и спасают людей, а Евгений сидит в позе Наполеона верхом на статуе льва и смотрит в сторону Парашиного домика. Рядом стоит конная статуя Петра Великого работы Фальконе и тоже куда-то смотрит.

Часть вторая: едва наводнение закончилось, Евгений нанимает лодку и отправляется к своей невесте. Приехав, не находит ни Параши, ни дома. В это время мусор с улиц быстро убрали, торгаши открывают свои лавки, графоман и шишковист граф Хвостов "уж пел бессмертными стихами несчастье невских берегов", а Евгений сошёл с ума и стал бродить по городу. Спал на пристанях, питался милостыней, бывал бит мальчишками и кучерами и жил так несколько месяцев, а в это время в его доме поселился какой-то поэт. Однажды во время прогулки Евгению показалось, что он тут уже был. И вправду: те же мраморные львы (см. "Итальянцев в России"), тот же кумир на бронзовом коне. Тут мысли Евгения прояснились, и Пушкин пишет все эти знаменитые слова про "ужасен он в окрестной мгле!" и "куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?". Прояснились мысли, как видно, не до конца, ибо дальше он храбро посмотрел "на лик державца полумира" и обратился к нему, словно к Лужкову: "Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!..". После чего убежал. И бегал по Питеру всю ночь, а за ним вроде бы гонялась эта статуя. Почему не догнала и не покарала - вопрос открытый. Более того, к утру она оказалась на своём законном месте, и Евгений с тех пор всякий раз снимал картуз и опускал глаза, проходя мимо Медного Всадника.

Последняя строфа: маленький островок где-то в Финском заливе, куда иногда приплывают рыбаки. На островке находят занесённый туда во время наводнения дом (угадайте, чей), а у порога - не совсем живого Евгения. "И тут же хладный труп его похоронили ради бога". Вот и сказке конец.

Прохорова называет МВс вершиной пушкинских размышлений о власти. Поэма не столько об образе Петра (во избежание лишних вопросов к автору есть одообразное вступление-панегирик), сколько о цели и средствах. Пушкин не даёт однозначной оценки, он просто показывает трагедию Евгения и в то же время восхищается деяниями Петра. Кроме того, это урбанистическая поэма о Петербурге. Феномен петербуржского текста (потом вылезет у Гоголя, Достоевского и компании): европеизированная столица, построенная по рационалистическому плану, но вопреки законам природы и совершенно антирационально. Пётр почти уравнивается с Творцом ("стоял _он_, дум великих полн"). Евгений оказывается той ценой, которую Россия платит за петровские преобразования и за столицу "под морем". Вся поэма, кроме вступления, выдержана в тоне не панегирика, а скорее рассказа о печальном событии. Образ маленького человека - редкость для лироэпического произведения. В "Шуриках" есть статья Красовского, которая больше исходного произведения в несколько раз. В этой статье происходит обсасывание сэлементами расчленения, и в результате мы видим три смысловых плана произведения: 1 - исторический (рассказ о наводнении), 2 - условно-литературный (урбанистическая поэма, "петербургская повесть" о несчастном человеке) и 3 - легендарно-мифологический (оживающий "кумир на бронзовом коне" - воплощение грозного царя, Нева постоянно сравнивается со зверем, с бунтом, с ворами и с разбойниками). В поэме много параллелей - композиционных и смысловых, - крутящихся вокруг образов Петра. Пётр помышляет о государственных делах - а Евгений думает о скромном счастье с Парашей; Пётр восседает на коне, протянув руку, а Евгений сидит рядом на мраморном льве, скрестив руки на груди. Противопоставление Петра-реформатора и Петра-тирана. Кроме того, у Евгения, в отличие от "кумира на бронзовом коне", есть сердце и душа. Ещё отмечается любовь Пушкина к образам роботов-убийц (см. "Каменный гость"). И конечно же, идеологически верная критика не может не отметить сцену бунта маленького человека против большой чугунной статуи. Приводится, правда, мнение, что это никакой не бунт, а пробуждение исторической памяти. То, что происходит дальше, - проявление конфликта человека и власти. То, что погоня статуи за человеком абсолютно ничем не заканчивается, символизирует неразрешимость этого конфликта. А то, что конфликт выведен в мифологическое пространство (там ведь статуи скачут), подчёркивает его фундаментальный характер.

12. Маша Т
1) Поэма К.Ф. Рылеева «Войнаровский».

Краткое содержание:

Поэма начинается с эпиграфа Данте: «Нет большего горя, чем вспоминать о счастливом времени в несчастье…»

Далее следует стихотворение к А.А. Бестужеву, в котором лирический герой, подобно грустному, одинокому страннику, бродит в мире сиротой и отказывается верить дружбе бескорыстной. Но внезапно ему встречается он (наверное, речь о Бестужеве) и герой разуверяется и «вновь в небесной вышине звезда надежды засияла». Лирич. Герой предлагает Бестужеву принять «плоды трудов»:

Ты не увидишь в них искусства:Зато найдешь живые чувства, -Я не Поэт, а Гражданин.Далее следует длинное и непонятное жизнеописание Мазепы, полное всяких исторических имен и дат. Вот кратко об этом жизнеописании:Мазепа принадлежит к числу замечательнейших лиц в российской истории XVIII столетия. Место рождения и первые годы его жизни покрыты мраком неизвестности. Достоверно только, что он провел молодость свою при варшавском дворе. Несчастливые обстоятельства заставили его бежать из Польши. Он стал на службе у Самойловича, гетмана малороссийской Украины. В Москве Мазепа вошел в связи с первыми боярами царского двора и после неудачного похода любимца Сосрии князя Василья Васильевича Голицына в Крым в 1687 году, чтоб отклонить ответственность от сего вельможи, он приписал неуспех сей войны благодетелю своему Самойловичу; отправил о сем донос к царям Иоанну и Петру и в награду за сей поступок был, по проискам Голицына, возведен в звание гетмана обеих Украин.(вот гад :))В то время произошла перемена в правлении, и власть перешла в руки Петра.Мазепа, опасаясь разделить несчастную участь с вельможею, которому он обязанбыл своим возвышением, решился объявить себя на стороне юного государя,обвинил Голицына в лихоимстве и остался гетманом.Утвержденный в сем достоинстве, Мазепа всячески старался снискать благоволение российского монарха. Он участвовал в азовском походе; во время путешествия Петра по чужим краям счастливо воевал с крымцами и один из первых советовал разорвать мир с шведами. В словах и поступках он казался самым ревностным поборником выгод России, изъявлял совершенное покорство воле Петра, предупреждал его желания. В письмах к царю Мазепа говорил про себя, что он один и что все окружающие его недоброжелательствуют России; просил, чтоб доставили ему случай показать свою верность, позволив участвовать в войне против шведов. Петр имел к нему неограниченную доверенность, осыпал его милостями, сообщал ему самые важные тайны, слушал его советов. Случалось ли, что недовольные, жалуясь на гетмана, обвиняли его в измене, государь велел отсылать их в Малороссию и судить как ябедников. Еще в конце 1705 года Мазепа писал к Головкину: "Никогда не отторгнусь от службы премилостивейшего моего государя". В начале 1706 года был он уже изменник. Ненавидя россиян в душе, он вдруг начал обходиться с ними самым приветливым образом; в письмах своих к государю уверял он более чем когда-нибудь в своей преданности, а между тем потаенными средствами раздувал между козаками неудовольствие против России. Мазепа притворяется больным и в это время, окружив себя докторами, ведет переписку с Карлом 12 и другие нехорошие дела))). Он умоляет Карла о скорейшем прибытии в Малороссию и избавлении его от ига русских.Что побудило Мазепу к измене? Ответ: низкое, мелочное честолюбие.Генеральный судья Василий Кочубей был давно уже в несогласии с Мазепою. Ненависть его к гетману после того, как Мазепа обольстил дочь Кочубея и, смеясь над жалобами родителей, продолжал с нею виновную связь. Кочубей поклялся отомстить Мазепе; узнав о преступных его замыслах, может быть, движимый усердием к царю, решился открыть их Петру. Согласившись с полтавским полковником Искрою, они отправили донос свой в Москву, а вскоре потом и сами туда явились; но двадцатилетняя верность Мазепы и шестьдесят четыре года жизни отдаляли от него всякое подозрение. Петр, приписывая поступок Кочубея и Искры личной ненависти на гетмана, велел отослать их в Малороссию, где сии несчастные, показав под пыткою, что их показания ложны, были казнены 14 июля1708 года в Борщаговке, в 8 милях от Белой Церкви.Примечание: подчеркнутые имена потом профигурируют в поэме, поэтому, ребята, сразу обратите внимание на них!!! Примечание №2: это жизнеописание написано А. КорниловичемДалее следует жизнеописание Войнаровского:Андрей Войнаровский был сын родной сестры Мазепы, но об его отце и детстве нет никаких верных сведений. Знаем только, что бездетный гетман, провидя в племяннике своем дарования, объявил его своим наследником и послал учиться в Германию. В 1705 году Войнаровский послан был на службу царскую. Мазепа поручил его тогда особому покровительству графа Головкина; а в 1707 году мы уже встречаем В-ого атаманом пятитысячного отряда. Участник тайных замыслов своего дяди, Войнаровский в решительную минуту впадения Карла XII в Украину отправился к Меншикову, чтобы извинить медленность гетмана и заслонить его поведение. После измены Мазепы и прилучении части казацкого войска к Карлу 12 Войнаровский был наречен коронным воеводою Царства Польского, а Карл дал ему чин полковника шведских войск и по смерти Мазепы назначил гетманом обеих сторон Днепра. Наследовав после дяди знатное количество денег и драгоценных каменьев, Войнаровский стал очень роскошно жить в Вене, в Бреславле и Гамбурге. Его образованность и богатство ввели его в самый блестящий круг дворов германских. Намереваясь отправиться в Швецию для получения с Карла занятых им у Мазепы 240 000 талеров, он приехал в 1716 году в Гамбург, где и был схвачен на улице магистратом по требованию российского резидента Беттахера. В итоге Войнаровский сам решается отдаться милости Петра 1. Он представилсягосударю в день именин императрицы, и ее заступление спасло его от казни. Войнаровский был сослан со всем семейством в Якутск, где и кончил жизнь свою, но когда и как, неизвестно. Миллер, в бытность свою в Сибири в 1736 и1737 годах, видел его в Якутске, но уже одичавшего и почти забывшего иностранные языки и светское обхождение (это мы найдет в поэме)._Такова была жизнь В. в общих чертах. Он был отважен, красноречив, решителен, обходителен. В. принадлежал к числу тех немногих людей, который великий Петр почтил именем опасных врагов.Примечание: это жизнеописание написано А. Бестужевым. Далее следует сама поэма, состоящая из 2 частей. Часть первая открывается описанием «угрюмой» природы Якутска – безотрадной страны («В стране метелей и снегов, На берегу широкой Лены…»). Здесь однообразно проводит дни житель одичалый, давно привезенный в «страну изгнанья» в крытой кибитке (это и есть Войнаровксий). 1-2 раза в год в Якутск приходит караван с русскими купцами: «На миг в то время оживится Якутск унылый и глухой». Оживление природы сравнивается с минутным весельем, которое посещает «в подземелье почти убитого тоской страдальца-узника». Изгнанник с видом нестерпимой муки простирает руки к западу со словами: О край родной! Поля родные! Мне вас уж боле не видать…Далее рисуется портрет героя: улыбки не видать никогда, поседели усы и борода, вид стал суровей вдвое, покоен он, могильным огоньком блещут очи. Всегда молчит он и дичится, ходит один. Потом следует повествование о «нашем» Миллере, кот завлечен сюда высокой страстью к познанию. * В примечании про Миллера говорится следующее:Российский истроиграф. Миллер начал свое поприще в России преподаванием латинского языка, географии и истории в верхнем классе академической гимназии. Затем Миллер произведен в профессоры истории и назначен действительным членом Академии (а еще в его честь назвали ириску «Миллер» :)).Он не искал непозволенными средствами того, чего имел право требовать, не унижал дарований своих, изменяя истине, а потому имел многих неприятелей. Даже великий наш Ломоносов, ни в чем не терпевший соперников, был врагом Миллера. На полезные труды его не обращали внимания. По званию российского историографа в 1747 г. занимался он составлением сибирской и разными исследованиями по части российской истории и географии, составлял родословные таблицы российских великих князей.Со вступлением императрицы Екатерины занялась в России новая заря нагоризонте наук. Заслуги Миллера были наконец уважены: он стал директором Московского воспитательного дома, а потом определен в начальники Московского архиваиностранных дел. Никто лучше Миллера не мог исполнить обязанностей,сопряженных с сим местом: он поцелым суткам проводил в сем хранилище отечественных хартий. Нравственные его качества не уступали его познаниям. Миллер знал, что человек, готовящийся к исправлению других, должен сам собою подавать пример. Избрав Россию своим отечеством, он любил ее как родной ее сын, всегда предпочитал ее пользу частным выгодам, никогда не жаловался на оказанные ему несправедливости и везде, где мог, старался быть ей полезным.Миллер никогда не старался выставлять себя: скромность, отличительная черта истинного таланта, и даже некоторая застенчивость составляли главные черты его характера.Он имел многих врагов, которые, завидуя его славе, старались очернить его в глазах современников; но справедливость восторжествовала: обвинения их, внушенные корыстолюбием, были опровергнуты, и Миллер в конце жизни своей имел утешение видеть, что истинное достоинство найдет всегда защитников и почитателей. Итак, продолжаю повествование:)Значит приехал Миллер в Якутск. Наблюдает здесь природу, всему дивится: природе, климату, нраву людей. Однажды, гнав оленя на лыжах в лесу, он видит, как бег оленя прервал охотник. То ссыльный был. Мил. просит его быть ему вожатым, просит показать дорогу в Якутск. Изгнанник объясняет, что уже поздно и Мил не успеет выбраться в поле. Предлагает ему отдохнуть на хуторе. В юрте ссыльный зажег «жирник» (т.е. ночник с каким-ниб маслом или жиром). Мил скрывает свой невольный страх. Ссыльный накрывает стол и заводит с Мил разговор. Мил поражен: 2 года назад он покинул родину и бродил сиротой в забытой стране и, наконец, впервые мог насладиться «беседой просвещенной». Изгнанник рассказывает свою мрачную историю, вверяет Миллеру свою тайну, обнажая «чувства сердца». Мил дивится тому, что перед ним сидит «друг и родственник Мазепы», т.е. Войнаровский. В. признается, что он вечный узник, в душе ко всему охладел (и к дружбе, и к любви), и поэтому уже ничего не хочет: «Ни до чего нет сердцу нужды». В. не хочет, чтоб его жалели, за дело чести и отчизны он готов слушать укоры, но не сожаление врага. В. вспоминает прошлое, когда любил людей, предавался радости и счастью на лоне свободы. (здесь следует подумать об эпиграфе вначале поэмы) Вспоминает свои воен походы против крымцев, поляков, когда он со своим войском, как «громовая туча», наезжал на вражеский стан громил всех в пух и прах. Они всем внушали страх, а враги «постыдной данью покупали сомнительный союз». В. также вспоминает бой, когда с малочисленной ватагой он сражался с поляками, а потом на них налетели крымцы и стали их тоже теснить. В. и его соратники покинули поле боя. Они кинулись врассыпную и побежали. В. страшился попасть в плен и стрелой летел к стране родной. Но конь его издох близ границ родины. В. оказался раненым и изнуренным в пустой степи, готовясь умереть. Его находит юная «черноокая» казачка. В. вспоминает «сладость первой встречи», ласковые речи, «полный состраданья взор». В-ого вносят в курень к отцу казачки, кот заботится теперь о В., собирая степные травы и коренья. В. «душою полной» полюбил казачку. Она его любовь его сначала не признала, а потом сама его полюбила. Не долго они таили любовь, вскоре открылись ее родителям, попросив благословения. 3 года они жили под кровом простой хижины: «Вполне узнал я цену счастья». Потом появился гетман (Мазепа), который переманил В. на свою сторону. Тогда В. утратил покой и счастье: «Нагрянул Карл на Русь войной – Все на Украине ополчилось». В. стал обращать внимание на молчаливого и равнодушного Мазепу, пытаясь разгадать вину таинственной тоски. Маз ото всех скрывался, но однажды поздней ночью пригласил к себе В., решив поверить ему свою тайну. Но прежде В. заверил Маз, что семью не пожалеет за Украину. «Себе одну оставлю честь». Маз называет В. «сыном Украины», прямым гражданином. В противоположность В-ому Мазепа говорит, что готов жертвовать и честью. Теперь М. открывает тайну В.: он враг Петра Великого. С тех пор лишь родина занимала мысли В-ого («… близка больба, борьба свободы с самовластьем!»), который слепо предается Мазепе и клянется пойти против Петра. В. признает, что, увлеченный страстью, не мог «дать цену» царю, относясь к нему то хорошо, то плохо.1 часть завершается размышлением о том, что не дано ему, «рожденному с пылкой душой» быть в родном краю («Но как ужасно знать до время свою ужасную судьбу!»). В. знает, что умрет изгнанником и его очи засыплет «чужой песок». 2 часть открывается описанием зимнего пейзажа. Мил и в. сидят перед очагом. Мил слушает горестный рассказ и льет слезы. В. продолжает свое повествование: Я жизни юной не щадил, Я степи кровью обагрил И свой булат в войне кровавой О кости русских притупил.В. рассказывает, что Маз давал в Украине бой за боем. Описывается ужасная картина кровавого поля, на кот разбросаны гниющие тела. Но в грозной битве Карл свирепый Против Петра не устоял! Разбит, впервые он бежал; Вослед ему - и мы с Мазепой.5 дней они бежали, боясь погони. Перед костром Маз говорит В., что он не собирается унижаться духом и становиться рабом, а будет всё делать, чтобы помочь родине. В. дивится его уму. Мазепе приводят 2 пленных, у кот он спрашивает: «Что нового в стране родной?». Один из пленных отвечает, что в Батурине Петра народ благословлял, а Мазепу повсюду клянут украинцы. Все как прикованные смотрят на гетмана. В. признается, что так и не знал, какие замыслы таил Мазепа и что он готовил своему родному краю. С рассветом дня они отправляются в путь. И вот рубеж родной границы они видят перед собой. В. зарыдал. Он берет горсть земли «родимой» и пришивает к кресту с молитвой, чтоб утешаться на чужбине. С тех пор В-ому на родине побывать не удалось. Вновь они отправляются в путь. Гутман заболевает, задыхаясь, видит перед собой Кочубея с Искрой, которые идут на плаху, а потом палач отсекает им головы. То вдруг видит он Петра, то жену Кочубея. Маз ведет себя неадекватно: то плачет, почти рыдает, то хохочет. На 9 день со словами «О Петр! О родина!» он умирает. Настал день похорон. …Все предузнавали, Что мы с Мазепой погребали Свободу родины своей.Сам Карл «вождя Украины» до могилы провожал.В этот самый день заболел и сам В.В., чтоб рассеять печаль, едет в «чужой предел», но его схватывает толпа врагов. И в вечной ссылке очутился Среди пустынных сих лесов. Спасение и упованье Была святая вера мне.В. признается, что грустил об украинцах и родных. Он вопрошает: Что сталось с родиной моей? Кого в Петре - врага иль друга Она нашла в беде своей?В. продолжает повествование. Однажды, когда он стоял у одинокой сосны, он увидел женщину, едва несущую связку дров. В убитой тоской и работой женщине В. узнает свою казачку, которая, узнав о его участи, пошла искать его в изгнанье. О странник! Тяжко было ей Не разделять со мной страданье. Встречала много на пути Она страдальцев знаменитых, Но не могла меня найти: Увы! я здесь в числе забытых. Закон велит молчать, кто я, Начальник сам того не знает. Об том и спрашивать меня Никто в Якутске не дерзает. И добрая моя жена, Судьбой гонимая жестокой, Была блуждать осуждена, Тая тоску в душе высокой.В. оживает с женой, но не находит детей при ней. Оказывается они уже «вкусили радостный конец». К В-ому возвращается спокойствие. Он реже тоскует. Но недолго длилось счастье: казачка заболела. Она старалась скрывать свою болезнь, но впоследствии она открывается В-ому, что умирает и что надеется свидеться с ним в «лучшей стране», где их никто не разлучит. После она умолкла… В. похоронил ее близ юрты (насыпал ей «грустный холм»). В. говорит Миллеру, что с утратой сей он потерял веру в счастье и что много горя он испытал: Как жизнь в изгнанье тяжела; Мне б смерть отрадою была, - Но жизнь и смерть я презираю... Мне надо жить; еще во мне Горит любовь к родной стране, - Еще, быть может, друг народа Спасет несчастных земляков, И, достояние отцов, Воскреснет прежняя свобода!..Тут В. замолчал, изменился в лице и стал молиться. Мил. догадался, о чем молится В. и скрепил верную, «домогильную» дружбу рукопожатием. Дни уходили с быстротой. Зима обратно налетела.Мил часто навещал В., разделял с ним тоску и грусть об Украине. Однажды Мил спешит к В. с отрадной вестью о прощенье. С каким восторгом сладким я Скажу: окончены страданья! Мой друг, покинь страну изгнанья! Лети в родимые края! Там ждут тебя, в стране прекрасной, Благословенье земляков. И круг друзей с душою ясной, И мирный дом твоих отцов! Так добрый Миллер предавался Дорогой сладостным мечтам.Мил примчался к хижине, но никто его не встречает. В юрте пусто. Мил находит В. «в оцепененье роковом» (т.е. мертвым) на могильном холме своей жены: В глазах недвижных хлад кончины, Как мрамор, лоснится чело, И от соседственной долины Уж мертвеца до половины Пушистым снегом занесло.КонеЦ Комментарий к поэме:Рылеев ввел в поэму множество реальных подробностей, касающихся природы, обычаев и быта сурового края. В основу поэмы Рылеев положил действительное историческое событие, намереваясь подчеркнуть масштабность и драматизм личных судеб героев – Войнаровского, его жены и Мазепы. Однако поэма Рылеева оставалась романтической. В. выступал носителем авторских идей. Личность Войнаровского была в поэме идеализирована, эмоционально приподнята. С исторической точки зрения Войнаровский – изменник. Он, как и Мазепа, хотел отделить Украину от России, переметнулся к врагам Петра I и получал чины и награды то от польских магнатов, то от шведского короля Карла XII. В поэме же Рылеева Войнаровский – республиканец и тиран6оборец. Образ Войнаровского у Рылеева раздвоился: с одной стороны, Войнаровский изображен лично честным и не посвященным в замыслы Мазепы. Он не может нести ответственность за тайные намерения изменника, поскольку они ему неизвестны. С другой стороны, Рылеев связывает Войнаровского с исторически несправедливым общественным движением, и герой в ссылке задумывается над реальным содержанием своей деятельности, пытаясь понять, был ли он игрушкой в руках Мазепы или сподвижником гетмана. Это позволяет поэту сохранить высокий образ героя и одновременно показать Войнаровского на духовном распутье. Приглушая любовный сюжет, Рылеев выдвигает на первый план общественные мотивы поведения героя, его гражданские чувства. Драматизм поэмы заключен в том, что герой-тираноборец, в искреннем и убежденном свободолюбии которого автор не сомневается, поставлен в обстоятельства, заставляющие его оценить прожитую жизнь. Вся его душа по-прежнему обращена к родному краю. Он мечтает о свободе отчизны и жаждет видеть ее счастливой.
Поэт не скрывает слабости Войнаровского. Гражданская страсть заполнила всю душу героя, но он вынужден признать, что многое не понял в исторических событиях, хотя и был их непосредственным и активным действующим лицом. Войнаровский несколько раз говорит о своей слепоте и заблуждениях:
«Мазепе предался я слепо…
Ах, может, был я в заблужденье,
Свою беседу с Мазепой Войнаровский называет «роковой» и считает ее началом выпавших на его долю бед. Он и теперь, в ссылке, недоумевает о подлинных мотивах предательства Мазепы, который был для него героем:

«Мы в нем главу народа чтили,
Мы обожали в нем отца,
Мы в нем отечество любили.
Не знаю я, хотел ли он
Спасти от бед народ Украйны
Иль в ней себе воздвигнуть трон, -
Мне гетман не открыл сей тайны.
Ко нраву хитрого вождя
Успел я в десять лет привыкнуть;
Но никогда не в силах я
Был замыслов его проникнуть.
Он скрытен был от юных дней,
И, странник, повторю: не знаю,
Что в глубине души своей
Готовил он родному краю».
Рылеевская поэма как бы предупреждала, что подлинный смысл гражданской деятельности зависит не только от желания личности, от ее активности и готовности принести себя в жертву общему благу, но и от существа общественного движения.
Однако собственно художественное задание Рылеева расходилось с этим выводом. Основная цель поэта состояла в создании героического характера. Бескорыстие и личная честность в глазах поэта оправдывали Войнаровского, оставшегося непримиримым борцом против тирании.


2) Лирика Пушкина 1831-36 гг.

Это период зрелой лирики Пушкина. Отмечу, что в ранние годы творчества поэта больше всего волновала проблема социально-политической свободы, и разные аспекты этой проблемы (тирания, крепостное право, долг граждан) он отразил в своих стихотворениях, прибегая к образам, передающим современную автору дей-ть.

По мере взросления и приобретения автором жизненного опыта у него наступает время скепсиса по отношению к социально-политической свободе, т.е. время сомнений, неверия в то, что такая свобода может изменить общество. Такое настроение поэта, несомненно, нашло отражение в его творчестве, ведь теперь на первый план выходит у Пушкина не свобода социально-политическая, а свобода личная.

Так, в стих-ии «Из Пиндемонти» (1836), построенном на приеме антитезы, автор противопоставляет понятиям демократии (т.е. аспектам социально-политической свободы: свободы голоса, свободы печати, про которые он говорит: «Все это, видите ль, слова, слова, слова…») свою систему общегуманистических ценностей, которые вечны, а именно: «божественные природы красоты» и «создания искусств и вдохновения». Автор приходит к выводу о том, что ему важна другая свобода – творческая независимость. О проблеме творческой независимости автор упоминает и в стих-ии «Пора, мой друг, пора…», где свобода и покой – главные жизненные ценности. В уединенном месте («обитель дальняя трудов») автор испытывает наслаждение от возможности творить.

Обратимся к философской лирике поэта. Стихотворение «… Вновь я посетил» относится к этому периоду. Здесь мы соприкасаемся с темой непрерывности жизни. Строчка: «И сам, покорный общему закону..», - говорит о том, что и природа, и человек живут по единым законам. Лир.герой доверяет жизни, принимает ее со всеми ее законами, поэтому интонация повествования спокойная. Тема вечности также отражена в этом стих-ии, мы видим слияние прошлого, настоящего и будущего. В настоящем лир.герой думает о прошлом, его посещают воспоминания о прошлом, об «уголке земли», где он провел изгнанником 2 года. Прошлое оживает, присутствует сейчас: «… но здесь опять минувшее меня объемлет живо..». Так.образом, прошлое и наст сливаются в 1 миг. Будущее выражается в обращении к молодому поколению: «Здравствуй, племя младое, незнакомое! Я не увижу твой могучий поздний возраст…». Там, «где некогда было пусто, голо, теперь младая роща разрослась» – все говорит о том, что старое обязательно сменяется новым. Но от человека зависит его бессмертие. И здесь мы соприкасаемся с темой памяти. Творчество, работа души не исчезает, прошлое остается жить в новых поколениях. Об этом и говорит лир.герой в конце стих-я: «Пройдет он (внук) мимо вас во мраке ночи и обо мне вспомянет». К фил лирике этого периода можно также отнести другое стих-е поэта – «не дай мне бог сойти с ума…», которое затрагивает отнюдь не светлые (как было в прошлом стих-ии) стороны нашей жизни. Речь о том, что в мире так много страшного, и человек бывает беспомощен перед ее испытаниями, угрозами.

Украсило пейзажную лирику поэта стих-е «Осень». Как все мы знаем, П. обожал писать об осени, это было его люб.временем года. В стих-ии поэт говорит, что не любит весны («весной я болен»), «суровою зимой он более доволен», «ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи». Несмотря на то что осень – это пора усыпления природы, у П. свое парадоксальное восприятие природы. Он сравнивает осень с «чахоточной девой» (оксюморон) и говорит, что она ему нравится. Называет осень «очей очарованьем». Хотя осень – это время увядания, но П. «с каждой осень расцветает вновь» (психол.параллелизм). Больше всего П. любит осень, потому что он чувствует эмоцион., творческий подъем именно в это время года: «И мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут, и пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута – и стихи свободно потекут».

Завершаю все легендарным стих-ем «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (это своеобразный итог творчетва поэта, который он подводит себе сам), в котором мы соприкасаемся с темой памяти (которая возникает в фил лирике). Кроме того, Пушкин там пишет:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Из сказанного следует, что Пушкин ставит себе в заслугу то, что в век дисгармоничных, зачастую деспотичных общественных отношений он воспел идеал свободы, «вольности святой», призывал проявлять милосердие к падшим, к тем, кто угнетен, кто в неволе (к рабам, декабристам), и исповедовал гуманизм и человеколюбие.

13. Лиза
1) Лирика П.А. Вяземского.

По лекциям, в интерпретации Миши:

Пётр Андреевич Вяземский – поэт мыслей. Нет единой философской идеи, но есть множество остроумных открытий. Один из тех, кто в начале цементировал круг поэтов-новаторов. Пушкинский круг писателей – наследие карамзинистов и «Арзамаса».

Критично настроен к немецкой литературе и философии. Удивительно чувствителен к новым достижениям романтизма, хотя и опирался на традицию 18 в. Один из первых, кто воспринял и пытался воплотить идеи либерализма.

«Петербург», «Негодование» - «катехизис мятежника». Конец 1810-х. Предвосхитили декабристскую поэзию. Идея конституционной монархии. «Пётр создал подданных, ты образуй граждан».

Невозможность напечататься не означает невозможность прославиться, ибо целевая аудитория вполне перекрывается рукописным самиздатом. Вяземского знали все просвещённые читатели, хотя ни одно из этих стихотворений не было напечатано.

Либерал не есть декабрист. Он не принимает насилия и тайных заговоров. Это помешало Вяземскому вступить в декабристское сообщество. Дело не в том, что он Рюрикович, а в том, что он не принимает этого способа борьбы. «Декабрист без декабря». Оппозиционность вяземского после 1825 г. сохраняется лучше пушкинской, который написал «Клеветникам России».

1828 – куплеты «Русский бог». Бог голодных, бог холодных, нищих вдоль и поперёк.

Вяземский, в отличие от декабристов и революционных демократов, не упирается в эту проблему, а мыслит шире: что происходит с российской нацией. Всеобщая российская неустроенность.

«3 века поэтов». Золотой, серебряный и железный. Вяземский допускал возможность торговать своими произведениями. Проблема взаимоотношений художника и общества.

Обращается к песенной народной лирике.

1834 – Ещё «тройка». Было положено на музыку и стало романсом («тройка мчится, тройка скачет»).

«Я пережил и многое, и многих…», «Поминки» - «поэзия старости».

Вяземский – хранитель традиций «арзамасского братства». Складываются сложные взаимоотношения с поколениями 40-х и 60-х годов.

Записные книжки Вяземского – кладезь остроумных замечаний. Многократно переиздавались и стоят дорого.

Статья Вяземского – шедевр литкритики. Высмеял всех противников романтизма.

У Вяземского связаны романтизм и народность, всё это соотносится с идеей самобытности. Потом об этом будет говорить Рылеев.

Начинает жанр историко-биографических очерков о Дмитриеве, Озерове итд.

«Часто не соглашаюсь с его мыслями, но они заставляют мыслить» (с) Пушкин.

По Соколову и не только:

Петр Андреевич Вяземский (1792 – 1878) – один из активнейших арзамасцев. Вместе с Пушкиным вышел за узкие границы арзамасской поэзии и обратился к общественно-политическим темам. Вместе с другими арзамассцами он способствовал сближению поэзии с миром конкретных человеческих переживаний, с кругом реальных бытовых явлений.

Вяземский – член «пушкинской плеяды», группы поэтов, в том или ином отношении примыкавших к Пушкину как к своему учителю, участниквойны 1812 г.

С появлением в общественной и литературной жизни демократических сил он окончательно отказывается от былого свободомыслия и переходит в лагерь реакционеров => упадок творчества поэта, не сумевшего понять передовых течений русского реализма.

Зная о существовании тайного общества – не стал его участником => умеренность политических настроений => прогрессивный романтизм.

Поэзия Вяземского, направленная на воспроизведение современной жизни и современного сознания, вышла из литературной реформы Карамзина. Интерес к злободневному – не преодоление карамзинизма, а его развитие.

Политически гораздо радикальнее Вяземский был в переписке, чем в поэзии.

Ведущие жанры поэзии Вяземского – дружеские послания «арзамасского стиля», сатирические стихотворения, куплеты.

Ближе всего к гражданской лирике революционного романтизма – «Негодование» (1820), в котором Вяземский провозгласил неизбежность торжества свободы над невежеством и рабством, считая, что свобода придет как «союз между граждан и троном», как результат стремления царей «ко благу». Гражданское негодование - один из поэтических терминов декабристской поэзии – продиктовало Вяземскому сильные слова и выражения, направленные против реакционной политики самодержавия и крепостнического гнета. Поэт выражает уверенность в том, что когда-то «загорится…день торжества и казни», что свобода разорвет «рукой могущей насильства бедственный устав». Но сила этого гимна в честь свободы ослабляется идеей «союза между гражданами и троном» как гарантии свободы. Негодование было написано в традициях вольнолюбивой оды. Поэзия Вяземского не влилась в русло революционного романтизма.

В «Негодовании» Вяземский с большой силой выразил протест против бесчеловечных форм крепостного гнета, против реакционной политики царизма. Предвещая торжество свободы, Вяземский достиг в «Негодовании» (единственный, впрочем, раз) подлинно высокого гражданского пафоса:

Он загорится день, день торжества и казни,

День радостных надежд, день горестной боязни.

Раздастся песнь побед, вам, истины жрецы,

Вам, други чести и свободы!

Вам плач надгробный! вам, отступники природы!

Вам, притеснители!..

В «Негодовании» проявилась классовая ограниченность. Политические требования Вяземского, его реальная программа носили весьма умеренный характер. Так, в «Негодовании» поэт обращается к свободе:

Ты разорвешь рукой могущей

Насильства бедственный устав

И на досках судьбы грядущей

Снесешь нам книгу вечных прав, —

Союз между граждан и троном,

Вдохнешь в царей ко благу страсть;

Невинно

Наши рекомендации