II. Повествование как тип речи
- «Данное» и «новое» в предложениях текста-повествования (упр. 657- 658)
- Построение текста типа «повествование» (вступление, последовательное изложение событий, действий; заключение) (упр. 659 – 660)
- Роль глаголов в данном типе речи (упр. 669 - 670)
- Включение элементов описания в повествовательный текст (упр. 661)
- В тексте могут сочетаться разные типы речи: повествование и описание места, повествование и описание предмета; описание состояния и оценка.
- Чтение текста.
Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в своё время графа Пожалостина. Там одиноко доживала вой век дряхлая ласковая старушка – дочь Пожалостина, Катерина Ивановна.
Я не изучал тот старый дом, где жил, как материал для рассказа. Я просто полюбил его за угрюмость и тишину, за бестолковый стук ходиков, постоянный запах берёзового дыма из печки, старые гравюры на стенах…
Стёкла в окнах были старенькие и кривые. Они переливались радужным блеском, и язычок свечи отражался в них почему-то два раза.
Вся мебель – диваны, столы и стулья – была сделана из светлого дерева, блестела от времени и пахла кипарисом, как иконы.
В доме было много смешных и уже ненужных вещей: медные ночники в виде факелов, замки с секретом, фарфоровые пузатые флакончики с окаменелыми кремами и надписью на этикетках «Париж», запылённый букетик камелий, сделанный из воска (он висел на огромном заржавленном костыле), круглая щёточка, чтобы стирать с ломберного стола записанные мелом карточные взятки. (К. Паустовский)
ü Определите тему и основную мысль.
ü Из каких типов состоит данный текст?
ü Постройте типологическую схему текста.
- Редактирование текста-повествования (упр.668, 673)
III. Итог урока.Каковы особенности построения текста типа повествования?
ü Какие темы текстов-повествований вы могли бы назвать?
ü Что отличает текст-повествование от текста-описания?
ü Прочитайте. В каком из отрывков дано описание? А повествование?
ü На доске:
1. Медведь был велик, стар и космат. Неопрятная шерсть бурыми клочьями торчала на его впалых боках, сосульками свисала с тощего, поджарого зада. Голодный и злой. Бродил он по лесу, не зная покоя.
2. Вчера Алексей, чтобы сократить путь, намечал себе какие-то зримые ориентиры: сосну, пенёк, ухаб на дороге. Теперь он перевёл всё это на язык цифр, переложил на число шагов. Он решил перегон между местами отдыха делать в тысячу шагов, то есть в полкилометра, и отдыхать по часам, не более пяти минут.
Б. Полевой
IV. Д. з. § 86, упр. 671, 674.
160 урок | Что обозначает имя существительное | 1 час |
Цели урока: 1. Выяснить, какими способами образуются имена существительные.
2. Сформировать умение образовывать имена существительные.
Методическое обоснование: учащиеся тренируются в умении образовывать существительные от других частей речи, используя наиболее продуктивные для этой части речи способы образования: суффиксальный и приставочный.
Работа ведётся в основном с лексикой отвлечённого значения; следует постоянно обращаться к значению словообразующих морфем, которые, кроме всего прочего, служат ярким показателем «книжности» или «разговорности» существительного.
Ход урока
Ι. Беседа об имени существительном повопросам на стр. 228.
ΙΙ. Тренировочные упр.
1. № 675.Распознавание имён существительных с учётом их
1) общего значения,
2) морфологических признаков,
3) синтаксической роли;
4) объяснение орфограмм;
5) формирование умения рассуждать, подчёркивая последовательность рассуждений с помощью вводных слов во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно, таким образом, значит.
2. № 676. Распознавание орфограмм. Отличие однокоренных глаголов и существительных. Грамматическое понятие «предмет»
3. № 677, 678. Повторение орфограмм. Лексические группы имён существительных.
4. Теоретическийматериал на стр. 230. Пересказ текста по составленным вопросам, определение имени существительного.
5. Итог. 1) В каком слове ударение падает на 1-й слог? Цемент, портфель, хво'я, дневник, фарфор?
2) В каком слове количество букв и звуков совпадает? Окрестный, пять, вьют, веешь, яд.
3) Какое из данных слов является родственным слову нос? Носильщик, поднос, переносица, подношение, занос?
6.Д. з. упр. 679, § 87.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
161 урок | Как образуются имена существительные | час |
Цели урока: 1. Выяснить, какими способами образуются имена существительные.
2. Сформировать умение образовывать имена существительные.
Методическое обоснование: учащиеся тренируются в умении образовывать существительные от других частей речи, используя наиболее продуктивные для этой части речи способы образования: суффиксальный или приставочный. Работа ведётся в основном с лексикой отвлечённого значения; следует постоянно обращаться к значению словообразующих морфем, которые, кроме всего прочего, служат ярким показателем «книжности» или «разговорности» существительного.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Беседа об имени существительном на стр. 228.
Упр. 680 – 681.
3. 682.Видение, наклонение; простота, чернота; видимость, сытость; скачок, хлопок; белизна, кривизна, левизна.
4. 683.
- Наблюдение и анализ слов с целью выявления способов словообразования и общего значения всех слов.
-
Названия людей по роду Занятий, по профессии
Гитара – гитарист
Пианино - пианист
-
Суффикс – ун придаёт всем словам, образованным от глагола, значение: «лицо, склонное к какому-либо действию».
Плясать – плясун
Лгать - лгун
6. Приставки. Упр. 684.
7. Конструирование слов по схемам, упр. 685.
8. Выделите суффикс в словах,образованных от глагола, подумайте, что общего в значении всех этих слов, продолжите ряд своими примерами, сохранив словообразовательное значение и суффикс – тель.
Учить – учитель.
Носить – носитель.
Сеять – сеятель.
9. Объясните, каким способом образованы существительные:
Иллюстрировать – иллюстрирование. Лауреат – лауреатка.
Программировать – программирование. Дирижировать – дирижёр.
Осмотреть – осмотр (бессуффиксный). Трудиться – сотрудник.
Газ – газоснабжение.
Интеллигентный – интеллигентность. Кристалл – кристаллообразование.
Экземпляр – экземплярчик.