Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Разговорный стиль

Разговорный стиль выполняет функцию общения. Он характеризуется непринужденностью и простотой форм. Разговорным стилем люди пользуются во всех сферах жизни: в быту, в семье, на производстве. Основное назначение этого стиля - быть средством влияния и непринужденного общения, живого обмена мнениями, суждениями, оценками, чувствами, выяснение производственных и бытовых отношений.

Лексику разговорного стиля представлено большим количеством экспрессивных и эмоционально окрашенных слов, в частности метафор, сравнений, синонимов, фразеологизмов, фольклористике, диалектизмов, просторечных и сокращенных слов, междометий и т.д..

В разговорной речи широко используются простые предложения, преимущественно короткие (неполные, оборванные, односоставные). Разговорная речь большей частью спонтанно, неподготовленное, поэтому его компонентами являются внеязыковые элементы: мимика, жесты, распространенная ситуация.

- «Григорий! - Сказал отец.

- Га! - Сказал Гриша.

- Видишь эту хату?

- Видзу.

- Помни себе, это школа.

- Ба, - сказал Гриша.

- Сюда пойдешь учиться.

- Ба, - сказал Гриша.

Публицистический стиль

Основная функция публицистического стиля - формирование общественного мнения. В публицистическом произведении нужно не только предоставить информацию, но и объяснить ее с определенных позиций, убедить читателя в правильности этих позиций. Сочетание логичности изложения материала с эмоционально-экспрессивной окраской является важной особенностью публицистического стиля.

Публицистическом стилю присущи короткие предложения, часто вопросительные или восклицательные, обращения, восклицания. Лексика его носит преимущественно общественно-политический характер. Часто публицистические тексты имеют форму диалога. «Проблемы с самоуправлением часто кроются на уровнях, о которых и не подозреваем. Или ими пренебрегаем, пытаясь решить проблему одномоментно. Новые традиции, заложенные в общественное сознание на протяжении семидесяти лет истории, предшествовавшей нынешнему временам нашей независимости, не прошли бесследно. Нас приучили к словесной эквилибристики настолько, что ... Разве не тавтология - «самоуправление» и «управление», если оба означают умение давать себя в порядок? Было только желание, чтобы в жизни отдельного человека возникло понимание, что не надо все перекладывать на плечи государства ... »

Научный стиль

Основная функция научного стиля - сообщения. Произведения, написанные в этом стиле, содержат научную информацию, поэтому к нему относятся жесткие требования по соблюдению норм.

Сфера применения научного стиля - научные и научно-технические работы, предназначенные для специалистов, учебники для вузов.

Основные признаки научного стиля: ясность и предметность толкований, логическая последовательность и доказательность изложения, обобщенность понятий и явлений, объективный анализ, точность и лаконичность высказываний, аргументация и убедительность утверждений.

Главный признак научного стиля - терминологичность.

Сочинения в научном стиле насыщенные абстрактной лексикой. Общеупотребительные слова используются, как правило, лишь в одном из своих значений.

В научном стиле допускается повторение тех же слов в небольшом по размерам тексте. Это обусловлено необходимостью точно и однозначно выражать мысль.


В научной речи преобладают сложные предложения.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль - это стиль документов. Он используется для общения в государственном, общественном, политическом и хозяйственной жизни; в деловых отношениях между государствами, учреждениями и отдельными гражданами общества. Официально-деловой стиль отличается от других наличием стандартизованости, т.е. использованием устойчивых оборотов, однотипных выражений и употреблением специальной официально-деловой терминологии. Текст, составленный в официально-деловом стиле, должен быть содержательным, точным, стандартным и информативным.

Построение предложений отмечается лаконизмом, предложения структурно четкие.

«Предметом залога не могут быть объекты государственной собственности, приватизация которых запрещена законодательными актами, а также имущественные комплексы государственных предприятий и их структурных подразделений, находящихся в процессе корпоратизации. Кроме того, не могут быть предметом залога целостные имущественные комплексы и их структурные подразделения предприятий, имущество и средства благотворительных организаций ». (Закон России «О залоге»)

Художественный стиль

Художественный стиль является сложным сплавом, в котором отражается все богатство национального языка. Здесь возможно сочетание элементов всех стилей литературного языка. Средствами художественного слова через систему образов художественный стиль влияет на ум, чувства и волю читателей, формирует их идейные убеждения, моральные качества и эстетические вкусы.

Образность отличает художественный стиль от остальных стилей. Использование языковых средств обусловлено его назначением - образно воссоздать действительность. Язык художественной литературы характеризуется исключительным богатством лексики и фразеологии. В художественных произведениях вводятся историзм, архаизмы, диалектизмы, элементы просторечия, даже жаргонизмы. Пример архаизмов: Немым отверзуться уста.

Пример диалектизмов: «В Яремче, недалеко от водопада, сидел гуцул в кептарике, в брелка, в вышитой рубашке и курил трубку. Рядом лежали полотняные бесаги с каким-то кадибком, купленным в Яремче на ярмарке, у бесаги вытянулись ноги в белых гачах ».

В художественном стиле широко используется эмоционально-экспрессивная лексика: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, фразеологизмы. Для передачи мысли используются разнообразные художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, символы и т.п.).

Многозначность слова.

Однозначные и многозначные слова.

Слова бывают однозначными и многозначными.

Однозначные слова - это слова, у которых есть только одно лексическое значение, не зависимо от того, в каком контексте они употреблены. Таких слов в русском языке немного, это

научные термины (бинт, гастрит),

имена собственные (Петров Николай),

недавно возникшие слова, которые еще редко употребляются (пиццерия, поролон),

слова с узкопредметным значением (бинокль, бидон, рюкзак).

Большинство слов в русском языке многозначны, т.е. они способны иметь несколько значений. В каждом отдельном контексте актуализируется какое-нибудь одно значение. У многозначного слова есть основное значение, и производимые от него значения.

Основное значение всегда дается в толковом словаре на первом месте, за ним - производные.

Многие слова, которые сейчас воспринимаются как многозначные, изначально имели только одно значение, но так как они часто употреблялись в речи, у них стали появляться еще значения, помимо основного. Многие слова, которые в современном русском языке однозначны, могут со временем стать многозначными.

Омонимия.

ОМОНИМЫ - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, клуб - 'шарообразная летучая дымчатая масса' (клуб дыма) и клуб - 'культурно-просветительское учреждение' (клуб железнодорожников). Использование омонимов в тексте - это специальный стилистический прием.

Синонимия.

СИНОНИМЫ - это слова, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, предположение - гипотеза - догадка -допущение.

Антонимия.

АНТОНИМЫ - это слова, противоположные по значению.

Антонимы - это слова, соотносительные по значению; нельзя ставить в антонимическую пару слова, характеризующие предмет или явление с разных сторон (рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный.).

Если слово многозначное, то к каждому значению подбирается свой антоним (например, у слова «старый» в словосочетании «старый человек»антонимом является слово «молодой», а в словосочетании «старый ковер» - «новый»).

Как и синонимы, антонимы используются для большей выразительности речи.

Паронимы.

Паронимы (гр. para - возле + onima - имя) - это однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях: подпись - роспись, одеть - надеть, главный - заглавный. Паронимы, как правило, относятся к одной части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции.

Учитывая особенности словообразования паронимов, можно выделить следующие группы.

1. Паронимы, различающиеся приставками: опечатки - отпечатки, уплатить - оплатить;

2. Паронимы, различающиеся суффиксами: безответный - безответственный, существо - сущность; командированный - командировочный;

3. Паронимы, различающиеся характером основы: один имеет непроизводную основу, другой - производную. При этом в паре могут быть:

а) слова с непроизводной основой и приставочные образования: рост - возраст;

б) слова с непроизводной основой и бесприставочные слова с суффиксами: тормоз - торможение;

в) слова с непроизводной основой и слова с приставкой и суффиксом: груз – нагрузка

.

В семантическом отношении среди паронимов обнаруживаются две группы.

1. Паронимы, различающиеся тонкими смысловыми оттенками: длинный - длительный, желанный - желательный, гривастый - гривистый, жизненный - житейский, дипломатичный - дипломатический и под. Таких паронимов большинство, их значения комментируются в лингвистических словарях (толковых, словарях трудностей, словарях однокорневых слов, словарях паронимов). Многие из них характеризуются особенностями в лексической сочетаемости; ср.: экономические последствия - экономичное ведение хозяйства, богатое наследство - тяжелое наследие; выполнять задание - исполнять песню.

2. Паронимы, резко различающиеся по смыслу гнездо - гнездовье, дефектный - дефективный. Таких единиц в языке немного.

Особую группу паронимов составляют такие, которые отличаются функционально-стилевой закрепленностью или стилистической окраской; ср.:работать (общеупотр.) - сработать (проcт. и спец.) жить (общеупотр.) - проживать (офиц.).

Некоторые авторы трактуют явление паронимии расширенно, относя к паронимам любые близкие по звучанию слова (а не только однокорневые). В этом случае паронимами следует признать и такие созвучные формы, как дрель - трель, ланцет - пинцет, фарш - фарс, эскалатор - экскаватор, вираж - витраж и др. Однако их сближение в речи носит случайный характер и не закрепляется всем многообразием системных отношений в языке. К тому же сопоставление разнокорневых созвучных слов нередко носит субъективный характер (одному кажутся похожими слова вираж - витраж, другому - вираж - мираж)

ЗВУКИ И БУКВЫ

Фонетика — раздел русского языка, который изу­чает звуки и буквы.

Звуки речи — наименьшие звуковые единицы, ко­торые мы слышим и произносим.

Буквы — условные графические знаки, которые вы­ражают звуки речи на письме.

Обозначение буквами звуков речи на письме изучает графика.

Все звуки речи в русском языке делятся на гласные и согласные.

Звуки речи Типы речи: описание, повествование, рассуждение. - student2.ru Гласные Согласные

Гласными называются звуки, при образовании ко­торых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды.

Гласных звуков — 6: [а], [о], [э], [и], [ы], [у].

Буквы Е, Ё, Ю, Я не являются звуками. Эти йоти­рованные буквы обозначают:

— один звук после мягкого согласного: [э] — [м'эл]; [о] — [л'от]; Гу] — [л'ук]; [а] — [м'ач];

— два звука:

а) в начале слова: [йама];

б) после Ь и Ъ: [п'йут];

в) после гласного звука: [пайут].

Все гласные звуки делятся на:

— ударные;

— безударные.

Согласными называются звуки, при образовании ко­торых воздух встречает в полости рта какую-нибудь пре­граду.

Согласных звуков — 37: [б], [б'], [в], [в*], [rj, [г*], [Д]. [дЧ. [з], [а»], [п], [п'], [ф], [фЧ, [к], [кЧ, [т], [тЧ, [с], [сЧ. [л], [лЧ, [м], [мЧ. [н], [нЧ, [р], 1рЧ> М, [хЧ, [ж], ГжЧ, [ш], [щЧ, [чЧ, [д], [йЧ.

Все согласные звуки делятся на группы:

— звонкие — глухие;

— твердые — мягкие.

Парные согласные по звонкости — глухости:

[б] [В] [г] [Д] [ж] [3]
и [ф] [к] [т] [ш] [С]

Непарные звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [й]. Непарные глухие согласные: [х ], [ц], [ч], [щ]. Большинство согласных звуков имеют пары по твердости — мягкости:

[б] - [64, [в] - [вЧ, [Г] - [гЧ, [д] - [дЧ, [3] - [зЧ, [К] - [к'], [л] - [лЧ, [м] - [мЧ, [Н] - [нЧ, [п] - [пЧ, [р] ~ [РЧ> [с] - [сЧ. [т] - [тЧ, [ф] - [ФЧ. W - [хЧ.

Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц]. Непарные мягкие согласные: [чЧ> [щЧ» [**4-

Звонкие и глухие согласные могут оглушаться и озвончаться.

Оглушение происходит:

— на конце слова: лоб [лоп];

— перед глухими согласными: лодка [лотка]. Озвончение наблюдается перед звонкими согласны­ми: молотьба [малат'ба].

16. Ударные и безударные гласные.

Группы согласных.

Зависимость от ударения

Корни Правило Примеры Исключения
Гар-/гор- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (аили о), в безударном положении пишется о. Зага́р – загорелый, угореть, погорелец. Пригарь, изгарь, выгарки.
Клан-/клон- Кла́няться, покло́н – поклониться, склонять, наклонение, склонение.  
Твар-/твор- Тва́рь, тво́рчество – творить, сотворить, претворить, притвориться. Утварь.
Зар-/зор- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (аили о), в безударном положении пишется а. За́рево, зо́рька – заря, зарница, озарять. Зоревать, зорянка.
Плав-/плов- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а,о, или ы), в безударном положении пишется а. Пла́вать, плы́ть – плавучесть, поплавок, жук-плавунец. Пловец, пловчиха; плывуны

Зависимость от значения

Корни Правило Примеры Исключения
Мак-/мок- Корень мак- (мач-) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость». Корень мок- (моч-) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым». Обмакнуть перо в чернила («погрузить»), макать хлеб в сметану(«погружать») – промокнуть пятно («пропустить жидкость»),промокательная бумага («пропускающая жидкость»), смочить(«сделать мокрым»).  
Равн-/ровн- Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный». Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой». Поравняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»),уравнение («математическое равенство») – подровнять кусты(«сделать ровными»), разровнять песок («сделать ровным, гладким»). Равнина, поровну, уровень, ровесник.

Корни с чередующимися гласными И/Е

Корни Правило Примеры
Бир-/бер- Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется и, если суффикса нет, то в корне пишется е.   Типы речи: описание, повествование, рассуждение. - student2.ru . Забирать – заберу.
Жиг-/жег- Выжигать – выжегший.
Стил-/стел- Застилать – постелить.
Блист-/блест- Блистать – блестеть.
Мир-/мер- Умирать – умереть.
Тир-/тер- Стирать – стереть.
Дир-/дер- Раздирать – раздерёт.
Пир-/пер- Запирать – запереть.
Чит-/чет- Вычитать – вычеты. Исключения: сочетание, сочетать, чета.

Обратите внимание!

1) Чередование и/е в корнях мир-/мер- характерно только для слов со значениями «мёртвый», «умирать», «замереть, стать неподвижным» и т.п.

Вымирать – вымереть, замирать – замереть.

В словах с корнем мир- со значением «отсутствие войны, вражды» всегда пишется и.

Мир, мирный, усмирять.

В словах с корнем мер- со значением «мерить, измерять» всегда пишется е.

Мерить, измерять, примерять платье, мерило.

2) Чередование и/е в корнях пир-/пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.

Запирать – запереть, отпирать – отпереть, выпирать – выпереть.

В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и.

Пир, пировать.

Чередование A(Я)/им(ин)

Корни Правило Примеры
Корни с чередованиема(я)/им(ин) Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется им(ин), если суффикса нет, то в корне пишется а/я. Пожимать – пожать, нажимать – нажать, разминать – размять, понимать – понять, начинать – начать, поминать – память.

2.3.3. Употребление буквы Э

Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный (еда, краевед).

В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ]) также пишется е, а не э.

При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:

Пишется Е Пишется Э
1. В иноязычных словах после согласного, например: кашне, стенд, леди, денди, Мери. 1. После согласных в некоторых иноязычных словах: мэр, сэр, пэр и производных от них (мэрия, пэрство), в некоторых именах собственных: Бэкон, Бэла, Улан-Удэ.
2. После гласной и, например: диета, реквием, кариес. 2. После гласных (кроме и) в соответствии с произношением пишется э, например:силуэт, поэзия, дуэт.
3. В словах: проект, проекция, реестр, феерия. 3. В начале слова в соответствии с произношением пишется э (это, экзамен, этаж, экономика) и в производных от них (отэкзаменовать, сэкономить).

Правописание приставок.

1. Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на -З, -С)

Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения.
Для них характерно традиционное написание.

2. Буквы З, С на конце приставок

В приставках, оканчивающихся на -З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими — С.Приставки З- в русском языке нет.

3. Буквы О, А в приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-.

В приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС- под ударением пишется О, без ударения — А.

4. Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-.

Приставка ПРИ— указывает на приближение, присоединение, на неполноту действия. Приставка ПРЕ— обозначает высшую степень признака и близка по значению к словуОЧЕНЬ или имеет такое же значение, как у приставкиПЕРЕ-. Если значение приставокПРЕ-, ПРИ- сомнительно, необходимо обращаться к словарю.

5. НЕ и НИ в местоимениях и отрицательных наречиях

В неопределенных и отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-,без ударения — НИ.

Правописание выражений:
не кто иной, как… — никто иной не…;
не что иное, как… — ничто иное не…

Правописание сочетаний:
ему все нипочём; это ни к чему; остался ни с чем; остался ни при чём; я тут ни при чём.

Правописание приставок (примеры)


1. Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на -З, -С)

Дошел, зашел, нашел, пошел, вошел, прошел, обошел, перешел.
Подбил, подъехал, обвил, оттолкнул, подсчитал, предвоенный, вбежал, сбежал, обжигать, озарить, отбирать, отдать, отрастить, перебирать, подстелить, представить, сбегать, сбить, сгонять, сгореть, сделать, надписать, обслужить, отдохнуть, оттолкнуть, подбросить, поддержать, подписать, подточить, сдуть, сгустить, сжимать, срослись две березки.
Завернуть, отвернуть, свернуть, перевернуть, повернуть, вывернуть, подвернуть.
Выгладить, прогладить, отгладить, огладить, сгладить.
Представлять, предоставлять.
Отписки, описки.Осуждать, обсуждать. Отставить, обставить, оставить.
Поменять, променять.
Отрубить — оттрубить; подержать — поддержать; отесать — оттесать; поделка — подделка.

Значение приставок:
в-(во-) въехать в город, войти в лес (направление движения внутрь);
вы — выйти из школы (направление изнутри наружу); вылить воду (законченность действия);
до — доехать до реки, дожить до лета (действие до определенного места или момента); дочитать до конца (завершенность действия);
за — зайти за ограду, залезть в сад (действие за предмет или за пределы чего-то); заглянуть на минутку (попутное кратковременное действие); запеть песню (начало действия);
на — наехать на камень (движение на предмет); наесться досыта (полнота действия);
над — надстроить этаж (действие сверху чего-то);
о- (об-, обо-) обойти вокруг дома (движение вокруг чего-то); обойти грязь (движение мимо чего-то); обсыпать мукой (охват всего предмета);
от — отплыть от берега (удаление от предмета);
пере — переплыть реку (движение с одной стороны на другую); переложить вещи (передвижение с места на место); перешить платье (повторение или изменение действия); перекричать кого-то (усиленное действие);
по — побежать (начало действия), погулять часок (неполнота действия);
под — подбросить мяч (движение снизу вверх); подставить под стол (направление на низ чего-то); подбежать к дому (движение к чему-то);
пред — предусмотреть (действие, предшествующее другому);
про — пробраться через лес (движение сквозь что-то); промчаться мимо (движение мимо); пропустил момент (пропуск чего-то); пропел песню (однократное действие); пройти километр, прожить год (действие, связанное определенным пределом или сроком);
с- (со-) сбежать с горы (движение сверху вниз); сходиться вместе (движение в одну точку); срубить дерево (законченность действия);
у — увести прочь (удаление); уравновесить (доведение до конца).

Правописание предлогов.

Правописание союзов.

Правописание частиц.

Раздельное написание частиц

1. Частицы бы (б), же (ж), ли (ль) пишутся раздельно, например: сделал бы, если бы, если б, однако же, однако ж, вот же ж ты какой, едва ли, всегда ль.

2. Раздельно пишутся частицы ведь, вот, мол и некоторые другие.

Дефисное написание частиц

1. Пишутся через дефис частицы -то, -либо, -нибудь, кое- (кой-), -ка, -де, -с, -тка, -тко, например: кто-то, что-либо, чей-нибудь, кое-какой, скажите-ка, на-ка, на-кась, нате-ка, нате-кась, он-де, да-с;на-тка, на-ткась, ну-ка, ну-кась, ну-тко, гляди-тко.

2. Частица -то присоединяется дефисом к местоимениям и наречиям не только для выражения неопределенности, но и для придания им оттенка эмоциональности, например:Высоко летает, да где-то сядет? Посмотрим, как-то он обо мне печется (Тургенев).

Пишется также через дефис слово как-то перед перечислением однородных членов предложения, например: К краснолесью относятся хвойные деревья, как-то: сосна, ель, пихта.

Примечание 1: Если частица -то попадает в середину сложного слова, части которого соединяются дефисом, то дефис пишется только перед частицей, а после нее опускается, например: Подобру-то поздорову, а убираться все же не хочется; Шуры-то муры ваши с сестрицей моей я вижу (Тургенев).

Примечание 2: Частица как будто пишется без дефиса в два слова, например: Тише! Как будто стучат.

3. Частица кое-(кой-), оторванная от местоимения предлогом, пишется отдельно, например: кое у кого, кое в чем, кой с каким.

4. Частица -таки пишется через дефис:

а) после наречий, например: верно-таки, довольно-таки, опять-таки, прямо-таки, так-таки;

б) после частиц, например: все-таки, действительно-таки, неужели-таки;

в) после глаголов, например: настоял-таки, ушел-таки.

В остальных случаях таки пишется отдельно, например: старик таки добился своего, она таки бросила семью, большую таки дачу себе построили. Ср.: ...но таки упек своего товарища (Гоголь); ...я таки запер ее и в этот раз (Достоевский).

5. Если частица, которая пишется через дефис, стоит после другой частицы, то дефис опускается, например: все же таки, мы бы де так не поступили. Ср.: Такой-то де старик... и зол и подл (Пушкин); Кому же нибудь я должен это сказать! (Тургенев). Но: Не купите ли-с? (Данилевский); как же-с (частица -с присоединяется дефисом также к предшествующей частице).

ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ

Дефисное написание предлогов

Пишутся через дефис сложные предлоги: из-за, из-под (более употребительные) и по-за, по-над, no-под, с-под, для-ради, за-ради (менее употребительные), например: из-за стола, из-под шкафа, спрятался по-за корчму (Куприн), по-над берегом моря рысью поскакал (Гайдар), трое едут по-под лесом (Л. Толстой).

Слитное и раздельное написание предлогов и предложных сочетаний

1. Пишутся слитно предлоги: ввиду, вместо, вроде, вследствие, наподобие, насчет, сверх, например: ввиду возможных осложнений (но: в виду города, иметь в виду),вроде глубокой траншеи (но: в роде Артамоновых), вследствие засухи (но: включить в следствие), наподобие рычага, справиться насчет расписания (но: перевести на счет вкладчика).

2. Пишутся раздельно предлоги: в виде, в связи с, в продолжение, в течение, в заключение, в завершение (последние четыре предлога употребляются при обозначении времени и имеют на конце е), например: в виде исключения, в связи с отъездом, в продолжение зимнего сезона (ср.: сюжетные изменения в продолжении романа), в течение двух часов (ср.: неожиданные перемены в течении болезни), в заключение своего выступления (ср.: основные положения в заключении юриста).

Примечание: Сочетания в заключение, в завершение имеют и наречное значение, но правописание с е на конце от этого не меняется, например: что сказать в заключение, в завершение (в конце, под конец).

Предложения с прямой речью.

Примеры таких предложений встречаются повсюду: в художественной литературе, журналах, газетах, публицистических материалах. Уже из самого названия «прямая речь» становится понятно, что в данном случае автор текста передаёт слова какого-либо человека в точности так, как они были произнесены.

При прямой речи любое высказывание сохраняет свои особенности – синтаксические, лексические и стилистические. Со словами автора она связана только по интонации и смыслу, оставаясь при этом самостоятельной конструкцией.

Рассмотрим детальнее предложения с прямой речью. Примеры подобных конструкций могут выглядеть следующим образом: Иван сказал: «Давайте быстро уберём класс и пойдём в парк!» «Сегодня на улице тепло, - заметила Анна. – Кажется, весна окончательно вступила в свои права». «Желаете выпить чаю?» - спросил гостей Даниил.

Теперь попробуем переформулировать эти же предложения таким образом, чтобы вместо прямой речи в них использовалась косвенная: Иван предложил побыстрее закончить уборку в классе и отправиться в парк. Анна отметила, что на улице стало необычайно тепло и весна окончательно вступила в свои права. Даниил спросил у гостей, желают ли те выпить чаю.

Прямая речь в начале предложения Всё высказывание в данном случае выделяется кавычками («»). В зависимости от типа предложения (повествовательное, восклицательное или вопросительное) дальнейший переход к словам автора может быть разным: для повествовательных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ», - слова автора; для восклицательных (побудительных) предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ!» - слова автора; для вопросительных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ?» - слова автора. Обратите внимание! В повествовательных предложениях в конце цитаты НЕ ставится точка. А вот восклицательный или вопросительный знак ставить нужно обязательно. Кроме того, в повествовательных предложениях после кавычек ставится запятая, а в остальных случаях – нет. Приведём примеры: «В лесу сегодня будет много грибов», - отметил дедушка. «Как думаешь, много сегодня грибов будет в лесу?» - спросил мальчик. «Как же много сегодня грибов в лесу!» - воскликнул Женя.

20. Способы оформления чужой речи, цитирование.

Способы цитирования

В русском языке существуют три основные способы цитирования.

1) Цитата применяется как прямая речь. При таком способе цитирования, знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью.

К примеру: Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти». Либо же другой вариант: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», - так говорил Юлий Цезарь.

2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что». Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы.

Например: Ф. Раневская говорила, что «одиночество это состояние, о котором некому рассказать».

3) Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова: как говорил, по словам, как писал, как считал, либо же без них вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками.

Например: Как говорил Гораций, «Гнев это кратковременное безумие».

Либо же: Л.Бетховен «не знал иных признаков человеческого превосходства, кроме доброты».

4) Цитирование стихотворений не требует вспомогательных знаков препинания, в частности, кавычек. Достаточно указать автора и название стихотворения, которое следует писать с красной строки. Например:

А.Грибоедов. «Горе от ума»

Что может предоставить мне Москва?

Сегодня бал, а завтра два.

Основные требования к цитированию

1. Цитированный текст должен обязательно помещаться в кавычки и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу.

2. Категорически запрещается объединять в одной цитате отрывки, которые были взяты из разных цитируемых источников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты.

3. Если выражение цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия, взятые в скобку. При сокращении цитаты, важно следить за логической завершенностью выражения.

4. В русском языке запрещается вводить цитирование, которое занимает более 30% от общего объема текста. Чрезмерное цитирование не только делает ваш текст шаблонным, но и нарушает возможность его легкого восприятия.

5. Недопустимо цитировать авторов, чьи тексты обозначены знаком защиты авторских прав - ©. Преимущественно это касается научных работ и исследовательских статей. В таком случае допустим вариант видоизменения текста (передачи смысла фрагмента своими словами) с необязательной ссылкой на первоисточник

Грамматическая синонимия.

Придаточное определительное легко заменить причастным оборотом, кроме тех случаев, когда союзное слово который выступает в творительном, дательном или винительном падежах с предлогом. Причастный оборот – это распространенное определение к какому-либо слову, и заменить его можно определительным придаточным предложением к тому же слову; союзное слово (который) в этом случае должно быть подлежащим придаточного. Следует помнить, что, в отличие от глагола, причастие не имеет ни форм будущего времени, ни форм условного (сослагательного) наклонения. Поэтому формам будущего времени или условного (сослагательного) наклонения невозможно подобрать равноценную замену с помощью причастий. Наибольшие трудности при выборе правильного ответа возникают при анализе конструкций, содержащих в главной части сложноподчиненного предложения соотносительное слово – указательное местоимение. В этом случае синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, например: Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы.

Что делаем?

Читаем предложения с правильной интонацией. 2. Ищем предлог перед союзным словом который. 3. Если варианта с предлогом нет, то ищем глагол будущего времени или глагол в условном наклонении в придаточном. 4. В качестве проверки заменяем в остальных примерах придаточную часть причастным оборотом. 5. Выбираем правильный ответ.

Важно помнить!

Не можем заменить, если: • союзное слово который выступает с предлогом; • в придаточном имеется глагол в форме будущего времени; • в придаточном имеется глагол в форме условного наклонения; • есть соотносительное слово тот, который.

Разговорный стиль

Разговорный стиль выполняет функцию общения. Он характеризуется непринужденностью и простотой форм. Разговорным стилем люди пользуются во всех сферах жизни: в быту, в семье, на производстве. Основное назначение этого стиля - быть средством влияния и непринужденного общения, живого обмена мнениями, суждениями, оценками, чувствами, выяснение производственных и бытовых отношений.

Лексику разговорного стиля представлено большим количеством экспрессивных и эмоционально окрашенных слов, в частности метафор, сравнений, синонимов, фразеологизмов, фольклористике, диалектизмов, просторечных и сокращенных слов, междометий и т.д..

В разговорной речи широко используются простые предложения, преимущественно короткие (неполные, оборванные, односоставные). Разговорная речь большей частью спонтанно, неподготовленное, поэтому его компонентами являются внеязыковые элементы: мимика, жесты, распространенная ситуация.

- «Григорий! - Сказал отец.

- Га! - Сказал Гриша.

- Видишь эту хату?

- Видзу.

- Помни себе, это школа.

- Ба, - сказал Гриша.

- Сюда пойдешь учиться.

- Ба, - сказал Гриша.

Публицистический стиль

Основная функция публицистического стиля - формирование общественного мнения. В публицистическом произведении нужно не только предоставить информацию, но и объяснить ее с определенных позиций, убедить читателя в правильности этих позиций. Сочетание логичности изложения материала с эмоционально-экспрессивной окраской является важной особенностью публицистического стиля.

Публицистическом стилю присущи короткие предложения, часто вопросительные или восклицательные, обращения, восклицания. Лексика его носит преимущественно общественно-политический характер. Часто публицистические тексты имеют форму диалога. «Проблемы с самоуправлением часто кроются на уровнях, о которых и не подозреваем. Или ими пренебрегаем, пытаясь решить проблему одномоментно. Новые традиции, заложенные в общественное сознание на протяжении семидесяти лет истории, предшествовавшей нынешнему временам нашей независимости, не прошли бесследно. Нас приучили к словесной эквилибристики настолько, что ... Разве не тавтология - «самоуправление» и «управ

Наши рекомендации