Работа со словарём, упр. 686
11.Речевой аспект – упр. 687.
12. Итог урока. Подберите как можно больше слов с суффиксами – чик, – щик. Определите, что обозначают слова с этими суффиксами.
13. Д. з. упр. 688, § 88.
162 урок | Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик-. | час |
Цели урока: 1. Закрепить правописание суффиксов существительных.
2. Объяснить порядок, как следует определять написание суффиксов.
Ход урока.
- «Возьмите на заметку!»
- Объяснение порядка, как следует определять написание суффиксов.
1)Для суффиксов – чик, – щик:
- Определение слова, от которого образовано данное;
- Правильное определение исходной основы и её конечной согласной буквы (упр. 689).
4. Упр. 690.
5. Образование существительных с помощью суффиксов – чик, - щик от данных слов со значением лица:
Экскаватор Расчёт Арматура Гардероб Разгрузить Подносить Фрезеровать Проходить | Паркет Бакен Прокат Копировальный Брошюровать Смазать Разносить Проектировать |
7.Выполнение тренировочного упражнения.
Запишите предложения, объяснив, какой суффикс нужно написать: Поехал я в должности грузчика доставать для колхоза запчасти. (В. Солоухин.) Это был худенький юноша – выдумщик и спорщик. (К. Паустовский.) Во всяком деле впереди разведчик. Наводчик глазом припал к дальномеру. (В. Катаев.) Итак, мы ехали в Новый Афон с попутчиками. (К. Паустовский.) Сплавщики ушли работать рано утром. (В. Астафьев.) В Новосёлках бакенщик перевёз меня на этот берег Оки и чуть не утопил. (К. Паустовский.)
Д. з. Упр. 688, , § 89.
163. | Употребление суффиксов существительных – ек, - ик (-чик-) | 1 час |
Цели урока:1. Закрепить правописание суффиксов существительных.
2. Объяснить порядок, как следует определять написание суффиксов.
Ход урока.
- Объяснение порядка, как следует определять написание суффиксов.
Для суффиксов – ек, - ик (- чик):
- Опознание орфограммы;
- Изменение словоформы и поиск чередования беглого е с нулём звука (упр. 692)
- Запишите словосочетания, объяснив, какой суффикс нужно писать:
Электрический фонарик Карманный словарик Металлический молоток Игрушечный ножичек Складной зонтик Краешек стакана Гладкий камешек Клетчатый платочек Алюминиевый шарик Мельхиоровый чайничек | Годовалый ребёночек Ласковый внучек Махровый халатик Бумажный кораблик Веночек из васильков Синтетический коврик Кармашек для платка Мешочек для обуви Столик для игрушек Совочек для песка |
- Запишите предложения, объяснив, какой суффикс нужно писать: Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек, спи, мой звоночек родной. (М. Исаковский.) На Первый пост в наряд охранный идёт солдатик молодой. (М. Лисянский.) Ах ты, девочка чумазая, где ты носик так измазала? (А. Барто.) Я принёс с собой ароматный комочек сосновый смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолой деревья лечатся. (М. Пришвин.) Нам открыл худенький человечек в поношенном пиджаке. (К. Паустовский.) Сердцу снится душистый горошек, и звенит голубая звезда. (С. Есенин.)
- Итог урока. Продолжите устно (по цепочке) ряд существительных с суффиксом –ишк ружьишко, письмишко, сарафанишко, городишко, шарфишко. Какое словообразовательное значение придаёт суффикс этим существительным?
- Д. з. § 90, упр. 693.
164-165 уроки | Слитное и раздельное написание не с именами существительными | часа |
Цели урока: 1. Изучить и закрепить правописание нес именами существительными.
2. Повторить правописание не с глаголами.
1. Проверка дом. упр.
2. Изучение нового материала.
1) Работа с материалом в рубрике «Вспомните!» на с. 234. (проводится в сопоставлении с правописанием не с глаголами)
2) Закрепление орфограммы (упр. 694 – 697)
3) Запишите, раскрыв скобки:
(Не)сходство характеров. (Не)удача помогла, а тренировка. (Не)надёжность информации. Приятная (не)ожиданность. Добиться (не)зависимости. Устал с (не)привычки. Она далеко (не)красавица. Знак (не)равенства. (Не)избежность поражения. (Не)противление злу.
5) Итог урока.Сформулируйте правило по написанию орфограммы, изученной сегодня на уроке.
6) Д. з.§ 91, упр. 698.
166 урок | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1 час |
Цели урока: 1. Дать понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. 2. Сформировать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. 3. Дать понятие об олицетворении. 4. Подготовиться к контрольному диктанту.
Ход урока
- Проверка дом. задания.
- Подготовка к контрольному диктанту:повторение орфограмм и пунктограмм, которые будут в диктанте.
· Объяснительный диктант.Цель: объяснить орфограммы и записать словосочетания.
Приезд в город, ранним утром, светлый автомобиль, открылась дверца, человек с трубкой в зубах, приехал в гостиницу, из открытой пасти багажника, угол чемодана, с тремя помощниками, с удовольствием оглядел, голубоватые стены, на мягком нейлоне, кибернетический мальчик.
· Разбор слов по составу: гостиница, профессор, директор.
- Работа по теме.
1) Различениеодушевлённых и неодушевлённых имён существительных, правильная постановка вопроса кто? или что? к существительным. (С. 236, упр. 699 – 700).
2) Использование категории одушевлённости и неодушевлённости писателями для создания олицетворения, анализ отрывков из стихотворений С. А. Есенина. (Упр. 702).
- Итог уроков.Сформулируйте основные выводы сегодняшнего урока.
- Д.з.§ 92, упр. 703 и ЗСП – 16.
167-168 уроки | Контрольный диктант и его анализ. | 2 часа |
Цели урока: Проверить орфографические и пунктуационные навыки учащихся.
2. Проверить умение выполнять словообразовательный разбор слов по составу, находить одушевлённые и неодушевлённые существительные.
Ход урока.