Работа со словарём, упр. 686

11.Речевой аспект – упр. 687.

12. Итог урока. Подберите как можно больше слов с суффиксами – чик, – щик. Определите, что обозначают слова с этими суффиксами.

13. Д. з. упр. 688, § 88.

162 урок Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик-. час

Цели урока: 1. Закрепить правописание суффиксов существительных.

2. Объяснить порядок, как следует определять написание суффиксов.

Ход урока.

  1. «Возьмите на заметку!»
  2. Объяснение порядка, как следует определять написание суффиксов.

1)Для суффиксов – чик, – щик:

  • Определение слова, от которого образовано данное;
  1. Правильное определение исходной основы и её конечной согласной буквы (упр. 689).

4. Упр. 690.

5. Образование существительных с помощью суффиксов – чик, - щик от данных слов со значением лица:

Экскаватор Расчёт Арматура Гардероб Разгрузить Подносить Фрезеровать Проходить Паркет Бакен Прокат Копировальный Брошюровать Смазать Разносить Проектировать

7.Выполнение тренировочного упражнения.

Запишите предложения, объяснив, какой суффикс нужно написать: Поехал я в должности грузчика доставать для колхоза запчасти. (В. Солоухин.) Это был худенький юноша – выдумщик и спорщик. (К. Паустовский.) Во всяком деле впереди разведчик. Наводчик глазом припал к дальномеру. (В. Катаев.) Итак, мы ехали в Новый Афон с попутчиками. (К. Паустовский.) Сплавщики ушли работать рано утром. (В. Астафьев.) В Новосёлках бакенщик перевёз меня на этот берег Оки и чуть не утопил. (К. Паустовский.)

Д. з. Упр. 688, , § 89.

163. Употребление суффиксов существительных – ек, - ик (-чик-) 1 час

Цели урока:1. Закрепить правописание суффиксов существительных.

2. Объяснить порядок, как следует определять написание суффиксов.

Ход урока.

  1. Объяснение порядка, как следует определять написание суффиксов.

Для суффиксов – ек, - ик (- чик):

  • Опознание орфограммы;
  • Изменение словоформы и поиск чередования беглого е с нулём звука (упр. 692)
  1. Запишите словосочетания, объяснив, какой суффикс нужно писать:
Электрический фонарик Карманный словарик Металлический молоток Игрушечный ножичек Складной зонтик Краешек стакана Гладкий камешек Клетчатый платочек Алюминиевый шарик Мельхиоровый чайничек Годовалый ребёночек Ласковый внучек Махровый халатик Бумажный кораблик Веночек из васильков Синтетический коврик Кармашек для платка Мешочек для обуви Столик для игрушек Совочек для песка


  1. Запишите предложения, объяснив, какой суффикс нужно писать: Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек, спи, мой звоночек родной. (М. Исаковский.) На Первый пост в наряд охранный идёт солдатик молодой. (М. Лисянский.) Ах ты, девочка чумазая, где ты носик так измазала? (А. Барто.) Я принёс с собой ароматный комочек сосновый смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолой деревья лечатся. (М. Пришвин.) Нам открыл худенький человечек в поношенном пиджаке. (К. Паустовский.) Сердцу снится душистый горошек, и звенит голубая звезда. (С. Есенин.)
  2. Итог урока. Продолжите устно (по цепочке) ряд существительных с суффиксом –ишк ружьишко, письмишко, сарафанишко, городишко, шарфишко. Какое словообразовательное значение придаёт суффикс этим существительным?
  3. Д. з. § 90, упр. 693.
164-165 уроки Слитное и раздельное написание не с именами существительными часа

Цели урока: 1. Изучить и закрепить правописание нес именами существительными.

2. Повторить правописание не с глаголами.

1. Проверка дом. упр.

2. Изучение нового материала.

1) Работа с материалом в рубрике «Вспомните!» на с. 234. (проводится в сопоставлении с правописанием не с глаголами)

2) Закрепление орфограммы (упр. 694 – 697)

3) Запишите, раскрыв скобки:

(Не)сходство характеров. (Не)удача помогла, а тренировка. (Не)надёжность информации. Приятная (не)ожиданность. Добиться (не)зависимости. Устал с (не)привычки. Она далеко (не)красавица. Знак (не)равенства. (Не)избежность поражения. (Не)противление злу.

5) Итог урока.Сформулируйте правило по написанию орфограммы, изученной сегодня на уроке.

6) Д. з.§ 91, упр. 698.

166 урок Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые 1 час

Цели урока: 1. Дать понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. 2. Сформировать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. 3. Дать понятие об олицетворении. 4. Подготовиться к контрольному диктанту.

Ход урока

  1. Проверка дом. задания.
  1. Подготовка к контрольному диктанту:повторение орфограмм и пунктограмм, которые будут в диктанте.

· Объяснительный диктант.Цель: объяснить орфограммы и записать словосочетания.

Приезд в город, ранним утром, светлый автомобиль, открылась дверца, человек с трубкой в зубах, приехал в гостиницу, из открытой пасти багажника, угол чемодана, с тремя помощниками, с удовольствием оглядел, голубоватые стены, на мягком нейлоне, кибернетический мальчик.

· Разбор слов по составу: гостиница, профессор, директор.

  1. Работа по теме.

1) Различениеодушевлённых и неодушевлённых имён существительных, правильная постановка вопроса кто? или что? к существительным. (С. 236, упр. 699 – 700).

2) Использование категории одушевлённости и неодушевлённости писателями для создания олицетворения, анализ отрывков из стихотворений С. А. Есенина. (Упр. 702).

  1. Итог уроков.Сформулируйте основные выводы сегодняшнего урока.
  1. Д.з.§ 92, упр. 703 и ЗСП – 16.
167-168 уроки Контрольный диктант и его анализ. 2 часа

Цели урока: Проверить орфографические и пунктуационные навыки учащихся.

2. Проверить умение выполнять словообразовательный разбор слов по составу, находить одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Ход урока.

Наши рекомендации