Задание 5. Работа со словарём

Ноу-хау - техническое изобретение или идея, которые дают максимальный практический эффект при минимуме затрат.
Дистрибьютор - юридическое или физическое лицо, осуществляющее функции торгового посредника в организации товародвижения для производителя товара. Дистрибьютор проводит закупку оптовых партий товаров определённого ассортимента, чаще всего импортного производства у продавца или производителя за свой счёт, а затем продаёт их покупателю на региональных рынках.
Маркетинг - комплексный подход к управлению производством и организации хозяйственной деятельности, основанной на учёте требований рынка и активном воздействии на расширение сбыта продукции и реализации услуг.
Брэнд (бренд) - широко известная торговая марка.
Бижутерия - женские украшения из недрагоценных металлов, стекла и др.
Гламурный - привлекательный, волшебный, обладающий шармом.
Кич - дешёвка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект.

В новизнах твоих старина нам слышится (Старообрядцы Преображенского богадельного дома).

Задание 6.

Сравните слова: Короб. Коробейники. Корабль. Корка. Корыто.
Что общего в словах? Страна. Страница. Странный. Пространство. Окоём. Объём. Ёмкость
Старое "рех" - дыра, отверстие.
Сейчас в каких словах часть слова?
Прореха, решётка, решето.
Лоп - широкий лист.
Лопата, лопух, лопоухий.
Сравните Стрелец - ушло (стрелок)
Солдат
Красноармеец - ушло

Ракетчик
пушкарь
артиллерист

винтовка
лук
автомат

Найдите среди данных слов устаревшие:
Алтын, ендова, грош, братина, рубль, пятак.
Дюжина, аршин, верста, сажень, пуд, фунт, локоть.
Лавочник, поручик, купец, граф, дворник, князь, министр.
Одно из приведенных ниже слов "школьной" тематики раньше относилось к устаревшей лексике, а затем вновь вернулось в активную лексику. Какое?
а) портфель;
б) пенал;
в) гимназия;
г) шпаргалка.

Задание 7. Замените устаревшие слова синонимичными общеупотребительными.

Перст -
Уста -
Чело -
Воитель -
Покои -
Око -
Ветрило -
Вежды -
Ваятель -
Стяг -
Ланиты -
Молвить -
Внимать -
Стезя -

Слова для справок:
Дорога, слушать, сказать, щёки, флаг, скульптор, веки, парус, глаз, комнаты, воин, лоб, губы, палец.
Сравните:
Подолье - долина
Что общего между словами?
Подсказка:

Долина, одолеть, долой, подол.
Что общего? Поди-ка разберись!
Здесь корень общий. Этот корень -дол-. А это прежде означало - низ.
Все знают строки Пушкина, бесспорно,
Про дивный лес и дол, видений полный.
Долина - впадина меж гор или холмов,
А одолеть - осилить в час ненастья,
Повергнуть долу, наземь, низ врагов.
Ну а подол - всем ясно ведь - низ платья.
Кольчуга - слово от кольцо.
Вот сшить такое б пальтецо -
Колечки из металла,
Шлем с поднятым забралом!
Скажу вам, ну и чудеса!
Вот колея от колеса;
Коляска полем колесит,
Вот на персте кольцо блестит;
Вот пролетела колесница -
Трава колеблется, ложится;
Вот с круглым боком колобок
(Эх, съел бы колобка кусок!),
А за околицей - округа -
Слова из родственного круга.
Ну разве же не чудеса
Все эти чудо - словеса:
Из поколенья в поколенье,
Чтоб слово не предать забвенно,
Пришедшее издалека,
Словарь хранит его века.
Из тьмы веков как слово друга
Привет нам принесла кольчуга.

(О.Н. Кургузова "Рифмограммы, или орфограммы в рифмах", Воронеж, 2004 год).

Домашнее задание. Вывод: Скажите, пожалуйста, сколько лет живёт человек? Все люди одинаковые количество лет проживают? (Нет). Так и слово.
В русском языке есть очень древние слова:
Мать, брат, сын, вода, хлеб, день, ночь и др.
Вставка о хлебе

1. Больному помогает врач, а голодному калач.
2. Рыба - вода, ягода - трава, а хлеб - всему голова.
У русского народа очень многие обычаи связаны с хлебом. В древности, провожая зиму и встречая весну, огню жертвовали блин - символ Солнца. Собирали урожай хлеба все вместе, работая с утра до вечера. А когда жатва заканчивалась, из свежей муки пекли особый хлеб - каравай - и потчевали или всех участников трудового процесса.
Это, как и люди, долгожители.
Мы сегодня прикоснулись на уроке у интереснейшей теме, поняли, что язык - явление живое, развивающееся.
К.Д. Ушинский писал: "Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколение народа в одно великое., историческое живое целое."

Татьяна Дмитренко.

Повторительно-обобщающий урок по теме "Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия".
Подготовила Татьяна Дмитренко, учитель русского языка и литературы Новоалександровской СОШ I - III ст. Беловодского р-на Луганской обл., специалист высшей категории, отличник образования Украины.


Цели: систематизировать и обобщить изученные теоретические сведения, закрепить умения и навыки учащихся по разделу, развивать кругозор учащихся, логическое мышление, воспитывать интерес к предмету
Использованы следующие материалы журнала "Светозар": 1. "Занимательная фонетика" (N 21)
2. "Что записывает буква?" (статья С. В. Волкова, N 16)
3. "Как образуются звуки" (статья С. В. Волкова, N 14)
4. "Один из четырех" (N 26)
5. "Барада, вода, карова." (статья Т. Ю. Пылаевой, N 19)

I. Актуализация опорных понятий по теме "Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия".
II. Работа по теме урока.
1. Спишите. В выделенных словах назовите звуки и буквы, запишите эти слова в три столбика: в первый - те, в которых количество звуков и букв совпадает; во второй - те, в которых звуков больше, чем букв; в третий - те, в которых букв больше, чем звуков.
Звуки гораздо древнее букв - ведь письменность возникла лишь на определенном этапе развития человеческого общества. (С. В. Волков.)
2. Прочитайте. Запишите сначала слова, которые начинаются звонким согласным, потом начинающиеся глухим согласным.
К началу ХIХ века произносительные нормы литературного языка полностью определяются живой московской речью. ХХ век подверг существенным изменениям многие из старых орфоэпических норм. (Т. Ю. Пылаева.)
3. Прочитайте текст и постарайтесь отгадать загадку. Запишите слова-отгадки. Какое из них имеет различия в произношении и написании?

Сто букв


Учитель вошел в класс, хитро улыбнулся и задал всем вопрос: "Назовите слова, в которых есть сто букв г, или сто букв л, или сто букв й".
Я шел по дороге домой, раздумывал над этой загадкой и не заметил, как приблизился к шлагбауму. И тут я увидел щит, на котором крупными буквами было написано одно слово. Слово предупреждало, приказывало. Я тут же отгадал головоломку! А вы? (Из книги "Занимательно о русском языке")
4. Выберите правильные ответы, запишите.
Подсказка: прежде чем выбрать один из четырех ответов, сделайте там, где это нужно, фонетический разбор. И не забудьте обратиться к орфоэпическому словарю или словарю ударений.
ОДИН ИЗ ЧЕТЫРЕХ
1. В каком из слов количество букв не совпадает с количеством звуков?
а) сел, б) съел, в) съешь, г) поёшь.
2. Найдите "лишнее" слово:
а) что, б) чтобы, в) нечто, г) скучно.
3. В каком слове три мягких согласных?
а) спешить, б) осень, в) печники, г) каменщик.
4. В каком слове ударение падает на тот же слог, что и в слове баловать?
а) исчерпать, б) позвонишь, в) красивее, г) закупорить.
5. Однажды первоклассник Ваня открыл книгу об индейцах и увидел там слово пироги. "Интересно, - подумал он, - какие пироги пекут индейцы?" И нарисовал индейцев, сидящих на пышных вкусных пирогах. На самом деле Ваня просто перепутал слова пироги и пироги. Как называются подобные слова?
а) омофоны, б) омографы, в) омоформы, г) паронимы.
6. В какой паре слова различаются двумя звуками?
а) мал - мял, б) сад - сядь, в) вол - вел, г) кот - год.
7. Прочитайте звуки, из которых состоят слова лен, луг, люк, альт, в обратном порядке. Получились новые слова (кроме одного). Укажите это слово.
а) лен, б) луг, в) люк, г) альт.
8. В какой из пар слова состоят из одинаковых звуков?
а) друг - гурт, б) сруб - брус, в) стиль - лист, г) гроздь - горсть.
9. Сколько раз встречается звук (й) в следующем стихотворном отрывке?
Сидит колдунья, дуется
На целый белый свет:
Колдунье не колдуется,
И вдохновенья нет
(М. Бородицкая)
а) два, б) пять, в) шесть, г) семь.
5. а) Выразительно прочитайте стихотворение Ф. Кривина
Песенка об орфоэпии

Не зная орфоэпии
Во всем великолепии,
Не ощутишь ее волшебных чар.
Жизнь кажется кошмаром,
Когда одним ударом,
Не то, что нужно, ставят под удар.
Возил не шофер, а шофёр
Не фарфор, а фарфор.
Был оглашен не приговор -
Судебный приговор.
Ушел шофер на многие
Не лета, а лета,
И дверь за ним не заперта
Была, а заперта.
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар,
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.
Строгал не столяр, а столяр,
Но доску - не доску.
И слушал в одиночестве Не "Тоску", а тоску.
Ушел столяр на многие
Не лета, а лета,
И дверь за ним не заперта
Была, а заперта.
Не зная орфоэпии
Во всем великолепии,
Ты не услышишь голоса фанфар.
Умолкнут все фанфары,
Когда одним ударом
Не то, что нужно, ставят под удар

Фарфор - керамические изделия, получаемые спеканием фарфоровой массы.
"Тоска" - название оперы, написанной итальянским композитором Дж. Пуччини.
Фанфара - 1. духовой музыкальный инструмент; 2. трубный сигнал торжественного или воинственного характера.
б) Выпишите слова, в которых нужно запомнить место ударения.
6. Расшифруйте фразу, которая записана на доске:
Шыр - пир ю п я п ю ж г ы з э л э м ъ г ы й г е с р ы г.
Ключ. Зашифрованы известные строки: Жил - был у бабушки серенький козлик. Звонкие согласные заменены соответствующими глухими, а глухие - звонкими. Буква л заменяется на р, буква м - на н (и наоборот). Буква й остается незамененной. Гласные а, о, у. заменяются на я, ю, е. (и наоборот).
7. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы на месте пропусков.
Случается уд..вительное: изм..нив всего лишь один звук в слове, ты можешь изм.. нить мир.
8. Прочитай отрывки из произведений современного детского поэта Т. Собакина, построенных на звуковом каламбуре (каламбур - игра слов). В каждом из них найди пять самых интересных слов, которыми играет поэт, и подбери к ним "правильную" пару.

МЫШИНЫЙ ПОСЕЛОК

На небо вскарабкался лунный осколок -
В подвале проснулся Мышиный поселок.
Во тьме
Паровоза послышался свист:
катает мышей
Удалой мышинист.
На площади - шум
И мышей мышанина.
повсюду спешат
За мышиной мышина.
Внизу под мышами
Шуршит мышура.
Вверху над мышами
Жужжит мышкара.

ВОСКРЕСНЫЙ КРЫССВОРД

Как-то вечером крыса подпольная
Губки яркой помадой накрысила
И, обувшись в крыссовки спортивные,
сразу стала крысавицей писаной!
Вот уселась она и крысуется,
Наблюдая за крысками вечера
И крыснея от ушек до хвостика.
В гости ждет - не дождется крысавчика.

9. Запишите предложение. Подчеркните гласные буквы, которые обозначают мягкость предшествующего звука одной чертой, а буквы, которые обозначают два звука, - двумя чертами.
У звуков речи есть одна удивительная особенность: сами по себе ничего не знача, они способны различать слова.
10. Задание. Метаграммы. Попробуйте одни слова превратить в другие, меняя только один звук: булка, колено, миска, тоска, цвет, горка, лапка.
11. Загадки - шутки. Звуки и буквы.
1. Какой алфавит состоит из шести букв? (Азбука).
2. Из названий каких букв можно приготовить вкусную пищу? Из названий букв к и ш (каша).
3. Название каких двух букв составляют целую эпоху? (р и а - эра)
4. Какая буква наиболее редкая гостья в книгах, написанных по-русски? (ф).
5. Какие слова состоят из ста согласных? (стог, стол, стон, стоп, стой)
6. Заучите "волшебное" предложение: Фока, хочешь поесть щец?
Почему оно "волшебное", узнаете, если зачеркнете в нем все гласные и мягкий знак. Какие согласные останутся? (Глухие согласные: ф, к, ч, ш. к, п, с, т, щ, ц)
7. Смягчите начальное в в слове, обозначающем домашнего животного, и получите другое слово.
Какие это слова? (Вол-вел).
8. Название какой птицы без начальной буквы превратится в название самой большой реки в Европе? (Иволга - Волга).
9. В каких словах достаточно заменить по одной букве, чтобы домашняя птица превратилась в небольшого зверька с пушистым мехом, животное с иглами на теле - в змею, а животное с длинными ушами - в хищную птицу? (Курица - куница, еж - уж, осел - орел).
10. Какие буквы "обижаются" на то, что их не пишут в начале русских слов? (Буквы ы, й - йод, йот, йог и др; слова на й - иноязычные заимствования).
12. Какие это слова? Подсказка: в них встречаются разделительные ь и ъ. Запишите эти слова, подчеркнув орфограмму.
1. Небольшое по размеру сочинение, помещенное в газете, журнале, сборнике (статья).
2. Приспособление для сидения (скамья).
3. Собрание представителей каких - нибудь организаций (съезд).
4. Продукты, идущие в пищу (съестное).
13. Следующее задание называется " Загадочная надпись".
Однажды ветер решил пошутить. Над дверью школы он заметил плакат. Ветер налетел и сорвал все согласные буквы. Когда утром в школу пришли ребята, то увидели такую надпись:
. о . . о .о . а . о . а . ь .
Помогите школьникам восстановить надпись (Добро пожаловать).
14. Предлагается задание: составить буквы из трех спичек. Какие это будут буквы?(а, д, ж, и, к, н, п, р, с, ц, ч,).
15. Запишите текст под диктовку.
Подчеркните и объясните орфограммы, изученные в разделе "Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография".

В Арктике

Богата, прекрасна и разнообразна наша природа. Чудесна земля Арктики. Везде лишь необъятные снежные поля, белые кручи да льды. Они то сияют в свете дня, то тонут во мраке ночи. Черная, непроглядная ночь в этом крае. Только переливаются на небе разноцветные сияния. И слышны вверху причудливые звуки, словно в небе ведут разговор звезды. А это скрипит, трещит мороз. Кажется, опасность поджидает тебя на каждом шагу.
III. Подведение итогов урока при помощи условного микрофона.
Продолжите фразу: "На сегодняшнем уроке. "

Тема: в мире букв и звуков. Урок-конкурс.
Цель: расширить знания по фонетике, развивать артикуляцию; воспитывать внимание к правилам произношения, любовь к русскому языку.
Оборудование: рисунки, таблица (гласные и согласные).
Использованный материал «Светозара»:
1. №19 – «Барада, вада, карова»;
2. №21 – «Занимательная фонетика. Звукопись»;
3. №26 – «Один из четырёх»;
4. №28 – «Один из четырёх».
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний.
1. Беседа «Знаете ли вы скороговорки?» Кто больше? Для чего они служат? Как называется этот приём (звукопись).
2. Конкурс на лучшего скороговорщика:
• Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
• Карл у Клары украл кораллы.
II. Объявление темы урока и постановка, мотивация целей, задач.
1. Слово учителя. Сперва аз да буки, потом все науки. Как понимаете эту пословицу? Аз, буки - ?
III. Работа над новыми материалами.
1. Работа с таблицей.
Звуки:
Гласные: ударные и безударные.
Согласные: твёрдые, мягкие, звонкие, глухие.
• На какие группы делятся звуки? Сколько гласных?
• Дамы гласные чуть-чуть опасные.
Если примутся кричать, не заставишь замолчать.
Скромные согласные ─ молчуны ужасные.
Сразу рот на крючок ─ и молчок.
• Какие знаете согласные?
2. Слово учителя.
Буква А очень интересная и своеобразная. Она стоит первой в русском алфавите, но много ли русских слов найдём, чтобы они начинались с А? Назовите их. Кто больше? Все они заимствованы из других языков. Русский язык не признаёт слов с буквы А. Что же касается звука А, то здесь дело обстоит по-другому. Во всех словах, начинающихся с безударной О, звучит А. Такова особенность русского произношения, которая называется «аканье». Подробнее об этом прочитайте в журнале «Светозар» (№19) – «Барада, вада, карова». Зато в середине слов буква А уже не так обижена и повторяется 3-5 раз. Назовите такие слова. Кто больше?
3. Орфографическая пятиминутка. Узнайте слова по рисункам и запишите их в словарик: панама, шаланда, абракадабра (бессмысленный набор слов или букв). Придумайте с ними предложения. Кто лучше?
4. Назовите по 2 слова, в которых А повторяется 3-4 раза (барабан, карандаш, балалайка, замарашка). Запишите их грамотно.
5. В русском языке имеется интересный звук [j] (йот), который любит прятаться в других буквах, играть в прятки. Как же это происходит? Возьмём слово край. А края? Куда делся Й? Спрятался в Я, которая теперь обозначает 2 звука. Иногда он ухитряется спрятаться даже за Ъ и Ь: съел, пью. Интересно, сколько раз встречается звук [j] в следующем отрывке («Светозар», №26, «Один их четырёх»):
Сидит колдунья, дуется на целый белый свет:
Колдунье не колдуется, и вдохновенья нет. (7)
Давайте отыщем их, сделаем фонетический разбор слов, где есть звук [j]. Кто лучше выполнит? Звук этот всегда мягкий. Запишите в рамочку:
Согласные (таблица)
Мягкие: й, ч, щ.
Твёрдые: ц, ж, ш.
Глухие: х, ц, щ, ч.
Звонкие: й, л, м, н, р.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Ответы на вопросы учителя. Кто быстрее? Какие вы знаете гласные? Согласные?
2. Работа со звукописью.
Поэты очень любят играть со звуками. Послушайте стихотворение и скажите, при помощи каких звуков передал поэт грохот грома, шелест, стук?
а) По небу голубому проехал грохот грома.
И снова всё молчит. А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро по всем зелёным листьям,
По всем железным крышам, по цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам весёлый дождь стучит.
б) «Светозар», №21. «Занимательная фонетика».
Вечер, взморье. Вздохи ветра.
Величайший возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся.
Чуждый чарам чёрный чёлн.
(К. Бальмонт)
Что услышали вы за словами? Спишите без ошибок, вставьте пропущенные буквы.
3. Работа с учебником. №144.
V. Д/з: списать и выучить стихотворение «Утёс», №145. Подготовиться к письму по памяти, теория на стр.95.
VI. Тренировочные упражнения.
Кто правильно расставит ударения в словах («Светозар», №28, «Один из четырёх»): афера, свёкла, шофёр, заём, сироты, столяр, маляр, торты, сливовый, жалюзи. Устно составить предложения со словами.
VII. Последний конкурс «Минутка для шутки».
Чем кончаются день и ночь? (ь)
Что стоит посередине Земли? (м)
Чем кончается лето и начинается осень? (о)
Что находится в начале книги? (к)
Что в человеке есть одно, а у вороны ─ вдвое, в лисе не встретится оно, а в огороде ─ втрое? (о)
За какой буквой спрятано просторной помещение? (зал)
VIII. Подведение итогов. Награждение победителей.

Наши рекомендации