Вокально-хоровая деятельность детей

Хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ среди видов деятельности детей на уроке музыки, что объясняется рядом причин:

— песенным началом российской музыкальной культуры Г.А.Струве отмечал: «Все обряды: рождение, венчание, погребение сопровождались пением. На всех праздниках наш народ пел. Пели работая, пели отдыхая. В каждой деревне уважаемым человеком был тот. Кто «работать мог и петь-играть горазд» В каждой приходской школе, реальном училище, гимназии институте — в любом учебном заведении любили и умели пси.красиво, на несколько голосов. Не говоря уже о церковных богослужениях, во время которых пели замечательные хоры Пел весь народ, от мала до велика»1;

— общедоступностью хорового пения. Практически каждый ребенок обладает от природы голосом и слухом;

— адекватностью пения психолого-возрастным особенностям детей младшего школьного возраста, и в частное т, их стремлению к активным формам освоения искусства;

— особой доступностью для восприятия в силу синтеза слова и музыки;

— значимостью воспитания чувств человеческой общности в современном мире.

В силу вышесказанного хоровому пению всегда уделялось достойное внимание в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников, свидетельством чего являются история музыкального воспитания в России, труды С. И. Миропольского, A. H. Карасева, Д. H. Зарина и др.

Особой ролью хорового пения объясняется тот факт, что в течение долгого времени учебный предмет «Музыка» именовался «Пением».

И хотя сегодня учебный предмет называется «Музыка», пение и поныне считается основополагающим в начале постижения музыкального искусства, о чем некогда писал H. Г. Чернышевский: «Пение первоначально и существенно подобно разговору»2.

________________

1 Струве Г.А. Искусство в школе. 1996 № 1 — С 50

2 Чернышевский н.г. Эстетические отношения искусства к действительности. – М., 1948. – С. 88.

Цель.хорового пения на уроках музыки в школе: способствоватьтворческой самореализации школьников посредством хорового исполнительства.

Задачи:

- образовательные — постановка и развитие голоса, формирование вокально-хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром;

- воспитательные — воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного музицирования, ибо хор это «собрание единомышленников»1;

- развивающие — развитие музыкальных способностей детей и потребности школьников в хоровом пении. Обращение к хоровому пению на уроках музыки в начальнойшколе предполагает знание учителем особенностей голоса младшего школьника. Рабочий диапазон младших школьников — в пределах первой октавы с охватом нескольких звуков второй октавы. Естественное благозвучие голоса младшего школьника проявляется в зоне примарных тонов (примерно ми — си первой октавы).

Основные вокально-хоровые навыки. В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки. Необходимым условием их формирования является певческая установка. Под термином «певческая установка» понимают комплекс обязательных требований — стоять или сидеть подтянуто, ненапряженно, развернув плечи и держа прямо голову. Так как указанные требования способствуют правильному звукообразованию, формирование певческой установки — очень важный и во многом определяющий момент хорового исполнительства.

Певческая установка непосредственно связана с навыком певческого дыхания. Тремя составляющими дыхания являются: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. Наиболее целесообразно для пения грудобрюшное дыхание, предусматривающее при вдохе расширение грудной клетки в средней и нижней ее части с одновременным расширением передней стенки живота. Ключичное (поверхостное) дыхание, при котором дети поднимают плечи привдохе, недопустимо.

С певческим дыханием связано понятие певческой опоры. В пении она обеспечивает наилучшие качества певческого звука, а также является необходимым условием чистоты интонации. Однако не следует забывать, что объяснять суть певческой опоры младшим школьникам следует очень аккуратно, так как результаты бывают обратными — дети напрягаются, сопят, поднимают плечи.

________________

1Формулировка Г.А.Струве.

Возобновление дыхания производится в установленные и oтмеченные в нотах моменты. Обычно они совпадают с границами построений, фраз, цезурами в музыкальном и поэтическом тексте. В тех случаях, когда продолжительность звучания фразы превышает физические возможности певческого голоса, применяется цепное дыхание. Основные рекомендации при цепном дыхании следующие:

— не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;

— не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь, по возможности, внутри длинных нот;

— брать дыхание незаметно и быстро;

— вливаться в общее звучание хора без акцента, с мягкой атакой (началом) звука, интонационно точно;

— чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.

Не менее важным в хоровом пении является навык звукообразования. Основными требованиями при его формировании являются:

— перед возникновением звук должен быть оформлен в мысленных слуховых представлениях школьников;

— звук при атаке осуществляется интонационно точно, без глиссандо.

Из трех типов атаки звука основной принято полагать мягкую, создающую условия эластичной работы связок. Твердая атака, при которой голосовая щель плотно смыкается до начала выдоха, и придыхательная атака, при которой смыкание голосовых связок происходит после начала выдоха, применяются в пении младших школьников крайне редко. Как правило, твердая атака может быть рекомендована для ребенка, склонного к вялости, инертности.

Формирование навыка артикуляции предполагает становление тембрального родства гласных, главным условием чего является стремление сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных.

Правильному формированию певческого звука способствует также манера произнесения слов — дикция. При этом произношение в пении строится на общих правилах орфоэпии (табл. 11).

Одной из специфических особенностей певческой дикции является «перенесение» последнего согласного звука в слоге к началу следующего за ним слога, что в итоге способствует протяженности гласного звука в слоге. Роль согласных нисколько не должна приуменьшаться, так как в противном случае небрежность произношения последнего согласного затрудняет восприятие слушателя.

Понятие ансамбль означает художественное единство, согласованность всех компонентов исполнения. В связи с конкретностью

Вокально-хоровая деятельность детей - student2.ru

задач в хоровом пении различают ансамбль динамический, ритмический, тембровый. П. Г. Чесноков, определяя условия пения в ансамбле, полагал, что певцу надо возможно более уравновешиваться по силе звука и сливаться по тембру со своей партией, партии — уравновешиваться в хоре, а дирижеру — регулировать силу и окраску звука как отдельных певцов, так и целых партий.

Работу над ансамблем в хоровом пении младших школьников затрудняет недостаточная степень внимания и выдержки. B.C. Попов отмечал: «Обязательно найдется в хоре мальчик или девочка, которые вдруг начинают петь громче, чем другие, или ускорять темп, или, наконец, просто смотреть в сторону, отключаясь от творческого процесса»1.

_____________

1 Бандина А., Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. — М, 1981. — Вып. 1. - С. 11.

Пение в ансамбле тесно связано с хоровым строем — точным интонированием в одноголосном пении (мелодический строи) и многоголосном пении (гармонический строй).

В работе над трудностями строя следует придерживаться пра вил интонирования ступеней лада.

I, V — интонируются в мажоре устойчиво, в миноре с тенденцией к повышению;

IV — в миноре при движении мелодии вверх — с тенденцией к повышению; при движении вниз — с тенденцией к понижению, в мажоре — устойчиво;

II — интонируется высоко;

III — в мажоре интонируется высоко, в миноре — низко;

VI — в натуральном миноре и гармоническом мажоре интонируется с тенденцией к понижению; в натуральном мажоре и мелодическом миноре интонируется высоко;

VII — в мажоре и гармоническом миноре интонируется с тенденцией к повышению, в натуральном миноре — с тенденцией к понижению1.

Общие методические положения по организации вокально-хоровой работы с младшими школьниками. Целью в организации вокально-певческой работы на первом этапе знакомства детей с музыкальным искусством является развитие физиологической и психологической основы певческой культуры исполнителя. Карасев полагал, что «первый способ знакомства с музыкальным материалом есть слушание других, и это слушание, смотря по тому, как поют...при ребенке, должно иметь влияние и на будущее музыкальное развитие ребенка». В основе подобного овладения культурой лежит предрасположенность детей к подражанию. Поэтому педагогически целесообразным является слушание детьми голоса учителя, что постепенно вырабатывает у младших школьников устойчивость слухового внимания. Не менее интересно объяснение немецкими исследователями значимости хорового показа педагогом. Так, было замечено, что в то время, как глаз активно реагирует на чувственный раздражитель благодаря сложной игре глазных мышц, ухо подобными мышцами не обладает, его активная сторона — гортань, весьма тонко воспроизводящая услышанное.

При первом знакомстве с детьми учителю надлежит в игровой форме провести диагностику уровня развития музыкального слуха и певческих данных учащихся. На основании полученных данных следует обучать учащихся дифференцированно — в трех интонационных группах. Первую группу составляют дети с диапазоном не менее сексты (ре-си), интонирующие мелодию безподдержки инструмента, поющие звонким, естественным звуком. Кюрую — дети с несколько суженным диапазоном, нестабильной интонацией. К третьей группе можно отнести «гудошников». Ригина предлагает разместить детей в классе следующим образом: третью группу посадить на первые парты, вторую группу — за ними, учащихся первой группы — на задних партах1. По мнению П.А.Орловой и Ю.Б.Алиева, совет сажать неверно интонирующих детей ближе к учителю обусловлен двумя моментами: во-первых, хорошо, что отстающие дети будут сзади себя слышать правильное пение, а во-вторых, учителю легче следить за их развитием.

Причины плохой интонации могут быть следующие: нелюбовь к пению, стеснительность, общая апатичность или чрезмерная активность, отсутствие координации слуха и голоса, заболевания голосовых связок, физиологические расстройства слухового аппарата, слабость слухового внимания, мышечная зажатость. Если причины плохой интонации не связаны с физической патологией, для многих учащихся проблема чистого интонирования, как правило, разрешима при условии систематичности занятий и постоянства педагогического контроля.

Но ошибочно думать, что все внимание учителя будет посвящено только плохо интонирующим детям. Дифференцированное обучение предполагает наряду с работой с «гудошниками» активизацию хорошо поющих детей посредством поручения им соло, а также участия в показе-образце правильного пения.

С первого урока необходимо познакомить учащихся с основными дирижерскими жестами — ауфтактом (вниманием, дыханием), вступлением и окончанием пения (снятием). В образной форме можно сравнить каждый жест с цветом светофора: вынесенная вперед рука учителя (желтый свет — «внимание»), вступление (зеленый свет — «поем»), снятие (красный свет — «молчим»).

Также с начала работы с детьми следует познакомить их с вокально-певческой установкой, объяснив, что если человек хорошо сидит, он хорошо себя чувствует, а следовательно, хорошо поет.

Объясняя младшим школьникам механизм дыхания, можно предложить им поставить руки на пояс, бесшумно вздохнуть, наполнив животы воздухом как воздушные шары, и на мгновение «понарошку» «закрыть дыхание на ключик»2. Также среди практических упражнений с детьми по выработке правильного совместного дыхания применяется следующий прием: по руке дирижера,

_______________

1 В дальнейшем в зависимости от успехов учитель переводит ребенка из одной группы в другую.

2 Задержка дыхания непосредственно мобилизует голосовой аппарат к началу пения.

показывающей движение вверх (ауфтакт), дети осуществляют вдох, затем, когда рука задержалась в своей верхней позиции, певцы задерживают дыхание, и, наконец, при движении руки дирижера вниз — делают выдох. С учетом специфики младшего школьного возраста учитель может предложить детям произнести детскую считалочку «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки», вздохнуть и на выдохе просчитать: «раз Егорка, два Егорка...» (и так до полного выдоха). Предлагаемое упражнение способствует развитию у младших школьников способности экономно расходовать дыхание, «...чтобы при наименьшей затрате воздуха получить большой запас звука и притом наилучшего качества»1. Не следует переполнять грудную клетку воздухом. Для этого уместно рекомендовать детям делать вдох, как бы ощущая при этом нежный аромат цветка, а выдох так, чтобы пламя свечи, как бы расположенное у рта, не шелохнулось.

Формируя навыки певческого дыхания у младших школьников, учителю также следует учесть, что ввиду поверхностного и короткого дыхания дети часто делают вдох в середине слова или музыкальной фразы, что недопустимо в хоровом исполнительстве.

Постепенно вводится понятие «купола» (как средства, способствующего объемности звучания), ансамбля (как умения петь слаженно и дружно), строя (как умения слушать и слышать свое пение и звучание всего хора), звукообразования. Л.М.Абелян с учетом специфики младшего школьного возраста объясняла значимость навыка звукообразования так: «Для того, чтобы научиться петь, надо уметь отличать красивое пение от некрасивого. Ваши уши — это контролеры. Они определяют — правильно или неправильно поют песню. Следи, чтобы во время пения рот был округлым, как будто ты держишь во рту небольшую сливу. Мышцы лица не напрягай. Открывай рот только в высоту, а не в ширину. Когда открываешь рот в высоту, сразу образуется купол, становится много места для звука, и он как бы расправляется, встает во весь свой рост (ведь недаром в концертных залах высокий потолок). Ни при вдохе, ни при выдохе старайся не толкать звук. Представь, если ты толчком поставишь на стол стакан с молоком — оно прольется. Так и звук — он сразу "расплещется"»2.

Формируя представления младших школьников о правильной артикуляции, учитель постепенно из урока в урок должен добиваться свободы певческого аппарата, положения разжатых зубов при пении гласных о и о, собранности губ при пении и,

________________

1 Чесноков П. Хор и управление им. — М.,1952. – С. 51.

2 Абелян Л. М. Как Рыжик научился петь. – М., 1989. – С.11

ю, округлости звучания гласной я, близкой по вертикальности формообразованию гласной ё.

Важным практическим советом является рекомендация В. С. Попова, предлагающего следующую очередность формирования гласных:

— сначала следует больше использовать гласные, при которых хорошо раскрывается глотка, звук льется непринужденно, отсутствует носовой призвук; предпочтительна гласная у;

— йотированная гласная ю — с целью выработки высокой позиции, мягкости звучания;

— гласные о, е — с целью округлого, красивого звучания;

— гласная и — с целью нахождения яркого звучания и мобилизации голосового аппарата;

— в последнюю очередь — a и e, при их звукообразовании глотка резко уменьшается, в активную работу включается язык, который может вызвать ненужное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта, особенно на звуке а, снижает активность дыхания и голосовых связок.

Необходимо также с первых уроков обращать внимание детей на четкость дикции в пении, по значимости равную четкости актерской дикции в театре'. Формируя у детей навык четкой дикции, можно использовать с целью активизации работы артикуляционного аппарата прием произнесения текста песни «по секрету» — шепотом, четко произнося слова. Возвращаясь к пению, важно, исключив излишнюю утрированность движения губ, сохранить четкость и ясность произнесения текста.

Формируя у детей навык высокой певческой позиции, можно просить их проговорить отдельные фразы голосами героев любимых мультфильмов или сказочных персонажей, а затем попытаться в пении сохранить те же самые ощущения. Также полезно пение песен с нисходящим движением мелодии.

На основе сформированных в 1-м классе вокально-хоровых навыков работа учителя в дальнейшем строится на закреплении достигнутых результатов и дальнейшего развития певческого аппарата, в частности диапазона детского голоса. С постепенным формированием организма в тембре младших школьников второго и третьего года обучения появляется звонкость. Певческое дыхание становится более протяженным, слуховой контроль — более активным. Учитывая эти изменения в певческом развитии младших школьников, учитель вправе обращаться к более сложным произведениям песенного репертуара — с более широким

________________

1 Замечено, что акустически согласные звуки в сравнении с гласными обладают меньшей громкостью, что и требует их утрированного произношения в пении.

диапазоном, более объемными фразами, с элементами двухголосия. Наряду с пением по слуху целесообразно активизировать процесс музицирования пением по нотам. При этом основными критериями правильного пения по-прежнему остаются такие характеристики звука, как естественность, «серебристость», по летность.

Методика работы с вокально-хоровым репертуаром. Во кал ь но-хоровая работа над произведением условно состоит из следующих этапов: ознакомление с песней, освоение мелодии и текста, работа над выразительностью интерпретации, закрепление и повторение.

Ознакомление начинается с показа произведения учителем, цель которого — заинтересовать учащихся предлагаемой песней. Показ подразумевает краткую вступительную беседу, а также эмоциональное исполнение песни учителем. После прослушивания песни детьми целесообразно проанализировать средства музыкальной выразительности, выбранные композитором для раскрытия образа.

Разучивание песни проводится по фразам. В 1 классе — по слуху, во 2—4 классах — желательно по нотам. Показывая каждую фразу, учитель обращает внимание на характер мелодии, особенности ритма. В дирижировании следует использовать «рабочий» жест, наглядно фиксирующий мелодические скачки и другие интонационные особенности. Разучивая песню, учитель объясняет непонятные детям слова, стремится к осмысленному и прочувствованному произнесения текста.

В процессе разучивания позитивно использовать не только показ учителя, но и хорошо интонирующих детей. Для индивидуального контроля развития вокально-певческих данных детей рекомендуется использовать прием пения «по цепочке», когда дети бережно «передают» друг другу мелодию, пропевая по фразе.

Также в работе полезно поделить класс на группы и попеременно исполнять отдельные фрагменты песни либо сочинения в целом. Такой методический прием способствует развитию слухового контроля, а также формированию аналитических способностей детей.

Если песня написана в куплетной форме, целесообразно начать разучивание с припева. В песнях с трудной мелодикой запева позитивно использовать пение солистов, хору поручается при этом исполнение припева.

Как правило, работа над одним произведением рассчитана на несколько уроков: на одном дети знакомятся с песней и выучивают 1-й куплет, на втором уроке — повторяют 1-й куплет и учат текст следующих куплетов, на третьем уроке — выстраивают с учителем исполнительский план.

Из-за недостаточного произвольного внимания младших школьников (особенно учащихся 1-го и 2-го классов) на каждом уроке следует работать не над одним произведением, а как минимум, над двумя — контрастными по характеру и трудности. Так, если одна из песен знакома детям по предыдущему уроку, вторая может быть новой, если первая — оживленная по характеру, вторая — спокойная и неторопливая и т.д.

Более сложной является работа над песнями, где аккомпанемент не дублирует мелодию, а только гармонически поддерживает ее. Обращение к подобным песням явится подготовкой детей к двухголосному пению. При этом важно научить детей слушать сочетание голоса и сопровождения.

Если предлагаемая для разучивания песня двухголосная, учитель при показе песни должен исполнить поочередно оба голоса. Затем с каждым голосом по фразам разучивается хоровая партия. Когда дети познакомятся с музыкальным материалом, можно предложить в момент пения одного из голосов другому голосу мысленно (про себя) пропевать свою мелодию. После чего следует предложить детям пропеть оба голоса с условием слушать друг друга, при этом учитель одному голосу подпевает, другому подыгрывает на музыкальном инструменте.

Значительно облегчает процесс разучивания двухголосного произведения нотная запись, мобилизующая сознательное отношение учеников к пению.

В работе над произведением без сопровождения позитивна предварительная «настройка» детей (учитель пропевает первый звук, дети его повторяют, долго вслушиваясь в унисон), фермата («задержка») на отдельных звуках по указанию учителя.

Когда музыкальное произведение хорошо усвоено детьми, оно может быть исполнено с движениями, музыкальными инструментами. Так, чудесным орнаментом явится звучание ложек в русской народной песне «Как у наших у ворот» (1 класс), будто рисуя «капельки дождя», прозвучит металлофон в песне «Скворушка прощается» Т. Попатенко на сл. М.Ивенсен (3 класс), особый задор придаст бубен звучанию итальянской тарантеллы «Макароны» (4 класс).

Наши рекомендации