Результат работы второго этапа
Этапы работы над проектом
Первый этап «Разработка проектного задания»
Задачи:
1) Познакомить с методом проекта;
2) Определить тему, цель проекта и время его выполнения;
3) Организовать творческие группы и распределить их обязанности и роли;
4) Определить источники информации и выбрать формы работы по реализации проекта.
Результат работы первого этапа:
1. Вводная лекция преподавателя о проектировании.
2. Проект на тему «Образ Дома в русской литературе». Цель проекта: проследить эволюцию темы Дома в русской литературе через состояние души людей, в нём живущих.
Время работы над проектом 2 семестр, промежуточные результаты – окончание месяца. Создание творческой группы, члены которой работают индивидуально и парами.
В группах есть исследователь, литературовед, биограф и историк.
3. Источники информации: библиотеки.
Постоянно действующая книжная выставка «Русский дом: жизнь и судьба – сквозь годы испытаний», на которой представлены произведения следующих авторов:
А.П. Чехов, И.А. Бунин, И.С. Шмелёва, М.А. Волошина, М.И. Цветаевой, М.А. Булгакова, М.М. Пришвина, А.И. Солженицына, Ф.А. Абрамова, К.Д. Бальмонта, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого.
Формы работы по реализации проекта:
Творческие работы обучающихся по теме проекта (сочинение, отзывы, доклады, викторины, тезисы и т.д.).
Второй этап «Разработка проекта»
Задачи:
1. Создать гипотезу счастливого дома, опираясь на художественные тексты;
2. Подобрать произведения русской литературы по теме проекта;
3. Определить круг тем и вопросов, в них рассматриваемых;
4. Дать индивидуальные и групповые задания.
Результат работы второго этапа
1. Гипотеза: «Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив». (И.С. Шмелёв «Лето Господне»).
2. Произведения, выбранные для работы по теме проекта: Н.В. Гоголь «Мёртвые души», Л.Н. Толстой «Детство», «Война и мир», И.С.Шмелёв «Лето Господне», М.А. Булгаков «Белая гвардия», Ф.А. Абрамов «Дом».
Темы и вопросы в них рассматриваемые:
1. «Традиции русской литературы в раскрытии темы родного дома». (1 группа)
1. В каких произведениях русской литературы 19 века мотив дома является одним из важнейших. Какова роль описания в них?
2. Какие традиции в раскрытии темы Дома сформированы в русской классической литературе.
2.«Образ дома в литературе 20 века»
Образ Дома в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне» (2 группа).
1. Смысл названия и особенности композиции романа. Как вписан в него образ Дома? Быт и бытие в романе. Как через описание дома раскрывается духовный мир ребёнка, его становление, приобщение к православным ценностям? Мастерство описаний, яркость, красочность языка.
2. Ограничено ли пространство романа рамками одного дома? Как происходит расширение границ повествования? Как входят в мотивную структуру романа темы русской истории, семейной, национальной и человеческой памяти? Какова роль эпиграфа? В чём смысл образа дома в романе?
3. Стиль, порядок, уклад дома. Какие традиции, принципы жизни семьи и окружающих становятся основой духовного мира растущего человека? Как происходит формирование русского национального характера? Какие черты он включает?
3. Исследование образа Дома в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» (3 группа )
1. Какие жизненные впечатления М.А.Булгакова нашли отражение в романе? Почему роман не был полностью опубликован при жизни писателя, а публикация отрывков в 20-е года вызвала шквал резко негативных откликов? Какова позиция автора в оценке Гражданской войны и её движущих сил? Время и место действия. Что интересного, необычного в их обозначении? Какова роль эпиграфа романа? Какие контрастные образы – символы использованы писателем? Как включается в них образ Дома?
2. Идеал Дома в жизни и творчестве М.А. Булгакова. Почему после публикации романа в 1966 году писателя нередко упрекали едва ли не в мещанстве, обывательщине? Чему противостоит Дом в романе? Как он описан? Какова роль великих творений искусства? Какие философско-насыщенные образы-символы использованы в описании Дома?
3. Дом как сохранение культуры человеческих отношений. Во что верят, что отстаивают, что не приемлют герои романа? Что свойственно всем обитателям Дома? Каково отношение автора к ним и как оно выражается? Идеализирует ли их писатель? Поэзия и юмор в раскрытии характеров. Вера и любовь в жизни героев.
4. Что вкладывает Булгаков в понятие «Дом»? В хаосе трагических событий эпохи дом Трубиных – это…(сформулируйте и раскройте каждое положение). Смысл названия романа. Роль образа Дома в глобальном конфликте Добра и Зла, в раскрытии идеи произведения.
Дом в романе Ф.А.Абрамова «Дом» ( 4 группа)
1. Почему роман, завершающий трагедию о судьбе русской деревни, называется «Дом»? Дайте все толкования заглавия, подтверждая их цитатами из текста. Какой из пекашинских домов ближе всего идеалу автора? Мастерство бытописания. Использование образов-символов.
2. Трагедия русской деревни как большого крестьянского дома. Чем держалась деревня на «путях-перепутьях» истории? Каково ёе состояние в начале 70-х годов? Раскройте на материале романа его причины: социально-политические; экономические; исторические; духовно-нравственные. Какие из них кажутся вам самыми важными?
3. Разрушение дома народной души. Чем вы объясните состояние семьи Пряслиных, которая в предшествующих романах была нравственным эталоном деревни? Дайте духовный потрет Михаила, Петра, Егория. Счастливы ли герои? Какие христианские заповеди нарушает каждый из них? Кто из персонажей романа живёт или стремится жить по этим заповедям? Могут ли они повлиять на состояние Дома? Согласны ли вы с этим критическим высказыванием о романе: «Ф. Абрамов написал произведение, отмеченное печатью уныния, тоски, безысходности?» С каким чувством вы закрыли роман?
4. Можно ли возродить порушенный Дом? Какие пути к этому намечаются и проверяются в романе? Какой из них кажется вам наиболее убедительным? В чём причина перелома, происшедшего в душевном состоянии героев? В одном из интервью писатель сказал: «Россия прощается и прощается навсегда со своей тысячелетней избяной историей». Такова ли ваша главная мысль после прочтения романа?
Задание «биографам», «исследователям», «литературоведам», «историка»:
1.) Изучать литературу по проблеме её исследования
2.)Подготовить доклады по теме
3.)Подготовить тезисы к докладам
4.) Подобрать к докладу эпиграф, найти иллюстрации, фотографии, отображающие ту эпоху
5.) Подготовить тезисы к докладам
Третий этап «Оценка подготовительной работы»
(2 семестр).
Задачи:
1. Разработать требования к работам и критерии их оценки.
2. Проанализировать выполнение проектных заданий.
3. Обсудить достигнутые результаты.
Результат работы третьего этапа:
1. Требования к работам, допускаемым к защите на конференции.
2. Критерии оценки работ и начисляемые баллы.
3. Готовность каждой творческой группы к защите проекта.
Четвёртый этап «Защита проекта и рефлексия»
Задачи:
1. Определить итоговую форму и план работы по защите проекта.
2. Продумать оценку работы каждой творческой группы на самой защите.
Результат работы четвёртого этапа:
Оценка работы творческих групп на защите проекта.
1) Значимость и актуальность выдвинутых проблем.
2) Использование методов исследования и обработки полученных результатов.
3) Активность каждого участника в создании проекта.
4) Глубина проникновения в проблему, привлечение знаний других предметных областей.
5) Характер общения в группе.
6) Уровень владения материалом по проблеме исследования - умение донести его до слушателей.
7) Умение отвечать на вопросы оппонентов (лаконичность, аргументированность и т.д.).
8) Эстетика оформления проекта.
Подготовка к защите проекта.
· Защиту проекта провести в форме конференции.
· На уроках информатики распечатать программу конференции.