Глава II. Гюстав Курбе

Гюстав Курбе – французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Он считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.

Жан Дезире Гюстав Курбе родился в небольшом селении Лизьер близ Орнана 10 июня 1819 года. Недалеко от Безансона, в департаменте Ду, почти на границе со Швейцарией, небольшой, провинциальный городок с добрыми, как принято говорить – мы знаем их по романам Бальзака, Зола и Додэ – провинциальными правами. По -провинциальному весь в зелени, в тиши, вдали от остального мира, занятый лишь собой и своими несложными заботами. Хорошая, простая, полу-крестьянская семья. В этом вся среда, в которой прошли детство и юность художника.

Учился в коллеже в Безансоне, в школе рисования у Флажуло, в Париже посещал ателье Сюиса, где работал на живой модели, в Лувре копировал работы старых мастеров. Испытал влияние живописи Веласкеса, Рембрандта, Халса. Посетил Англию, Голландию, Германию, Австрию. Работал в Париже, Орнане, Ла-Тур-де-Пельсе.

«Орнанский мастер» – это имя, данное ему народом. Он им гордился.

Талант Курбе сейчас общепризнан. Но всегда вокруг его имени велись и продолжают вестись баталии. Это первый западноевропейский художник, открыто провозгласивший своим творческим методом реализм. Так же художник являлся членом Парижской Коммуны. Курбе остается ключевой фигурой не только для изучения художественных процессов, происходивших в XIX веке, но и тех явлений, которые имеют место в наши дни.

Его реализм порождал скандалы на протяжении всей его жизни...Рихард Мутер писал: «Его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал так же естественно, как другие едят, пьют или разговаривают.»

Бунтарь Курбе – это автор тематических картин о современности, человек, открыто демонстрирующий свои симпатии к трудовому люду, художник, влюбленный в окружающую действительность, воспринимающий ее такой, какая она есть. Весь его творческий метод построен на основе внимательного изучения натуры. Любой самый обыденный мотив кажется ему интересным и значительным. Он наблюдает за изменением цвета, очертаний предметов в зависимости от времени дня, освещения, но стремится выявить во всем многообразии окружающих его явлений какие-то основные черты.

Курбе любил повторять, что сложился как художник самостоятельно и отрицал воздействие на него кого-либо из старых мастеров (я «курбетист!»)

Курбе пишет не столько кистью, сколько ножом, тряпкой, даже пальцем. Перенося краску на холст, он наносит ее плотным слоем, вылепливая цветом формы. Часто в работе Курбе предпочитал шпатель. Форсирование живописных средств (особенно фактуры), свойственное Курбе, находится в полном согласии с его бунтарской натурой и декларацией реализма. Природа в его интерпретации представляется сделанной руками могучего строителя, который более всего заботился о добротности материала и прочности конструкции. Небо, подобное плотному занавесу, густое, как смола, море, окаменевшая уступчатая земля – таков Курбе в своих маринах. Выразительность ландшафтов Курбе во многом обеспечена замечательной простотой композиции (известная «Хижина в горах», написанная незадолго до смерти мастера). Естественный реализм барбизонцев приобрел у Курбе революционно - программный характер.

Сезанн, долгое время находившийся под влиянием Курбе, сказал о нем очень точно: «Он строитель, каменщик, краскотер. У него каменная кладка как у римлянина. <…> Ну да, Прудон заморочил ему голову своим реализмом, но, по правде говоря, этот знаменитый реализм - как и романтизм Делакруа – Курбе вколачивал его сильными ударами кисти только в некоторые свои произведения, самые кричащие и, конечно, не самые лучшие. И вообще у него реалистичен был скорее сюжет, чем исполнение. Он всегда все видит скомпонованным, он видит так, как видели старые мастера.»

Курбе не был теоретиком, он был неспособен, как Милле, к глубоким философским размышлениям. Его стихия – живопись. Вместе с тем Курбе любил выступать, декларировать свои взгляды в манифестах, статьях, письмах. Его высказывания об искусстве непоследовательны, противоречивы, не столь оригинальны. Постоянно вращаясь в среде литераторов, критиков и философов, он впитывал в себя их мысли, порою преломлял их в своем сознании, а порою воспринимал их без всяких комментариев. Но так или иначе эти высказывания становились его достоянием, он искренне верил в них, делался их неутомимым пропагандистом. Именно через него они получили широкое хождение в художественной среде, оказывая влияние на молодежь.

По сравнению с Милле и Домье орнанский мастер уделял больше внимания индивидуализации образов. Правда, это происходило далеко не во всех картинах, но такие произведения как «Похороны в Орнане», «Ателье», «Встреча», являются не только тематическими картинами, но и групповыми портретами. Курбе приходит в них к типическому образу, отталкиваясь от конкретного персонажа. Установка Курбе – это установка на полноту внешнего сходства. Без натуры он работает в каких-то редких, исключительных случаях, да и то, когда пишет второстепенные части картин. Он страстно привязан к окружающим его людям, вещам и в единичном, в реально существующем факте или лице видит проявление всеобщей закономерности.

Однако, говоря об индивидуализации образов у Курбе, нельзя не сказать, что он акцентирует внимание не столько на внутреннем мире модели, сколько стремится к ясной социальной характеристике. Для него тот или иной человек интересен прежде всего не как сложная, многогранная личность со своими переживаниями, а как яркое выражение определенного социального характера. Полотна Курбе дают ясный ответ, на вопрос о том, какое место занимает человек в современном обществе, каковы его отношения с окружающей средой и природой, но они не раскрывают внутренние конфликты человека XIX столетия.

Истоки реализма Курбе отчасти кроются в модной тогда философии позитивизма, а отчасти – в желании шокировать общество. «Отцом» позитивизма был Огюст Конт (1798-1857), учивший, что верить следует лишь тому, что доступно зрению и чувственному опыту. Не оставляя места метафизическим играм разума, его учение подталкивало художников к отказу от воображения и добросовестному переносу на холст того, что у них перед глазами. Сам Курбе писал, что «картина может быть лишь отображением реально существующих предметов». Именно такова его картина «Похороны в Орнане», где запечатлено погребение деда художника в 1848 г.

Монументальные «Похороны в Орнане» изображают простых жителей городка Орнан, собравшихся на кладбище и внимающих надгробному слову кюре. Во всей сцене нет ничего возвышенного или символического – ни единого намека на что-то, кроме простых похорон. Но, как ни парадоксально, именно отсутствие символизма донельзя разъярило критиков, которые сочли эту величественную трактовку будничной сцены умышленным оскорблением традиционных духовных ценностей.

Курбе был гордым, даже упрямым человеком. Он писал крупные полотна, ибо жаждал быть замеченным. «Малыми картинами имени не сделаешь», – писал он. «Я должен создать большое полотно, по которому люди узнают меня таким, каков я есть. Мне нужно все или ничего». Такой человек не мог писать «как все», для него путь к славе лежал через скандал.

Пожалуй, самая известная его картина – «Здравствуйте, господинн Курбе» (1854), где гордо шествующего по дороге в Монпелье художника приветствует богатый меценат. Самого себя Курбе изобразил в богемном виде, без сюртука, с мольбертом за спиной и толстой тростью простого ремесленника. Его знакомый, напротив, имеет вид значительного человека, безупречно одет и путешествует в сопровождении слуги. И все же этот богатей снимает шляпу перед художником, на лице которого написано надменное превосходство. Идея ясна, как день – художник более велик, чем его покровитель. Для Курбе это и был истинный реализм, и чем большее возмущение он вызывал, тем лучше.

Большая выставка Курбе, связанная со 110-летием со дня рождения, открытие в 1929 году в Пти-Пале в Париже, явилась крупнейшим событием художественной жизни и вместе с тем показала, что Курбе к этому времени уже не был «властителем дум» молодого поколения французских художников. Более актуальным тогда казалось наследие Делакруа, широко показанное в том же Пти-Пале годом позднее. Но очень скоро иные тенденции, корни которые уходили в настроения отчаяния и безнадежности, порожденные у молодежи Франции опытом 1-ой мировой войны, стали проявлять себя в искусстве в ужасающих формах «антирациональных» направлений. Это был сперва «дадаизм» (от слова «да-да», имитирующего бессмысленный лепет младенца), затем «сюрреализм» с его проповедью подсознательного, патологического. Разумеется, тут уже было не до Курбе. Однако шумливые «успехи» всевозможных упадочных направлений в живописи не могли нанести серьезный ущерб оценке реализма Курбе даже в самой Франции, где, собственно, и появились на свет все эти модные направления.

Пробуют нас уверить, что Курбе нынче более несовременен: напротив, мне кажется, что все торжество его мысли, его проповеди – еще впереди, и нынче они более нужны, чем когда-нибудь. Ведь он требовал того, что в искусстве дороже всего, что неоцененно и вечно талантливо: высказанной правды, реализма, а реализм, по его словам, есть искусство демократическое, то есть искусство справедливое, зрячее и чуткое, соответствующее нынешней душе, чувству, понятное всей людской массе безраздельно.

Курбе воплотил в искусстве очень широкого охвата жизни свое новое, материалистическое и активное мировосприятие. Он великолепен в изображении цветов, и как художник -анималист, и как великий пейзажист, изображавший и сады, и леса, и горы, и море, и небо то сияющее, то грозовое; но выше всего его мощь в изображении человека, будь то портрет или этически обобщающие большие многофигурные композиции, которые он по праву называл «историческими картинами». Провозгласив лозунг социальной утилитарности искусства, Курбе для выражения своих ощущений и идей нашел свой живописный язык художественной правды, целостный, подлинный и неподражаемый. То, что самое сильное художественное слово века было сказано им, «плебеем», гордым своей противопоставленностью буржуазии, разумеется, является многозначительным.

Курбе отрицал пользу непосредственного ученичества. Его плодотворное влияние несравненно глубже. Он призывал художников своей эпохи обратиться к правде подлинной современной жизни.

После Давида и Домье во Франции не было художника, который бы с такой же остротой поставил перед своими собратьями по искусству требование быть гражданами своей родины. Курбе видел в этом одно из условий художественной жизнеспособности и полноценности художника.

Курбе с его прекрасными творческими свершениями, темпераментной борьбой словом и делом за реалистическое искусство остается для наших художников союзником, примером и призывом, а для широкого круга советских людей – дорогим и вечно живым образом художника - гражданина.

Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане», «Автопортрет с трубкой», «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна» (все пять - в Лувре, в Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» (в Лильском музее ), «Разбиватели шоссейного камня» (хранилась в Дрезденской галерее и погибла в 1945), «Пожар» (картина, в связи своей антиправительственной темой, уничтоженная полицией), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи, в которых талант художника выражался ярче и полнее всего. Курбе - автор нескольких скандальных, не выставлявшихся, но известных современникам эротических картин («Происхождение мира», «Спящие» и др.); это также органично вписывалось в его концепцию натурализма.

Наши рекомендации