Приложение 2. Пример составления сравнительной таблицы Вильфредо Парето Габриэль Тард Гюстав Лебон Зигмунд Фрейд Эрих Фромм

Пример составления сравнительной таблицы

  Вильфредо Парето Габриэль Тард Гюстав Лебон Зигмунд Фрейд Эрих Фромм
Биографическая справка (1848 —1923) Париж. Учился в Политехнической школе. Занимался публицистикой, исследованиями. Умер в Швейцарии. (1843—1904) Франция. Получил юридическое образование, вел судебную практику, позже занялся социологией. Преподавал в нескольких университетах. Умер в Париже. (1841-1931) Франция. Учился в Парижском университете. Публиковался, изучал медицину, археологию, психологию, социологию. Умер в 1931. (1856-1939) Австро-Венгрия. Учился в Венском университете. Работал в больнице, занимался частной практикой, проводил исследования. Умер в 1939. (1900-1980) Германия. Учился в в Гейдельбергском университете, преподавал в разных заведениях. Изучал психоанализ и проводил исследования, занимался частной практикой. Скончался в 1980 в Швейцарии.
Ключевые категории · Теория социального действия · Логические и нелогические действия · Теория равновесного общества · Теория циклов, циклического развития общества · Теория элиты, круговорот элит · Резидуи · Деривации     · Психологизм · Социальное взаимодействие · Подражание, законы подражания, типы подражания · Противоположение, приспособление, подражание · Изобретение · Толпа, публика · Мода · · Толпа · Психология толпы · Коллективная душа · Закон духовного единства толпы   · Социальный физиологический психоанализ · Анализ сновидений · Ошибочные и непредназнамеренные действия · Свободные ассоциации · Роль бессознательного – инстинкты и либидо · 3-х уровневая структура личности · Психофизиологическая социальность · Ранняя социализация, интериоризация · Психология толпы · Гуманистический психоанализ · Социальный характер. Типы социального характера · Социокультурные базовые потребности человека · Природа человека – биосоциальная телесно-духовная целостность · Экзистенциональная дихотомия · Типы социальной ориентации поведения человека · Здоровое общество · Отчуждение · Свобода выбора социального действия · Идентичность
Понимание социальной реальности Социальность – это реальность, созданная нелогичным действием на основе чувств. Нелогические действия возникают под влиянием резидуев («остатков»), т.е. это различные предрасположенности, установки, стереотипы, страсти, предрассудки, эмоции, обычаи, чувства, традиции, нравы . Под социальной реальностью (социальной жизнью) Тард понимает социальное взаимодействие, возникающее на основе подражания – взаимного влияния одного «Я» (индивида) на другое «Я» (индивида) в результате непреодолимого, психического стремления людей к подражанию друг другу.   социальной реальностью для Лебона является поведение людей, образующих определенную группу, в котором выражаются его проявления.   Реальность создается человеком под воздействием бессознательных, психологических инстинктов, которыми являются страсти, инстинкты, побуждения, то есть все то, что спрятано глубоко в подсознании. Но, прежде всего, говорит о роли сексуальных побуждений. Роль сублимации. Социальность выражается в социальном поведении и проявляется в социальном взаимодействии с другими. Она обусловлена разными системами ориентаций (мазох., садист., гуман.)
Общее:. Различное:
Понимание объекта Объект – человеческое общество,социальные группы, а именно элиты и социальное действие человека.   · Объектом исследования выступает индивид, поскольку именно он является источником социальности, вступая во взаимодействие с другими на основе подражания; также объектом исследования выступает публика и общество в целом. –   В качестве объекта исследования Лебон рассматривает поведение больших групп людей, «толпы», «массы», народа.   В качестве объекта исследования выступает человек, но главное – его сфера бессознательного. Объект своего исследования – с трех точек зрения: · Природа человека; · Социальное поведение; · Общество. Через дихотомии, социальные ориентации в поведении и социальный характер.  
Общее: Различное:
Понимание предмета Предмет – механизм, с помощью которого создается социальное действие – это резидуи, психические свойства. Это социально-психологический подход. Предмет исследования Тарда связан с изучением законов подражания, психологическими явлениями верованиями, желаниями, намерениями, подражанием.   Предметом анализа Лебона считаются неосознаваемые моменты душевной жизни, которые коренятся в бессознательном субстрате психики и влияют на мотивы поведения. Таким образом, основной предмет анализа – психологические законы поведения толпы и индивида в толпе.     · Влияния через механизм сублимации на социальное поведение человека и больших масс; · Влияния на взаимоотношение человека с обществом и его конфликт с культурой; Влияние на процесс возникновения и развития культуры, религию, социальность Предмет исследования состоит в рассмотрении законов и принципов действия человеческого фактора в общественно-историческом процессе, а также в выявлении роли психологического фактора в качестве активных сил в социальном процессе.  
Общее: Различное:
Понимание человека, индивида, связь с группой Человек – существо чувства, веры, а не разума, ему присуща потребность в псевдологическом обосновании задним числом своего нерационального поведения. В социальном действии участвуют человеческие индивиды, наделенные чувствами. Именно чувства, обусловленные психическим складом индивидов, — главная пружина, приводящая в движение всю систему.   индивид формируется благодаря воздействию психологических особенностей человека, его желаний, идей, верований. Создает реальость благодаря его внутренней психологической потребности к взаимодействию с другими на основе подражания. Роль творческой личности. человек действует под влиянием эмоций. В толпе же он теряет свою индивидуальность и превращается в «человека толпы». Под действием закона «духовного единства толпы» любой человек, попадая в толпу: · утрачивает способность рассуждать; · утрачивает личную ответственность за своё поведение; · утрачивает личностные свойства и индивидуальные черты; · происходит резкое преобладание чувств над интеллектом.   Фрейд выводит трехступенчатую структуру личности: · Оно (инстинкты); · Я; · Сверх-Я.   Природа человека– биосоциальная телесно-духовная целостность, а движущей силой человеческих желаний являются социокультурные базовые потребности: коллективизм, самоутверждение, привязанность, самосознание, образцы.
Общее: Различное:
Методология · теорию циклов – его отличительная характеристика как представителя ПП; · логико-экспериментальный метод – то есть социальные факты должны быть точно эмпирически обоснованными, суждения объективны, без идейных пристрастий; · системный подход; · структурно-функциональный анализ; · принцип динамического равновесия.   Психологический анализ изучению различных социаль­ных процессов, детерминирующих становление, развитие и фун­кционирование общества. Из множества этих процессов он осо­бенно выделял основные социальные процессы, обеспечивающие существование и развитие человечества. Психологический редукционизм, где поведением человека, толпы, массы, и всем процессом социальной эволюции управляет не разум, а чувства и верования, т.е. иррационально-волевая, эмоционально-психическая сфера жизни человека Методологию Фрейда можно обозначить как социальный физиологический психоанализ. · Действия носят бессознательный характер; · Сексуальное возбуждение сублимируется в социальном творчестве; · Существуют 3 уровня: бессознательное – сознательное – предсознательное; · Происхождение социальности из эдипового комплекса (чувства вины и чувства страха), регулируемое нормами, религией · Психология толпы – организованная масса, вождь, стремление к солидарности.   Методология носит название гуманистического психоанализа, в основу которого положены идеи гуманистической этики, рассматривающей человека как деятельное и любящее существо.  
Общее: Различное:
Методы Логико-экспериментальный метод. Позитивный метод, наблюдение, статистические методы, причинно-следственный анализ, историко-архивный метод. Использовал гамму традиционных методов познания психологии и социологии, в качестве генерализирующего метода он прибегал к научным методам Гипноз, метод свободных ассоциаций, толкование сновидений. Сравнительно-исторический анализ и проникновение во внутренний мир человека.
Общее: Различное:
Задачи социологии · социология должна разоблачать социальные идеалы; · социолог должен разоблачать ложные мотивы, иллюзии, теории, которыми человек рационализирует свое поведение, скрывая истинные мотивы; · социолог должен определить резидуи или логические элементы в мотивации людей, исследовать роль иррациональных и эмоциональных факторов социального поведения, разного рода предрасположенностей, установок, предрассудков, стереотипов, определяющих действия и взаимодействия людей; · проведение системного, структурно-функционального анализа общества; · социология должна устанавливать функциональные зависимости между социальными фактами; · главная задача социологии – точное эмпирическое изучение и описание социальных фактов, дающих достоверное знание об обществе.   · Изучение законов подражания, благодаря действию которых, общество, с одной стороны, сохраняет целостность, с другой стороны, развивается по мере того, как возникают и распространяются изобретения в различных сферах социальной жизни. · Изучение межиндивидуальных и интериндивидуальных отношений людей, их социального взаимодействия на основе субъективно-психологических свойств индивида. · В процессе исследования следует опираться на статистические и историко-архивные данные.   3. Социолог должен, изучая конкретные явления, уметь выходить на уровень научных обобщений и абстракций, везде вычленять фундаментальные социальные закономерности; 4. Эмпирические социальные и психологические факты массовых явлений следует приводить к унитарной форме, исходя из логики биологических инстинктов, опираясь на иррационально-волевую, эмоциональную сферу человека, всегда помня, что человек действует под воздействием чувств, а не разума. 5. В соотнесении с основной темой творчества Лебона можно сделать вывод о том, что задачей социологии он видел анализ поведения человека и его прогнозирование.   · Изучить человека, его психику, формирование, развитие и структуру личности; · Изучить мотивы и механизмы деятельности человека в разных социальных общностях; · Изучить соотношение инстинктов между собой и с цивилизацией; · Определить роль бессознательного и сознания в обществе   · помочь каждому человеку стать самим собой, правильно сделать жизненный выбор. · различать исходную мысль, мотивирующее побуждение и их "рационализированную" оболочку · понимание душевной реальности, лежащей за общепринятыми нормами и представлениями
Общее: социология, в том числе и эмпирическая, должна, прежде всего, изучать социальную реальность и понимать ее. Различное: социологи в разной степени обосновывали задачи социологии.
             

Наши рекомендации