Появление письменности
Огромное значение имело появление письменности. Современным буквенно-звуковым системам письма предшествовали разные его формы, одна из первых – пиктографическое письмо, состоящее из отдельных конкретных изображений.
С наступлением эпохи мезолита в изображении начинает преобладать человек. Цвет и объем уступают место движению. Если пещерная палеолитическая живопись состоит из множества фигур, композиционно не связанных между собой, то наскальное многофигурное искусство воспроизводит сцены охоты, сбор меда, ритуальные действия, танцы, сражения и др.
В эпоху неолита искусство претерпевает глубокие качественные изменения. Культура перестает быть единой, она приобретает на различных территориях ярко выраженные особенности, самобытный характер.
Развитие абстрактного мышления, накопление рациональных знаний
С развитием абстрактного мышления, языка, мифологии, религии, накоплением рациональных знаний у человека возникла потребность воплотить в искусстве сложные образы: солнце, землю, огонь, воду. Получает распространение орнамент, состоящий из стилизованных абстрактных мотивов: крест, круг, спираль, треугольник, квадрат и т. п.
В то же время появляется стремление украсить все предметы, которыми пользовался человек. Орнамент или отдельные символы покрывали древнюю керамику – самый распространенный вид декоративного творчества. Человек украшал и самого себя:
1) раскраской тела;
2) ожерельями;
3) бусами;
4) браслетами.
К числу наиболее загадочных явлений первобытного искусства относится группа памятников-мегалитов:
1) менгиры;
2) дольмены;
3) кромлехи.
Мегалитические сооружения явились прототипом монументальной архитектуры. Уже на пороге возникновения первых цивилизаций появились циклопические или сырцовые укрепления, храмы, усыпальницы, что в свою очередь было связано с расслоением общества на классы, выделением знати, усложнением религиозных представлений и религиозной практики.
Накопленные археологические данные позволяют проследить возникновение и развитие других видов первобытного художественного творчества:
1) музыки;
2) танца;
3) театрализованного представления;
4) прикладного искусства.
Найденные трубчатые кости с просверленными отверстиями по бокам, просверленные рога, черепа животных со следами от многочисленных ударов – примеры первых духовых и ударных музыкальных инструментов. Важное место в системе первобытного искусства занимал также танец. Танцы были:
1) ритуальными;
2) военными;
3) охотничьими;
4) мужскими;
5) женскими и т. д.
Танец тесно переплетается с театрализованным представлением. С большой долей уверенности можно догадываться и о существовании в эту эпоху самого доступного вида творчества – устного народного:
1) песен;
2) рассказов;
3) сказок;
4) мифов;
5) былин.
Первобытное искусство стало началом образного отражения окружающего мира, средством его познания, а также формирования внутреннего мира самого человека. Изучение памятников первобытного искусства позволяет проследить эволюцию стилей, форм, средств и методов художественного творчества, понять закономерности становления и развития всей мировой художественной культуры.
Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (выполнение самостоятельной работы)
7.1. Человек как род существует несколько миллионов лет. За это время неоднократно менялись условия жизни на Земле, сменилось несколько поколений высших животных и растений, а человек из нескольких очагов первоначального обитания распространился по всей Земле. Чем все это можно объяснить?
(Ожидается содержательно-обоснованный ответ).
7.2. Назовите самые известные памятники первобытной культуры кроманьонцев (палеолит).
7.3. О какой черте первобытного мировосприятия свидетельствует данное поверье? Насколько нам известно, и поныне еще в России, Германии, Англии, Франции, Италии имеются семьи, которые отмечают рождение ребенка посадкой дерева.
7.4. Пережитки древних мифологических представлений можно наблюдать и в современной культуре. Всем хорошо известны поверья о домовом и лешем. Приведите свой пример.
Проверочный тест
1. Культурогенез - это
а) синоним коллективного бессознательного
б) один из видов социальной и исторической динамики культуры
в) часть культурно-исторического процесса
г) одна из концепций происхождения культуры
2. Каким термином обозначается вера во всеобщую одушевленность мира?
а) Чародейство
б) Анимизм
в) Магия
г) Фетишизм
д) Колдовство
3. Каким термином обозначается вера в кровнородственную связь человека и животного (растения)?
а) Анимизм
б) Тотемизм
в) Магия
г) Фетишизм
д) Аниматизм
4. Каким термином обозначается поклонение неодушевлённым предметам?
а) Шаманизм
б) Тотемизм
в) Иудаизм
г) Фетишизм
д) Анимизм
5. Нерасчленённость форм и видов творчества на начальном этапе существования культуры обозначается термином:
а) Синтез.
б) Синкретизм.
в) Силлогизм.
г) Симбиоз.
6. Составная часть религиозных верований первобытных людей, заключается в их убеждении в возможности (и способности) человека особым таинственным путём воздействовать на другого человека, нанести порчу или обеспечить успех, называется:
а) Алхимией.
б) Шаманством.
в) Знахарством.
г) Магией.
7. Ношение суеверными людьми предмета (амулета), якобы предохраняющего от бед, есть проявление:
а) Формализма.
б) Функционализма.
в) Фетишизма.
г) Фовизма.
8. Какое из ниже перечисленных определений правильно раскрывает понятие "Миф":
а) Сказание, содержащее сведения о реальных лицах и событиях прошлого.
б) Короткое поэтическое произведение о событии, будто бы имевшем место в действительности.
в) Тайный религиозный обряд, к участию в котором допускались только избранные.
г) Сказание, передающее представление древнего человека о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.
9. В горах какой страны находится знаменитая пещера Альтамира:
а) Италии;
б) Греции;
в) Франции;
г) Испании;
10. Зачатки какого вида письменности возникли в первобытном обществе:
а) Иероглифического письма.
б) Идеографического письма.
в) Пиктографического письма.
г) Первобытные люди ещё не знали письма