Музыкальный театр Беларуси XVIII в.: школьная опера и частнособственнические театры магнатов: (Несвиж, Гродно, Слоним, Шклов и др.)
Во второй половине XVII—XVIII в. существовали крепостные капеллы, которые выступали на семейных и больших публичных праздниках, и крепостные оркестры в Несвиже, Слониме, Гродно, Шклове, Могилеве, Ружанах, Деречине. Среди них выделялись оркестры смешанного состава, камерные струнные оркестры («домашняя музыка»), духовые («музыка шкловского корпуса»), роговые, ударных, народных инструментов («янычарская музыка», «литовская музыка»). Широкую известность получил крепостной оркестр в Несвиже. Местные магнаты пригласили туда первоклассных музыкантов: капельмейстера Дж. Альбертини, скрипача Дж. Константини, виолончелиста Я. Фляйшмана. «Северными Афинами» называли имение Залесье Махала Клеофаса Огинского — автора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной», активного участника восстания 1794 г. Наиболее популярным музыкальным произведением у шляхты являлась опера с сюжетом из жизни крестьян или самой шляхты. Так, инициатором создания оперы «Агатка» на стихи Матея Радзивилла и музыку Яна Давида Голанда был известный Пане Коханку.
С середины XVIII в. любительские актерские труппы в частных владениях магнатов превращаются в профессиональные крепостные театры. Расцвет крепостного театра был обусловлен влиянием Просвещения. Театр являлся сильным средством воспитания и улучшения нравов общества. Развитию театрального искусства содействовали не только короли Речи Посполитой (Август II, Август III), но и магнаты. У последних общественно-политическая деятельность сочеталась с развлекательными формами быта. Во времена общего ухудшения жизни они стремились к вычурному украшению своего быта, что проявлялось в исполнении бессмысленных ритуалов, в интересе к моде в одежде — например, парики, обувь с красными каблуками. Все это соответствовапо рококо — стилю, который театрализовал быт. Например, у Иеронима Радзивилла отстрел зверей на охоте происходил в специальном бутафорском лесу. А Пане Коханку превратил в театр костельное богослужение: на мессе в Несвиже пели евреи, одетые в турецкие костюмы. Около Несвижа была построена «идеальная» деревня, которую он заселил обедневшей шляхтой. Ее жителей называли «альбанская банда». Сама жизнь обитателей этой деревни была театрализованной и бутафорской. Они ходили «вооруженные» турецкими мушкетами и восточными музыкальными инструментами. Таким образом, театр являлся частью быта.
Абсолютно уникальным явлением можно считать Несвижский театр Франтишки Уршули Радзивилл, жены магната Михала Казимира Радзивилла (Рыбоньки). Сначала дворцовые представления должны были «украшать» жизнь. Так, первая пьеса «Остроумная любовь» (1746) ставилась по случаю дня рождения Михала Казимира. Однако постепенно в театральную жизнь втянулись многие придворные Радзивиллов, шляхта, духовенство, богатые мещане.Сюжеты произведений Франтишки Радзивилл не были оригинальными, но и не являлись прямым пересказом на польском языке западноевропейских произведений. Она наполняла свои пьесы местным колоритом, фольклором, фактам из жизни Несвижа. При театре действовали балетная, музыкальная и театральная школы.
Европейскую славу приобрел Слонимский театр, созданный Михалом Казимиром Огинским, необычайно разносторонней и одаренной личностью. Он был и оперным композитором (автор опер «Елисейские поля», «Силы мира», «Положение сословий»), и музыкантом-виртуозом, и поэтом. Театр был основан в 1771 г. В нем работали профессиональные актеры из Польши, Германии, Италии, действовали хор, балет, музыкальная школа. Здесь устраивались грандиозные представления. Сцена театра была настолько огромной, что актеры могли заезжать на нее на лошадях. Когда возникала необходимость, то на сцене мог появиться бассейн, размещенный под полом. Тогда можно было наблюдать настоящие морские бои.
Кроме Несвижа и Слонима крепостные театры действовали в Гродно (Тизенгауза), Ружанах (Сапег), Свислочи (Тышкевича). Актеров для них готовили из мещанских и крепостных мальчиков и девочек. Об уровне их профессионального образования свидетельствует тот факт, что крепостные артисты Тизенгауза из Гродно были приняты в Варшавский королевский театр.
На сценах магнатских театров Беларуси ставились в основном французские и итальянские оперы, балеты. Драматические постановки устраивали, как правило, профессиональные передвижные труппы. В числе драматических представлений следует вспомнить постановку в гродненском театре комедии П. Бомарше «Севильский цирюльник».
Таким образом, культура белорусских земель во второй половине XVIII в. достигла значительных успехов и развивалась в русле идей Просвещения.
24.
1. Зарождение и развитие театрального искусства Беларуси
Во второй половине 17 - 18 вв. условия для развития белорусской национальной культуры ухудшились. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель Речи Посполитой. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и государственного делопроизводства, а в конце 17 в. его использование как официального и письменного языка было запрещено. Постановлением сейма в 1696г. все переводилось на польский язык. С 17 в. книги печатались на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском языках. Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668 г. Cейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания. Православной шляхте, священникам, мещанам был запрещен доступ в государственные органы власти.
Интеллектуальная жизнь во второй половине 17 - начале 18 вв. характеризовалась как бы движением вспять. Забывались достижения времен эпохи Возрождения и Реформации, снова приобрели популярность идеи периода средневековья. Условия, в которых развилась культура Беларуси, определили ее особенность - полилингвистический характер. Из-за неблагоприятной ситуации белорусскоязычной была преимущественно народная культура - культура крестьянства, городских низов, части шляхты и духовенства.
Начало театрального искусства Великого княжества Литовского лежит в народном театре с его обрядовыми песнями и танцами, где присутствовали элементы игрового действия и театрального перевоплощения. Элементы театрализованного действия имеются во многих календарных Купалье и семейно-бытовых обрядах. Обряду свадьбы были свойственны драматическое действие, песни-диалоги, танцы. Первыми актерами были скоморохи, выступления которых, насыщенные народными песнями, танцами, пословицами и поговорками, шутками, всяческими трюками, становились событием любого праздника. Позже, в 17-18 веках, искусство скоморохов преобразовалось в балаганы, искусство кукольных театров - в вертепы. Иногда скоморохи ходили с медведями. Известны школы дрессировки медведей в окрестностях Гродно, Несвижа, Минска, в Ракове, на Полесье, и наиболее крупная из них Сморгонская медвежья академия, существовавшая в 17-18 веках. В Семежеве близ Копыля существовала школа верёвочных прыгунов.
В конце 16 начале 17 века при братских школах, иезуитских коллегиумах, православных академиях начал зарождаться театр. Фактически это был полупрофессиональный школьный театр, где ставились драмы, написанные преподавателями этих учебных заведений. В перерывах между действиями разыгрывались так называемые интермедии - короткие сценки бытового сатирического характера, пародировавшие содержание драм. Их обычно ставили на белорусском языке и включали в них элементы поэтического, музыкального, танцевального фольклора белорусов. Часто интермедии оттесняли на второй план сами драмы и пользовались большим успехом у зрителей. В 16-17 веках продолжал существовать и пользоваться популярностью народный кукольный театр батлейка, без которой не обходилось ни одно народное гуляние и праздник.
Театральное народное искусство отличалось свободной импровизацией, лёгкостью перехода от серьёзного к смешному (игры «Женитьба Терешки», «Ящур», «Женитьба бахаря», «Мельница», «Дед и баба», «Коза», «Меланка», «Гуси», «Просо»), это и явилось основой искусства бродячих актёров.
Еще в эпоху Великого княжества Литовского Беларусь была поистине театральной державой. Известно, что многие виды представлений – школьные, светские, придворные – появились на наших землях раньше, чем у соседей.
Белорусские театры достигли своего апогея в культуре барокко. Именно ее влияние на культуру Речи Посполитой того времени и определило облик (как внешний, так и внутренний) театральной культуры. В этот период (вторая половина 18 в.) театр стал доминировать в кругу других видов искусств, переживая свой расцвет и звездный час. А вместе с ним и декорационное искусство, машинерия, пиротехника и, наконец, театральное зодчество. Техническое оснащение, сценография, репертуар, театральная архитектура – все оказалось подчинено главной идее барокко: размах, роскошь и тотальность представления и восприятия. А зрелищность и определенная сценичность барочной архитектуры предоставила большой простор для самых смелых и масштабных замыслов реализации театрального пространства.
Первые театральные залы представляли собой приспособленные для спектаклей просторные интерьеры замков и дворцов, танцзалы, парковые оранжереи.
Становление именно театральной архитектуры приходится на последнюю четверть 18 в. Было возведено несколько театральных помещений, прообразом которых стал итальянский «ранговый театр», имевший многоярусные изолированные ложи, овальный или подковообразный зал, глубокую сцену, площадку для оркестра перед сценой. Определенное влияние на формирование образа театральной архитектуры имела и сценическая площадка школьного театра, из практики которого замковый (любительский) театр черпал постановочный опыт.
Первые театральные залы представляли собой не отдельные постройки, а приспособленные для спектаклей парковые оранжереи, просторные залы замков и дворцов.
Театр, как одна из мощных граней художественной среды той эпохи, стал королем искусств. Восемнадцатый век можно назвать его звездным часом. Сценография, техническое оснащение, театральная архитектура – все создавалось с размахом, шиком и небывалой грандиозностью.
В 1771 году князь Михаил Казимир Огинский открыл в Слониме «Плавательный театр», который находился на большой барже и летом перемещался по каналу и реке Щаре, там разыгрывались оперы и комедии. К 1788 году в парке, на берегу канала Огинского, по проекту итальянского архитектора Инноченцо Мораино было возведено удивительное творение эпохи барокко — «Опергауз» (Дом оперы). Это было двухэтажное здание со зрительным залом почти на тысячу человек и двухъярусными ложами. Большая сцена этого театра была приспособлена не только для спектаклей, но и для водных феерий. Задняя часть сцены заполнялась водой из канала, что позволяло показывать эпизоды на лодках. По ходу действия спектакля эту часть сцены можно было закрыть деревянными щитами. А еще на ее подмостках было устроено два фонтана, которые освещались бенгальскими огнями.
В Слонимском театре работало 138 человек, только в оркестре было 53 музыканта. Произведения исполнялись певцами из Италии, Германии, Польши. Артистов для хора готовили в Слонимской музыкальной школе, танцоров и балерин — в «Департаменте балетных детей», так называлась балетная школа. На спектакли съезжалась знать со всей округи, а стараниями князя Огинского, известного композитора, музыканта и поэта, знаменитые оперные спектакли после премьер в Вене или Париже ставили в Слониме. Театр выезжал на гастроли в Варшаву, а поместье Огинского по праву называли «Усадьба муз».