Музыкальный театр

XVIII век, особенно его середина и вторая половина, — время больших перемен во всех областях европейского музы­кального искусства. С наступлением этого столетия в итальян­ской опере постепенно обособились два жанра — опера-сериа (серьезная) и опера-буффа (комическая). В операх-сериа по-прежнему преобладали мифологические и исторические сюжеты, в которых фигурировали так называемые «высокие» герои — мифологические божества, цари древних государств, легендар­ные полководцы. А в операх-буффа сюжеты стали преимущест­венно современными бытовыми. Героями здесь выступали обыкновенные люди, действовавшие энергично и жизненно правдоподобно.

Первым ярким образцом оперы-буффа явилась «Служанка-госпожа» Джованни Баттисты Перголези, представшая перед публикой в 1733 году в Неаполе. Героиня — предприимчивая служанка Серпина — ловко женит на себе своего ворчливого хозяина Уберто и сама становится госпожой. Подобно многим ранним итальянским операм-буффа, «Служанка-госпожа» перво­начально исполнялась как сценическая интермедия в антрактах между действиями оперы-сериа «Гордый пленник» Перголези (напомним, что латинское по происхождению слово «интер­медия» и означает «междудействие»). Вскоре «Служанка-гос­пожа» приобрела большую известность во многих странах как самостоятельное произведение.

Во Франции комическая опера родилась во второй половине XVIII века. Она возникла на основе веселых, остроумных коме­дийных представлений с музыкой, дававшихся в театрах на па­рижских ярмарках. А превратиться в комическую оперу, где главной характеристикой действующих лиц стали вокальные но­мера, французским ярмарочным комедиям помог пример италь­янской оперы-буффа. Существенное значение имели для этого выступления в Париже оперной труппы итальянских «буффо­нов», когда столицу Франции буквально очаровала «Служанка-госпожа» Перголези.

В отличие от итальянских опер-буффа во французских ко­мических операх ариозные номера чередуются не с речитатива­ми, а с разговорными диалогами. Так же строится и зинг-шпиль — немецкая и австрийская разновидность комической оперы, появившаяся во второй половине XVIII столетия[17]. Для музыкального языка всех разновидностей комической оперы характерна тесная связь с народно-бытовыми песенными и тан­цевальными мелодиями.

Музыкальный театр - student2.ru Во второй же половине XVIII века серьезные оперные жан­ры коренным образом реформировал великий немецкий компо­зитор Кристоф Виллибальд Глюк (1714—1787). Свою первую реформаторскую оперу «Орфей и Эвридика» (1762) он написал на сюжет о легендарном древнегреческом певце, уже неодно­кратно использовавшийся в операх начиная с самых ранних (об этом говорилось во Введении).

К своей реформе в опере Глюк шел непростым путем. Ему довелось побывать во многих европейских странах — Германии, Австрии, Дании, а также в населенной славянами Чехии, наряду с Италией — в Англии. Прежде чем прочно обосноваться в Вене, Глюк поставил 17 своих опер-сериа на сценах театров Милана, Венеции, Неаполя, Лондона, Копенгагена, Праги и других горо­дов. Оперы этого жанра исполнялись в придворных театрах многих европейских государств.

Исключение составляла Франция. Там в середине XVIII ве­ка продолжали сочинять и ставить серьезные оперы только в традиционном французском стиле. Но Глюк внимательно изучил оперные партитуры знаменитых французских композиторов Жа­на-Батиста Люлли и Жана-Филиппа Рамо. Кроме того, Глюк написал и с успехом поставил в Вене восемь произведений в новом жанре французской комической оперы. Он, несомненно, был хорошо знаком и с итальянскими операми-буффа, с немец­кими и австрийскими зингшпилями. Все эти знания дали возможность Глюку решительно обно­вить уже устаревшие принципы композиции серьезных опер. В своих реформаторских операх, поставленных сначала в Вене, а затем в Париже, Глюк стал передавать душевные переживания героев со значительно большей правдивостью и драматической напряженностью, действенностью. Он отказался от нагроможде­ния виртуозных пассажей в ариях, усилил выразительность речи­тативов. Его оперы сделались более целеустремленными по му­зыкальному и сценическому развитию, более стройными по композиции.

Так в музыкальном языке и в построении новых комических и реформированных серьезных опер обозначились важные отли­чительные черты нового, классического стиля — активная дейст­венность развития, простота и ясность выразительных средств, композиционная стройность, общий благородный и возвышен­ный характер музыки. Этот стиль постепенно складывался в европейской музыке на протяжении XVIII века, созрел к 1770—1780 годам и господствовал до середины второго десятилетия XIX века.

Необходимо учесть, что у определения «классический» мо­жет быть и другое, более широкое значение. «Классическими» (или «классикой») называют также музыкальные и другие худо­жественные произведения, которые получили признание как образцовые, совершенные, непревзойденные — независимо от времени их создания. В таком смысле классическими, или клас­сикой, можно назвать, скажем, и мессы итальянского компози­тора XVI века Палестрины, и оперы Прокофьева, и симфонии Шостаковича — русских композиторов XX века.

Наши рекомендации