Дидактико-педагогическое обеспечение развития творчества детей

Задание 10.

Немецкий педагог Г. Кершенштейнер писал: «Сумма знаний, якобы подлежащая внедрению в головы учеников, непрерывно растет и дифференцируется. Из этого положения не выйдешь простым увеличением числа учебных часов и учебных лет…». Предложите свой дидактически обоснованный выход.

Задание 11.

Проиллюстрируйте конкретными примерами мысль И.Т.Огордникова: «Воспроизводящая и творческая деятельность людей протекают в тесной связи друг с другом. В ряде случаев эти виды деятельности органически сливаются между собой» (Огородников И.Т. Воспроизводящее и творческое овладение знаниями / Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в обучении. Сборник трудов. М., 1978. С.3–16. С. 4).

Задание 12.

Проанализируйте материал одного из разделов школьного учебника (по выбору) с точки зрения соотношения заданий воспроизводящего и творческого характера.

Задание 13.

Приведите примеры видов творческих работ с дошкольниками и учащимися младших классов.

Задание 14.

Каковы могут быть критерии классификации познавательных задач для учащихся начальных классов? С использованием учебников для младших классов приведите примеры задач на каждый из критериев (предмет по выбору.

Задание 15.

Выделите дидактические и педагогические приемы активизации познавательного интереса из фрагмента описания Павлышской школы: «Рабочая комната младших школьников примыкала к взрослым мастерским, поэтому ученик младшего класса каждый раз видел, как работают его старшие товарищи, запросто заходил и к юным конструкторам, и к юным мастерам автоматики радиоэлектроники. Малыш убеждался на личном опыте, что одного желания заняться каким-либо интересным делом мало. А главное, школьная библиотека соседствовала с мастерскими. Это тоже принципиально. Интеллектуальный труд тут был в цене.» (Е. Хилтунен. «Идея школы Сухомлинского»). Предложить свои дидактические приемы развития творческой деятельности дошкольников и младших школьников.

Задание 16.

Напишите эссе на тему «Как применение технических (или электронных) средств обучения может способствовать развитию познавательной самостоятельности учащихся и творческих возможностей на уроке или во внеурочной деятельности познавательной направленности?».

Задание 17.

Обоснуйте наиболее эффективный, на Ваш взгляд, путь индивидуализации обучения: дополнительные занятия, прикрепление сильных учеников к слабым, дифференциация заданий по уровням самостоятельности, другое.

Задание 18.

Какие формы внеурочной познавательной деятельности школьников могут способствовать развитию их творческой деятельности? Составьте план проведения одного из таких мероприятий.

Практическая работа № 4

Формирование творческого образовательного пространства

Задание 19.

Определите свою позицию по вопросу: все ли дети талантливы? Представьте план психолого-педагогического обоснования позиции.

Задание 20.

Составьте тезисы доклада на педагогическом совете школы, доказывающие необходимость введения системы творческих заданий на уроках.

Задание 21.

Определите принципы школьной концепции по развитию творческой деятельности детей.

Задание 22.

Составьте примерное планирование содержания деятельности учителя по развитию творческой деятельности учащихся младших классов.

Задание 23.

Составьте программу развития творческой деятельности детей (возраст по выбору).

Задание 24.

Предложите не менее трех правил родителям для воспитания в их детях способности к успешной творческой деятельности в будущей жизни.

Примерные темы для обсуждения

1. Мотивы творческой самореализации и способы их формирования у дошкольников и школьников младших классов.

2. Способы создания проблемных ситуаций на уроке и во внеурочной познавательной деятельности учащихся.

3. Домашние задания и их роль в формировании творческой деятельности учащихся младших классов.

4. Игровые способы обучения в современной школе, их значение для развития познавательной самостоятельности и творческой деятельности учащихся младших классов.

5. Влияние развития познавательной самостоятельности творческой деятельности на дисциплину на уроках в начальной школе.

6. Диалоговые формы организации учебной деятельности, их роль в развитии познавательной самостоятельности и творчества младших школьников.

1.5 Примерный перечень вопросов для контроля знаний студентов

1. Понятие творческой деятельности. Специфика творчества в детском возрасте.

2. Мотивы творческой самореализации: характеристика, трактовка в психолого-педагогической литературе.

3. Роль познавательных интересов и направленности личности на учение в творческой деятельности школьников.

4. Взаимосвязь активности и самостоятельности личности.

5. Уровни познавательной самостоятельности, их характеристика.

6. Теоретическая взаимосвязь личностной позиции школьника и его самостоятельности в учении.

7. Самообразование в структуре познавательной деятельности школьников.

8. Творческое отношение: характеристика, трактовка в психолого-педагогической литературе.

9. Связь творческого отношения с творческой деятельностью. Способы выявления в учебном процессе.

10. Трактовка одаренности.

11. Специфика мышления одаренных детей.

12. Особенности обучения одаренных детей.

13. Диагностика одаренности и творческих способностей детей (по выбору).

14. Дидактические подходы к развитию творческих сил младших школьников (по выбору).

15. Основные идеи развивающих дидактических систем Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова и Л.В. Занкова.

16. Виды дифференциированного обучения.

17. Роль задачной технологии в активизации творческого потенциала детей.

18. Педагогические методы поддержки творческой направленности детей.

19. Принципы педагогики сотрудничества.

20. Значение «ситуации успеха» для развития творческого потенциала детей.

21. Проблема критериев оценки творческих работ учащихся в психолого-педагогической литературе.

22. Государственные программы поддержки одаренных детей.

23. Дидактико-педагогическая сущность и способы создания образовательного пространства в школе.

24. Роль семьи в развитии одаренности и творческого потенциала.

25. Способы создания образовательного пространства в семье.

26. Педагогическое значение и место оценочных суждений в содержании процесса обучения школьников младших классов.

Балльно-рейтинговая система

Аттестация по дисциплине «Творческая деятельность в детском возрасте» включает в себя текущий и итоговый виды контроля знаний и умений студентов. Рейтинговая оценка осуществляется по балльной шкале. Минимальное количество баллов – 60, максимальное – 100.

Итоговая рейтинговая оценка осуществляется по 100-балльной системе, причем, интервал баллов от 60 до 100 соответствует положительным оценкам:

91–100 баллов – оценка «отлично»,

76–90 баллов – оценка «хорошо»,

60–75 баллов – оценка «удовлетворительно».

Наши рекомендации