II. 3. Педагогическое изучение особенностей развития детей с ограниченными возможностями

Педагогическое обследование ребенка дошкольного или младшего школьного возраста в рамках комплексного изучения целесообразно проводить путем оценки успешности и «качест­ва» усвоения им программного материала. При этом желатель­но анализировать показатели развития детей по четырем ос­новным линиям психофизического и личностного развита; ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: позна­вательное, социальное, нравственно-эстетическое и физиче­ское развитие.

Социальное развитие характеризуется общением ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду / семье) и сверстниками, приобретающим на каждом возрас тном этапе своеобразные формы. Оно определяется формированием адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, положительного отношения к предметам живой и неживой природы, созданием предпосылок и закладкой пер­воначальных основ мироощущения окружающей природы, присвоением ребенком нравственных общечеловеческих цен­ностей, национальных традиций, любви к своей семье и к Родине. Социальное развитие включает в себя формирование у ребенка представлений о самом себе, воспитание элемен­тарных интеллектуальных способов самоанализа (прежде все­го, с точки зрения формирования адекватной системы поло­жительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе).

Социальное развитие ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста определяется по следующим оце­ночным критериям, характеризующим сформированность знаний и представлений о себе и окружающем социуме и соответствую­щих им интеллектуальных способностей:дети должны знать и правильно называть свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;

соблюдать элементарные правила личной гигиены; уметь рассказать о составе семьи и труде родителей (по во­просам педагога), уметь задать такие же вопросы другим детям; знать и называть имя и отчество взрослых, работающих в группе, имена своих товарищей;

- соблюдать основные формы обращения к взрослым и де­тям;

- знать и выполнять основные правила поведения на заняти­ях;

- уметь организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок после окончания занятия;

- оказывать товарищу помощь при выполнении учебных за­даний, изготовлении поделок;

- соблюдать правила гигиены труда и безопасности при вы­полнении практических заданий;

- соблюдать правила поведения на улице и в общественных местах;

- соблюдать правила поведения на природе (в парках, скверах и других местах отдыха), охранять растения и животных;

- уметь ухаживать за комнатными растениями;

- уметь проявлять волевые усилия: выдержку, настойчивость, решительность, смелость во всех видах предметной и учебной деятельности и др.

В познавательном развитии выделяются следующие показа­тели: ориентировка ребенка в окружающем мире, сформиро­ванность способов и средств познавательной деятельности, способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем социально-бытового и учебного характера. етическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (изобразительная деятельность, музыка, художественная литература). Лепка и аппликация дети должны знать название предметов и приспособлений для работы (гладилка, ножницы, кисточки); название некоторых видов бумаги; основные свойства пластилина; природные материалы, используемые для поделок. |

Дети должны уметь: организовывать рабочее место и при, водить его в порядок; пользоваться инструментами и присло., соблениями, необходимыми для работы; изготовлять изделия из бумаги путем складывания и сгибания по образцу (под руководством педагога); правильно выполнять аппликационные работы, создавать предметные, сюжетные и декоративные композиции; применять бумагу разной фактуры для создания выразительного образа; экономно использовать материал для| заготовок; лепить предметные и сюжетные изображения, фи­гуру человека и животных в движении и др.

Рисование.

Дети должны: проявлять эмоциональную отзывчивость и интерес к изобразительной деятельности; узнавать, изобра­женные на картине или иллюстрации предметы, явления (че­ловек, животные, дом, время года и т.д.) и действия (идут, сидят, поют и т.д.); различать и называть цвета (красный, жел­тый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый, черный, бе­лый); передавать в рисунке простейшие формы, общее про­странственное расположение, основной цвет предметов; изо­бражать на рисунке несколько предметов, объединяя их еди­ным «сюжетом»; умело работать карандашом, меняя его по мере необходимости, проводить линии без напряжения, не вращая при этом лист бумаги; правильно работать гуашевыми крас­ками, владеть приемами наложения одной краски на другую; уметь выполнять декоративные узоры в полосе, квадрате, на силу­этах, изображающих предметы быта и одежды и др.

Физическое развитие предполагает формирование у детей начал здорового образа жизни, физической культуры, представ­лений о собственном теле, умений адекватно реагировать на изменение окружающей среды, сознательного отношения своему здоровью, безопасности.

Состояние физического развития старших дошкольников определяется по следующим показателям:

- средневозрастным показателям общефизического разви­тия, возрастным изменениям в физическом и функциональ­ном состоянии ребенка; устойчивости к изменениям внешней среды (сопротивляе­мость заболеваниям);

- качественным параметрам засыпания и сна;

- аппетиту;

- Физической и умственной работоспособности;

- физической активности;

- динамике индивидуальной физической подготовленности ('двигательных умений и навыков, качеств и способностей);

- уровню развития моторики и психомоторики и др.

Дети должны овладеть следующими умениями и навыками:

- самостоятельно выполнять необходимые бытовые действия (на замятиях, в играх, на дежурстве), гигиенические процеду­ры, владеть навыками самообслуживания;

- овладеть «азбукой движений», элементами техники всех ви­дов жизненно важных движений, базовыми умениями и на­выками в спортивных играх и умением самостоятельно поль­зоваться приобретенными действиями в различных условиях;

- уметь проанализировать «двигательную задачу», выбрать спо- собы ее решения, соотнести последовательность, направле­ние, характер действий с данным образцом.

Ценность получаемой в процессе педагогического обсле­дования ребенка информации состоит в том, что она, как пра­вило, является результатом длительного наблюдения, что обес­печивает ее надежность и достоверность.

Наши рекомендации