Занятие на тему «Иллюстрации А. Ф. Пахомова и Ю. Д. Коровина к стихотворению В. Маяковского «Кем быть?»

(с детьми 6 лет)

Цель: продолжать знакомить детей'с творчеством А. Ф. Пахо­мова; учить эмоционально откликаться на художественный образ; закреплять представление о средствах художественной выразитель­ности в иллюстрациях к детским книгам; научить сравнивать твор­ческую манеру двух разных художников; побуждать использовать содержание иллюстраций к книге «Кем быть?» в играх.

Материал: книга «Кем быть?» В. Маяковского в разных изданиях — с иллюстрациями Пахомова и Коровина.

Предварительная работа. Чтение книги В.. Маяковского «Кем быть?».

Ход занятия

Воспитатель показывает книгу «Кем быть?» с иллюстрациями Пахомова, спрашивает, знаком ли детям этот художник. Подтверж­дает, что это издание оформлял Пахомов, подчеркивает, что его рисунки очень выразительны. Предлагает детям рассмотреть все иллюстрации, задает вопросы:

— Кто нарисован на картинке?

— Кем хочет быть мальчик, когда вырастет?

— Почему вы считаете, что мальчику нравятся все профессии?
Далее педагог показывает другое издание книги с рисунками.

Коровина (дети уже знакомы с работами этого художника). Пред­лагает рассмотреть иллюстрации, задает вопросы:

— О каких профессиях вы узнали из этих рисунков?

— Хотели ли бы вы быть похожими на героев этой книги?
После того как дошкольники рассмотрят иллюстрации, воспи­
татель предлагает сравнить рисунки обоих художников:

— Дети, вы видите, что иллюстрации к одному и тому же про­
изведению нарисовали два разных художника. Чем похожи рисунки
в обеих книгах?

При сравнении образов, созданных художниками, педагог подчеркивает, что на рисунках Коровина все герои взрослые люди:

. 121

пилоты, врачи, инженеры и т. д. На иллюстрациях Пахомова изображен маленький ребенок, который играет в любимую игру. Он еще мал и точно не знает, кем ему быть. Поэтому он поперемен­но воображает себя то строителем, то летчиком и т. д. А помогает ему в этом мама.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что мама у маль­чика добрая и ласковая. Она очень любит своего сына, рада, что у него такая интересная игра, и принимает в ней участие.

Затем воспитатель помогает детям заметить, что рисунки Коро­вина цветные, выполнены акварелью, а Пахомова — черно-белые, выполнены карандашом. Подчеркивает, как ярко обоими художни­ками переданы позы, движения, жесты, мимика. Обращает внима­ние детей на сходство и различие колорита в работах художни­ков.

После занятия воспитатель выставляет книги в книжном уголке. Предлагает всем, кто захочет, поиграть в игру по мотивам книги «Кем быть?» (игра-драматизация или сюжетно-ролевая игра).

Литература

Машафонов В. С.Алексей Федорович Пахомов.— М., 1981.

Маршак С.Рассказ о неизвестном'герое.— М., 1978.

Маршак С.Рассказ о неизвестном герое.— М., 1982.

Маяковский В.Что такое хорошо и что такое плохо? — М., 1965.

Маяковский В.Что такое хорошо и что такое плохо? — М., 1963.

Маяковский В.Что такое хорошо и что такое плохо? — М., 1977.

Маяковский В.Кем быть? —- М., 1953; М., 1963.

Маяковский В.Песня-молния.— М, 1982.

Осеева В. Волшебное слово.— М., 1982.

Осеева В. До первого дождя.— М., 1968.

Пахомов А.Про свою работу в детской книге.— М., 1982.

Развитие книжной графики для детской книги // Графики.— 1973.— № 6, 8.

Толстой Л. Н. Рассказы из азбуки.— М., 1970; М., 1971.

Толстой А. Детство Никиты.— М., 1970.

Заключение

Авторы надеются, что, прочитав эту книгу, вы получили представ­ление о том, как можно осуществлять работу по знакомству де­тей с творчеством художников-иллюстраторов.

Отдавая на суд читателей свой опыт работы, авторы не претен­дуют на его универсальность и распространение, условно говоря, в «чистом» виде.

За каждым опытом работы всегда стоит личность педагога с определенным уровнем профессионального мастерства, индивиду­альными интересами и симпатиями к тому или иному художнику.

Задача читателя состоит в том, чтобы, познакомившись с нашим опытом, не следовать ему буквально, а применять творчески, значи­тельно обогащая и углубляя.

В нашей книге представлен опыт работы по знакомству детей с очень небольшой группой художников, иллюстрации которых яв­ляются классикой детской книги.

Однако приобщение детей к искусству иллюстрации не может быть ограничено творчеством классиков и должно иметь широкий диапазон. Важно, чтобы каждый воспитатель придерживался этого принципа и знакомил детей не только с творчеством выдающихся, признанных мастеров книжной графики, но и с работами наших та­лантливых современников.

В этой связи нельзя не назвать имя одного из самых популяр­ных и любимых детьми художников — Владимира Григорьевича Сутеева. Следует подчеркнуть, что Владимир Григорьевич не толь­ко иллюстрирует книги для детей, но и выступает в них как автор текста.

С иллюстрациями этого замечательного художника родители и воспитатели начинают знакомить ребенка очень рано. Милые, за­бавные зверюшки — персонажи книг В. Сутеева — кажутся ребенку живыми, настоящими, и малыш играет с ними, кормит, гладит.

Кроме таких прекрасных и нужных детям иллюстрации В. Су­теева, нашими художниками создано очень много интересных ра­бот. Задача воспитателя состоит в том, чтобы познакомить до­школьников с как можно более широким кругом мастеров-иллю­страторов, научить любить и понимать искусство книжной графики.

Так, незабываемым для многих детей может оказаться зна­комство с творчеством Владимира Алексеевича Милашевского.

Иллюстрации этого художника к сказкам А. Пушкина, П. Ер­шова волновали еще бабушек и дедушек сегодняшних малышей. Но за прошедшие годы рисунки В. Милашевского не утратили своего очарования и продолжают нести в себе тот волнующий волшеб­ный мир, который так неободим для ребенка-дошкольника в наш рациональный прагматический век.

Пятнадцать лет назад в детскую книгу пришли художники О. Кондакова, А. Кошкин, Г. Спирин и другие. В их лице детская литература обрела не только талантливых художников, но и добрых воспитателей души и вкуса ребенка.

Творчество Ольги Кондаковой отличают обращение к реалисти­ческому наследию классического русского и западного искусства, любовь и уважение к детям.

Создавая иллюстрации к сборнику сказок братьев Гримм «Золо­той гусь», О. Кондакова позаботилась даже о том, чтобы, сидя рядом со взрослым и слушая сказку, ребенок мог рассматривать удивительные миниатюры, которые художница расположила по пе­риметру книжной страницы.

В своей заботе о ребенке О. Кондакова как бы преподает урок и взрослым, подсказывая, что читать детям книгу можно, со­брав их вокруг себя в тесный уютный кружок. Это поможет создать теплую, доверительную атмосферу, облегчающую для малышей проникновение в мир литературных героев. Тогда и восприятие иллюстраций будет совсем иным. Ведь именно книжная графика дает ребенку глубоко интимное, индивидуальное соприкосновение с художественным образом, вызывает в нем такие чувства, какие он не испытывает при знакомстве с другими видами искусства.

К сожалению, в настоящее время работа по знакомству детей с искусством книжной графики нередко еще рассматривается как сумма методических приемов, а не как сложный творческий про­цесс, для полноценного осуществления которого необходимы не только специальные формы организации обучения, специфические методы и приемы, но и воспитание чувств, повышение культурного уровня самого воспитателя.

Художник В. Милашевский писал: «Обладать техникой, тонко воспринимающей радиоволны искусства, предполагает или особый строй души, или тренировку, навыки, упражнения в этом вос­приятии. И это трудно и долго, а для некоторых и безнадеж­но» (Милашевский В.Вчера, позавчера: Воспоминания художни­ка.—М., 1989.—С. 313).

Очевидно, что, для того чтобы полноценно работать с детьми, каждому педагогу необходимо постоянно изучать не только мето­дическую, но и специальную, искусствоведческую литературу.

Работы известного искусствоведа Э. 3. Панкиной долгое время являлись почти единственными трудами в области исследования искусства детской книги'.

Однако за последнее время появилось много новых и интересных работ, которые могут быть полезны воспитателям дошкольных учреждений и родителям.

В первую очередь к ним следует отнести антологию рассказов, статей, заметок мастеров детской книги «Художники детской книги о себе и своем искусстве» (М., 1987).

Подобное издание в нашей стране вышло впервые. Читая эту книгу, каждый воспитатель не только приоткроет для себя многие профессиональные тайны творчества художников-иллюстраторов, но и познакомится с принципами, лежащими в основе их работы.

Занятие на тему «Иллюстрации А. Ф. Пахомова и Ю. Д. Коровина к стихотворению В. Маяковского «Кем быть?» - student2.ru 1 См.: Ганкина Э.3. Русские художники детской книги.— М., 1963; Панки­на Э. 3.Художник в современной детской книге: Очерки.— М., 1977

Большой интерес для педагогов представляет сборник статей и публикаций «Иллюстрация» (М., 1988). Ценность этого сборника состоит в том, что он знакомит читателя с работами, представ­ленными на XVI выставке московских художников, рассказывает о разных направлениях в их работе. Читатель как бы привлека­ется к участию в ярком, остром, захватывающем разговоре об иллюстрации. Свою точку зрения на искусство оформления книги высказывают известные художники, писатели, искусствоведы.

Особый интерес для всех, кто работает с детьми дошкольного возраста, представляет серия книг, которую начало выпускать издательство «Советский художник».

Открыла эту серию книга «Художник Лев Токмаков» (сост. Н. А. Завадская), выпущенная в свет в 1989 г. В этом ярком кра­сочном издании представлены выступления в печати известного иллюстратора детской книги Л. А. Токмакова, его работы; в моно­графической статье рассказывается о творчестве художника.

Знакомство с вышеназванной книгой не только способствует более глубокому пониманию характерных особенностей творчества Л. Токмакова — одного из лучших мастеров детской книги, но и положительно влияет на «строй души» педагога, помогает ему по­стичь сложный духовный мир ребенка.

Надо полагать, что издательство «Советский художник» продол­жит выпуск этой серии, которая так необходима дошкольным учреждениям нашей страны.

Вместе с тем авторы надеются, что и сегодня многие воспита­тели, заинтересовавшись искусством книжной иллюстрации, смогут творчески использовать уже изданную литературу (в том числе и нашу книгу), с тем чтобы обогатить свои знания в области искус­ства книжной графики и в значительной мере поднять уровень воспитательно-образовательной работы с детьми.

Содержание

От редактора..................................... :.................................................... ,

Сказочный мир иллюстраций Ю. А. Васнецова. В. Т. Воробьева,

Н. П. Воробьева, А. Н. Митюшкина........................................................ 8

Друг ребят и зверят. Т. П. Дворниченко................................................... 27

Мастер светящихся акварелей. О. В. Каждан..................................... 41

Покажите детям сказку. Е. В. Косенко................................................ 54

За что дети любят рисунки В. В. Лебедева. Л. Н. Панова . 71
Сказка-то с хитринкой — на людей намекает. В. И. Козлова,

Н. В. Рычажкова ................................................................................... 95

Детям о детях. 3. Ф. Трушина, Н. А. Астафьева................................... 109

Заключение................................................................................................... (23

Дошкольникамо художниках детской книги: Кн. для вос-

Д71 питателя дет. сада: Из опыта работы / Н. А. Астафьева,

В. Т. Воробьева, Н. П. Воробьева и др.; Сост. Т. Н. Дороно-

ва.—М.: Просвещение, 1991.—126 с: ил.—15ВЫ 5-09-001632-1.

В книге обобщен опыт работы воспитателей детских садов Московской области по ознакомлению дошкольников с книжной графикой. Даются при­мерные конспекты занятий.

УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

Наши рекомендации