Занятие на тему «Иллюстрации Ю. А. Васнецова к русской народной игровой песенке-потешке «Сорока-белобока»

(с детьми 4 лет)

Цель: продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчи­вость на иллюстрации; познакомить с рисунками Ю. А. Васнецова к песенке-потешке «Сорока-белобока»; дать представление о работе художника-иллюстратора на примере творчества Ю. А. Васнецова; учить всматриваться в рисунок.


Занятие на тему «Иллюстрации Ю. А. Васнецова к русской народной игровой песенке-потешке «Сорока-белобока» - student2.ru

Занятие на тему «Иллюстрации Ю. А. Васнецова к русской народной игровой песенке-потешке «Сорока-белобока» - student2.ru



Рис. 12. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Сорока-белобока»

Рис. 13. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Сорока-белобока»

Материал: 2—3 иллюстрации разных художников к потешке «Сорока-белобока»; книга «Сорока-белобока» с иллюстрациями Ю А. Васнецова.

Предварительная работа. Чтение потешек, рассматри­вание иллюстраций (рис. 5, 12, 13).

Ход занятия

Воспитатель спрашивает детей, любят ли они книги, какие книги им больше нравятся — с картинками или без картинок. Показыва­ет уже знакомые малышам книги с иллюстрациями Ю. А. Васне­цова. Дети вспоминают названия нотешек и сказок. Дав детям воз­можность рассмотреть иллюстрации, воспитатель говорит, что эти интересные красочные картинки в книгах нарисовал для них худож­ник Ю. А. Васнецов.

Педагог рассказывает, что художников, которые рисуют кар­тинки в книгах, называют художниками-иллюстраторами. Откры­вает в книге страницы с иллюстрациями к русской народной игро­вой песенке-потешке «Сорока-белобока» и предлагает детям внима­тельно рассмотреть их. Предлагает вспомнить текст песенки-потеш­ки, к которой художник нарисовал такие яркие и интересные кар­тинки. Если дети забыли песенку, воспитатель читает ее сам.

Во время рассматривания иллюстраций педагог привлекает внимание детей к выразительным средствам, использованным ху­дожником. Просит малышей внимательно всмотреться в рисунки и определить, чем занята Сорока.

Показывая детям обложку книги, педагог отмечает, что худож-

ник вначале изобразил Сороку в обычном, естественном обличье, а затем «нарядил» ее в красивую юбку, «надел» фартук, «дал» ко­томку и палочку (Сорока отправляется в дальний путь). Уходит Сорока из родной лесной избушки днем. Друзья Сороки — уточка, сова, белочка, зайчик и птичка — с грустью прощаются с нею.

На следующем рисунке художник изобразил возвращение Соро­ки домой. Сравнивая обе иллюстрации, дети называют признаки, по которым можно определить время суток.

Беседуя с детьми по картинке, на которой Сорока готовится встречать гостей, воспитатель спрашивает, почему Сорока такая нарядная, как дети догадались, что на птице праздничная одеж­да. Уточняет с помощью вопросов, какими средствами художник пе­редал в рисунке, что Сорока стряпает вкусное кушанье (в печи го­рит яркий огонь, над расписной миской поднимается густой пар, а мышка, почувствовав аппетитный запах каши, торопится с большой ложкой).

Далее рассматривается новый рисунок: обед готов, Сорока выш­ла на крыльцо созывать гостей. Воспитатель предлагает детям ука­зать признаки, по которым можно судить, что Сорока зовет к себе гостей.

По следующей иллюстрации детям дается задание назвать гос­тей Сороки и описать их. Педагог обращает внимание детей на то, что художник сумел изобразить на одном рисунке всех персонажей, и даже саму Сороку, фигура которой- виднеется внутри избушки.

Познакомив малышей с последней иллюстрацией, педагог пред­лагает им самостоятельно рассказать, как Сорока разместила своих гостей за столом и кто остался без вкусной каши.

В конце занятия воспитатель еще раз показывает все иллюстра­ции по порядку, называет фамилию, имя, отчество художника. За­тем предлагает сравнить эти иллюстрации Васнецова с рисунками какого-либо другого художника к той же песенке. Желательно, что­бы дошкольники сами смогли сказать, по каким признакам они отличают иллюстрации Ю. А. Васнецова от работ других худож­ников.

Наши рекомендации