Франкское искусство: период Меровингов

Хлодвиг (481-511 гг)– объединитель варварских племен, первый король франков, принял христианство.

Образец – базилика:

· Сан Пьер во Вьенне ( первая половина 5 века): появление башни (или купола) над пространством, предшествующим апсиде

· Церковь Сен Мартен в Туре (470 год, не сохранилась, башни по продольной оси, украшали 120 колонн из античных зданий)

С 7 века – план базилика усложнился, появляется трансепт в середине помещения, крестообразная форма здания;

Ранние галльские баптистерии: в Эксе и Фрежюсе

Баптистерий в Венаске (6-7 вв): прямоугольный план с крестообразно расположенными полукруглыми апсидами

Крипты: небольшие и тесные помещения с колоннами (Крипта в Жуаре

· крипта Сен Лоран в Гренобле (цилиндрический свод)

· Баптистерий Святого Иоанна в Пуатье: прямоугольный, почти квадратный зал, с востока – низкая четырехгранная с внешней стороны и многогранная изнутри абсида, с юга и севера – низкие маленькие полукруглые абсиды, с запада – большой прямоугольный притвор), из кирпича и мелкого бытового камня.

Искусство остготов

Королевство остготов в Северной и Средней Италии с центром в Равенне.

Опирались на ранее разработанные типы построек. Прежде всего, культовые постройки ( строители были византийские архитекторы, так что сооружения Равенны – византийское искусство).

Утверждается тип базилики:

Образцы: Сан Паоло фуори ле мура

В Равенне – церковь Сант Аполлинаре Нуово ( плоские деревянные перекрытия, высокий средний неф), Сант Аполлинаре ни Классе

+ центрические сооружения: церковь Сан Витале в Равенне, гробница Теодориха (526-530, римская традиция погребальных сооружений, двухэтажное центрические сооружение, нижний этаж – десятиугольный, крестовообразный в плане, верхний – круглый, обход с арками на консолях и колоннами)

Искусство лангобардов

Мастера-каменьщики – «мастера с озера Комо», существовали регламентированные правила строительства!

Но постройки весьма примитивны:

Темпьетто Лангобардо в Чивидале («лангобардский храмик»)

Сан Джорджо в Вальполичелла (близ Вероны): начало 8 века, небольшая трехнефная базилика без трансепта с тремя апсидами, перекрытая полукуполом апсида, применение различных по типу опор (четырехугольные столбы, колонны), капители колонн – заимствованные формы римского композитного и коринфского ордера (но грубые и плоскостные)

! Возможно именно Лангобарды ввели в употребление крипту (полуподвальное помещение со сводами и подпирающими их столбами, обычно строившиеся под восточной, алтарной частью церкви).

Вестготы: испытали давление арабов, Тулузское королевство (Южная Галлия, Испания).

Сан Педро де ла Наве, 680-711г. Очень мощный камень, приземистая, полностью крест, только с востока к тому рукаву вровень выдвигаются две прямоугольные со скошенной крышей, базиликально пониженные апсиды.

Церковь Сан Юлиан де лос Прадос близ Овьедо, 8 век. Прямоугольное завершение хора, против трех нефов находятся три апсиды, заключенные в общий прямоугольник, разделенные стенами и не закругленные изнутри. Снаружи она довольно примитивна, колонки в окнах как в византии, прозрачные орнаменты. Внутри осотатки прошлого. Алтарная часть со сводами, колонны не вторичного потребления, а сделанные заново. Ордера получают характер пристенных декораций. Живописная декорация- своды имитируют позднеантичный декор с кессонами, переработка меандра в сложные плетения. Большое количество изображений престолов (кевориев). Напоминают помпейский стиль, это символическое изображение церковных соборов (съездов священников). Это взято из иконоборческой Византии. То есть смесь различных традиций.

- базилика с трансептом

- ПЕРВЫЕ НАСТОЯЩИЕ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ СВОДЫ
- ордера: пристенный характер

- живопись: своды имитируют позднеантичный декор с кессонами

= синтез античности и иконоборчества

Церковь Санта Мария де Наранко близ Овьедо: однонефное помещение, перекрытое цилиндрическим сводом на подпружных арках, изыщные удлинённые пропорции аркад с тонкими колоннами, мастерство кладки из нерегулярных каменных блоков. Пристенные аркады, счетверенные колонки, собирающиеся в общую капитель, медальоны находятся напротив вертикалей опор арок. Появляется ритмизация пространства. Форма должна быть внятной и должна структурно демонстрировать свой порядок

- мотивы спиралевиных канелюр

- подвесные медальоны

- смешение мотивов и тенленций: перекрыта цилиндрическим сводом; колонны декоративные

- идея = декор должен структурировать и упорядочивать пространство

1) пространство должно обладать зримой структурой

2) не скрывает, а демонстрирует силу

3) промысленно и продуманно

= наложеннас на структуру рациональная сетка

- влияние византии не велико

- сетка демонстративного логического порядка

Ирландцы и англосаксы:

Британские острова: римская традиция почти не оставила следа, а к 6 веку фактически утрачена. Строительство христианских сооружений в Ирландии с 5 века.

Характерно: однокомнатные небольшие «оратории» без окон с одной дверью (пример: Ораторий Галлерус, 9 век)

Церкви: связь с деревянной архитектурой, слабое развитие строительной техники (пример: Башня Бартона в Норсгемптоншире)

Монастыри в Ирландии: на небольшой территории объединились кельи и небольшие капеллы ( Монастырь на острова Скеллинг-Майкл (822-1225 гг) – 2 капеллы и 6 разбросанных полусферических каменных хижин).

Наши рекомендации