Франкское королевство в эпоху Меровингов (V- сер. VIII вв.).

Складывание основ феодальных отношений в Каролингском государстве.

К концу VIII и началу IX в. переворот в поземельных отношениях во Франкском государстве привел к господству феодальной земельной собственности — основы феодального строя: мелкие общинники-аллодисты мало-помалу исчезают и превращаются в держателей на феодальном праве, т.е. они обязаны деньгами или повинностями феодалу – владельцу земли. К началу IX в. захват феодалами земли приобрёл массовый характер.

Формы установления зависимости от феодалов:

А) Прекарий (данный, возвращённый, с вознаграждением) – условное земельное держание, которое крупный земельный собственник передавал «бедняку» во временное или пожизненное держание с обязательством последнего нести в пользу собственника повинности или платить оброк. Зависимость отдельных крестьян от отдельных землевладельцев.

Б) Коммендации – акт вступления под покровительство более могущественного землевладельца с обещанием повиноваться и служить ему как слуга господину. => свободные люди превращались в наследственных рабов (сервов).

В) Бенефиции – форма условного землевладения, пожалованного за службу королю, при которой группа крестьян зависит от отдельного землевладельца. Доход идёт в пользу бенефициария. В IX-X вв. => из условного владения в феод => зависимость жителей бенефиция стала постоянной.

Г) Иммунитет. Крупный землевладелец имел на определённо территории права суда по гражданским искам и мелким кражам, административные и финансовые полномочия, военное руководство и высшую власть в производстве. Иммунитет укреплял право феодальной собственности. К концу VIII-началу XI века в военном и политическом устройстве широко распространилась вассально-ленная система. Крестьянские хоз-ва превратились в средства обеспечения феодального рабочей силой и инвентарём.

Городская культура классического Средневековья.

Классическое средневековье 11-15вв. В городе прежде всего делала быстрые успехи светская литература. В 12-13вв начали появляться сатирические произведения в форме фаблио (у французов) или шванков (у немцев), в которых содержались остроумные нападки на феодалов. Общеевропейскую известность получил сложившийся во Франции в 13в сатирический «Роман о Лисе», в котором феодалы представлены в образе голодного и жадного волка,постоянно обманываемого лисом.

«Роман о Розе» (двух.франц.авторов 13 в-рыцаря Гильома де Лориса и горожанина Жана Де Мена). В романе содержится выпады против духовенства и самого римского папы, против королевского деспотизма. Де Мен развивал мысль о том, что истинное благородство человека заключается не в знатных предках,а в его личных умственных и нравственных достоинствах.

В городе зародился и средневековый театр, сначала в виде мистерий те. драматических сцен на различные библейские сюжеты.Потом в театры постепенно включается светский бытовой характер, часто получавший комически-сатирический характер. Массовые развлечения: карнавалы, уличные шествия с музыкой и в масках, устраивавшие в конце зимы.

Герм.народная литература: «Песнь о Нибелунгах» повествует о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале 5в.

Во Франции городская культура зародилась в 11-13вв. творчество «жонглеров»,которые выступали на городских площадях как актеры, акробаты, музыканты и певцы. Примерно с сер.12в театральные действия перемещаются из под церковных сводов на площади; и действия уже разыгрываются не на латыни, а на франц.

Новым явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры стало создание нецерковных школ (частные школыматериально от церкви независящие). Развилась грамотность.

Абу Бакр (632-634)

Назначение было произведено посредством выборов на одном из собраний в мечети мухаджиров (кто переселился с Пророком из Мекки в Медину) и ансаров (кто воевал за Пророка). Несмотря на объединение в руках халифа светской и духовной власти назвать его власть теократической нельзя. Его функции руководителя общей молитвой не носили сакрального характера и могли в его отсутствие выполняться любым мусульманином, хорошо знающим религию.

Абу Бакру удалось подавить движение сепаратистов, которые совершали «возвращение к язычеству», были не согласны с выборами халифа, или отказывались платить закят (налог в пользу бедных).

Начались походы на Восток — Иран и на Запад — восточное побережье Средиземного моря. За 2 года халифата Абу Бакра положение ислама в Аравии упрочилось. В состав вошли территории Бахрейна, Юж.Аравии, а также часть Сирии и Ирака.633г.арабы взяли бывшую столицу Лахмидов г.Хиру.

Арабы одерживали первые победы в войнах с персами, в начале 634 г. войско Халида бин аль-Валида отправилось на завоевание Сирии. Абу Бакр умер от болезни, и чтобы избавить общину от кризиса власти, своим преемником он назначает Умара бин аль-Хаттаба.

Умар ибн аль-Хаттаб (634-644)

Первым распоряжением Умара было смещение Халида бин аль-Валида с поста главнокомандующего и назначение на его место Абу Убайды.

Арабская историческая традиция приписывает Умару создание всей налоговой системы Халифата, основывавшейся на 2-х типах налога: поземельном налоге — хараджеи подушной подати с иноверцев — джизьи (1 динар). Ставка налога была привязана к определенной единице площади. В казну стали поступать значительные суммы денег, встала проблема их распределения.

Были учреждены списки — диваны на выплату жалованья, причем размер опрделялся не столько местом, занимаемым в военной или административной иерархии, а близостью к Пророку, временем принятия ислама (чем раньше-тем лучше) и участием в сражениях, боевыми заслугами.

Система землевладения четко различала территории, полученные мусульманами мирным путем-сулхан, и завоеванные силой-анватан. Жители первых сохраняли свое имущество и вносили коллективную подать. Население вторых теряло права на собственность, но оставалось на своих землях в обмен на уплату налога, назначенного правителем. Земля поступала в собственность Уммы, а крестьяне оставались на ней наследственными арендаторами. Рабской зависимости не было.

В 644г. Умар был убит персом-наемником.

Усман ибн Аффан (644-656)

В отличие от Умара, привыкшему к аскетичному образу жизни, не привыкшему к роскоши и не позволявшему никому жить роскошно, Усман начинает строить роскошные дворцы.

Важнейшим вкладом Усмана в формирование ислама было издание стандартного текста Корана. Усман предложил всем принести имеющиеся у них записи сур и аятов, положив в основу списки писца Зейда и Хафсы, Зейду было поручено составить сводный текст. Однако суры располагались не в хронологическом порядке по времени их ниспослания, а порядке убывания по объему текста.

Интенсивное обогащение верхушки общества и победоносное шествие арабских армий составляло лишь фасадную часть, за которой скрывался кризис. Прежде всего еще не произошло полного слияния мусульманского общества и государства. Умма (община мульсман) не столько управлялась гос-вом, сколько пользовалась продуктами его деятельности. Разнообразные территориальные образования, объединенные в Халифате силой, имели свои автономные административные и хозяйственные системы.

Медина потеряла свое положение столицы, т. к. за годы завоеваний зона военных действий отодвинулась от форпостов мусульманского государства не менее чем на 1000 км. Непосредственное управление войсками из Медины стало невозможным. Фактически реальная власть перешла к наместникам высшего ранга, в руках которых находилась армия. Вмешательство халифа в отношения собственности делало его ответственным за все конфликтные ситуации, т. к. разрешение на любое строительство необходимо было получать у халифа- Усман стал объектом ненависти в провинциях.

Усилилось соц.неравенство. Возникло несколько линий соц.напряженности: между верхушкой общества и массой рядовых воинов, между курайшитами (правящее племя древней Мекки; из этого племени происходит пророк Мухаммед) и остальными арабами, между столицей и гарнизонными городами, а по мере увеличения числа мусульман-неарабов нарастало их противостояние с мусульманами-арабами. Власть халифа при отсутствии развитого аппарата управления держалась на личном авторитете. Однако Усман, опиравшийся в управлении гос-вом на узкий круг своих родственников, многие их которых когда-то были противниками Мухаммада, оттолкнул от себя представителей верхушки мусульманской общины. Летом 656 г. мятежники прибыли в Медину и предъявили халифу свои требования об искоренении неравенства. Конфликт перерос в вооруженное противостояние, в ходе которого Усман был убит.

После смерти Усмана халифом люди избрали Али бен Аби Талиба, известного своим мужеством, справедливостью и заслугами перед Исламом. Он начал бороться с коррупцией, пытался сократить разрыв между благосостоянием богатых и бедных за счет справедливого распределения государственных доходов, чем вызвал негодование Омеядов (Омеяды - семейство еще с доисламских времен настроенное враждебно по отношению к Хашимитам, из которых происходили Пророк и Али). Муавия Омеяд стал также обвинять Али в том, что тот убил Османа, а также, в личных письмах, требовал отдать ему в управление Сирию, которую он получил при Османе, в обмен на мир.

Али совершил поход в Сирию и в битве под Сиффином почти победил войска Муавии, но тот приказал поднять на копья свитки Корана. Битва прекратилась, однако Муавия не отказался от своих претензий, правда, теперь он хотел уже весь халифат. Сирийцы активно его поддерживали. А жители Куфы (в Ираке) столицы Али отказывались воевать, искали любой повод, чтобы уклониться от боевых действий, за что в своих письмах Али их неоднократно упрекал. В 660 году Али погиб от рук предателя.

Первые четыре халифа стали известны как халифы праведного пути.

Франкское королевство в эпоху Меровингов (V- сер. VIII вв.).

Меровинги – первая династия франкских королей в истории Франции, правившая с V до середины VIII века. Первая династия – династия Меровингов. Хлодвиг считается родоначальником династии (481-511):

- распространил свою власть на всех остальных князей,

- 486 – победа при Суассоне, захват всей Северной Галлии вплоть до р.Луары,

- подчинил на востоке алеманов и пытался завоевать бургундов,

- 496 крещение Хлодвига, установление дружественных отношений между франкскими королями и папами,

-496-497 – поход на алеманов, которые в результате признали франкского короля,

- 507 – битва при Пуатье – поражение вестготов, захват франками Аквитании

- поделил королевство между сыновьями.

При сыновьях и внуках Хлодвига происходило расширение Франкского королевства: Франкония занимала почти всю Галлию и значительную часть Германии. Хлотарь I (558-561). Во главе отдельных княжество стояли независимые короли, возникали междоусобицы, прекратившиеся лишь при Хлотаре II (613-629).

Гос. устройство в VI-VII вв.: Королевская власть (наследственная) укреплялась 2 методами: 1) установление новых политических институтов власти, 2) отсутствие постоянной королевской резиденции (перемещаясь конунги оживляли экономическую деятельность районов). Всеми делами управления ведал королевский двор. Законодательство осуществлялось королём с согласия магнатов. 2 раза в году – весной и осенью – происходило собрание знати, где оглашались все изданные законы и обсуждались новые. + Мартовские поля – собрания всех свободных, кто имел право носить оружие (с VII-только знать). Существовал институт майордомов – 1й министр, глава всех войск во время войны, изначально назначаемый королём. После победы в 687 австразийского майордома Пипина Геристальского эта должность становиться наследственной. Функции майордомов: распоряжение земельным фондом, дарование иммунитетных грамот, назначение на должности и смещение с них, принятие клятвы верности от духовных и светских феодалов, издание дипломов в форме королевских грамот, поставка своего имени на монетах. Последним представителем династии Меровингов был: Хильдериг III (743-751)

В VIII в. власть в стране в период нестабильности захватил Карл Мартелл (715-741), который в 732 г. отразил натиск арабов в битве при Пуатье и пользовался большой популярностью.

Франки до Хлодвига. Сами франки первоначально также жили за Рейном. Их предки выступали у Тацита под разными названиями: хамавов, сугамбров, батавов и др. Название «франк» («отважный», «вольный») появилось в середине III в. и служило для обозначениягруппы германских племен. Их враждебные вначале отношения с римлянами сменились затем более дружественными. В Каталаунской битве 451 г. франки, сражались против гуннов на стороне римлян в качестве их федератов (союзников). Франки делились на две большие группы — приморских (живших по нижнему течению Рейна), или салических, и живших по Среднему Рейну, береговых, или рипуарских. Наиболее значимыми были салические, особенно после правления Хлодвига(конец V — начале VI в.)

Хлодвиг. История царствования Хлодвига (481—511) изложена в «Истории франков» епископа Григория Турскога. Хлодвиг в 486 г. завоевал всю Северную- Галлию. Близ г. Суассона произошла решительная битва, итогом которой стало завоевание бассейн Сены и Луары,— Хлодвиг смог наделить франков землями. К концу своего царствования Хлодвиг продвинулся уже значительно на юг от Луары, дойдя до реки Гаронны. Вестготы сохранили лишь незначительные владения на юге Галлии. Хлодвиг пытался завоевать и Бургундию, но ограничился лишь установлением своего влияния на бургундский королевский двор. В середине 90-х годов Хлодвиг со своей дружиной принял христианство, постепенно крестились остальные франки. Принятие христианства варварамисвидетельствовало об их романизации. Более того, большинство варваров (вестготы, остготы, вандалы, бургунды, лангобарды) принимали обычно христианство в форме арианства, франки приняли христианство от католического духовенства, тем самым получивподдержку церкви. Хлодвиг стал единым королем нового обширного королевства. Сыновья и внуки Хлодвига, несмотря на частые разделы и переделы королевства и взаимные усобицы, продолжали расширять границы королевства. В 534 г. ими была завоевана Бургундия, в 542 г. захвачены последние владения вестготов в Галлии. За Рейном франкам подчинились Алемания, Тюрингия, Бавария и некоторые племена саксов. Во второй половине VI в. Франкское королевство являлось самым крупным из всех варварских королевств. К нему перешла теперь гегемония, которая раньше была у остготов при Теодорихе.

Общественный строй франков по «Салической правде». Общественный строй франков конца V — начала VI в. отражен в С.П. — сборнике судебных обычаев франков, записанных,при Хлодвиге в конце его правления (ок. 500 г.)-. По ней главным занятием франков было земледелие. Большую роль в хозяйстве играло скотоводство (особенно разведение свиней). Упоминается также рыболовство,пчеловодство,садоводство,огородничество,ремесла. Крестьяне-общинники владели на правах личной собственности приусадебной землей, обрабатывали полевые участки в общинном поле, совместно пользовались общинными лесными и пастбищными угодьями. С.П. ничего не говорит о купле и продаже земли, о дарении или передаче земли по завещанию постороннему человеку. Частной собственности на землю у франков не было, собственником являлась община. Отдельный же франк лишь владел, пользовался на определенных условиях своим земельным участком. После уборки урожая практиковалась общая пастьба на полях. В С.П. есть статьи, говорящие о совместном пользовании лесом, выгоном, водами. Сельская община — марка. Все родичи принимали участие в соприсяжничестве, т. е. выступали на суде в качестве поручителей в пользу обвиняемого родственника. Вергельд — штраф за убийство — уплачивается только частично семьей убийцы. Платить обязаны были и родичи. Так же распределялся и вергельд между семьей и родом убитого. Чтобы земля не отчуждалась за пределы рода, запрещалась передача земли по женской линии. В случае бездетности франка земельный участок переходил после его смерти к его братьям и другим мужским родственникам. Но С.П. говорит уже и о разложении родового строя. Из рода можно было выйти, отказавшись от права наследования и соприсяжничества. У франков прослеживается социальная и имущественная дифференциация (расслоение). На первом месте стоят королевские дружинники (вергельд 600 солидов), простого свободного франка( 200сол.), полусвободного человека (1 Солид) —золотая монета римско-византийского происхождения. Характерно, что вергельд за убийство римлян был значительно ниже по сравнению с вергельдом за убийство франков. С.П. не говорит прямо о существовании крупного частного землевладения, однако поместья крупных землевладельцев уже существовали и в V—VI вв. рядом со свободной франкской деревней. Крупными землевладельцами были сам король, его дружинники, высшее духовенство и частично сохранившие свои владения римские землевладельцы, близкие ко двору («королевские сотрапезники», как называет их С.П.). Тем не менее основной фигурой франкского общества этой эпохи был свободный франк — полноправный член сельской общины, свободный земледелец, владевший общинной землей, независимый от крупного землевладельца.

Процесс феодализации у франков после Хлодвига. Со второй половины VI в. во франкском обществе начались резкие перемены. Земля к этому времени превратилась в свободно отчуждаемую частную собственность—аллод, которая продавалась, обменивалась, покупалась, дарилась, завещалась по воле собственника. В противоположность упадку крестьянского мелкого землевладения росло крупное светское и церковное землевладение. Преемники Хлодвига раздавали королевские земли в виде так называемого бенефиция (буквально: «благодеяние», «подарок») своим дружинникам, превращавшимся постепенно в крупных землевладельцев, передававших землю но наследству своим детям. Часто передавали свои участки церкви (епископу или монастырю) с целью получить от них поддержку, чаще всего в виде дополнительного участка земли в пожизненное пользование за определенные оброки или барщину — прекарий. Процесс феодализации, выражавшийся в постепенном исчезновении свободного, независимого крестьянства и в превращении его в класс крепостных. Крестьянин сидел уже на юридически «чужой» земле и нес в пользу владельца земли те или иные «несвободные» повинности.

Ослабление власти Меровингов. «Ленивые короли». Рост крупного землевладения, сопровождавшийся сокращением фонда королевских земель, и исчезновение значительной части свободного крестьянства, ранее зависимого только от короля и дававшего ему основные военные ресурсы, привели к упадку королевской власти. Династия Хлодвига, известная под именем династии Меровингов ослабила себя взаимными усобицами. В 613 г. власть во всем королевстве была признана за сыном Хильперика Хлотарем II. Хлотарь обязался в 614 г. сохранить за земельной аристократией все полученные ею за время усобиц поместья и дал обещание назначать графов (правителей округов) только из среды местных землевладельцев. Таким образом, знать полностью использовала в своих интересах усобицы королей дома Меровингов. Хлотарь II не обладал сильной властью. Значение королевской власти несколько возросло при его сыне Дагобере (629—639). Дагобер пытался расширить границы Франкского государства на востоке и совершал походы против славян. Но после его смерти период с 639 по 751 г. получил еще у современников название времени «ленивых королей». Меровинги VII—VIII вв. только по названию были королями, реальной же власти они не имели. У них оставались лишь ничтожные остатки королевского земельного фонда. Всю административную, судебную и военную власть захватили местные магнаты. Соперничество между ними. В конце концов майордом — Пипин II Геристальскийстал с этого времени править один всем королевством. При этом он продолжал, однако, сохранять призрачную власть королей из династии Меровингов. Фактически же Пипин Геристальский положил начало новой королевской династии Каролингов, названной по имени наиболее выдающегося ее представителя— Карла Великого.

Наши рекомендации