Музыкальная пьеса A Musical Stage Play
DANCING IN PETERSBURG
(Танцуя в Петербурге)
Музыкальная пьеса A Musical Stage Play
Автор
James Hayden
СИНОПСИС
В далекой и пленительной стране жила-была маленькая балерина, которая влюбилась в прекрасного принца …
Матильда Кшесинская, талантливая, харизматичная и красивая женщина. У нее было все, чего она желала. Все, кроме несбывшейся детской мечты – стать принцессой. Ее страстный роман с царевичем Николаем, возможно, сделал бы ее принцессой, если бы не смерть его горячо любимого отца, Императора Александра III, и не революция 1917 года. И, тем не менее, Матильда прожила чрезвычайно яркую жизнь. Она стала по-своему равной царям, одной из самых знаменитых балерин в мире. Она была также самой богатой женщиной в России, пока ей не пришлось бежать из страны, спасая свою жизнь. Ее история – это история о потерянной любви и потерянной империи…
Париж, 1971. 99-летняя Матильда Кшесинская преподает в балетной школе Урок подходит к концу, и опять на нее нахлынули воспоминания о «старых добрых временах». Ученицы закатывают глаза и потихоньку выскальзывают из класса. Похоже, они слышали эту историю не один раз.
В отличие от большинства из нас.
ДЕЙСТВИЕ 1
Матильда пересказывает эпизоды своей прославленной жизни на сцене Императорского театра и напоминает единственной оставшейся слушательнице, что она была Принцессой на самом деле. Что ж, может быть, да, может быть, нет. Ученица заворожена рассказом, и Матильда начинает свою историю песней:
Когда я танцевала в Петербурге,
Я танцевала как во сне.
Во сне, который будет длиться вечно, казалось мне…
Во время исполнения песни мы переносимся в Россию, в год 1880. Восьмилетняя Матильда не получила роль Принцессы в школьном спектакле. Она воспринимает эту неудачу, как настоящее горе, и ее отец, Феликс, пытается утешить ее. Девочка делится с ним своими мыслями:
Сделай для меня чудо, дай мне мечту
Я хочу верить, что смогу всё, что хочу…
В следующий раз мы встречаем ее в 1890 году семнадцатилетней выпускницей Императорской балетной школы Санкт- Петербурга. Ее великолепный талант заслуживает одобрение императора Александра III, но особый накал этому важному событию придает ее встреча с сыном императора, будущим Николаем II.
Ники: Она принцесса? Это не ложь?
Александр III: Если она принцесса, то я тоже.
Следует дуэт Ники и Матильды:
Может ли это быть правдой? Can this be true?
Созданы ли мы, чтобы я и ты превратились в царственное «мы»?
Николай приглашает Матильду на бал-карнавал в Зимнем дворце, где их появление порождает слухи в аристократической среде.
Мария (жена Александра): О нашем Ники ходят сплетни.
Александр III: Отправлю его служить во Владивосток.
Мария: Любовь переживет разлуку где бы то ни было.
Александр III: Дорогая, очевидно, что в тех краях вы не бывали.
АРИСТОКРАТЫ «смыкают ряды» против этой самозванки, которая…
… не нашего круга,
Притом и на русскую не слишком похожа.
Видите ли,
Все мы родственники по королевской крови
В карточном домике, который мы построили.
Но где быть твоей комнате зависит от того, кого ты знаешь
И если ты не царственна, не богата и не хороша собой,
Какая жалость, но придется с тобой попрощаться,
Потому что никогда-никогда тебе здесь не блистать.
Но после бала романтическая тройка несет вдоль Невы Ники, Матильду и друзей:
В голубую мерцающую даль мы летим,
Мимо луны и ее тихой улыбки,
И дальше, туда, в ту часть вселенной, которая, как говорят,
Заколдовывает и обманывает…
Куда ж мы несемся?
Искра любви зажглась между ними этой ночью. Со смехом и веселыми криками компания проезжает мимо КРЕСТЬЯН, дрожащих у жалкого костра…
Наш удел - быть всеми забытыми
Прозябать, страдать, погибать.
Нам нужна надежда…
И, о чудо, в великолепном монументальном черно-белом образе появляется Ленин, стоящий в своей характерной позе, простирая руку в будущее.
Я дам водку, борщ и хлеб
Заткну глотку хаосу и мятежу.
Они лишь счастливы идти за вожаком,
Пусть и не туда куда надо.
Матильда занимается, не щадя сил. Она оттачивает своё искусство до совершенства, несмотря на слухи об особом к ней отношении. Она блистает в Мариинском театре, но настоящей звездой является итальянская балерина, которая делает прославленные 32 фуэте. Александр обращается к своему подчиненному:
Волконский, вы мне преданы,
И вот вам мой приказ:
Отец тревожится.
Он борется с судьбой
Что победить ее не может.
И, в конце концов…
Вся истина лишь в том, что
Все, что можно сделать,
Это научить любить, тогда…
Я не могу жить в мире
И я не буду жить
Я просто не могу
Если нет тебя …
Я верю в тебя.
И этой сказке не сбыться,
Если нет тебя.
Ники возвращается домой, по-прежнему любящий и по-прежнему неуверенный в себе. Он понимает, что не может стать достойным лидером, каким является его отец. И Матильда знает о новой женщине в его жизни. Они скрывают правду друг от друга, не желая расставаться. Со всей страстью они предаются любви, предчувствуя, что она обречена.
Александр умирает в возрасте 49 лет. Николай не готов. Его мать, Мария, поет:
И кто теперь
Станет тем, кто
Это ты.
Ты - тот самый человек,
Ты – сын
Матери Родины.
И русский бас про фундо говорит нараспев:
Ты тот человек.
Ты тот человек.
Ты тот человек?
Мы увидим.
Молись за нас.
Матильда приходит с визитом в Зимний дворец, чтобы принести свои соболезнования, но между ней и АЛЕКСАНДРОЙ возникает словесная дуэль, в результате которой Матильда узнает о грядущем бракосочетании. Александра насмехается над ней:
Ах, Боже мой.
Возможно, вы даже умны
Но Николай и… Матильда?(патетический взгляд)
Это не звучит.
Матильда сражена. Появляется Ники, подтверждает новость и оставляет ее одну. «Ники…» Она вновь хочет подняться по парадной лестнице, но охрана преграждает ей путь. Ее страдание проходит все стадии от неприятия свершившегося, к примирению с этим и к полному пренебрежению.
Неужели это правда?
Она? И ты?
Но не женой.
Что он видит в ней?
Немка!
И тогда в слезах, она возвращается к своей детской песенке:
Давным-давно
Далеко-далеко
Я мечтала стать Принцессой,
Когда-нибудь.
Затем, по мере того, как на заднем плане проступает картина царской свадьбы:
Я сделаю свое чудо!
Осуществлю свою мечту!
Я покажу тебе, что такое
Смелость и характер!
Я покажу тебе женщину,
Которая сильнее, и тогда…!
Она швыряет вазу, подаренную Ники, чтобы разбить невидимую стену между ней и свадьбой.
Я покажу тебе
чем эта сказка кончится!
Решимость покидает ее, и она падает на пол, освещенная единственным прожектором. Далее темнота.
Конец первого Действия
ДЕЙСТВИЕ 2
На берегах Невы крестьяне столпились вокруг ЦЫГАНКИ, которая повествует о пышности коронации в Москве. Видно, что церемония была омрачена всевозможными зловещими случайностями, предвещающими несчастье: птица влетела в церковь, тысячи крестьян погибли, пытаясь получить бесплатную кружку, императрица – немка, и, самое главное, балерина Кшесинская танцевала на балу! Крестьяне крестятся, понимая, что:
Все сулит несчастье.
Все сулит несчастье.
Все сулит несчастье.
Высоко в Революционном раю Ленин доволен.
Матильда возвращается с юга Франции, из добровольной ссылки, с новым учителем, Легат. С присущим ей упорством она приступает к освоению фуэте. Легат считает, а Матильда отвечает ему:
Так Волконский сказал Царю.
Она продолжает заниматься, ни учитель, ни трудности не могут остановить ее. Тогда Легат раскрывает ей секрет 32 итальянских фуэте.
Тогда вот тебе секрет, который я раскрыл…
Связь глаз, если посмеешь.
Матильда понимает разгадку и удваивает свою решимость.
Большая премьера в Мариинском театре. Зал переполнен, но царская ложа пустует. Матильда не чувствует никакого вдохновения, она упала духом. Но в середине второго действия в ложе появляются Николай и Александра. Прилив энергии переполняет Матильду. Она начинает фуэте. 15, 16. Ее глаза устремлены на Ники. Публика в напряжении 21,22. Люди в зале вскакивают с мест и начинают хором считать; 28,29. Переполненная ревностью, Александра демонстративно покидает ложу, Ники стоит, не в силах отвести завороженного взгляда. 31, 32! Такое ощущение, что публика сейчас снесет крышу, приветствуя достижения этой вехи в истории русского балета. Карьера Матильды резко идет вверх.
Россия, берегись!
Ни одна сцена не совершенна
Что я часть представления.
В Зимнем дворце Александра решает послать Матильде подарок - брошь с изумрудом в форме змеи. Это заявление?
Я выше всяких заявлений.
Стерва!
Талантливая и красивая,
«Искушенная», богатая:
Все, что квалифицирует
Женщину как стерву.
Мне наплевать.
Я императрица
У меня нет времени,
И мне совершенно все равно.
Змея!
Но Матильда процветает, ее дом становится популярным местом званых обедов, собраний, культурных мероприятий и веселья. Однажды вечером, среди шумного бала и светской болтовни, окруженная воздыхателями…
МАТИЛЬДА
Извините, я опоздала
Похоже, наша судьба
Танцует на улице.
ПРИНЦ #1
Что с того, вы же видели
А не ногами.
она встречает Великого князя Андрея, кузена Ники. Между ними сразу вспыхивает симпатия. Она говорит о том, что хотела бы иметь семью. Затем она удаляется одна в спальню, чтобы помечтать. Но ее преследуют кошмары.
Сон: Николай и его образцовая семья стоят в классических портретных позах.
Вот видишь -
Образцовая семья.
Здесь могла бы быть я.
Говорил ли он со мной?
И что мы встретим
Друг друга еще раз?
Я проскользну в твою жизнь
Да, я Рас -спутин.
в конце которого его избивают, травят ядом, расстреливают и, наконец, выносят, а он продолжает петь, высовываясь из ковра, в который его закатали. Сон Матильды продолжается: призраки Александра, Ники, ее отца, пока не появляется хор Аристократов:
Принцесса Петербурга
Пожалуйста, не плачь
С тобой мы все танцуем
С тобой мы все летаем
И она, действительно, летит через Зимний дворец и возносится на пик своей карьеры под восхищенными взглядами затаивших дыхание аристократов. Но их радость обрывается нашествием БОЛЬШЕВИКОВ, которые объявляют конец мечтаниям. Так оно и происходит. (До конца эпизода, на сцене преобладает черный и белый цвета).
Конец пути
Скажите прощай
Конец пути,
Скажи прощай.
Матильда возвращается домой и застает в доме незнакомых людей. В ее доме распоряжается Ленин, который увещевает ее присоединиться к великому делу революции…
ЛЕНИН
Теперь дома и залы
Принадлежат всем нам.
Чем любой другой правитель
Вам просто надо знать …
Россия лучше вас,
Можете запугивать нас, но
Я хотел только
Это маленькое королевство,
(Он показывает на свою семью)
И чтобы никто не болел.
И выполнять все их желания.
Сцена превращается в черную, и Матильда скорбит.
Может ли это быть правдой?
И … что если бы…?
Что если он… ?
Что если мы… ?
После всех этих лет,
После всех этих слез?
Вся группа людей покидает Россию навсегда и горестно поет…
Да здравствует, Родина,
Ты всегда в сердце моем.
До свиданья, Родина
Если заглянуть в мою жизнь,
увидишь девчонку, которая так и не выросла;
И потому, не всё сбылось.
Но это было прекрасно.
Но это было прекрасно.
И т.д. , до …
Давным-давно,
В далекой и чудесной стране
Все это началось.
Танец, красивый принц,
И я….
В Петербурге.
Матильда легко заставляет свою коляску сделать оборот. Матильда останавливает ее, издает легкий смешок, и ее тело безвольно оседает в кресле. Она умерла. Тишина.
Но ее ученицы возвращаются и танцуют финальную сцену «Лебединого озера». Мир опять становится цветным. Мы вновь в Зимнем дворце. Появляется молодой Ники и прикасается к Матильде. Она просыпается, она снова молода. Они танцуют, и Ники ведет ее вверх по парадной лестнице, они обнимаются в поцелуе с последними аккордами музыки.
ЗАНАВЕС
/перевод Татьяны Баландиной/
DANCING IN PETERSBURG
(Танцуя в Петербурге)
Музыкальная пьеса A Musical Stage Play
Автор
James Hayden
СИНОПСИС
В далекой и пленительной стране жила-была маленькая балерина, которая влюбилась в прекрасного принца …
Матильда Кшесинская, талантливая, харизматичная и красивая женщина. У нее было все, чего она желала. Все, кроме несбывшейся детской мечты – стать принцессой. Ее страстный роман с царевичем Николаем, возможно, сделал бы ее принцессой, если бы не смерть его горячо любимого отца, Императора Александра III, и не революция 1917 года. И, тем не менее, Матильда прожила чрезвычайно яркую жизнь. Она стала по-своему равной царям, одной из самых знаменитых балерин в мире. Она была также самой богатой женщиной в России, пока ей не пришлось бежать из страны, спасая свою жизнь. Ее история – это история о потерянной любви и потерянной империи…
Париж, 1971. 99-летняя Матильда Кшесинская преподает в балетной школе Урок подходит к концу, и опять на нее нахлынули воспоминания о «старых добрых временах». Ученицы закатывают глаза и потихоньку выскальзывают из класса. Похоже, они слышали эту историю не один раз.
В отличие от большинства из нас.
ДЕЙСТВИЕ 1
Матильда пересказывает эпизоды своей прославленной жизни на сцене Императорского театра и напоминает единственной оставшейся слушательнице, что она была Принцессой на самом деле. Что ж, может быть, да, может быть, нет. Ученица заворожена рассказом, и Матильда начинает свою историю песней: