Задание 2. Морфемная структура слова

Подберите по одному русскому и, где это возможно, по одному английскому (немецкому, французскому) слову к каждой из предлагаемых далее формул морфемной структуры слова (словоформы).

Морфемная структура Пример слова или словоформы
корень  
корень + флексия  
префикс + корень + флексия  
префикс + корень + суффикс + флексия  
корень + суффикс + флексия + постфикс Напр.: слуш-а-ет-ся
корень + интерфикс + корень + флексия  
префикс + корень + суффикс  

.

 
  Задание 2. Морфемная структура слова - student2.ru

Аудиторная самостоятельная работа

Определить морфемный состав 2-х предложенных слов, выделить в каждом слове формообразующую и словообразующую основы и указать способ словообразования

Образец:

прислушатьсяслушатьпрефиксально-постфиксальный способ

Тема II. Грамматическое значение,

Грамматическая форма

ОЛ: Кодухов: 208-211 (212-234)

Реформатский: 243-252 (243-253)

УМК: 365-369, 380-384

ДЛ: Алефиренко 313-316

Головин: 99-101,108-109

Маслов: 111, 158-159

Реформатский: 255-261 (256-263)

Основные термины: грамматическое значение (ГЗ), грамматическая форма(ГФ), словоформа (= 3).

Задание 1. Соотношение лексического и грамматического значений в слове

Определите (с помощью словаря) лексическое значение выделенных слов и укажите все сопровождающие его грамматические признаки.

«Еще раз посоветую: обратите внимание на язык, добивайтесь от него точности, что даст ему силу и красоту» (А .М. Горький).

«Без знания языков чувствуешь себя как без паспорта» (А. П. Чехов).

«Каждый живой язык, если он и вправду живой, вечно движется, вечно растет» (К. И. Чуковский).

Задание 2. Признаки грамматического значения

Определите грамматические значения, объединяющие ряды слов:

фонема, морфема, морфология, рекурсия, лексема, грамматика, лексикология;

артикль, редукция, параграф, предложение, аффриката, сложение, учебник, доброта, конфикс, дифтонг, ударение;

докажите, объясните, продумывайте, определите, укажите, считайте, приведите, транскрибируйте, аргументируйте.

• Какие свойства грамматического значения можно увидеть на этих примерах?

Задание 3. Определение понятия «грамматическое значение»

Заполните на основе сопоставления с лексическим значением (ЛЗ) пункты, характеризующие грамматическое значение (ГЗ).

ЛЗ ГЗ
1. Основная часть семантики слова.   1.  
2. Абстрагируется от конкретного предмета. 2.  
3. Индивидуально для каждого слова. 3.  
4. Имеет самостоятельность вне связной речи (высказывания). 4.

● Сформулируйте на основании полученных характеристик определение грамматического значения.

Задание 4. Грамматическая форма

Сравните следующие пары слов: комната – комнату, город – городок, слабый – слабее, слабый – слабо, лежать – лежащий. В каких случаях и почему мы должны говорить о двух разных словах, а в каких – о грамматических формах одного и того же слова.

Тема III. Способы и средства выражения

Грамматических значений

Грамматический способ

ОЛ: Кодухов: 222-223 (252-254)

Реформатский: 214-217 (313-316)

УМК: 369-379

ДЛ: Маслов: 199-200

Основные термины: аналитический способ, аналитическая грамматическая форма, синтетический способ, синтетическая грамматическая форма, аналитико-синтетическая грамматическая форма (= 5).

Задание 1. Грамматический способ

Распределите по графам таблицы следующие словоформы:

дружба – о дружбе; голосá – англ. voices – франц. des voix (ср. р., ед. ч. – voix); важнее – более (менее) важный – важнейший – самый важный; нем. größer, англ. larger, франц. plusgrand; приготовлю – буду готовить; (он) взял – нем. (er) hat genommen – англ. (he) has taken – франц. (il) a pris; свети – пусть светит; лампа – нем. die Lampe; делал бы – нем. hätte gemacht; рус. книги (род. п.), болг. на книга, нем. des Buches, англ. of the book, франц. de la livre.

Язык Словоформа
синтетическая аналитическая аналитико-синтетическая
Русский      
Английский      
Немецкий      
Француз-ский      

Грамматические средства

ОЛ: Кодухов: 214-219 (240-249)

Реформатский: 263-270; 276-313 (263-270; 276-312)

УМК: 369-379

ДЛ: Головин: 101-105

Основные термины: аффиксация, внутренняя флексия, интонация, повтор (редупликация), порядок слов, служебные слова, супплетивизм, ударение, фузия, агглютинация (при составлении карточек используйте ОС, блок V-Грам) (= 10).

Задание 2. Аффиксация

В следующих словоформах выделите грамматические аффиксы и распределите их по графам таблицы, указав выражаемое аффиксом грамматическое значение (или значения):

Наши рекомендации