Правовой статус филиалов и представительств иностранных ЮЛ

Регулируется правом страны инкорпорации материнского ЮЛ (там, где создано ЮЛ, открывающее представительство/филиал).

НА, которыми регулируется:

· ГК РФ

· Положение о порядке открытия и деятельности представительств иностранных фирм, банков и организаций (утв. постановлением Совета министров СССР от 30 ноября 1989 г.).

Филиалы и представительства ИЮЛ д.б. аккредитованы - производится на основании документов (предоставленные ЮЛ):

1) письменное заявление в аккредитующий орган: в машинописном виде, за подписью уполномоченного лица, с указанием наименования, времени создания, места нахождения, вида деятельности, целей открытия, предполагаемого срока деятельности в РФ, сведений о деловом сотрудничестве с российскими партнерами и перспективах его развития;

2) выписка из торгового реестра страны происхождения ИЮЛ или иной документ, подтверждающий факт регистрации ИЮЛ в соответствии с законодательством страны его учреждения;

3) учредительные документы ИЮЛ. Причем, если законодательство государства- создания ЮЛ не предусматривает необходимость учредительных документов, то д.б. представлен подтверждающий данный факт документ, выданный уполномоченным органом в стране-регистрации.

4) решение ИЮЛ о создании филиала в РФ;

5) оригинал и нотариально заверенную копию Положения о филиале ИЮЛ;

6) рекомендательное письмо иностранного банка, обслуживающее ИЮЛ, в котором д.б. подтверждена платежеспособность ЮЛ; данный документ действителен в течение 6 месяцев с момента выдачи;

7) нотариально заверенная копия генеральной доверенности о наделении руководителя филиала необходимыми полномочиями;

8) карточка сведений о филиале ИЮЛ.

Для аккредитации иностранного представительства, помимо перечисленных документов, необходимо также представить:

9) документ, подтверждающий адрес представительства (гарантийное письмо/ договор аренды);

10) рекомендательные письма российских деловых партнеров. При этом, д.б.представлено не менее 2-х писем, составленных в свободной форме, на фирменных бланках с реквизитами, с подписью руководителя и проставлением фирменной печати.

11) Все иностранные документы принимаются только с подлинными отметками о консульской легализации, либо заверение апостилем.

12) вместе с заверенным экземпляром документов необходимо представлять нотариально заверенный перевод на русский язык - действителен в течение 1 года с даты выдачи.

После подачи документов аккредитующий орган принимает решение об аккредитации, либо об отказе в аккредитации. При положительном решении – представительство/ филиал иностранной компании получает разрешение на открытие и свидетельства о внесении в сводный гос. реестр– служит подтверждением официального статуса филиала/ представительства и требуется при открытии банковских счетов, постановки на учет в налоговых органах, оформлении российских виз дл сотрудников филиалов и представительств.

После аккредитации ИЮЛ должно получить письмо об учете в Стат. регистре Ростата, изготовить печать для филиала, осуществить постановку на учет в налоговом органе, получить извещение о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде РФ.

В случае необходимости, представительства и филиалы ИЮЛ могут открывать свои региональные отделения.

В аккредитации м.б. отказано по следующим основаниям:

1) если сведения и документы представлены не полностью, либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке;

2) если установлено, что в представленных учредительных документах содержится недостоверная информация;

3) если цели и задачи создании филиала/ представительства противоречат КРФ и императивным нормам законодательства РФ;

4) если цели и задачи создают угрозу суверенитету, национальных интересам РФ;

5) ранее внесенные в реестр сведения о филиале/ представительстве были исключены из реестра в связи с грубым нарушением действующего законодательства РФ.

В наст время аккредитующий орган – Гос. регистрационная палата при Минюсте РФ. Аккредитация представительства предоставляется на срок от 1 до 3-х лет, филиала – от 1 до 5 лет. При необходимости аккредитация м.б. продлена => нужно представить письменное заявление, решение ИЮЛ о продлении, рекомендательное письмо иностранного банка. ЗА 1 МЕСЯЦ ДО КОНЦА АККРЕДИТАЦИИ.

По решению ИЮЛ деятельность его филиала/ представительства м.б. прекращена до истечения срока аккредитации. ИЮЛ обязано уведомить аккредитующий орган о принятом решении. Аккредитующий орган готовит письма с официальным извещением о прекращении деятельности филиала/ представительства для предъявления в налоговые, таможенные и миграционные органы РФ.

Исключение из Реестр, аннулирование свидетельства.

5. Международные ЮЛ (МЮЛ) в МЧП.

В последнее время в сфере МЧП обозначилась проблема международных ЮЛ (МЮЛ). Как правило, в литературе под такими лицами понимаются – ЮЛ, созданные на основе международного соглашения. Пример: Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития.

Следует отметить, что статус таких лиц определяется соответствующими МД. При этом, на такие лица, как правило, распространяется статус международных межправительственных организаций. Коллизионные проблемы при определении статуса МЮЛ возникают в сфере деятельности ТНК. При этом следует учитывать, ТНК могут создаваться не только на основе межправительственных соглашений, но также путем заключения договоров непосредственно между хозяйствующими субъектами. Такой подход закреплен в Соглашении стран СНГ о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных ТН объединений от 15 апреля 1994 г.

ТНК обычно относят к международным монополиям, деятельность которых затрагивает ряд государств. Западные авторы, как правило, рассматривают ТНК в качестве субъектов международного экономического права, действующих наряду с государствами и международными организациями. Специфичный признак ТНК – неоднородность и расчлененность с юр. т.з. Данный признак возникает в связи с тем, что материнское образование учреждает сеть филиалов и дочерних предприятий в различных странах. При этом, данная сеть является единой в экономическом плане. Т.о., с правовой т.з., ТНК – совокупность формально самостоятельных ЮЛ, имеющих различную гос. принадлежность и фактически управляемых материнской компанией, которая является для них иностранным ЮЛ.

Октября 2010 г.

Основной проблемой правового статуса ТНК является определение её национальности. Различные исследователи предлагают определять национальность ТНК по принадлежности капитала в величине оборота или месту нахождения филиала, однако данные критерии являются неустойчивыми и не находят отражения в национальном зак-ве. На практике выделяется 2 разновидности ТНК:

1) группы, основанные на системе участий, т.е. институциональные объединения;

Наши рекомендации