В результате национализации в соб-ть гос-ва переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики
Национализацию как меру по изъятию имущества следует отличать от конфискации (это мера наказания индивидуального характера), экспроприации (это мера по передаче в собственность государства отдельных объектов) и реквизиции (это мера по временному изъятию имущества в чрезвычайных обстоятельствах). Реквизиция может и не влечь передачи права собственности.
Право любого гос-ва на проведение национализации вытекает из принципа гос-го суверенитета. В частности, право гос-ва на национализацию б. подтверждено рядом резолюций Генеральной ассамблеи ООН, первая из которых б. принята в 1952 г. следует помнить, что условия проведения национализации определяются не МП, а внутренним правом гос-ва, осуществляющего национализацию. С т.зр. проблематики МЧП необходимо выделить некоторые общие черты, которые характерны для правовой природы национализации.
Во-первых, акт национализации – это акт гос-ой власти.
Во – вторых, национализация – это социально экономическая мера общего хар-ра, а не мера наказания отдельных лиц.
В-третьих, национализация м. осуществляться в отношении соб-ти вне зависимости от того, кому она принадлежит.
В – четвертых, каждое гос-во, проводящее национализацию вправе определить условия о компенсации. При этом, компенсация в ходе национализации не явл-ся обязательной, а целиком зависит от гос-го усмотрения. Право каждого гос-ва самостоятельно определять форму и размер национализации б. подтверждено Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН в 1973 г.
Т.к. каждое гос-во вправе принимать меры по национализации, значит, оно также имеет право принять на себя обязательство не осуществлять действий, направленных на принудительное изъятие иностранных капиталовложений. Такие обязательства гос-ва принимают на себя в рамках международных инвестиционных договоров.
Закон о национализации имеют экстерриториальное действие, т.е д. признаваться за пределами гос-ва, их принявшего. Т.е. гос-во, осуществившее национализацию д.б. признано за границей соб-ом национализированного им-ва вне зависимости от места нахождения данного им-ва.
В настоящее время ни судебная практика, ни законодательство иностранных гос-в не оспаривают действия законов о национализации в отношении им-ва, которое в момент национализации находилось на территории гос-ва, осуществившего национализацию.
Вместе с тем возникают серьезные проблемы, которые связаны с применением законов о национализации в отношении им-ва, находящегося в момент национализации за рубежом. Суды многих иностранных гос-в ссылаются на то, что приобретение права соб-ти м. определяться только законом страны его места нахождения. Решение данной проблемы возможно только путем заключения соответствующих международных соглашений. В таких соглашениях происходит урегулирование имущественных претензий, возникших в связи с проведением национализации. СССР заключил большое кол-во подобных соглашений, которые продолжают действовать в настоящее время.
Защита культурных ценностей и право собственности на них.
Во многих гос-ах культурные ценности отнесены к разряду особого им-ва, подлежащего повышенной правовой защите. Вместе с тем, долгое время правовая защита культурных ценностей осуществлялась только на нац-ом уровне. Соответственно, основной мерой защиты выступали законы, которые запрещали или ограничивали вывоз культурных ценностей.
Первый МД в данной сфере – это Гаагская конвенция 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, однако данная конвенция носит исключительно декларативный характер.
Реальный механизм международной защиты культурных ценностей основан на положениях Парижской конвенции (1970 г.) о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права соб-ти на культурные ценности. В целом, Конвенция призвана предотвратить хищение и незаконную торговлю культурными ценностями. В качестве механизма правовой защиты Конвенция предусматривает необходимость заключения двусторонних соглашений.
В 1972 г. под эгидой ЮНЕСКО б. принята Конвенция о защите всемирного культурного и природного наследия. В 1978 г. б. принята Рекомендация ЮНЕСКО об охране движимых культурных ценностей. В 1995 г. принята Римская конвенция УНИДРУА о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях. В 2001 г. принята Конвенция об охране подводного культурного наследия. В 2003 г. принята Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия.
Помимо универсального уровня большое внимание охране культурных ценностей уделяет Европейский союз, в его рамках действует 5 соглашений, направленных на защиту культурных ценностей.
Особое значение для развития данного направления имеет Конвенция УНИДРУА 1995 г. Основная цель конвенции – это содействие эффективной борьбе с хищениями и незаконной торговлей культурными ценностями. Конвенция предусматривает подробные процедурные аспекты в отношении возвращения похищенных ценностей. Устанавливается, что требование о возврате д.б. заявлено соб-ом в течение 3х лет с момента, когда истцу стало известно о месте, где находится культурная ценность. Но при этом, общий срок не м. превышать 50 лет, начиная с момента похищения. Кроме того, Конвенция обеспечивает защиту прав добросовестных приобретателей: предусматривает необходимость справедливого возмещения их убытков. В настоящее время РФ подписала конвенция, но её не ратифицирована.
На нац-ом уровне действуют основы законодательства РФ о культуре. В соответствии с данным НА, все незаконно вывезенные за рубеж культурные ценности, подлежат возвращению на родину независимо от их места нахождения, а также времени и обстоятельств вывоза.
Апреля 1993г. б. принят ФЗ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», в соответствии с которым, установлены категории культурных ценностей, которые не подлежат вывозу с территории РФ. Все остальные культурные ценности м. вывозиться в соответствии с решением о возможности вывоза, которое принимается компетентным ГО. Культурные ценности, заявленные к вывозу, подлежат обязательной экспертизе.
Особое значение имеет правовое положение культурных ценностей, оказавшихся на территории РФ в годы Второй Мировой войны. В отношении таких культурных ценностей действует специальный ФЗ от 15 апреля 1998 г. В соответствии со ст. 6 данного закона, все перемещенные культурные ценности, ввезенные на территорию СССР, явл-ся достоянием РФ и находятся в федеральной соб-ти при условии, что они б. ввезены в результате действия права на компенсаторную реституцию (вид международно-правовой ответ-ти гос-ва – агрессора). Данные правила не распространяются на следующее им-во:
- на им-во жертв нацистских режимов- культурные ценности, которые явл-сь соб-ю религиозных организаций или благотворительных учреждений, которые не служил интересам фашизма.
Кроме того, специальные правила устанавливаются в отношении семейных реликвий. Данным законом определяется система возможного предъявления претензий о возмещении перемещенных ценностей. Такая претензия м. заявляться только правительством соответствующих гос-в. кроме того, возможен возврат культурных ценностей как проявление доброй воли РФ.