Виды письменных упражнений
Рассмотренные выше специфические особенности письменной речи как вида речевой деятельности и репрезентирующие ее в процессе письменного общения перечисленные умения обусловливают трудности этой деятельности для изучающих иностранный язык. Эти трудности могут быть преодолены при условии использования научно обоснованной методики и, в частности, целенаправленно разработанной системы упражнений, базирующейся на современных принципах методики обучения иностранным языкам.
Вся система языковых и условно-речевых упражнений, выполняемых в письменной форме, относится к учебной письменной речи. Письменные изложения, сочинения, творческие диктанты, составление планов и тезисов для сообщения на заданную тему, написание личного или делового письма, то есть письменные рассказы по заданным ситуациям, относятся к коммуникативной письменной речи. Другими словами - это письменное речевое упражнение по изученной или смежной теме разговорной практики.
Леонтьев А.А. в «Общей методике обучения иностранным языкам» приводит следующие типы письменных высказываний и формирующие их упражнения:
· Письменное воспроизведение по памяти группы прочитанных или аудированных, связанных по смыслу предложений (микротекстов). Это элементарное упражнение аналогично самодиктанту.
· Написание (составление) плана прочитанного/прослушанного текста в форме вопросов, назывных (номинативных) или простых утвердительных предложений, сказуемым которых является глагол в настоящем времени изъявительного наклонения. Составление плана играет важную роль в повышении культуры мышления, улучшения логики: наблюдая способ письменного изложения мыслей в тексте - источнике, обучаемые учатся последовательному изложению, развитию идеи, приемам выражения причинно-следственных отношений, выделению главного, отделению более существенной информации от менее существенной и др.
· Озаглавливание выделенных частей текста, а также написание
тезисов - развернутого плана, отражающего смысловые вехи письменного сообщения. Тезис определяют как краткую, сжатую формулировку какого-либо положения или утверждения. В тезис включаются
только наиболее убедительные, не вызывающие сомнений аргументы.
Умение составить план и тезисы прочитанного/прослушанного текста облегчает обучаемым овладение другими формами письменной речи, в частности - изложением и конспектированием.
· Изложение - это вид упражнения, при выполнении которого
реализуется несколько целей, а именно:
- совершенствуются умения рецептивных видов речевой деятельности, понимания и запоминания воспринимаемой рецептивно информации:
- вырабатываются умения ориентации в тексте, определения смысловых центров, выявления логической последовательности фактов, событий, явлений, о которых идет речь в тексте:
- развивается умение дифференциации информации;
- формируется умение логично, последовательно, выразительно, четко излагать в письменной форме воспринятую информацию;
- контролируется усвоение языкового материала, уровень развития языковых навыков и умений излагать письменно определенное содержание.
Различают следующие виды изложений:
1) краткий письменный пересказ фабульного текста на иностранном языке: подробное, детальное изложение услышанного рассказа;
2) изложение содержания повествования от другого лица, от имени одного из персонажей; изложение - версия пишущего с сохранением канвы авторского повествования [Леонтьев, 1991: 261] .
Маслыко Е.А. и Бабинская П.К. в «Настольной книге преподавателя иностранного языка» выделяют тренировочные и речевые упражнениям(см. Приложение №1).
Целью тренировочных упражнений является овладение языковым материалом в графическом оформлении и подготовка к операциям, связанным с письменным выражением мыслей. К данной группе относят разнообразные упражнения с моделями: имитация, подстановка, трансформация, отбор, конструирование, комбинирование, сокращение, расширение, перевод и др. Эти упражнения могут снабжаться ключами для самоконтроля и выполняться во внеаудиторное время.
К речевым упражнениям относят все виды заданий, обучающих передаче мыслей, смысловой информации в письменной форме. Эти упражнения, с помощью которых формируются различные умения письменного высказывания, базируются на типологии различных форм письменных сообщений. Выделяют речевые упражнения для обучения составлению письменного сообщения; письменно - речевые упражнения для работы с печатным текстом; письменно - речевые упражнения, обусловленные процессом чтения, аудирования и устного общения.
Письменные тренировочные языковые упражнения
1.Перепишите разные, отличающиеся друг от друга по лексико-грамматическому оформлению, предложения.
2. Ответьте в письменной форме на вопросы к предложениям.
3.Выберите правильный ответ на поставленный вопрос из ряда данных и запишите его в тетрадь (на доске).
4.Раскройте скобки в предложении.
5.Подставьте в пропуски слова, словосочетания, сегменты предложений.
6.Трансформируйте выделенные в предложении слова в заданную форму.
7.Вставьте в предложения необходимые слова, используя в качестве подсказки русские слова, заполняющие соответствующие пропуски.
8. Переведите с родного языка на иностранный указанные предложения и запишите их.
9. Замените слова и словосочетания в предложениях.
10. Расширьте или сократите предложения по образцу.
11.Трансформируйте прямую речь в косвенную.
12.Выпишите из текста предложения для иллюстрации употребления заданных слов, словосочетаний и грамматических структур.
13.Объедините разрозненные реплики диалога и предложения и перепишите в форме единого, логичного текста.
Речевые упражнения для обучения написанию письма
1. Просмотрите приведенные речевые формулы, используемые в письме, и запомните различные способы выражения благодарности и признательности.
2. Выпишите из списка речевые формулы, выражающие подтверждение получения письма, надежды на скорый ответ, обозначающие окончание письма.
3. Просмотрите тексты писем и определите коммуникативно-смысловую задачу каждого из них.
4. Проанализируйте тексты писем, охарактеризуйте их авторов.
5. Определите характер каждого письма (личное, семейное, деловое, проблемное; письмо с выражением благодарности; поздравление, приглашение и т. д.).
6. Определите характер письма по его структуре (описание, сообщение, повествование, уведомление, выражение благодарности за что-л., приглашение).
7. Определите средства изложения мыслей в разных по стилю и характеру письмах; отметьте переходы от одной мысли к другой; укажите средства обращения к адресату; средства выражения отношения автора и оценки описываемых событий.
8. Составьте письмо по предложенному плану, ориентируясь на конкретный тип адресата, коммуникативную задачу и ситуацию написания письма.
9. Проанализируйте образцы оформления конвертов и листа бумаги для письма, заполните ряд конвертов с учетом характера письма, напишите свой адрес и дату написания письма в верхней части листа бумаги.
10. Составьте письма разнотемного характера (личное, семейное, деловое) для соответствующих ситуаций общения.
11. Составьте письмо проблемного характера (письмо-сообщение, письмо-описание, письмо-рассуждение, письмо-повествование), используя соответствующий стиль и подбирая оформляющие речевые средства с учетом ситуаций общения.
12. Напишите от своего имени письмо с учетом заданной ситуации общения.
13. Составьте письма разным адресатам, внося соответствующие изменения в один и тот же текст сообщения с учетом их возможного отношения к излагаемой информации.
Письменно-речевые упражнения для работы с печатным текстом
1.Озаглавьте абзацы текста.
2.Составьте тезисы к каждой смысловой части текста.
3. Выпишите из текста 7—10 наиболее значимых с точки зрения содержания предложений.
4. Составьте план пересказа с учетом указанной письменно - коммуникативной задачи.
5. Составьте письменный пословный (избирательный, дифференцированный, ориентированный, сжатый) пересказ основного содержания текста.
6. Составьте письменное сообщение потенциальному, реальному или воображаемому адресату, используя содержание текста.
7.Составьте письменное высказывание-аргументацию утверждений, предложений, основываясь на содержании текста.
8. Составьте письмо-описание на основе содержания текста и иллюстративных материалов.
9. Подготовьте тематическое или проблемное сообщение в письменном виде для последующего устного воспроизведения в ситуации публичного общения.
10. Подготовьте тезисы для устного публичного выступления по определенной проблеме, включите в выступление содержательный материал текста.
11. Составьте конспект содержания текста, укажите речевые средства передачи основного содержания текста.
12. Составьте реферат текста.
13. Составьте аннотацию текста.
14. В соответствии с планом устного выступления составьте его конспект (тезисы), используя конкретный текст или подборку текстов по теме или проблеме.
Письменно - речевые упражнения для обучения иноязычной речевой деятельности
Чтение на иностранном языке
1.Выпишите из текста встречающиеся впервые слова и словосочетания, фразеологизмы и иллюстрирующие их употребление предложения.
2.Параллельно с чтением текста составьте тезисы, запишите определения, толкования, формулировки, мнения.
3.Сформулируйте письменные ответы на вопросы, поставленные субъектом чтения (указываются разные типы читающего и ситуации разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, изучающего).
4. Всоответствии с названными задачей и ситуацией чтения найдите в тексте и выпишите необходимую информацию, укажите оформляющие ее иноязычные речевые средства.
5. Сделайте письменный обзор (реферат) по теме или проблеме, используйте при этом различные источники на иностранном языке.
6.Составьте рефераты (аннотации) по статьям специального журнала (сборника).
7.Составьте письменный проблемный обзор литературы по специальности.
8.По аналогии со статьей (ее структурой) подготовьте материал для предполагаемой публикации в специальном журнале.
Восприятие письменной речи
1. Систематизируйте имеющуюся в письме информацию, отметьте материал, требующий реагирования, подчеркните заслуживающие внимания места.
2. Составьте ответ на письмо, учитывая его содержание, характер автора, соотнесенность коммуникативных ситуаций автора письма и его получателя.
3. Отвечая на вопросы, поставленные в письме, прокомментируйте их, выразите свое собственное мнение.
4. Оформите собственное инициативное письмо - ответ, учитывая свою коммуникативную ситуацию письменной речи.
Инициативное письменное общение
1. Назовите и охарактеризуйте различные формы письменной речи в общении, совместной деятельности, межличностном взаимодействии.
2. Ответьте на письменное обращение к вам. Учтите при этом коммуникативные ситуации его написания отправителем и получения его вами.
3. В соответствии с разными коммуникативными задачами, характерными для актуальной (реальной) и потенциальной (будущей) деятельности составьте письменные обращения к другим лицам. Объясните характер, содержание и форму этих обращений.
4. В соответствии с одной и той же коммуникативной ситуацией составьте различные письменные обращения, учитывая разные роли адресатов в совместной деятельности и межличностном взаимодействии.
5. В процессе устного общения сделайте записи, заполните бланк, напишите записку, сделайте заметки на память, внесите адрес в записную книжку, запишите планируемую работу в ежедневник.
Письменный перевод
1.Выполните письменный перевод отдельных предложений (текста с листа).
2.Выполните последовательный перевод устного сообщения на основе письменных заметок.
3.Подготовьте на иностранном языке письменный реферат одного или нескольких текстов на русском языке.
4. Составьте аннотацию русского текста на иностранном языке.
5. Переведите фрагменты текста с родного на иностранный язык, используя список слов, а также слова на полях (в подстрочнике, в скобках).
6. Выполните письменный переводной диктант.
Практика письменной речи
1. Сделайте письменное переложение печатного текста по памяти,
2. Сделайте письменное переложение аудиотекста по памяти.
3. Сделайте письменное переложение текста по плану.
4. Выполните письменный перевод печатного текста со словарем.
5. Напишите сочинение по теме в соответствии с планом.
6. Напишите тексты писем с различной коммуникативно-целевой установкой и с обязательным соответствующим оформлением.
7. Составьте конспект лекции, статьи.
8. Подготовьте конспект по теме (проблеме) учебного занятия.
9. Напишите отчет о проделанной работе.
10. Составьте письменные предложения по решению вопроса [Настольная книга преподавателя иностранного языка, 1996: 148-161].
Способность изложить в письменной речи свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно. Для решения этой задачи существует ряд упражнений репродуктивно-продуктивного характера. Все упражнения выполняются письменно.
Интерес, представляют, например, такие задания:
- восстановите начало и конец истории;
- восстановите диалог по отдельным «направляющим» репликам;
- измените вид текста (сообщение на разговор, диалог на описание);
- неоднозначную ситуацию опишите в различных текстах и диалогах;
- поясните противоречие между текстовой и иллюстративной информацией;
- ответьте на письмо письмом, телефонным разговором, разговором и т.д.;
- подберите ключевые слова, которые ведут к определённому заранее известному результату, и др.
На старшем этапе при работе с иноязычным текстом следует обучать школьников составлению реферата и аннотации. Для такой письменной работы следует пользоваться общественно-политическим, научно-популярным и публицистическим текстами, поскольку они позволяют формировать умение, необходимое каждому образованному человеку. Реферат — это текст, который передает основную информацию подлинника в свернутом виде и составленный в результате ее смысловой переработки.
Написание реферата дает возможность составителю выделить втексте основную информацию и запомнить ее. Написание реферата формирует у учащегося действии по трансформации различных лексических и грамматических средств языка для более краткой передачи смысла.
Реферат составляется так, чтобы использовать язык оригинала, поэтому польза от выполнения реферата для усвоения иностранного языка неоценима.
Аннотация — предельно краткое изложение главного смысла текста. В ней передается тематика оригинала. Содержание исходного текста в аннотации излагается своими словами, что и позволяет обеспечить в большинстве случаев высокую степень абстрагирования, обобщении смысла оригинала (исходного текста). Написание оригинала требует использования специальных клише, которые часто носят оценочный характер.