Анализ использования письменных заданий в современных УМК
Основные виды креативного письма, которые мы рассмотрели в первой главе курсовой работы, должны быть изучены не только теоретически, но и практически.
С этой целью нами были рассмотрены упражнения, направленные на развитие и тренировку креативного письма, из учебника по немецкому языку «Deutsch. Kontaktе» Г.И.Ворониной и И.В.Карелиной. Данный учебник разработан для изучения иностранного языка в 10-11 классах.
Целью практической части является выявление основных видов письменных заданий (креативного письма) на данной ступени обучения.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1) выявить задания из учебника, направленные на развитие креативного письма;
2) проанализировать и дать оценку результативности использования данных заданий;
3) разработать задания на развитие креативного письма, которые могли бы быть использованы на старшей ступени обучения.
Учебник немецкого языка Г.И. Ворониной и И.В. Карелиной состоит из 4 глав, направленных на изучение 4 тем: «Jugendliche, wie geht`s?», «Bundesländer, was Neues?», «Kreativ Kultur erleben», «Im Trend der Zeit». Учитывая практическую значимость письменного речевого общения, письмо как вид речевой деятельности развивается на основе только аутентичного учебного материала.
Авторы учебника определяют, что учащиеся должны уметь:
1. Выписывать из текста ключевые слова, опорные предложения, нужную
информацию.
2. Делать нужные записи для последующего обсуждения проблемы.
3. Составлять и заполнять анкету.
4. Отвечать на вопросы анкеты, текста.
5. Писать заявление о приеме на работу.
6. Писать краткую / развернутую автобиографию.
7. Писать деловое письмо, употребляя нужную форму речевого этикета.
8. Писать письмо личного характера с использованием правил речевого этикета носителей языка.
В ходе анализа было выявлено большое количество заданий, направленных на развитие коммуникативной компетенции. К письменным заданиям данного учебника относятся:
v тема «Wer ist das?»
1) Schreiben Sie kleine Geschichten zu den einzelnen Bildern. Machen Sie es in Kleingruppen.
Для выполнения данного задания авторы предусмотрели опору- перечень вопросов, помогающих составить рассказ.
2) Schreiben Sie einen kleinen Bericht über Jutta. Schreiben Sie ihn aus der Perspektive eines Freundes von Jutta.
На наш взгляд данное упражнение содержит в себе элементы креативного письма- учащиеся могут расширить информацию из монолога самой девушки, через выражение своего отношения к ней.
3) Stellen Sie sich vor, Sie sitzen in einem Cafe oder in einer Bar und beobachten die Jugendlichen. Beschreiben Sie sie.
Авторы учебника предлагают выполнить данное задание самостоятельно, с последующим обсуждением в классе.
Ученики описывают подростков, наблюдаемых, например, в реальности, или используют вымышленные образы, что требует наличия фантазии и творчества.
v Тема «Kinder –Eltern-Kontakte»
1) Fantasieren Sie in Kleingruppen das Ende der Geschichte. Besprechen Sie das in der Klasse.
Данное задание предполагает монологическое высказывание. Но его можно отнести и к разряду креативного письма- учащиеся выражают свои мылcи в письменной форме.
2) Machen Sie eine Collage zum Thema „Wir und unsere Eltern. Probleme?!“. Sammeln Sie Fotos, schreiben Sie kurze Geschichten.
На наш взгляд, это задание включает в себя применения творчества учащихся. Соответствующие картинки могут облегчить процесс подготовки и написания историй.
v Тема «Die erste Liebe»
1) Was halten Sie persönlich für echte Liebe? Sprechen Sie darüber in Partnerarbeit! Machen Sie dabei die nötigen Notizen.
Целью данного задания является развитие коммуникативной компетенции. Письмо как вид деятельности используется косвенно - делаются пометки мыслей.
2) Versuchen Sie, eine Übersetzung von einem der Gedichte ins Russische zu machen.
Перевод стихотворений с иностранного языка – креативный вид работы, т.к. учащиеся выражают свое понимание произведения с помощью письменной речи. Работа может осуществляться и в парах.
3) Sammeln Sie passende Bilder zum Thema „Karriere oder Familie“. Machen Sie eine Collage und lassen Sie Ihre Mitschüler raten, was Sie sich wünschen.
Данное задание направлено на развитие письменной речи. Учащиеся выражают свой выбор между семьей и работой с помощью коллажей, оформляя их в любой понравившейся им форме.
4) Schreiben Sie alle zusammen eine Geschichte über die ideale Familie in der Zukunft.
Учащиеся могут описать знакомую им семью, которая является для них образцом, или выдумать идеальную.
v Тема «Die Nation»
1) Welche typischen Charaktereigenschaften werden öfter genannt? Schreiben Sie die Liste der typischen deutschen Charaktereigenschaften.
Учащиеся составляют список типичных качеств немцев не только на основе прочитанного текста, но и на основе собственных знаний и, возможно, наблюдений.
2) Sammeln Sie alle möglichen Fragen, die Sie an Deutschen stellen möchten. Sie können einen Brief schreiben. Schreiben Sie die Liste der Charaktereigenschaften, die Sie „typisch Russisch“ finden. Vergleichen Sie sie mit den „typisch Deutschen“.
Данноезадание является итоговым по данной теме. Учащиеся должны охарактеризовать типичного представителя немецкой нации, а затем - русской. В заключение учащимся предлагается сравнить типичные немецкие и русские черты.
v Тема «Ausländer»
1) Übersetzen Sie ins Deutsche. Gebrauchen Sie die folgenden Konjunktionen : bald… bald, sowohl… als auch.
Задание предполагает перевод с русского языка на немецкий. На наш взгляд, данное задание не носит творческого характера.
2) Rekonstruieren Sie die Geschichte und lesen Sie jetzt, was Leila selbst über ihr Leben in Deutschland erzählt. Nummerieren Sie die Textteile.
3) Schreiben Sie zu Hause: Was können Sie selbst Julia raten?
Учащиеся, узнав проблему Julia, дают ей советы в письменной форме. Они предлагают наиболее подходящий выход из ситуации на основе своего опыта и со своей точки зрения.
4) Wie verstehen Sie die folgenden Worte „Wir sind alle Ausländer- fast überall“? Schreiben Sie einen Aufsatz dazu.
Написание сочинения подразумевает выражение своих мыслей и мнения в письменной форме.
v Тема «Ökologie»
1) Ordnen Sie die Wörter und Wortverbindungen in der Tabelle in zwei Spalten: positiv und negativ.
v Тема «Literatur»
1) Ordnen Sie die Information der Tabelle zu. Ergänzen Sie die Tabelle.
2) Möchten Sie an den Autor einen Brief schreiben? Welche Fragen würden Sie stellen? Oder teilen Sie die eigenen Eindrücke mit?
Данное задание относится к креативному письму. Учащиеся придумывают содержание письма, адресованное автору произведения.
3) Welches Buch möchten Sie Ihrem Freund empfehlen? Warum? Schreiben Sie einen Buchtipp nach dem Plan.
4) Schreiben Sie einen Bericht über einen der Schriftsteller.
v Тема «Musik»
1) Hören Sie das Musikstück und schreiben Sie Wörter oder kurze Sätze auf, die Ihnen beim Hören einfallen.
Данное задание интересно по содержанию. Музыка вызывает определенные эмоции чувства. Учащиеся записывают то, что представляют во время прослушивания.
2) Stellen Sie sich vor, Sie möchten Ihre Freunde aus Deutschland ins Konzert einladen. Übersetzen Sie ins Deutsche einige Programmangebote aus der russischen Wochenzeitschrift.
3) Machen Sie eine Collage zum Thema „Jugendliche und Musik“.
v Тема «Bildende Kunst»
1) Schreiben Sie eine kleine Geschichte. Vermuten Sie, wie kann diese Liebesgeschichte enden?
Выполнение данного задание призывает учащихся к творчеству, что так важно для креативного письма.
2) Versuchen Sie das Bild „Die Jungfrau“ selbst zu beschreiben.
3) Welche Assoziationen zu Bild und Titel haben Sie? Schreiben Sie es mit Stichwörtern.
4) Übersetzen Sie den Bericht ins Russische.
5) Betrachten Sie das Bild von Paul Klee. Schreiben Sie Ihre Gedanken über es.
6) Machen Sie ein Poster oder eine Broschüre für Touristen „Bildergalerie“. Sammeln Sie dazu Bilder, die Ihnen gefallen, verschiedene Ausschnitte aus den Zeitungen oder Zeitschriften. Schreiben Sie selbst Bildbeschreibung.
Это задание полезно и интересно не только в лексическом плане. Благодаря креативному подходу у учащихся развивается письменная речь.
v Тема «Filmkunst»
1) Machen Sie einen Poster zum Thema „das Neuere Deutsche Kino“. Schreiben Sie drei Geschichten, sammeln Sie Bilder, Fotos, die Ihrer Meinung nach dazu passen.
v Тема «Ferienjob»
1) „Warum würde ich einen Job in den Ferien annehmen?“. Sammeln Sie Argumente pro und contra.
2) Fertigen Sie eine Collage mit Bildern, Fotos, die über den Ferienjob der Jugendlichen in Russland informieren.
v Тема «Studium»
1) Was glauben Sie, worum geht es im Text „Tillmann hat schon wieder Spaß am Lernen“? Schreiben Sie Ihre Vermutungen.
2) Verkürzen Sie den Text in kleineren Abschnitte.
3) Machen Sie einen Poster zum Thema „Unser letztes Schuljahr: Wünsche und Träume“ [Воронина, 2007].
Таким образом, в учебнике «Deutsch Kontakt» Г.И.Ворониной и И.В.Карелиной применяются в основном следующие письменные задания: написать историю, ключевые фразы, письмо, сочинение; перевести; описать; подготовить коллаж или плакат (брошюру) (см. Приложение №2). Способ предъявления задания: описание коммуникативной ситуации, требующей письменной реакции. Лишь некоторые задания содержат в себе элементы креативного письма.