Минимум необходимых сведений

ПО ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ЯЗЫКОВ

Индоевропейская семья

Славянская группа языков: а) восточнославянская подгруппа – русский, украинский, белорусский; б) западнославянская подгруппа – польский, чешский, словацкий, лужицкий (серболужицкий), кашубский; в) южнославянская подгруппа – болгарский, македонский, сербохорватский, словенский, старославянский (мертвый).

Балтийская группа: литовский, латышский.

Германская группа: английский, немецкий, голландский, исландский, шведский, норвежский, датский, идиш, готский (мертвый).

Романская группа: французский, испанский, итальянский, португальский, румынский, молдавский, латынь (мертвый).

Кельтская группа: ирландский, шотландский.

Индийская группа: хинди, санскрит (мертвый).

Иранская группа: персидский (фарси), афганский (пушту), таджикский.

Греческая группа: новогреческий, древнегреческий (мертвый).

Армянский язык.

Албанский язык.

Тюркская семья: турецкий, казахский, узбекский, киргизский, туркменский, азербайджанский, татарский, башкирский, чувашский, якутский.

Финно-угорская семья: финский, эстонский, карельский, венгерский, коми, марийский, мордовский, удмуртский, хантыйский, мансийский.

Кавказская семья: грузинский, чеченский, абхазский.

Семито-хамитская семья: арабский, иврит.

Китайско-тибетская семья: китайский (путунхуа).

Языки банту: суахили.

Отдельные языки (вне семей):

японский,

корейский,

баскский.

ТЕРМИНЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НА ЭКЗАМЕНЕ

(всего 103 термина по всем разделам курса, включая лекционные темы)

ФОНЕТИКА

1. Речевой (артикуляторный) аппарат

2. Активные органы

3. Пассивные органы

4. Артикуляция

5. Артикуляционная база языка

6. Акцент

7. Фонема

8. Дифференциальный признак фонемы

9. Интегральный признак фонемы

10.Ряд гласных

11.Подъем гласных

12.Лабиализованные гласные

13. Дифтонг

14.Апикальные согласные

15.Дорсальные согласные

16.Способ образования согласных

17.Место образования согласных

18. Палатализация согласных

19.Сонорные согласные

20. Аффрикаты

21. Сильная позиция фонемы

22. Слабая позиция фонемы

23. Позиционные изменения (процессы)

24. Редукция

25. Качественная редукция

26. Количественная редукция

27. Протеза

28. Комбинаторные изменения (процессы)

29..Ассимиляция

30. Диссимиляция

31. Аккомодация

32. Диэреза

33. Эпентеза

34. Сингармонизм(гармония гласных)

ГРАММАТИКА

1. Морфема

2. Нулевая морфема

3. Корень

4 Аффикс

5. Постфикс (в узком смысле)

6. Интерфикс

7. Инфикс

8. Конфикс

9. Трансфикс

10. Агглютинативный аффикс («прилепа»)

11. Флексия

12.Опрощение

13.Переразложение

14.Формообразующая основа

15. Словообразующая основа

16.Грамматическое значение

17. Грамматическая форма

18. Грамматическая категория

19 Синтетический способ

20. Аналитический способ

21. Словоформа

22. Аффиксация

23. Внутренняя флексия

24. Супплетивизм

25.Морфологическая классификация

языков

26. Флективные языки

27. Агглютинация (агглютинативные языки)

28.Корневые языки

29. Инкорпорирующие языки

ЛЕКСИКА

1. Лексема (слово)

2. Лексическое значение

3. Лексико-семантическая группа

4. Семантическое поле

5. Гиперо-гипонимическая группа

6. Внутренняя форма слова

7. Мотивированное слово

8. Коннотация

9. Лексические омонимы

10. Паронимы

11. Историзм

12. Архаизм

13. Неологизм

ПИСЬМО

1. Пиктография

2. Идеография

3. Фонография

4. Слоговое письмо

5. Звуковое (фонематическое) письмо

6. Алфавит

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

1. Язык

2. Речь

3. Синхрония

4. Диахрония

5. Коммуникативный акт

6. Коммуникативная ситуация

7. Паралингвистические средства

8. Коммуникативная функция

9. Когнитивная функция языка

10. Внутренняя речь

11. Языковая картина мира

12. Система языка

13. Структура языка

14. Парадигматические отношения

(парадигмы)

15. Синтагматические отношения

(синтагмы)

16. Языковая интеграция

17. Калькирование

18. Двуязычие (билингвизм)

19. Скрещивание языков

20. Родственные языки

21. Генеалогическая классификация языков

ОБРАЗЦЫ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТОЧЕК

Фонетика Аккомодация (от лат. accomodātīo – приспособление) – один из видов комбинаторных изменений звуков; частичное приспособление артикуляций смежных согласного и гласного, заключающееся в том, что экскурсия последующего звука приспосабливается к рекурсии предыдущего (прогрессивная аккомодация) или рекурсия предыдущего звука приспосабливается к экскурсии последующего (регрессивная аккомодация). Например: в русском языке гласные а, о, у после мягких согласных становятся более передними по ряду (прогрессивная аккомодация), ср.: [вал] – [в’•ал], [т˚ок] – [т’˚•ок], [л˚ук] – [л’•ук]; после носовых согласных русские гласные приобретают носовой оттенок: [н´ãдΛ], [м´ãркΛ]. Согласные также могут приспосабливаться к гласным (регрессивная аккомодация): например, перед гласными у, о язычные согласные становятся лабиализованными, ср.: [сºок], [тºý•ч’Λ], [кºуст], [лºом] и могут приобретать палатализацию перед гласными переднего ряда, например: роза – розы, но о розе [р˚óз’ь]. NB! В конце карточки дать ссылку на источник.  

Грамматика

Агглютинация (от лат. agglūtinatio – приклеивание, склеивание) – способ слово- и формообразования, при котором к (обычно) неизменяемой основе или корню присоединяются однозначные стандартные аффиксы (прилепы).

На основе этого морфологического признака выделяются агглютинативные языки.

Например: башк. йорт – дом, йорт-тар – дома, йорт-тар-га – домам;турец. oda – комната, oda-lar – комнаты, oda-lar-ga – комнатам.

NB! В конце карточки дать ссылку на источник.

Лексика

Историзм– устаревшее слово, вышедшее из активного употребления в связи с исчезновением того явления (реалии) и понятия, которое оно называло.

(Историзмы используются как номинативное средство в научно-исторической литературе для обозначения реалий прошлых эпох и как изобразительное средство в художественных произведениях).

Например:рус. алтын, боярин, кольчуга, нэпман, СССР; англ. crossbow (арбалет), herald (герольд, глашатай), landgrave (ландграф), legionary (легионер); нем. Harnisch (латы), Hellebarde (алебарда), Grafenwürde (графство – как титул), Landsknecht (ландскнехт).

NB! В конце карточки дать ссылку на источник.

ВНИМАНИЕ!

1. Оценка картотеки и таблиц в рабочей тетради учитывается при выведении экзаменационного балла.

2. Если термины не сопровождаются примерами, картотека не засчитывается.

Наши рекомендации