Задание 5. Артикуляционная база разных языков
Сопоставьте основные характеристики артикуляционной базы русского и изучаемого вами иностранного языка. Приведите на каждый случай примеры звуков в словах в транскрипционной записи.
Работа органов речевого аппарата | Русский язык | Иностранный язык (какой?) | |
Степень напряженности речевого аппарата | |||
Работа активных органов (отметить знаком + или –) | губы | ||
кончик языка | |||
передняя часть языка | |||
средняя часть языка | |||
задняя часть языка | |||
увула | |||
фаринкс | |||
Работа пассивных органов (+ или –) | зубы | ||
альвеолы | |||
нёбо | |||
Участие полостей речевого аппарата (+ или –) | носовая | ||
ротовая | |||
фарингальная (глоточная) | |||
гортанная | |||
Специфические звуки и их артикуляция (с примерами слов в транскрипции) | |||
Артикуляционные различия соотносительных звуков (с примерами слов в транскрипции) |
Тема II. Функциональный аспект звуков языка:
Понятие фонемы
Звук и фонема
ОЛ: Реформатский: 207-210 (211-220); 376-378
Кодухов: 132 (145, 152-155); 156-157 (180-182)
УМК: 158-161
ДЛ: Маслов: 51-53, 61-63
Головин: 32-37
Основныетермины: фонетическая транскрипция, звук, фонология, Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа (ПФШ/ЛФШ), Московская фонологическая школа (МФШ) (= 5). |
Задание 1. Дайте транскрипцию следующего текста в соответствии со школьными требованиями: Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
Какие гласные звуки в словах этой фразы мы произносим не так, как они записаны в этом варианте транскрипции? Что произносится на самом деле?
Функции фонемы
ОЛ: Реформатский: 29 (35-36)
Кодухов: 132-133 (146-147)
Маслов: 50-51
УМК: 161
Основныетермины: фонема, перцептивная функция, сигнификативная функция (= 3). |
Фонема и аллофоны; позиции фонемы
ОЛ: Кодухов: 134-136 (148-150)
УМК: 162-163, 177-178
ДЛ: Реформатский: 215-217 (217-220)
Маслов: 69-71
Задание 2. Сильная и слабая позиция фонемы.
В следующих словах, ориентируясь на транскрипцию, найдите по 2-3 фонемы а) в сильной позиции, б) в слабой позиции: город[г˚óрът] – городки [гърΛтк’´и]; рога [рΛгá] – рог [р˚óк].
Задание 3. Аллофоны
Приведите примеры слов, в которых русская фонема <а> выступает в виде следующих аллофонов
[a] ____________________?
[Λ] или [α] ____________________?
[ъ] ____________________?
[•а] ____________________?
[•а•] ____________________?
[а•] ____________________?
[и] ____________________?
[ь] …………………………?
Примечание: диакритики “точка над буквой” слева отражает позицию ударного [а] после мягкого согласного, “точка над буквой” справа отражает позицию ударного [а] перед мягким согласным, “две точки” – между мягкими согласными.
Задание 4. Различие точек зрения Петербургской и Московской фонологических школ на фонемный состав слова.
Какие фонемы в конце слов лёд, лез, рожь
– с точки зрения ПФШ,
– с точки зрения МФШ?
Приведите систему доказательств одной и другой фонологической школы.
ЗАПОМНИТЕ!
· ПФШ всегда исходит из реального звучания слова .
· МФШ 1) не признает самостоятельности фонемы <ы>; 2) фонему в слабой позиции проверяет сильной позицией: например, в слове «доход» на конце фонема <д>, потому что в сильной позиции произносится и слышится именно [д]. Сильная позиция для согласных – это позиция перед гласными и сонорными; если сомнительная фонема находится в абсолютном конце слова, то для получения ответа необходимо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласной следовала гласная (дохоД-а, дохоД-ы и т.п.) или сонорная согласная (дохоД-ный). Ср. слово «портрет», где на конце фонема <т>, проверяемая сильной позицией: портреТ-а, портреТ-ы, портреТ-ный и т.п.
Система фонем
ОЛ: Реформатский: 217-222 (220-227)
Кодухов: 136-138 (150-152); 110-111 (120-121)
УМК: 166-168
Маслов: 64-65
Основныетермины: дифференциальные признаки фонемы, интегральные признаки фонемы, система фонем, вокализм, консонантизм (= 5). |