Задание 5. Артикуляционная база разных языков

Сопоставьте основные характеристики артикуляционной базы русского и изучаемого вами иностранного языка. Приведите на каждый случай примеры звуков в словах в транскрипционной записи.

Работа органов речевого аппарата Русский язык Иностранный язык (какой?)
Степень напряженности речевого аппарата    
  Работа активных органов (отметить знаком + или –) губы      
кончик языка    
передняя часть языка    
средняя часть языка    
задняя часть языка    
увула    
фаринкс    
    Работа пассивных органов (+ или –) зубы    
альвеолы    
нёбо    
    Участие полостей речевого аппарата (+ или –) носовая    
ротовая    
фарингальная (глоточная)    
гортанная    
  Специфические звуки и их артикуляция (с примерами слов в транскрипции)      
  Артикуляционные различия соотносительных звуков (с примерами слов в транскрипции)      

Тема II. Функциональный аспект звуков языка:

Понятие фонемы

Звук и фонема

ОЛ: Реформатский: 207-210 (211-220); 376-378

Кодухов: 132 (145, 152-155); 156-157 (180-182)

УМК: 158-161

ДЛ: Маслов: 51-53, 61-63

Головин: 32-37

Основныетермины: фонетическая транскрипция, звук, фонология, Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа (ПФШ/ЛФШ), Московская фонологическая школа (МФШ) (= 5).

Задание 1. Дайте транскрипцию следующего текста в соответствии со школьными требованиями: Отговорила роща золотая березовым веселым языком.

Какие гласные звуки в словах этой фразы мы произносим не так, как они записаны в этом варианте транскрипции? Что произносится на самом деле?

Функции фонемы

ОЛ: Реформатский: 29 (35-36)

Кодухов: 132-133 (146-147)

Маслов: 50-51

УМК: 161

Основныетермины: фонема, перцептивная функция, сигнификативная функция (= 3).

Фонема и аллофоны; позиции фонемы

ОЛ: Кодухов: 134-136 (148-150)

УМК: 162-163, 177-178

ДЛ: Реформатский: 215-217 (217-220)

Маслов: 69-71

Задание 2. Сильная и слабая позиция фонемы.

В следующих словах, ориентируясь на транскрипцию, найдите по 2-3 фонемы а) в сильной позиции, б) в слабой позиции: город[г˚óрът] – городки [гърΛтк’´и]; рога [рΛгá] – рог [р˚óк].

Задание 3. Аллофоны

Приведите примеры слов, в которых русская фонема <а> выступает в виде следующих аллофонов

Задание 5. Артикуляционная база разных языков - student2.ru [a] ____________________?

[Λ] или [α] ____________________?

[ъ] ____________________?

[а] ____________________?

Задание 5. Артикуляционная база разных языков - student2.ru [•а•] ____________________?

[а•] ____________________?

[и] ____________________?

Задание 5. Артикуляционная база разных языков - student2.ru [ь] …………………………?

Примечание: диакритики “точка над буквой” слева отражает позицию ударного [а] после мягкого согласного, “точка над буквой” справа отражает позицию ударного [а] перед мягким согласным, “две точки” – между мягкими согласными.

Задание 4. Различие точек зрения Петербургской и Московской фонологических школ на фонемный состав слова.

Какие фонемы в конце слов лёд, лез, рожь

– с точки зрения ПФШ,

– с точки зрения МФШ?

Приведите систему доказательств одной и другой фонологической школы.

ЗАПОМНИТЕ!

· ПФШ всегда исходит из реального звучания слова .

· МФШ 1) не признает самостоятельности фонемы <ы>; 2) фонему в слабой позиции проверяет сильной позицией: например, в слове «доход» на конце фонема <д>, потому что в сильной позиции произносится и слышится именно [д]. Сильная позиция для согласных – это позиция перед гласными и сонорными; если сомнительная фонема находится в абсолютном конце слова, то для получения ответа необходимо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласной следовала гласная (дохоД-а, дохоД-ы и т.п.) или сонорная согласная (дохоД-ный). Ср. слово «портрет», где на конце фонема <т>, проверяемая сильной позицией: портреТ-а, портреТ-ы, портреТ-ный и т.п.

Система фонем

ОЛ: Реформатский: 217-222 (220-227)

Кодухов: 136-138 (150-152); 110-111 (120-121)

УМК: 166-168

Маслов: 64-65

Основныетермины: дифференциальные признаки фонемы, интегральные признаки фонемы, система фонем, вокализм, консонантизм (= 5).

Наши рекомендации