Речевая компетенция (включая социокультурную и учебно-познавательную компетенции)

Сферы общения Тематика общения Проблематика общения Содержание общения по видам речевой деятельности
Профессиональ­ная (Я и моя буду­щая профессия) 1. Избранное на­правление про­фессиональной деятельности 2. История, со­временное со­стояние и пер­спективы разви­тия изучаемой науки.   1. Изучаемые дис­циплины, их про­блематика. Основ­ные сферы дея­тельности в данной профессиональной области. 2. Функциональные обязанности раз­личных специали­стов данной про­фессиональной сферы. 3. Выдающиеся личности данной науки. Основные научные школы и открытия.     Рецептивные виды речевой деятельности Аудирование и чтение Понимание основного со­держа­ния: - публицистические, научно-популярные и научные тек­сты об истории, характере, перспек­тивах развития науки и профес­сиональной отрасли; - тексты интервью со специа­листами и учеными данной про­фессиональной области; Понимание запрашиваемой ин­формации: - научно-популярные тек­сты, прагматические тексты (бук­леты, справочники) - нелинейные тексты (таб­лицы, схемы, графики, диа­граммы и др.) Детальное понимание тек­ста: - научно-популярные и об­щест­венно-политические тексты по проблемам данной науки/отрасли (например, био­графии). Продуктивные виды речевой деятельности Говорение - монолог-описание (функ­цио­нальных обязанно­стей/квалификационных тре­бо­ваний); - монолог-сообщение (о вы­дающихся деятелях науки и профессиональной сферы, о пер­спективах развития от­расли); - монолог-рассуждение по по­воду перспектив карьер­ного роста / возможностей личност­ного развития; - диалог-интер­вью/собеседование при приеме на работу; - разговор по телефону: на­зна­чение встречи, получение ин­формации, уточнение де­ловых вопросов (дата, время поставки и т.д.). - монолог- сообщение/доклад; - диалог -беседа по обозна­чен­ной проблематике Письмо Основной уровень - деловые письма различных типов, памятки, и т.д. - тезисов письменного док­лада; - аннотирование и рефериро­вание; - написание эссе-рассужде­ния, делового доклада, заяв­ления о приёме на работу, бизнес-отчёта. - деловые письма различных типов, памятки и т.д. - выполнение письменного про­ектного задания
Учебно-позна­вательная (Я и мое образова­ние) 1. Высшее образо­вание в России и за ру­бежом. 2. Мой вуз. 3. Студенческая жизнь в России и за рубежом. 4. Студенческие международные образовательные программы. 1. Возможности дальнейшего про­должения образо­вания. Особенно­сти учебного про­цесса в разных странах. 2.Конкурсы, гранты, стипендии для студентов в России и за рубе­жом. 3. Академическая мобильность.     Рецептивные виды речевой деятельности Аудирование и чтение Понимание запрашиваемой ин­формации: - презентации зарубежных обра­зовательных программ/ ву­зов, курсов - поиск информации об уни­верситетах за рубежом, (язы­ко­вых) школах/курсах и др. учеб­ных заведениях с целью продол­жения образования с использо­ванием справочной литературы, в том числе, сети Интернет. Детальное понимание тек­ста: - материалы студенческой прессы - информация о конкурсах, стипендиях и грантах Продуктивные виды речевой деятельности Говорение - диалог- расспрос о зару­беж­ном вузе, возможности продол­жения образования за рубежом и участия в обмен­ных программах - диалог-обмен мнениями о спе­цифике систем высшего об­разования в разных стра­нах - диалог-побуждение к дей­ст­вию по выбору - образовательной программы в зарубежном вузе и/или уча­стию в студенческой обмен­ной про­грамме Письмо - запись тезисов выступления о своем вузе; - запись основных мыслей и фактов из аудиотекстов и тек­стов для чтения по изу­чаемой проблематике; - заполнение форм и бланков для участия в студенческих про­граммах; - поддержание контактов со студентами за рубежом при по­мощи электронной почты. - оформление письменной части проектного задания (ин­формационный или рек­ламный листок / буклет о факультете или вузе / теле­коммуникационный проект и т.п.);


Языковая компетенция (включая компенсаторную)

Содержание языковой подготовки отражает только то, что обозначает «прирост» в овладении фонетикой, лексикой и грамматикой в диапазоне выделенных уровней, которые достигаются в процессе изучения базового курса дисциплины «Иностранный язык» в гуманитарном, социальном и экономическом цикле (Б1.Б.3) в зависимости от входного уровня студентов или в зависимости от осваиваемого варианта программы.

Предполагается:

- совершенствование слухо-произносительных навыков применительно к новому языковому и речевому материалу;

- освоение лексики в рамках обозначенной тематики и проблематики общения в объеме 1000 лексических единиц;

- развитие навыков продуктивного использования основных грамматических форм и конструкций: система времен глагола, типы простого и сложного предложения, наклонение, модальность, залог, знаменательные и служебные части речи;

- формирование и совершенствование орфографических навыков применительно к новому языковому и речевому материалу.

Наши рекомендации