В. Счета финансов (финансовый счет)

1. Прямые инвестиции

2. Портфельные инвестиции

3. Прочие инвестиции (активы, обязательства)

4. Резервные активы (официальные резервы):

4.1. монетарное золото

4.2. специальные права заимствования

4.3. резервная позиция в МВФ

4.4. иностранная валюта (валюта, депозиты и ценные бумаги).

Чистые ошибки и пропуски

Два основных раздела платежного баланса: Счет (или баланс) текущих операций отражает операции с реальными ресурсами (товарами, услугами, доходом); Счет (баланс) движения капита­ла и финансов показывает финансирование движения потоков реальных ресурсов.

Счет текущих операций характеризует все поступления и рас­ходы иностранной валюты, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг, а также чистые трансфертные платежи из стра­ны в другие страны (главным образом гуманитарная и техничес­кая помощь). Экспорт товаров и услуг создает, приносит стране иностранную валюту, поэтому показывается со знаком (+). Им­порт и сходные с ним операции приводят к потерям иностран­ной валюты и потому показываются со знаком (—).

Поступления от факторных услуг (труда и капитал) показы­вают разницу между: заработной платой, полученной отечествен­ными работниками за рубежом, и заработной платой, получен­ной иностранными работниками, и разницу между процентами и дивидендами, полученными на вложенный за границу капи­тал и процентами и дивидендами, выплаченными на иностран­ные инвестиции.

Сальдо (остаток) платежного баланса по текущим операциям равняется сумме сальдо торгового баланса и сальдо «невидимых опе­раций» (услуги, трансферты, доходы и платежи по инвестициям).

Счет движения капиталов отражает потоки капитала, связан­ные с куплей или продажей материальных или финансовых ак­тивов. Покупка материальных и финансовых активов иностран­цами (ввоз капитала) приносит стране иностранную валюту, покупка иностранных материальных или финансовых активов резидентами данной страны (вывоз капитала) приводит к оттоку иностранной валюты. Если ввоз капитала больше вывоза, то имеется положительное сальдо счета движения капиталов, если вывоз больше ввоза сальдо — отрицательное.

Важная часть платежного баланса — официальные золотовалютные резервы(ЗВР) — фиксирует изменения в резервах центрального банка, используемых для достижения сбалансированности платежного баланса по текущим операциям и движению капитала.

Современные золотовалютные резервы состоят из четырёх компонентов, одним из них является золотой запас. В условиях существовавшей до 1970-х годов Бреттонвудской системы, которая была основана на золотовалютном(золото-долларовом) стандарте, базовым элементом ЗВР служило золото.

В 1971г.США отказались от дальнейшего обмена долларов, принадлежащих государственным органам других стран, на американское золото. Ямайское соглашение 1976г. О реформе международной валютной системы, вступившее в силу в1978г., предусматривало демонетизацию золота. Была упразднена его официальная цена, прекратилось централизованное регулирование мировых золотых рынков. Золото, как и всякий другой товар, стало свободно продаваться и покупаться на них по складывающимся ценам. Международный валютный фонд (МВФ) и некоторые страны, главным образом США, продали часть принадлежащего им драгоценного металла. Однако эти продажи скоро прекратились, и с конца 1970-х годов официальные золотые запасы остаются практически стабильными, хотя в последние годы ряд центральных банков развитых стран периодически осуществлял операции по продаже золота из своих резервов.

Второй компонент ЗВР – запасы иностранных свободноконвертируемых валют(СКВ).Они представляют собой требования государственных валютных органов к нерезидентам в форме остатков, находящихся на текущих счетах в иностранных банках, и краткосрочных банковских депозитов, рыночных ликвидных финансовых инструментов: казначейских векселей, краткосрочных и долгосрочных правительственных ценных бумаг, различных не обращающихся на рынке долговых свидетельств, которые являются результатом официальных сделок данной страны с центральными банками правительственными учреждениями других стран.

Третьим компонентом выступает резервная позиция - доля страны в Международном валютном фонде. Количественно она соответствует той части вступительного взноса страны в МВФ, которая выражена не в национальной валюте, а в резервных активах, то есть свободноконвертируемых валютах других стран-членов. Если МВФ использует часть внесённой национальной валюты страны- члена для предоставления кредитов другим странам, то её резервная позиция соответственно увеличивается. Поэтому она определяется как превышение величины квоты страны- члена над суммой находящегося в распоряжении МВФ запаса её национальной валюты. Страны – члены могут получать валютные средства в МВФ в пределах своей резервной позиции автоматически, по первому требованию.

Наконец, четвёртым компонентом официальных международных резервов являются принадлежащие странам специальные права заимствования (СДР). СДР представляют собой выпущенные МВФ и распределённые между странами-членами пропорционально их квотам международные кредитные резервные и платёжные средства. Они предназначены для пополнения валютных резервов, урегулирования сальдо платёжных балансов, расчётов с МВФ и соизмерения стоимости национальных валют стран – членов МВФ. В настоящее время механизм СДР играет весьма ограниченную роль.

Официальные золотовалютные резервы призваны выполнять следующие функции: финансирование дефицита баланса текущих операций; обслуживание международных расчётов, прежде всего государственного внешнего долга; осуществление валютных интервенций при проведении курсовой политики; формирование запаса ликвидности. В странах с рыночной экономикой использование центральными банками официальных резервов для уравновешивания платёжных балансов практически осуществляется через механизм валютных интервенций, непосредственная цель которых – ограничение колебаний обменных курсов денежных единиц.

Баланс по текущим операциям и баланс движения капиталов взаимосвязаны. Дефицит платежного баланса по текущим опе­рациям покрывается за счет продажи активов за рубежом или займов, т.е. ведет к притоку капитала на счет движения капита­лов. И наоборот, актив баланса текущих операций свидетельствует о наличии избыточных средств и порождает вывоз капитала за рубеж, т.е. ведет к оттоку капитала по балансу движения капита­лов и кредитов.

Однако на практике суммарный итог первого и второго раз­делов платежного баланса не уравновешивается автоматически. Для достижения равновесия приходится использовать резервные активы центральных банков и правительственных органов. Не­сбалансированность двух первых частей платежного баланса вызывает движение официальных резервов, находящихся в рас­поряжении центральных банков.

Когда говорят о положительном или отрицательном платеж­ном балансе, то имеют в виду баланс счетов текущих операций и движения капиталов (I + II). Если баланс отрицательный (рас­ходы больше поступлений), то происходит сокращение офици­альных резервов, если баланс положительный (поступления боль­ше расходов), то официальные резервы растут. Таким образом, все составные части платежного баланса должны в сумме состав­лять ноль, т.е. в соответствии с принципами построения пла­тежного баланса он всегда является сбалансированным.

Итак, сокращение официальных резервов показывает масштабы дефицита платежного баланса; рост официальных резервов показы­вает величину положительного сальдо платежного баланса.

Из-за сложности полного учета всех сделок, неоднородности цен, разницы во времени регистрации сделок неизбежны неко­торые искажения и неточности. Этим обусловлено введение в платежный баланс специальной статьи «чистые ошибки и пропус­ки». Чистые ошибки и пропуски характеризуют неучтенный объем вывезенной (ввезенной) валюты. Большое отрицательное саль­до по этой статье свидетельствует о несовершенстве статисти­ческой и информационной баз, о слабом контроле государства за миграцией капитала.

Состояние платежного баланса во многом характеризует по­ложение страны на мировом рынке. Например, дефицит теку­щего баланса свидетельствует о низкой конкурентоспособности национальных товаров, об активном вторжении импортной про­дукции, общее отрицательное сальдо платежного баланса ослаб­ляет позиции национальной валюты, ведет к усиленному прито­ку иностранного капитала.

Стабильно положительное сальдо, с одной стороны, укрепля­ет позиции национальной валюты и одновременно позволяет иметь прочную финансовую базу для вывоза капитала из стра­ны, с другой стороны, если в стране длительное время существу­ет положительное сальдо платежного баланса, то на мировом рын­ке возникает дефицит национальной валюты, в результате им­порт из страны с «сильной» валютой становится затруднитель­ным, а это может отрицательно сказаться на экспорте.

Задача уравновешивания баланса международных расчетов входит в число главных целей экономической политики госу­дарства наряду с обеспечением экономического роста, борьбой с инфляцией и безработицей. Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность валютных, финансовых, денежно-кредитных мер, направленных на формирование основ­ных статей платежного баланса.

Корректировать платежный баланс государство может:

· манипулируя резервами;

· проводя торговую политику, ограничивающую импорт (спрос на валюту) и поощряющую экспорт (предложение валюты);

· вводя валютный контроль (рационирование). Правитель­ство может потребовать от экспортеров продажи ему всей валютной выручки, с тем, чтобы потом распределить ее меж­ду импортерами;

· проводя соответствующую налоговую и денежную политику. Например, сдерживающая фискальная политика и политика «дорогих» денег приведут к сокращению ВВП, и следователь­но, спроса на импортные товары и иностранную валюту.

Наши рекомендации