Методы и формы организации обучения (ФОО)
Методы и формы организации учебной деятельности | Виды учебной деятельности | |||
ПЗ | СРС | |||
ДЗ | ТЗ | ПУ | ||
Информационно-коммуникационные технологии | + | + | + | + |
Игровые методы: - ролевые игры, - деловые игры, - языковые игры и др. | + | + | + | |
Опережающая самостоятельная работа | + | + | + | + |
Проектный метод | + | + | + | + |
Работа в команде | + | + | + |
6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов (СРС) подразделяется на текущую самостоятельную работу и творческую/исследовательскую проблемно-ориентированную деятельность и проводится согласно календарному рейтинг-плану дисциплины.
6.1 Текущая СРС включает в себя следующие виды работ:
· выполнение индивидуальных домашних заданий (ИДЗ) – см. таблицу 3;
· выполнение домашних заданий, заключающихся в выполнении тренировочных упражнений различного типа, направленных на самостоятельное изучение и закрепление языкового материала, формирование языковых навыков и развития речевых умений - отбор упражнений осуществляет ведущий преподаватель;
· выполнение творческих заданий / заданий повышенного уровня сложности (ТЗ / ПУ) - отбор упражнений осуществляет ведущий преподаватель;
· опережающая СРС.
Учитывая специфику курса, опережающая СРС является обязательным видом СРС, и оценивается согласно календарному рейтинг-плану дисциплины. Ведущий преподаватель обязан обеспечить студентов материалами для её выполнения. Опережающая СРС подразумевает самостоятельное изучение и контроль освоения некоторых грамматических тем по заданию преподавателя (не менее 2 тем в семестр).
6.2. Творческая проблемно-ориентированная СРС включает в себя следующие виды работ:
- Поиск, анализ, структурирование и презентация информации в соответствии с тематикой рабочей программы.
- Участие в конкурсах, семинарах и олимпиадах.
Данный вид СРС носит вариативный характер (определяется возможностями и потребностями конкретного обучающегося) и не является обязательным для всех студентов курса.
6.3. Содержание текущей СРС
Ведущий преподаватель предоставляет студентам на выбор индивидуальные домашние задания из таблицы 3. Количество заданий в семестре - 2. Рекомендовано выполнять по 1 заданию (кроме тем 7 – 8 предусматривающих выполнение 2-х заданий) в каждой теме. Защита ИДЗ происходит в рамках конференц-недель.
Таблица 3
Рекомендуемые виды индивидуальных домашних заданий по дисциплине
«Второй иностранный язык (немецкий, французский)»
№ | Тема | Формат задания (НЯ) | Формат задания (ФЯ) |
Первый день в университете | Составление визитной карточки. Представление личной информации в формате самопрезентации. Составление генеалогического древа. Ролевая игра «Разрешите представиться» | Составление визитной карточки. Представление личной информации в формате самопрезентации. Составление генеалогического древа. Ролевая игра «Разрешите представиться» | |
Потребление | Оформление интернет-заказа. Проведение сравнительного анализа цен на некоторые товары и продукты. | Выступление с сообщением на тему «Французская кухня». Выступление с сообщением «Блюда русской кухни». Выступление с сообщением «Французские кутюрье». | |
Жизнь в кампусе | Выступление с сообщением «Мой день». Проведение мини-проекта: составление культурной программы в Томске на неделю для иностранного студента. | Выступление с сообщением «Мой день: расписание занятий, мероприятий». Выступление с сообщением: «Мое свободное время» | |
Жилье | Проведение сравнительного анализа рынка жилья в университетских городах. Проведение опроса и составление сообщения «Так живут студенты Томска». Сообщение на тему «Порядок проживания в квартире / общежитии» | Подготовка презентации по теме: «Жилище: квартира, общежитие, комната» Сообщение на тему «Порядок проживания в квартире / общежитии» | |
Пребывание в стране изучаемого языка | Презентации федеральных земель Германии. Составление и проведение страноведческой викторины. | Подготовка презентации «Географическое положение Франции». Подготовка сообщения по истории Франции. Подготовка сообщения на тему «Музеи Парижа». | |
Обычаи и традиции страны изучаемого языка | Выступление с докладом о праздниках по выбору студентов (Пасха, Рождество, День объединения Германии и др.) | Подготовка сообщений по тематикам: Национальные праздники Франции. Религиозные праздники во Франции. В гостях у французов. | |
Высшее образование | Написание эссе «Мой университет. Моя кафедра. Моя будущая специальность». Доклад на тему «Университетские города страны изучаемого языка» (по выбору студента) | Написание эссе «Мой университет. Моя кафедра. Моя будущая специальность». Доклад на тему «Университетские города страны изучаемого языка» (по выбору студента) | |
Академическая мобильность: Германия / Франция | Составление биографии. Поиск информации об университетах-партнерах Германии в Интернете. Представление сообщений по данной тематике. Сообщение на тему «Где я могу учиться в Германии» (как результат самостоятельного поиска студента в Интернете) | Составление биографии. Поиск информации об университетах-партнерах Франции в Интернете. Представление сообщений по данной тематике. Сообщение на тему «Где я могу учиться в Германии» (как результат самостоятельного поиска студента в Интернете) |
6.4. Контроль самостоятельной работы
Оценка результатов самостоятельной работы студентов организуется как единство двух форм: самоконтроль и контроль со стороны преподавателя.
За работу на практических занятиях студент получает по 1 баллу за занятие.
Защита ИДЗ происходит в рамках конференц-недель. Макс. количество баллов за ИДЗ – 10. Эти баллы засчитываются в промежуточный контроль (зачет) и в аттестацию 1 не учитываются.
Количество и тематику тренировочных домашних заданий определяет ведущий преподаватель. Данный аспект оценивается только случае выполнения студентов не менее 55% всех заданий тренировочного характера. При успешном выполнении всех тренировочных заданий макс. количество баллов – 20.
Выполнение заданий в рамках опережающей СРС оценивается макс. 14 баллов в семестр.
Выполнение ТЗ/ПУ – макс. 10 баллов семестр. Рекомендуемое количество заданий данного типа – не более 2-х в семестр.
Преподаватель имеет право в качестве поощрения на успешное выполнения творческого индивидуального задания (см. п. 6.2.) в семестре добавить к результатам текущего контроля в семестре до 10 баллов. Эти баллы могут быть засчитаны в число минимально необходимых 33-х баллов, не превышая сумму баллов по текущему контролю.
Виды, формы и оценочные баллы вносятся преподавателем в календарный рейтинг-план дисциплины перед началом семестра и утверждаются заведующим кафедрой.
6.5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются:
1. сетевые образовательные ресурсы (LMS и др.);
2. локальные сетевые ресурсы – обучающие компьютерные программы, электронные словари, электронные учебники;
3. учебно-методические комплексы, методические пособия и тематические разработки;
4. ресурсы сети Интернет (см. п. 8).
7. Средства (ФОС) текущей и промежуточной оценки качества освоения дисциплины «Второй иностранный язык (немецкий, французский)
Оценка достижения планируемого уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции осуществляется по результатам:
1) текущего контроля;
2) промежуточного контроля (зачета).
Требования к регламенту проведения процедур текущего и промежуточного контроля определяются «Руководящими материалами по текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации студентов ТПУ».
7.1. Текущий контроль
Текущий контроль призван определить уровень владения изученным языковым материалом, степень сформированности языковых навыков и развития речевых умений у студентов за определенный период времени в рамках рабочей программы.
Текущий контроль по дисциплине проводится преподавателями кафедры НЯ.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется в виде оценочных мероприятий: работа на занятии, выполнение домашних заданий тренировочного характера, опережающей СРС, творческих заданий / заданий повышенного уровня сложности.
Все виды заданий оцениваются согласно календарному рейтинг-плану дисциплины (Приложение 1). Максимальное количество баллов за текущий контроль в семестре – 60 баллов.
7.2. Промежуточный контроль (зачет)
Цель промежуточного контроля (зачет)– определениеуровня овладения студентами речевыми умениями и языковыми навыками за определенный отрезок времени (по окончании 1-5 учебных семестров курса). Объектом контроля являются коммуникативные умения по всем видам речевой деятельности, а также навыки владения языковым материалом в рамках изученных тем. Оценивание результатов обучения в форме зачета проводится путем суммирования итогов работы студента в рамках двух конференц-недель.
7.3. Содержание, организация и система оценивания заданий промежуточного контроля в форме зачета
Промежуточный контроль включает в себя защиту ИДЗ (см. таблицу 3) на конференц-неделях 1 и 2, а также выполнение комплексного теста, состоящего из 4 разделов «Чтение», «Аудирование», «Лексика и грамматика и «Продуктивное письмо» на конференц-неделе 2. Тест считается выполненным, если студент набрал более 55% баллов.
Таблица 4
Структура, содержание и распределение баллов в комплексном тесте
Раздел | Объект контроля | Виды заданий | Рекомендуемое кол-во заданий |
Аудирование | Умения в аудировании: понимание основного содержания текста, выборочное понимание текста, полное и точное понимание информации в тексте. | Задания на множественный выбор. Задания «верно-неверно». | 5-8 |
Чтение | Умения в чтении: понимание основного содержания текста, выборочное понимание текста, полное и точное понимание информации в тексте. | Задания на множественный выбор. Задания «верно-неверно». Подбор заголовков к тексту. | 6-10 |
Лексика и Грамматика | Степень владения языковым материалом | Задания на формообразование. Задания на множественный выбор. | 15-20 |
Письмо | Умения в письменной речи | Заполнение формуляра. Написание краткого e-mail сообщения. Написание личного письма. Написание автобиографии. |
Максимальное количество баллов за промежуточный контроль – 40 баллов, из них 20 баллов составляет комплексный тест, 20 баллов – защита двух ИДЗ.
Итоговая оценка складывается из суммы баллов по текущему и промежуточному контролю. Варианты оценок за промежуточный контроль (зачет) представлены в календарном рейтинг-плане дисциплины (Приложение 1).