Государственная политика в области совместного предпринимательства
В соответствии с Инвестиционным кодексом РБ, принятым 22.06.2001 г., иностранными инвесторами на территории Республики Беларусь могут быть:
- иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;
- международные организации;
- иностранные юридические лица;
- иностранные граждане;
- физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.
СП осуществляют свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Республики Беларусь, Инвестиционным кодексом, иными законодательными актами РБ и международными договорами, а также инвестиционными договорами с Республикой Беларусь
СП действует на основе учредительного договора и устава. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Также в учредительном договоре определяются условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управление деятельностью СП, выхода учредителей (участников) из его состава.
Устав СП утверждается решением общего собрания его участников. В уставе определяется предмет и цели деятельности предприятия, его местонахождение, состав участников, размер уставного фонда, размер доли участников, порядок ликвидации предприятия и т.д.
В соответствии со статьей 88 Инвестиционного кодекса уставный фонд совместного предприятия должен быть объявлен в долларах США, а в случае создания коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме акционерного общества или с использованием имущества Республики Беларусь - также и в денежных единицах Республики Беларусь.
Учредители создаваемого СП должны выбрать организационно-правовую форму будущей структуры. Это может быть хозяйственное общество (акционерное, общество с ограниченной ответственностью или общество с дополнительной ответственностью) либо товарищество (полное или коммандитное). На практике совместные предприятия создаются в основном в форме ООО и ЗАО. Представляется, что наиболее прогрессивной и наиболее привлекательной для иностранных инвесторов организационно-правовой формой совместного предприятия является закрытое акционерное общество.
Объявленный в учредительных документах уставный фонд СП в форме ООО, ОДО, ЗАО или частного иностранного унитарного предприятия должен быть сформирован не менее чем на 50% в течение первого года со дня государственной регистрации за счет внесения в него каждым из учредителей (участников) не менее 50% своей доли и в полном объеме - до истечения двух лет со дня регистрации.
Объявленный в учредительных документах уставный фонд СП в форме открытого акционерного общества должен быть сформирован в полном объеме до его государственной регистрации.
Совместные предприятия создаются путём их учреждения либо путём приобретения иностранным инвестором имущества или имущественных прав, а именно:
- доли в уставном фонде юридического лица;
- недвижимости;
- ценных бумаг;
- прав на объекты интеллектуальной собственности;
- концессий;
- оборудования;
- других основных средств.
Декрет Президента от 5.08.98 г. «О правовом режиме иностранных инвесторов из государств-участников СНГ» предоставляет инвесторам из СНГ право осуществлять свою деятельность в соответствии с белорусским законодательством об иностранных инвестициях либо законодательством, принимаемым к отечественным резидентам.
Процедуру создания СП можно условно разделить на следующие этапы:
1. Согласование наименования в местном органе государственного управления, а также в Министерстве экономики РБ.
2. Подготовка комплектов документов СП для согласования размещения, государственной регистрации в Министерстве экономики РБ.
3. Согласование размещения и государственной регистрации СП в местных органах государственного управления.
4. Нотариальное удостоверение документов на территории РБ.
5. Государственная регистрация СП в Министерстве экономики РБ.
Согласование наименования первоначально производится местным исполкомом по будущему размещению СП. На этом этапе следует также определить, не имеет ли будущий белорусский учредитель оснований для отказа в приёме документов СП на регистрацию, установленных Декретом Президента РБ №11, в частности следующих абсолютных оснований:
- сокрытие либо занижение объектов налогообложения и иных платежей в бюджет ранее учреждённым им субъектом хозяйствования;
- в отношении ранее учреждённого им юридического лица принято решение о ликвидации, но ликвидация ещё не завершена;
- наличие оснований, по которым может быть отказано в приёме документов по усмотрению должностного лица регистрирующего органа;
- если лицо является учредителем трёх юридических лиц и более (в их число не включаются ОАО и предприятия, занимающиеся преимущественно производственной деятельностью).
Порядок оформления комплекта документов, представляемых от иностранного участника для создания СП, а также форма представления этих документов будет зависеть от того, в каких правовых связях (международных соглашениях), регулирующих указанные отношения, участвует иностранное государство с РБ. Существуют три варианта:
1) Государство участника ни в каких соглашениях не участвует. В данном случае документы иностранного инвестора предоставляются нотариально заверенными в стране происхождения инвестора и затем легализованным консульством (посольством) РБ в этой же стране, с переводом, правильность которого заверена консульством – страны третьего мира.
2) Государства – участники Гаагской конвенции, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов от 5.10.1961г. (Беларусь присоединилась к указанной конвенции в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РБ от 3.06.1992 г. и Постановлением Совета Министров РБ от 15.12.1992 г. № 754) – все западноевропейские страны, Эстония, США. Нотариально заверенные в стране происхождения инвестора документы с поставленным на них апостилем переводятся и нотариально заверяются в РБ.
3) Государства, заключившие с РБ договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам – страны СНГ, Латвия, Литва, Польша. Документы предоставляются нотариально заверенными в стране происхождения инвестора, если они написаны на русском, белорусском или украинском языке.
Для государственной регистрации совместных предприятий в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- письменное заявление учредителей (подписывается всеми учредителями коммерческой совместной организации);
- нотариально удостоверенные оригиналы или нотариально удостоверенные копии учредительных документов создаваемого СП в двух экземплярах;
- для учредителей - юридических лиц Республики Беларусь - нотариально заверенная копия решения собственника имущества или уполномоченного им органа о создании СП, а также нотариально заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию, и нотариально заверенные копии учредительных документов (для каждого белорусского юридического лица);
- для учредителей - физических лиц Республики Беларусь - копия трудовой книжки, заверенная печатью организации по последнему месту работы, либо копия пенсионного удостоверения, заверенная органами социального обеспечения по месту жительства, либо справка органа занятости;
- для учредителей - иностранных юридических лиц (организаций) - легализованная выписка из торгового регистра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны, его места нахождения или постоянного места жительства на момент создания коммерческой совместной организации (легализация должна быть проведена не позднее одного года до подачи заявления о регистрации) с переводом на белорусский (русский) язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);
- для учредителей - иностранных физических лиц - ксерокопия паспорта с переводом на белорусский (русский) язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);
- документы, подтверждающие формирование уставного фонда (для коммерческой совместной организации в форме открытого акционерного общества);
- гарантийное письмо или иной документ, подтверждающие право на размещение коммерческой совместной организации по месту ее нахождения;
- платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию.
Имущество, сырьё и материалы, ввозимые иностранным участником для формирования уставного фонда совместного предприятия, освобождаются от уплаты таможенной пошлины.
СП может осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законодательством республики и соответствуют целям, предусмотренным в уставе предприятия. Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются на основе разрешений (лицензий) Национального банка Республики Беларусь.
Государственная поддержка инвестиционных проектов оказывается в виде предоставления:
- льгот по налоговым и таможенным платежам;
- гарантий Правительства Республики Беларусь;
- централизованных инвестиционных ресурсов.
В целях создания и развития на территории Республики Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях, законодательными актами Республики Беларусь устанавливаются льготы по налоговым и таможенным платежам, а также предусматриваются иные виды государственной поддержки организациям, внедряющим такие технологии.
Вид, размер и сроки государственной поддержки для каждой организации, внедряющей новые и высокие технологии, устанавливаются решением Президента Республики Беларусь.
В нашей стране для предприятий с иностранными инвестициями предусмотрено ряд налоговых льгот, однако, это касается только предприятий, в уставном фонде которых доля иностранного инвестора составляет более 30% и вся их прибыль создаётся за счёт реализации услуг и продукции собственного производства, кроме торговой и торгово-закупочной деятельности. Такие предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль на протяжении трёх лет с момента объявления ими прибыли, включая первый прибыльный год. В случае, если коммерческие организации с иностранными инвестициями производят особо важную для республики продукцию, включенную в перечень такой продукции, утверждаемый Правительством Республики Беларусь, в отношении таких организаций действуют еще на срок до трех лет ставки налога на прибыль, уменьшенные на 50 процентов.
Товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве вклада иностранных участников в уставный фонд, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость и таможенными пошлинами при условии, что эти товары:
- относятся к основным производственным фондам;
- не являются подакцизными;
- ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного фонда, а в случае создания СП в форме акционерного общества - в сроки, определенные договором о совместной деятельности по созданию этого общества, и в случае увеличения размеров уставного фонда предприятия в форме акционерного общества - в сроки, определенные договором о подписке на акции.
Налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь для коммерческих организаций с иностранными инвестициями могут устанавливаться также и иные льготы по налоговым и таможенным платежам.
В случае ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями в период ее освобождения от уплаты налогов или в течение трех лет после истечения срока освобождения от уплаты налогов эта коммерческая организация с иностранными инвестициями обязана уплатить налоги за тот период, в течение которого она была освобождена от налогов.
В соответствии со ст. 92. Инвестиционного кодекса, коммерческие организации с иностранными инвестициями, в уставном фонде которых доля иностранного участника составляет более 30 процентов, вправе без лицензии и дополнительных разрешений экспортировать продукцию (работы, услуги) собственного производства, также вправе без лицензии импортировать продукцию (работы, услуги) для собственного производства.
В случае, если акты законодательства Республики Беларусь, принятые после создания СП, ухудшают положение и условия деятельности для иностранных инвесторов и создаваемых с их участием предприятия (то есть на них возлагаются дополнительные либо увеличенные в сравнении с ранее существовавшими обязанности или они ограничиваются в правах либо лишаются имевшихся прав), то к иностранным инвесторам, коммерческой организации с иностранными инвестициями и (или) иностранным инвестициям в течение пяти лет применяется законодательство, действовавшее на день регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Иностранному инвестору гарантируется после уплаты им налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь, беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (дохода), полученной на территории Республики Беларусь в результате осуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности.
В принципе законодательство по регулированию иностранных инвестиций в Республике Беларусь соответствует международным стандартам и является относительно либеральным. Значительным шагом в данной области стало принятие Инвестиционного кодекса Палатой представителей 30 мая 2001 года, что автоматически привело к упразднению достаточно большого количества законодательных актов. Однако существует достаточно много проблем с его соблюдением, особенно в части, касающейся исполнения законодательно установленных гарантий иностранным инвесторам и сохранения режима при изменении законодательства, ухудшающего условия функционирования СП. Следует также отметить, что для Республики Беларусь характерна достаточно громоздкая и длительная система государственной регистрации совместных предприятий, что останавливает, помимо всего прочего, многих потенциальных инвесторов.