Контрольные задания к уроку № 1

Землянская О.В., Юрасова Г.Г.

Водно-фонетический курс

Немецкого языка

Учебное пособие

по фонетике

немецкого языка

Новокузнецк 2012


ББК  
Рецензенты: Ломакова А.В., канд. культорологии, доцент кафедры английского языка и методики пре­по­да­ва­ния КузГПА; Падеро Н.В., канд. пед. наук, зав. каф. иностранных языков НФ Кем ГУ

Землянская О.В., Юрасова Г.Г. Вводно-фонетический курс фонетики немецкого языка. Учебное пособие по фонетике немецкого языка

Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих немецкий язык как второй иностранный. Целью данного пособия является выработка у студентов учстойчивых артикуляционных и ритмико-интонационных навыков и созданию прочной основы для дальнейшей успешной работы над совершенствованием немецкого произношения.

Введение

Настоящее пособие представляет собой комплекс упражнений для вводного фонетического курса фонетики немецкого языка и предназначается для студентов, изучающих немецкий язык в качестве второго иностранного языка. Содержание пособия соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Целью данного пособия является выработка у студентов устойчивых артикуляционных и ритмико-интонационных навыков и создания прочной основы для дальнейшей успешной работы по совершенствованию качества немецкого произношения.

Вводно-фонетический курс состоит из 7 уроков, но рассчитан на 20 – 26 академических часов. Преподаватель в праве самостоятельно определять, какое время необходимо для усвоения предусмотренного материала. Таким образом, каждый урок является цельным логическим единством. Материал урока, в зависимости от сложности и его индивидуального восприятия студентами, может изучаться в течение 2 – 6 учебных часов.

Вводно-фонетический курс опирается на основные сведения фонетики немецкого языка, предполагает активную работу над артикуляцией, предлагает упражнения, в которых проводится сравнительная характеристика звуков и звукосочетаний, а также предложения, диалоги и мини-тексты, которые представляют основные интонемы нормативного немецкого произношения. Преподаватель распределяет учебный материал самостоятельно, но авторы пособия рекомендуют упражнения, отмеченные «звездочкой», в качестве домашнего задания. Кроме того, каждый урок завершается «Контрольными заданиями к урокам», которые можно использовать как для текущего, так и итогового контроля.

Приложение к пособию предлагает дополнительный материал для работы над правописанием, чтения, заучивания стихотворений и песен, творческие задания. Этот материал преподаватель может использовать по своему усмотрению.

Авторы пособия рекомендуют начинать каждое занятие с гимнастики органов речи, в которую входят дыхательные и артикуляционные упражнения, способствующие эффективному овладению студентами особенностями артикуляционной базы немецкого языка. А каждое последующее занятие необходимо начинать с повторения материала предыдущего урока. Несомненно, важную роль играет и работа над анализом и транскрибированием слов и предложений. Студентов необходимо научить пользоваться словарем немецкого произношения, самостоятельно фиксировать графически любой звук и различные звукосочетание, особенности немецкой интонации при помощи общепринятых знаков и символов транскрипции Международной Фонетической Ассоциации.

Урок 1

Гласные [ a] [a: ] [e: ] [ε ] [ε: ] [ι: ] [i ] [ ə]

Дифтонг [aι ]

Согласные [t ] [ d] [n ] [ l] [s ] [ z]

Аффриката [ts ]

Простое повествовательное предложение с прямым и обратным порядком слов. Деление предложения на синтагмы. Интонация простого повествовательного предложения.

Упражнение 1. Прочитайте следующие слова:

Anna, Nase, da, Tante, Tinte, dann, satt, Saat, Sand, Sahne, Tat, Tanne, saβ, nass, in, ihn, innen, ihnen, diese, ist, die, sie, Sitte, Sinn, Ida, Saal, Säle, Salat, ein, Aal, als, alt, Ei, Eis, sei, Land, nein, lies, Lied, Salz, zahlen, eilen, aβen, sei, ziehen, Satz, Sätze, Ehe, edel, See, Zehe, sehnen dehnen, These, lesen, lehnen, Tee, denn, Zahl, Zahlen,Tal, das, die, Dill, Ziel, essen, senden, sein, Leid, Neid, Liste, nähen, leihen, Leine, leiden, leise, Netz, Tasse, säen, Nähe, tändeln, zählen, Zinn, Zinsen, Esel, eitel, nieseln, niesen, tadeln, Adel, Diele, dienen, Seele, Nadel, Nädel, Eisen, lassen, nett, leiten, Insel, Zahn, Zähne

Упражнение 2. Прочитайте пары слов.

[e: ] - [ι: ] [e: ] - [ε: ]

lesen - liest Zehen - zählen

dehnen - dienen Thesen - Täten

See - sie sehen - säen

edel - Ida Tee - Täler

Zeh - Ziel Seele - Säle

These - Tiene dehnen - Dänen

Zehen - ziehen

Ehe - ihn

[s ] - [z ] [t] - [d]

Liste - Liese Daten - Taten

Tasse - Tase Dante - Tante

essen - Esel diese - These

aβen - Ase Datteln - Taten

nass - Nase edel - eitel

Eis - Eisen leiden - leiten

lassen - lasen dann - Tanne

das - Dasein

*Упражнение 3. Затранскрибируйте слова.

Da, Tante, Tinte, dann, satt, Saat, Sand, Sahne, Tat, Tanne, saβ, nass, in, ihn, innen, ihnen, diese, ist, die, sie, Sitte, Sinn, Ida, Saal, Säle, Salat, ein, Aal, als, alt, Ei, Eis, sei, Land, nein, lies, Lied, Salz, zahlen, eilen, aβen, sei, sein, Leid, Neid, Liste, nähen, leihen, Leine, leiden, leise, Netz, Tasse, säen, Nähe, tändeln, zählen, Zinn, Zinsen, Esel, eitel, nieseln, niesen, tadeln, Adel, Diele, dienen, Seele, Nadel, Nädel, Eisen, lassen, nett, leiten, Insel, Zahn, Zähne, ziehen, Satz, Sätze, Ehe, edel, See, Zehe, sehnen, dehnen, These, lesen, lehnen, Tee, denn, Zahl, Zahlen,Tal, das, die, Dill, Ziel, essen, senden

Упражнение 4. Прочитайте словосочетания. Обратите внимание на ударение в группе слов.

edle ´Seide, eine nasse ´Tasse, eine alte ´Tanne, eine alte ´Diele, seine nette ´Tante, ein altes ´Lied, ein elendes ´Dasein, ein seidenes ´Netz, ein edles ´Ziel

einen Sa´lat essen, einen ´Esel tadeln, einen ´Tee senden, eine ´These lesen, einen ´Satz lesen, ein ´Tal sehen, die ´Nädel zählen, in die ´Diele eilen, ´Eis essen, das ´Ziel sehen

Упражнение 5. Прочитайте предложения c прямым и обратным порядком слов.

Das ist Anna. Da ist ein Tal.

Anna ist da. Nah ist ein See.

Die Tante saβ da. Da ist eine Liste.

Ida ist satt. Dann isst Ida.

Ida leidet. Innen saβ Ada.

Anna liest. Dann liest die Tante.

Sie lesen. Da ist seine Tasse.

Sie isst. Da ist eine alte Tanne.

Alle Tannen sind alt. Da ist ein Esel.

Tina sitzt da.

Sie zählt.

Seine Tante ist eitel.

Das ist eine Zahl.

Упражнение 6. Продолжите предложение. Обратите внимание на твердый приступ перед гласными в начале слова.

Das ist ... ( Anna, ein Aal, ein Ei, ein Eis, Eisen, Essen, eine Ehe, ein Esel, eine Insel, eine Idee, Ida)

Упражнение 7. Прочитайте тексты.

A) Das ist ein Saal. Da sitzt Tina. Sie liest. Dann sieht sie eine Tasse. Die Tasse ist alt. Sie ist nass.

B) Das ist Denis. Denis isst einen Salat. Das ist Ida. Sie ist seine Tante. Die Tante sitzt nah. Sie ist nett. Die Tante näht.

*Упражнение 8. Найдите значение слов в словаре.

Nase, Tante, Tat, Tanne, Sitte, Sinn, Saal, Ei, Eis, Land, Lied, Salz, Satz, Tasse, Esel, Zahl, Zahn, Ziel, Liste;

dann, satt, nass, alt, leise, nett, edel;

zahlen, eile, sehen, lesen, essen, nähen, zählen, senden, tadeln, niesen, dienen;

Контрольные задания к уроку № 1

1. Определите, какому гласному звуку соответствует выделенная жирным шрифтом буква.

  [e:] [ε: ] [ε ] [ι: ] [i ] [aι ]
Esel            
Tinte            
in            
ihn            
innen            
ihnen            
diese            
ist            
Eis            
die            
sieht            
nein            
Lied            
lies            
ziehen            
Ehe            
See            
lesen            
senden            
essen            
Leid            
nähen            
Nädel            
nett            

2. Определите, какому cогласному звуку соответствует выделенная жирным шрифтом буква.

  [s ] [z ] [ t] [d ] [ts ]
Zahn          
Lied          
Satt          
Lessen          
Aβen          
Senden          
Niesen          
Insel          
Zinsen          
Netz          
Leid          
Sand          
Lassen          
Zählen          
Tasse          
Diese          
Neid          
These          
Sitzen          
Nass          

3. Фонетический диктант. Определите гласный звук в ударном слоге.

  [e: ] [ε: ] [ι: ]
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      
7.      
8.      
9.      
10.      
11.      
12.      
13.      
14.      
15.      
16.      
17.      
18.      
19.      
20.      

(lies, diese, Nädel, Seele, dienen, niesen, zählen, Esel, Ziel, ihn, die, Lied, Lehne, Tee, nähen, lesen, These, säen, dehnen, Nähe)

Урок 2

Гласные звуки [u:] [ υ] [ ο:] [ כ]

Согласные звуки [r ] [f ] [v ] [m] [p] [b ]

Аффриката [pf]

Определенный и неопределенный артикль

Вопросительное предложение с вопросительным словом и без вопросительного слова

Интонация вопросительного предложения

Упражнение 1. Прочитайте слова.

Panne, pendeln, Plan, Platz, Platte, peilen, Pilz, Pinsel, Lappen, depp, Sepsis, Nappa, ab, lieb, Dieb, Sieb, lebte

baden, Ball, Ballett, Besen, Bett, bieten, Bild, Bein, leben, Ebbe, Liebe, sieben, Elbe

Fall, Fass, Fabel, Fahne, Fell, fesseln, fein, Affe, Tafel, Eva, Lift, Tiefe, Seife, elf, Senf, tief

Wahl, Wald, Welt Wesen, Wind, Wiese, widmen, Wien, Wille, Wein, wäre, weiβ, wie, zwei, Lawine, Zweifel, Zwiebel

Mal, Mehl, Mähne, Miene, Miete, meinen, Meile, Mann, mild, Name, Flamme,Themen, nehmen, niemand, immer, Amt, Samt, Zimt, kam, Lehm, ihm, Kamm, Lamm, im

Pfad, Pfahl, Pfand, Pfanne, Pfeil, Apfel, impfen, Zipfel, dämpft, Dampf, Napf

und, Ulm, Mund, bunt, Summe, Wunde, Fund, Duft, zupfen, unten, uns, zum, Mumm, dumm, Puff, Lust, Luft, Lump, Lunte, Fluss, Datum, Wolf, Ultimatum

U-Boot, Udo, du, Wut, Mut, Muse, Fuß, tun, nun, Nute, Tube, Bube, Buhne, Lupe, Luna, Uhl, Suhl, buhlen, wudeln

ob, oft, Topf, Post, Zoll, Mops, Moll, Nonne, Sonne, Wonne, foppen, sonst, wollen, Knopf, offen, Trost,

Ofen, Sohn, Ton, Not, Dose, ohne, Kohl, Boot, Lohn, Bohnen, los, oben, Obst, Ode, tot, Moos, Mohr,

Упражнение 2. Сравните долготу гласных в следующих парах слов!

Sohn – Sonne Zunft - zu

Ofen - offen Luft – Lupe

Rose – Rosse Duft - du

Wohnen – Wonne Mund - muhen

Sohlen – sollen Putte - pulen

Ton – Tonne Tunnel - tun

Wohl – wollen Dussel - duseln

Mode – Motte Fluss - Fuß

Zote – Zotte Wunde - Wut

Упражнение 3. Прочитайте слова!

Rad , Ratte, Rast, Rand, Rampe, Rasse, Rabatt , rabatzen, rabbeln, Rabe, radikal, Raffel, ragen, Rahm, Rakete, Ranzen, reiben, rein, Reis, Reise, reiten, Reklame, Reklamant, reden, residieren, revidieren, Riemen, Riss, Riff, rieseln, Rind, Rippe, Rampe, Rätsel, Bären, Beeren, Rente, Reh, brennen, wehren, drehen

arbeiten, prallen, Draht, warm, frei, Waren, Betrieb, Beeren, Prisma, Ware, Franz, Frist, Fraße, Fratz, irren, wirren, treiben, Trieb, Ehre, Ähre, ihre, Ohren, Uhren, darf, Niere, Wirt, wirf, wird, Zirren, Erbe, Erbse, erblos, ernst, Ernte, frieren, Erle, zerebral, zerren, Narr, wirr

Упражнение 4. Прочитайте слова! Обратите внимание на то, как произносится „r“ !

Er, ihr, wir, mehr, sehr, Wert, Erde, Papier, wer, dir, Bart, war, Bär, leer, Meer, Uhr

Vater, Zimmer, Arbeiter, Lehrer, Theater, Redner, Bilder, Feder, dieser, Lieder, Mieter, Fieber, Bieber, nieder, lieber, wieder, Fässer, Esser, Messer, Banner, Wetter, Vetter, Ufer

erbeten, erblinden, ersetzbar, erwerben, erarbeiten, erbarmen, ereilen, erfahren, erfallen, erfassen, erfinden, Erfolg, erfreien, erfrieren, erlahmen, Erlass, erleben, Erlebnis, erleiden, erlernen, erlesen, ermahnen, ermessen, ermitteln, ernähren, erpressen

zerarbeiten, zerbeißen, zerbomben, zerfallen, zerfeilen, zerfrieren, zerlesen, zerlumpt, zermalmen, Zermatt, zerplatzen, zerpressen, zerreden, zerreißen, zerrieseln, zerrissen, zerrinnen, zerrupfen, zersetzen, zertreten, zertrennen

vorbeizen, vorbelastet, Vorbefehl, vorberaten, vorbereiten, Vorbremsen, Vordämpfen, vorfabeln, Vorfeld, Vorfenster, vorleben, vorlesen, Vorliebe, vormalen, Vormärz, Vormeister, Vormehlen, Vormittag, Vormiete, Vormund, Vorname, vornehm, Vorprobe, Vorrat, Vorreibe, Vorsatz, vorsetzen, vorteilen, Vorteil, Vortrieb, Vortritt, vorturnen, Vorvater, Vorwald, vorwalzen, Vorwand, vorwärmen

Erde, Erdgas, Pferd, werden, Wert, werten

Упражнение 5. Сравните согласные звуки в парах слов!

Pass – Bass, Paar – Bar, platt – Blatt , Pest – Best , Poren – bohren , Ober – Oper , pellen – bellen , Pein – Bein , Prise – Brise , Ruppe – Bube

Fall – Wall , Fass – was , fand –Wand , fahl – Wahl , Feld – Welt , vier – wir , Fund – wund , fort – Wort , fein –Wein , fahren – waren , finden – winden , Felle – Welle , Felder – Wälder , färben – werben, fallen – wallen , falten – walten

Упражнение 6. Прочитайте слова с определенным артиклем! Прочитайте слова еще раз с неопределенным артиклем!

Muster: der Vater – ein Vater

die Mutter – eine Mutter

das Kind – ein Kind

das Zimmer, die Uhr, die Sonne, das Theater, der Saal, die Arbeit, der Betrieb, die Rakete, der Pilz, der Bär, die Feder, das Fenster, der Bruder, der Sohn, das Bild, der Lehrer, die Tanne

Упражнение 7. Прочитайте вопросительные предложения без вопросительного слова!

Обратите внимание на интонацию!

Das ist ein Zimmer. - Ist das ein Zimmer?

Er nimmt Papiere. - Nimmt er Papiere?

Wir sehen eine Tanne. - Sehen wir eine Tanne?

Das Tal ist weit. - Ist das Tal weit?

Wir fahren im September zum Meer. – Fahren wir im September zum Meerl?

Alle sind da. – Sind alle da?

Die Lehrer lesen viel. – Lesen die Lehrer viel?

Упражнение 8. Задайте вопросы без вопросительного слова к предложениям!

Er arbeitet im Zimmer. Das ist ein Theater. Die Männer tanzen im Saal. Meine Eltern baden in der Nähe. Du nimmst eine Feder. Das sind meine Bilder. Alle malen einen Wald. Wir sammeln Pilze. Sie wissen alles. Er leidet viel. Da sind rote Rosen.

Упражнение 9. Прочитайте предложения! Догадайтесь о значении вопросительных слов!

Das ist meine Mutter. – Wer ist das? (meine Mutter)

Sie ist Arbeiterin. – Was ist sie? (Arbeiterin)

Sie arbeitet in einer Fabrik. – Wo arbeitet sie? (in einer Fabrik)

Bald ist die Arbeit zu Ende. – Wann ist die Arbeit zu Ende? (bald)

Meine Mutter ist nett. – Wie ist meine Mutter? (nett)

Упражнение 10. Задайте вопросы к выделенным словам!

Da ist mein Vater. Mein Vater ist Lehrer.Er sitzt in seinem Zimmer. Er liest Papiere.Dann nimmt er ein Bild. Das Bild ist interessant.

Das sind Rosen. Der Vater nimmt diese Rosen. Im September sind die Rosen immerbunt. Eine Rose ist rot. Zwei andere Rosen sind weiß.

Упражнение 11. Затранскрибируйте слова и предложения!

Affe, Waffe, Vase, Phase, Fahne, Briefe, Rippe, Frieden, Mutter, warm

Sie arbeiten ohne Protest. Der Apfel fällt weit vom Stamm. Er isst Suppe ohne Salz. Sie eilen weiter Seite an Seite. Alle tanzen um die Tanne. Mein Sohn badet im Meer viel.

Наши рекомендации